Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Человеческое общество не может функционировать, не пользуясь языком




Человеческое общество не может функционировать, не пользуясь языком. Язык необходим ему во всех сферах жизнедеятельности (общественно-экономической, образовательной, научной, художественно-эстетической, бытовой). Помимо этого, язык выступает и основным универсальным средством выражения мысли, средством наиболее полной реализации интеллектуальной коммуникации.

Интерес к языку люди проявляли с древнейших времен. С течением времени была создана наука о языке, получившая название лингвистика (от лат. lingua-язык") или языкознание (языковедение).

Языкознание (лингвистика) - наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях.

Научная дисциплина, связанная с изучением общих особенностей человеческого языка, его сущности и природы, описанием проблем происхождения языка, общих законов его развития и функционирования, разработкой теории и методов исследования языка, называется общим языкознанием.

"Введение в языкознание" - это начальный, вводный курс общего языкознания, знакомящий студентов с основными понятиями и общетеорети­ческими проблемами науки о языке. Курс "Введение в языкознание" освещает такие вопросы, как язык и общество, язык и мышление, язык и речь, взаимодействие языков и закономерности их развития, литературные языки национального и донационального периодов, принципы классификации языков, метода изучения языка, а также проблемы сущности языка, его устройства, специфические свойства отдельных его участков и единиц.

 

Цели преподаваемой дисциплины:

- сформировать подлинно научное понимание языка», его общественной природы, закономерностей его функционирования, происхождения и развития,

- ввести студентов в круг проблем современного языкознания,

- познакомить студентов с основными лингвистическими терминами и подготовить тем самым к систематическому и углубленному изучению специальных языковедческих дисциплин;

- сформировать общее представление о многообразии и сложности языковой картины мира, продемонстрировать разнообразие языков в плане их лексического состава и структурных особенностей,

- показать взаимосвязанность различных языковых явлений, сформировав тем самым общее представление о системном характере языка,

- способствовать пробуждению и поддержанию у студентов научного интереса к языку, к изучению его проблем и особенностей,

Задачи учебного курса определяются его целями. Основные задачи

курса:

- познакомить студентов с основами современной науки о языке, с решением основных проблем современного языкознания;

- сформировать представление об основных лингвистических

терминах и понятиях;

- расширить лингвистический кругозор студентов;

- выработать у студентов определенные навыки лингвистического наблюдения и лингвистического анализа;

- привить студентам навыки самостоятельного пополнения знаний.

«Введение в языкознание» - это учебный курс, который является пропедевтическим для всех лингвистических дисциплин, преподаваемых на факультете филологии и журналистики. Общетеоретические сведения, понятия и термины, задействованные в данном курсе, составляют основу, на которой строится преподавание частных лингвистических дисциплин и курса "Общее языкознание", завершающего лингвистическое образование студентов - филологов.

Знание основных проблем языкознания, без чего невозможно понимание функциональных особенностей языка в современном мире, необходимо каждому человеку, а особенно тем, чья профессия связана с преподаванием и/или исследованием языка, тем, кому приходится пользоваться языком как орудием профессиональным (преподавателям, журналистам, писателям, политикам и т.д.). Данное обстоятельство определяет особое место языкознания в образовательном процессе факультета: оно оказывается связанным не только с лингвистическими дисциплинами, но и с литературоведением, психологией, историей, философией, рядом учебно-методических предметов и т.д.

По окончании изучения данной дисциплины студенты должны:

- иметь подлинно научное понимание общественной природы языка, закономерностей его происхождения и развития,

- иметь представление о многообразии и сложности языковой картины мира,

- видеть взаимосвязанность различных языковых явлений, обнаруживая тем самым знания о системном характере языка,

- знать основные лингвистические термины,

- уметь применять теоретические знания при выполнении практических заданий.

Курс "Введение в языкознание" изучается в первом семестре первого курса. Программа дисциплины состоит из двух частей: теоретической (36 часов лекционных занятий) и практической (36 часов практических аудиторных занятий). Формы изучения дисциплины: лекции, практические занятия, коллоквиум, контрольные работы по основным разделам курса, консультации, индивидуальная работа. Виды контроля знаний студентов и их отчетности: ответы студентов на практических и семинарских занятиях, на коллоквиумах, контрольные работы по разделам, экзамен в первую экзаменационную сессию.

 

 

Критерии оценки знаний студентов:

оценка «отлично» выставляется студенту, который глубоко усвоил программный материал, осмысленно и логично выстроил ответ, изучил обязательную и дополнительную литературу, свободно ориентируется в теоретическом материале, отвечает на все дополнительные вопросы, уверенно применяет теоретические знания при выполнении практических заданий;

оценка «хорошо» - студенту, который относительно полно раскрыл суть экзаменационных вопросов, изучил обязательную литературу, допускает некоторые неточности, не искажая содержание ответа по существу, отвечает на дополнительные вопросы с незначительными ошибками, при выполнении практических заданий допускает от 1 до3 ошибок;

оценка «удовлетворительно» - студенту, который владеет материалом в пределах программы дисциплины, знает основные категории и термины, освоил примерно половину основной литературы курса, допускает грубые ошибки в ответе, при этом ответ логически не выстроен, при выполнении практических заданий не может применить имеющиеся теоретические знания;

оценка «неудовлетворительно» - студенту, который освоил материал менее, чем на 50 %, не может раскрыть сущность основных терминов, демонстрирует неинформативный ответ, не отвечает на дополнительные вопросы, при выполнении практических заданий допускает много ошибок либо вообще затрудняется при решении подобных заданий.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Название и содержание разделов, тем Объем часов Формы контроля  
Общий Аудиторная работа Самостоятельная работа  
Лекции Практические (или семинарские) Лабораторные  
                 
Дневная форма обучения  
  Языкознание как наука. Предмет и задачи языкознания. Структура науки о языке. Связь языкознания с другими науками.         Изучение вопроса о связи языкознания с другими науками по учебной литературе курса. 2ч. Контроль устных ответов студентов Проверка конспектов лекций  
  Общественная природа языка и закономерности его развития         Изучение соответстующих разделов по учебной литературе курса. 2ч. Контроль устных ответов студентов Проверка конспектов лекций  
  Язык и речь. Уровневая структура языка и его системный характер           Изучение соответстующих разделов по учебной литературе курса. 2ч. Контроль устных ответов студентов Проверка конспектов лекций  
  Язык и общество. Различия в пределах общенародного языка, связанные с внутренним членением языкового коллектива         Изучение соответстующих разделов по учебной литературе курса. 2ч. Контроль устных ответов студентов Проверка конспектов лекций              
  Функционально-стилистическая дифференциация национального языка, его основные стилистические пласты         Изучение темы по учебной литературе курса. 4ч. Контроль устных ответов студентов Проверка конспектов лекций                  
  Историческое развитие языков в связи с устойчивым объединением людей         Изучение соответстующих разделов по учебной литературе курса. 4ч. Контроль устных ответов студентов Проверка конспектов лекций                    
  Генеалогическая классификация языков.         Выполнение упражнений к практическому занятию №1. 4ч. Контроль устных ответов студентов Проверка письменного домашнего задания  
  Теории происхождения языка.         Подготовка конспектов научных работ. Выполнение упражнений практич занятия №2. Подготовка рефератов. 4ч. Контроль устных ответов студентов Проверка конспектов научных работ  
  Фонетика как наука. Звук и аспекты его изучения. Признаки и классификация звуков речи.         Выполнение упражнений практич занятия №3. 2ч. Контроль устных ответов студентов Проверка конспектов лекций  
  Важнейшие типы фонетических процессов. Ударение. Интонация.         Выполнение упражнений практич занятия №4. 4ч. Контроль устных ответов студентов Проверка конспектов лекций  
  Фонема и звук речи. Звук и буква. Транскрипция.         Выполнение упражнений практич занятия №5. 6 ч. Контроль устных ответов студентов. Проверка письменного домашнего задания. Обсуждение рефератов.  
  Итоговая контрольная работа по разделу «Фонетика».         Изучение вопросов, рекомендованный в рамках подготовки к контрольной работе. 4ч. Проверка контрольной работы.  
  Происхождение и этапы развития языка.         Выполнение упражнений практич.занятия № 6.Подготовка рефератов. 4ч. Контроль устных ответов студентов Проверка письменного домашнего задания. Обсуждение рефератов.  
  Лексикология как наука. Предмет лексикологии и ее основные разделы.         Выполнение упражнений практич занятия № 7. 4 ч. Контроль устных ответов студентов Проверка письменного домашнего задания  
  Слово как номинативная и семантическая единица языка. Лексическое значение слова и его основные компоненты.         Выполнение упражнений практич занятия №7. 2 ч. Контроль устных ответов студентов Проверка письменного домашнего задания  
  Системные связи в лексике. Лексико-семантические связи слов. Синонимы и антонимы.         Выполнение упражнений практич занятия № 9. Контроль устных ответов студентов Проверка письменного домашнего задания  
  Полисемия и омонимия.         Выполнение упражнений практич занятия №8. Контроль устных ответов студентов Проверка письменного домашнего задания  
  Вопросы ономасиологии и этимологии. Внутренняя форма слова.         Выполнение упражнений практич занятия №7. 2ч. Контроль устных ответов студентов Проверка письменного домашнего задания  
  Исторические изменения словарного состава.         Выполнение упражнений практич занятия №10. 2ч. Контроль устных ответов студентов Проверка письменного домашнего задания  
  Итоговая контрольная работа по разделу «Лексикология».         Изучение вопросов, рекомендованных в плане подготовки к контрольной работе. 4ч. Проверка контрольной работы.  
  Грамматика как наука. Грамматическое значение слова, средства и способы его выражения.         Выполнение упражнений практич занятия №12. 2ч. Контроль устных ответов студентов Проверка письменного домашнего задания  
  Морфема. Состав слова.         Выполнение упражнений практич занятия №11.2ч. Контроль устных ответов студентов Проверка письменного домашнего задания  
  Грамматическая структура слова. Исторические изменения в грамматической структуре слова.         Выполнение упражнений практич занятия №11.2ч. Контроль устных ответов студентов Проверка письменного домашнего задания  
  Морфология. Принципы выделения частей речи.         Выполнение упражнений практич занятия №13. 2ч. Контроль устных ответов студентов Проверка письменного домашнего задания  
  Синтаксис как грамматическое учение о связной речи и ее единицах.         Выполнение упражнений практич занятия №14.2ч. Контроль устных ответов студентов Проверка конспектов лекций.    
  Средства синтаксической связи и виды синтаксических отношений. Предложение.         Выполнение упражнений практич занятия №14. 2ч. Контроль устных ответов студентов Проверка письменного домашнего задания  
  Вопросы типологического языкознания. Типологическая классификация языков.         Об истории создания типологической классификации см. учебную литературу курса. 2ч. Контроль устных ответов студентов Проверка конспектов лекций.  
  Итоговая контрольная работа по разделу «Грамматика».         Изучение вопросов, рекомендованный в рамках подготовки к контрольной работе. 4ч.    
  Экзамен              
  Всего по дисциплине              
Заочная форма обучения  
  Языкознание как наука. Структура науки о языке.         Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса.6ч Контроль устных ответов студентов Проверка конспектов лекций  
  Язык и речь. Структура языка и его системный характер.         Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса.6ч Контроль устных ответов студентов Проверка конспектов лекций  
  Различия в пределах общенародного языка, связанные с территориальной и социальной неоднородностью общества.         Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса. 6 ч. Контроль устных ответов студентов Проверка конспектов лекций  
  Историческая изменчивость языка. Синхрония и диахрония. Историческое развитие языков в связи с развитием устойчивых объединений людей.         Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса. 6ч. Контроль устных ответов студентов Проверка конспектов лекций  
  Фонетические процессы и их виды.         Изучение тем «Устройство речевого аппарата и работа органов речи. признаки и классификация звуков речи», «Фонема и звук речи» по учебной литературе курса. 6ч. Контроль устных ответов студентов Проверка конспектов лекций  
  Лексика как система. Лексико-семантические группировки слов.         Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса.6ч. Контроль устных ответов студентов Проверка конспектов лекций  
  Полисемия. Типы переносных значений.         Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса.6ч. Контроль устных ответов студентов Проверка конспектов лекций  
  Синтаксис как грамматическое учение о связной речи и ее единицах. Средства синтаксической связи и виды синтаксических отношений.         Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса.6ч. Контроль устных ответов студентов Проверка конспектов лекций  
  Генеалогическая классификация языков.         Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса.6ч. Контроль устных ответов студентов.    
  Происхождение и этапы развития языка         Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса. 6ч. Контроль устных ответов студентов.    
  Слово как номинативная и семантическая единица языка. Лексическое значение слова и его основные компоненты.         Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса.8ч. Контроль устных ответов студентов.    
  Вопросы ономасиологии и этимологии. Внутренняя форма слова.         Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса.6ч. Контроль устных ответов студентов.    
  Исторические изменения словарного состава.         Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса. 6ч. Контроль устных ответов студентов.    
  Грамматика как наука. Грамматическое значение слова, средства и способы его выражения.         Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса.6ч. Контроль устных ответов студентов.    
  Морфема. Состав слова.         Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса.6ч. Контроль устных ответов студентов.    
  Грамматическая структура слова. Исторические изменения в грамматической структуре слова.         Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса.6ч. Контроль устных ответов студентов.    
  Морфология. Принципы выделения частей речи.         Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса.6ч. Контроль устных ответов студентов.    
  Вопросы типологического языкознания. Типологическая классификация языков.         Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса.6ч. Контроль устных ответов студентов.    
  Язык и мышление         Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса.6ч    
  Языковая ситуация в современной России.         Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса.6ч    
  Всего              
                             

 

Содержание дисциплины

 

Тема 1. Языкознание как наука. Предмет и задачи науки о языке. Многообразие языков мира. Универсальное и специфическое в языке. Структура современной науки о языке. Языкознание общее и частное, описательное и историческое. Основные проблемы общего языкознания. Место языкознания в системе наук.

 

Тема 2. Многообразие языков мира, их генеалогическая классификация. Генеалогическая классификация языков. Принципы генеалогической классификации. Сравнительно-исторический метод в языкознании. Понятия об языковой семьи, группе и подгруппе языков. Теории происхождения языка: биологические (звукоподражательная теория, междометная теория, теория детского лепета), социальные (теория социального договора, теория трудовых выкриков. Теория происхождения языка Ф. Энгельса как одна из возможных позиций в решении существующей проблемы.

 

Тема 3. Общественная природа языка и закономерности его развития. Язык как важнейшее средство человеческого общения: природа и сущность языка, функции языка, язык как общественное явление. Язык и мышление. Язык как особая знаковая система. Язык и речь. Уровневая структура языка и его системный характер. Язык и общество. Различия в пределах общенародного языка, связанные с внутренним членением языкового коллектива. Понятие о литературном языке. Две формы существования литературного языка: письменная и устная речь. Литературный язык и языковая норма. Литературный язык и язык художественной литературы. Понятие о территориальном и социальном диалектах, жаргоне, арго, просторечии. Функционально-стилистическая дифференциация языка, его основные стилистические пласты. Историческая изменчивость языка. Синхрония и диахрония. Историческое развитие языков в связи с развитием устойчивых объединений людей. Языковые отношения в разные исторические эпохи. Языки и диалекты на разных этапах развития

человеческого общества, образование языков народностей, языки и диалекты при рабовладельческом и феодальном обществах, развитие национальных языков в СССР и в постсоветский период. Взаимоотношения языков в их историческом развитии, процессы дивергенции и конвергенции языков. Языковые контакты. Понятие о субстрате, суперстрате и адстрате. Двуязычие и многоязычие. Перспективы развития языков.

 

Тема 4. Фонетика как наука. Устройство речевого аппарата и работа органов речи. Принципы и классификация звуков речи. Важнейшие типы комбинаторных и позиционных изменений. Сущность комбинаторных изменений звуков, их основные типы: ассимиляция, диссимиляция, аккомодация, эпентеза, диереза, субституция. Сущность позиционных изменений звуков, их основные типы: редукция гласных (качественная, количественная), редукция согласных, гармония гласных (сингармонизм), протеза, метатеза, апокопа, синкопа. Фонема и звук речи. Звук и буква. Транскрипция. Три аспекта звуков речи (артикуляционный, акустический, функциональный). Фонема как явление речи. Фонема как явление языка. Фонема и ее аллофоны. Понятие звуковой оппозиции, нейтрализации фонологических оппозиций. Ударение, интонация.

 

Тема 5. Основные понятия лексикологии и фразеологии. Лексикология как наука. Предмет лексикологии, основные разделы лексикологии. Слово как единица языка. Основные признаки слова. Лексическое значение и факторы его определяющие. Предметная соотнесенность слова. Понятийная соотнесенность слова. Понятие о лексической значимости слова.

Мотивировка слова. Понятие о внутренней форме слова. Задачи научной этимологии. Утрата внутренней формы слова. Явление народной (ложной) этимологии.

Лексикография. Основные типы словарей.

Лексика как система. Лексико-семантические связи слов (парадигматические, синтагматические, деривационные). Парадигматические группировки слов (тематическая и лексико-семантическая группа, семантическое поле, синонимический ряд, антонимическая парадигма). Явление лексической синонимии, основные типы синонимов. Роль синонимов в речи. Словари синонимов. Явление лексической антонимии, основные типы антонимов. Словари антонимов.

Фразеологизмы. Классификация фразеологизмов по В.В. Виноградову.

Полисемия и моносемия. Сущность лексической полисемии, ее причины. Виды лексических значений. Полисемия как явление языка и ее реализация в речи. Основные виды переноса значения: метафора, метонимия и синекдоха как разновидность метонимии. Полисемия и омонимия. Сущность омонимии, виды омонимов. Паронимы. Критерии разграничения полисемии и омонимии. Катахрезы. Понятие об активном и пассивном составе словаря. Исторические изменения словарного состава. Устаревание части словарного состава. Причины устаревания слов. Типы устаревших слов: историзмы и архаизмы (основные типы архаизмов). Пути обогащения словарного состава: семантический (образование омонимов, дифференциация синонимов), словообразовательный (морфологическое, морфологосинтаксическое (конверсия), лексико-синтаксическое словообразование), заимствование (причины заимствования, способы и виды заимствования, освоение языком заимствованных слов). Новые слова и значения. Словари неологизмов.

 

Тема 4. Основные понятия грамматики. Грамматикакак наука. Предмет грамматики и ее основные разделы. Грамматическое значение, его отличие от лексического. Формальные показатели грамматического значения. Понятие о грамматической форме и грамматической категории. Полифункциональность грамматических форм. Понятиео морфеме. Морфемы сегментные, нулевые и суперсегментные. Экспонентное (формальное) и содержательное (семантическое) варьирование.Виды морфем. Варианты морфемы в языке и ее речевые экземпляры (морфы). Морфонологическая структураслова. Слова многоформенные (неизменяемые) и одноформенные (изменяемые), производные и непроизводные. Словотип (лексема, глоссема) и словоформа. Формообразовательная парадигма. Основа слова и форматив (формант).

Исторические изменения в грамматической структуре слова. Явления опрощения, переразложения и осложнения.

Морфология как наука. Принципы выделения частей речи. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Части речи разных языков. Синтаксис как грамматическое учение о связной речи и ее единицах. Средства синтаксической связи и виды синтаксических отношений. Понятие о синтагматических отношениях языковых единиц. Синтагма, виды синтагм. Словосочетание как синтаксическая единица языка, типы словосочетаний. Проблема определения предложения. Предложение и суждение. Основные признаки предложения. Понятие об актуальном (коммуникативном) и формальном членении предложения. Простое и сложное предложение. Вопросы типологического языкознания. Типологическое сходство языков и типологическая (морфологическая) классификация языков.

 

Тема 6. Происхождение и этапы развития письма. Общее понятие о письме. Предпосылки письма. Этапы и формы развития начертательного письма. Графика. Алфавит, его основные виды.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных