Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Семинарские занятия. Тему «Язык и общество» выношу на самостоятельное изучение.

Тему «Язык и общество» выношу на самостоятельное изучение.

 

Тема 1. ЯЗЫК КАК ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА

Теоретические вопросы:

1. Общие понятия знака, знаковой системы и знаковых отношений. Структура знака. Виды знаков (по Ч. С. Пирсу). Семиотика и ее основные разделы: семантика, синтактика, прагматика. Понятие семиозиса.

2. История изучения знаковых систем (стоики, Ч. У. Моррис, Ч. С. Пирс, Ф. де Соссюр, К. Бюлер, Л. Ельмслев, А.А. Потебня, Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон и др.).

3. Виды знаковых систем. Язык как вторичная естественная вероятностная многомерная динамическая знаковая система.

4. Свойства языкового знака. Вопрос о природе языкового значения.

Литература:

1. Березин Ф. М., Головин Б. Н. Общее языкознание. М., 1979. С. 111–121.

2. Гречко В. А. Теория языкознания. Н. Новгород, 1995.

3. Кошевая И. Г. К проблеме знака и значения в языке: Учеб. пособие. М., 1976.

4. Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка / Под ред. Б.А. Серебренникова. М., 1970. С. 96–136.

5. Семиотика. М., 1983.

6. Соссюр Ф. де. Труды по языкознаию. М., 1977.

7. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М., 1975. С. 248–254.

8. Степанов Ю.С. Семиотика. М., 1971.

9. Семиотика: Антология / сост. Ю.С. Степанов. М., 2001. (вводная статья Ю.С. Степанова, статьи Ч. С. Пирса, Ч. У. Морриса, Р. О. Якобсона).

 

Тема 2. ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО

Теоретические вопросы:

1. Язык как социальное явление. Отличие языка от других социальных явлений. Функции языка в обществе.

2. Типы языковых состояний. Формы существования языка. Виды социальной дифференциации языка. Социолект.

3. Язык на разных этапах социально-экономической истории общества.

4. Языковая ситуация. Языковая политика.

5. Социолингвистика, ее предмет и методы.

Литература:

Учебники (Березин, Головин; Гречко; Кодухов).

Общее языкознание / Под ред. А. Е. Супруна. Минск, 1983. С. 23–86.

Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М., 2000. С. 32–56.

Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М., 1975. С. 166–212.

Бондалетов В.Д. Социальная лингвистика. М., 1987.

Герд А. С. Введение в этнолингвистику. Курс лекций и хрестоматия. СПб., 2001.

Дешериев Ю.Д. Социальная лингвистика: К основам общей теории. М., 1977.

Звегинцев В.А. О предмете социолингвистики // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз.Т. 35. 1976. № 4.

Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М., 1996.

Швейцер А.Д. Современная социолингвистика: Теория, проблемы, методы. М., 1977.

Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

Тема 3. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

Теоретические вопросы:

1. Язык и этнос. Изоморфизм языка и культуры. Этнодиалект. Этнолингвистика, этнопсихология и этносемиотика. Из истории этнолингвистики (В.фон Гумбольдт, Я. Гримм, А.А.Потебня, американская антропологическая лингвистика, теория языковой относительности Сепира-Уорфа, русская этнолингвистика).

2. Этнолингвистика и реконструкция народного знания в области материальной и духовной культуры.

3. Ареальная лингвистика (лингвогеография) и ее задачи в изучении социальных и этнических языков.

Литература:

Ареальные исследования в языкознании и этнографии (Язык и этнос). Л., 1983.

А.С. Герд. Введение в этнолингвистику. СПб., 2001.

Н.И. Толстой. Этнолингвистика в кругу гуманитарных дисциплин; Язык и культура (статьи) // Н.И. Толстой. Язык и культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995.

Н.И.Толстой. Некоторые перспективы славянской и общей этнолингвистики // Изв. АН СССР. Серия литературы и языка. Т. 41. 1982. № 5.

Проблемы картографирования в языкознании и этнографии. Л., 1974.

Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

Учебники.

 

Тема 4. ЯЗЫК КАК СЛОЖНОДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Теоретические вопросы:

1. Синхрония и диахрония языка. Соотношение синхронических и диахронических исследований, их значение.

2. Свойства языка и предпосылки языковых изменений. Язык как сложнодинамическая система.

3. Внешние факторы языковых изменений.

4. Внутренние факторы языковых изменений.

5. Типы языковых изменений.

6. Универсальное в развитии разных языков.

Литература:

Учебники: Рождественский, с. 223–240; Березин, Головин, с. 240–264; Кодухов, с. 185–201.

Косеру Э. Синхрония, диахрония и история // Новое в лингвистике. Вып. 3. М., 1963.

Николаева Т. М. Теории происхождения языка и его эволюции – новое направление в современном языкознании // Вопросы языкознания. 1996. № 2.

Русский язык конца ХХ столетия (1985–1995). М., 2000.

Задание

Составить таблицу:

Типы языковых изменений Примеры
   

 

Тема 5. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Теоретические вопросы:

1. Методология, метод, методика: сходства и различия.

2. Принципы научного познания: философская методология, общенаучная методология и методология частных наук.

3. Многозначность термина «метод» в лингвистике: метод-аспект, метод-прием, метод-методика, метод-способ описания и др.

4. Классификация лингвистических методов.

Задания

1. По учебнику В. И. Кодухова «Общее языкознание» (М., 1974) составить схему-классификацию лингвистических методов. Дополнить эту схему по другим учебникам, а также книге: Общее языкознание: Методы лингвистических исследований. М., 1973.

2. Какие методы и приемы научного описания могут быть использованы по отношению к следующей группе фактов:

слав. Любомир, Радогост, Ростислав, Домагост, Будимир, Ратибор, Людмила;

др.-герм. Хеймрад (родина+совет), Людхард (народ+сила), Лютгунда (народ+битва), Герхард (копье+сила), Хеймрик (родина+богатство), Рудольф (слава+волк);

сканд. Liodbiorn (народа медведь), Ulfbiorn (волк+защита), Ulfrikr (волк могучий), Fride-burg (защитой защищенный), Folk-leifr (народ составляющий).

греч. Николайос, Теофилиос, Еустратос.

Дополнительно:

Ильин В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1993.

Кохановский В. П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук / Уч. пособие. Ростов-на-Дону, 2005.

Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

 

Вопросы к экзамену (зачету)

 

1. Объект и основные проблемы общего языкознания. Проблема языковых универсалий. Проблема типологии языков. Области языкознания.

2. Проблема объекта языкознания. Язык и речь. Сущность и объективность языка.

3. Язык как система и структура. Из истории изучения языка как системы. Типы языковых единиц. Типы отношений между единицами языка.

4. Язык как знаковая система. Знаковые отношения. Виды знаков и знаковых систем. Общая и лингвистическая семиотика.

5. Сущность языкового знака. Свойства языковых знаков. Знаковая теория языка Ф. де Соссюра. Знак, значение, значимость.

6. Функционирование языка и его внешние связи. Основные функции языка. Функциональные аспекты изучения языка. Функции языковых единиц.

7. Язык, сознание, мышление. Психофизиологические основы связи языка и мышления. Соотношение логических и языковых категорий. Слово и понятие. Значение в языке. Язык и познание.

8. Язык и общество. Социальные функции языка и формы его существования. Язык на разных этапах социально-экономической истории общества.

9. Языковая ситуация и языковая политика. Социолингвистика.

10. Язык и этнос. Изоморфизм языка и культуры. Теория языковой относительности. Этнолингвистика и антропологическая лингвистика.

11. Синхрония и диахрония языка. Язык как сложнодинамическая система.. Внешние и внутренние факторы изменчивости языка.

12. Языковые изменения. Типы языковых изменений.

13. Научное познание и проблема научного метода. Метод и методология. Общие и частные методы науки. Метод аспект, метод-прием, метод-методика в языкознании.

14. Описательный, сопоставительный, количественный методы изучения языка. Экспериментальные методы в языкознании.

15. Сравнительно-исторический и типологический методы. Методы лингвистической географии.

16. Структурный метод. Компонентный анализ. Дистрибутивный анализ. Конструктивные методы.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Автоматическое распознавание и синтез речи | К ПРОБЛЕМЕ СУЩНОСТИ ЯЗЫКА


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных