Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Статью рекомендует к публикации д-р филол. наук, проф. М. В. Пименова.




 

 

УДК 81’27:808
ББК Ш100.3 ГСНТИ 16.21.27 Код ВАК 10.02.19
Л. С. Полякова Магнитогорск, Россия ПРОЯВЛЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ СТРАТЕГИЙ В ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЫСТУПЛЕНИЯХ: СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ L. S. Polyakova Magnitogorsk, Russia THE OCCURRENCES OF GENDERED STRATEGIES IN POLITICAL SPEECHES: SOCIOLINGUISTIC EXPERIMENTAL RESEARCH
Аннотация. Проводится социолингвистическое экспериментальное исследование политического дискурса на основе методов анкетирования и фокус-групп с целью выявления степени эффективности воздействия гендерных стратегий в политической коммуникации на мужскую и женскую аудитории. Abstract. The article is devoted to the description of sociolinguistic experimental research in political discourse by the method of questionnaire and focus-groups aimed to determine the degree of effectiveness of impact of gendered strategies in political communication on male and female audiences.
Ключевые слова: гендерные стратегии; политическая коммуникация; речевой штамп; фрейм; концепт. Key words: gender strategies; political communication; speech cliché; frame; concept.
Сведения об авторе: Полякова Лилия Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков № 2. Место работы: Магнитогорский государственный технический университет. About the author: Polyakova Liliya Sergeevna, Candidate of Philology, Assistant Professor of the Chair o Foreign Languages № 2. Place of employment: Magnitogorsk State Technical University.
Контактная информация: 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 38. e-mail: liliya-mgtu@mail.ru.
       

 


В настоящее время значительное внимание специалисты разных направлений уделяют проявлениям гендера в языке, речи, дискурсе. Активно разрабатывается новая дисциплина — гендерная лингвистика, проводятся научные разработки в рамках данного направления, лингвисты часто решают вопрос об экспериментальных методах исследования для подтверждения или опровержения полученных данных. Особый интерес и важность представляют социо- и психолингвистические экспериментальные исследования политического дискурса, так как в лингвистике довольно подробно проанализированы характеристики данного типа текстов. Политическая коммуникация рассматривалась с точки зрения прагмалингвистики, социолингвистики, когнитивной и коммуникативной лингвистики, лингвосемиотики и т. д. Результаты исследования в рамках данных направлений убеждают, что политическая речь или коммуникация в целом способна оказывать влияние на аудиторию при помощи разнообразных лингвистических средств, т. е. оказывать целенаправленное воздействие на массы. С нашей точки зрения, в рамках гендерной лингвистики следует проанализировать, как политическая речь по-разному воздействует на мужскую и женскую аудиторию при помощи определенных языковых приемов. Гипотеза о таком разном, в зависимости от пола, воздействии на реципиентов требует подтверждения методами экспериментального исследования, которое также призвано продемонстрировать эффективность использования определенных языковых средств в политическом дискурсе.

Работая над диссертационным исследованием в русле политической коммуникации и гендерной лингвистики, мы выявили специальные языковые средства манипулирования общественным сознанием, которые разбили на две группы. Мы предложили обозначать их терминами гендерные стратегии и гендерные тактики. Гендерная стратегияспланированная цель воздействия на мужскую/жен­скую аудиторию, направленная на создание или коррекцию речевого поведения политика. Гендерная тактика — гендерно окрашенный языковой прием, который используется для реализации гендерной стратегии. Гендерные тактики осуществляются на этапе отбора языковых средств, направленных на достижение стратегических целей и задач.Поэтому перед нами встала задача о необходимости проведения экспериментального исследования с целью подтверждения теоретических выводов. Данный эксперимент проходил за рамками диссертационного исследования.

Цель экспериментального исследования заключалась в следующем: 1) выявить существование гендерных стратегий в языке мужчин- политиков и женщин-политиков; 2) определить степень влияния гендерных стратегий на формирование доверия у слушателей к выступлению политика. Для достижения цели исследования нами были сформулированы следующие задачи: 1) охарак­тери­зовать влияние гендерной стратегии использования типичных феминных/маскулинных качеств на распознание речеполовых характеристик языка политика; 2) про­анализировать степень влияния гендерной стра­тегии адресации целевой аудитории на степень доверия политику со стороны слушателей; 3) подтвердить статистическими методами полученные результаты.

Для проведения исследования мы использовали такие методы, как анкетирование и метод фокус-групп. Методика фокус-группы является одним из вариантов полуструктурированного группового интервью, включающего свободное обсуждение. Теоретической основой проекта послужила теория генетического структурализма Пьера Бурдье. Наряду с этими методами, для доказательства значимости полученных экспериментальных данных использовались методы математической статистики: параметрический критерий Стьюдента (t‑кри­те­рий), непараметрический критерий Хи-квадрат (χ2 ), коэффициент ассоциации, критерий различий.

Экспериментальное исследование проходило в два этапа: первый — анкетирование, в котором приняло участие 190 человек; второй — работа в фокус-группах — 110 человек. Таким образом, в эксперименте участвовало 300 человек. Репрезентативность выборки обес­печивалась ее объемом, а также включением реципиентов разных возрастов и социальных групп.

Рассмотрим подробнее первую часть исследования, выполненную методом анкетирования. Для реализации поставленных задач нами была разработана анкета, включавшая следующие блоки вопросов: о политических предпочтениях; высказывания политиков, которые нужно было оценить по степени доверия; об определении половой принадлежности политика — автора высказывания. Высказывания политиков предлагались без указания их фамилий, кроме того, пол политика нельзя было определить по морфологическим показателям. Мы отобрали такие высказывания российских политиков, которые наиболее характерны для их речевого поведения.

Для проведения исследования мы отобрали высказывания следующих российских политиков: В. Путина, В. Матвиенко, И. Хакамады, В. Жири­новского, Г. Зюганова, Э. Панфиловой. Выбор персоналий обусловлен следующим: во-первых, для чистоты эксперимента присутствует равное количество текстов мужчин- и женщин-политиков (это позволяет определить наличие/отсутствие различий в восприятии политических текстов в зависимости от пола политика); во-вторых, в 2007 г., когда проходил эксперимент, вышеупомянутые политические деятели занимали лидирующие позиции во власти, поэтому их тексты представляли научный интерес.

До проведения экспериментального исследования мы выявили степень доверия к известным политикам у реципиентов, чтобы сопоставить эти данные с конечными результатами. Участникам исследования было предложено оценить доверие к должностному лицу по пятибалльной системе (чем больше баллов — тем выше доверие). Результаты отражены в табл. 1.

Таблица 1.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных