Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Практические задания к занятию № 14.




1. Словосочетание - это типовое соединение словоформ, того или иного языка. В русском языке основными видами связейявляются согласование, управление и примыкание. В отрывке укажите названные виды подчинительных связей между словоформами:

Я не знаю страны, обладающей такой огромной лирической силой и такой трогательно-живописной со всей своей грустью, спокойствием и простором, как средняя полоса России. Величину этой любви трудно измерить. Каждый это знает по себе. Любишь каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждую кружку воды из лесного колодца, каждое деревце над озером, трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха и каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу.

И мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы (Паустовский).

2. Определите стержневое и зависимое слово в словосочетаниях с согласованием как подчинительной связью. Укажите случаи неполного согласования.

Высокий дом, широкая улица, новое здание, город Москва, озеро Байкал, мой учитель, второй год, что-то белое, светлое будущее, шестью книгами, на пяти страницах, черный кофе, дети - наше будущее, пять студентов.

3. Определите стержневое и зависимое слово в словосочетаниях с управлением как подчинительной связью. Укажите сильное и слабое управление.

Рисую картину, любуюсь картиной, разговор о картине, идти в школу, идти за книгами, идти с детьми, идти до автобусной остановки, перекладываю книги, закладки в книгах, надеюсь на успех, письмо брата, девочка в очках, открыть дверь, дорожить временем.

4. Определите стержневое и примыкающее слово в следующих словосочетаниях.

Бежал подпрыгивая, прилежно учиться, пришел посмотреть, шли об руку, очень хорошо, бесконечно жаль, весьма похвально, способный мыслить, чтение вслух, ехать медленнее, страсть возражать, люди постарше.

5. Проанализируйте примеры и определите, какие смысловые отношения (атрибутивные, объектные, обстоятельственные) существуют между компонентами словосочетаний.

Говорить медленнее, девушка в шляпе, дом на пригорке, увлекаться спортом, работать с огоньком, гулять в парке, брюки в полоску, четвертый курс, далеко от Москвы, спросить у товарища, работать зимой, всегда веселый, свободный по субботам, доверие к людям.

6. а) Замените «внешние синтагмы» внутренними:

сосновый лес; тот, кто слушает; еловый лес; тот, кто читает; дубовый лес; бодрое состояние; умный человек; маленький стол; знакомый человек; маленький дом.

б) Замените «внутренние синтагмы» внешними:

бычище, огородник, домище, беглец, садик, добряк, радость, изумление, учитель, садовник.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных