Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Циркумфикс –То же,конфикс. 2 страница




а) частичная, по звонкости, регрессивная, контактная,

б) полная, по звонкости, регрессивная, контактная,

в) полная, по звонкости, прогрессивная, контактная.

7. Какая оппозиция фонем является коррелятивной?

а) [ р ]: [ ш ],

б) [ а ]: [ у ],

в) [ г ]: [ к ].

8. Энклитик – это:

а) два или несколько слогов, объединенных ударением,

б) безударное слово, примыкающее к предшествующему слову,

в) безударное слово, примыкающее к последующему слову.

9. Какой аспект звуков речи изучает фонология?

а) функциональный,

б) биологический,

в) акустический.

10. Где дана правильная характеристика русского словесного ударения?

а) динамическое (силовое),

б) квантитативное,

в) квантитативно-динамическое.

Вариант – 3

1. Гласными называются звуки, при артикуляции которых:

а) на пути воздушной струи возникает та или иная преграда, обычно в надгортанных полостях,

б) речевой канал в надгортанных полостях свободен, открыт, и ток воздуха не встречает препятствия,

в) возникает дополнительная к основной артикуляция звука, состоящая в подъеме средней части спинки языка к твердому небу.

2. Артикуляция звука – это:

а) работа органов речи, необходимая для произнесения звука,

б) совокупность органов речи, необходимых для произнесения звука,

в) совокупность привычных движений и состояний органов речи, необходимых для произнесения звуков данного языка.

3. Дрожащими называются согласные звуки, при артикуляции которых:

а) смычка взрывается под напором струи воздуха, и струя воздуха выходит прямо из ротовой полости,

б) смычка последовательно и периодически размыкается до свободного прохода и опять смыкается,

в) смычка сама раскрывается для прохода воздушной струи в щель, воздух проходит через эту щель с трением и мгновенно.

4. Определите согласный звук, имеющий следующую артикуляцию: переднеязычный, зубной, смычно-проходной, боковой, сонорный, твердый?

а) [ л ],

б) [ м ],

в) [ н ].

5. Какой фонетический процесс отражен в слове «восемь» (из осьмь)?

а) диэреза,

б) эпентеза,

в) протеза.

6. Сингармонизм – это фонетическое явление, при котором:

а) наблюдается выпадение отдельных согласных в середине слова,

б) в слове могут быть гласные только переднего или только непереднего ряда,

в) наблюдается появление приставочного звука в слове.

7. Какие фонемы образуют привативную оппозицию?

а) [ б ]: [ п ],

б) [ р ]: [ л ],

в) [ в ]: [ з ].

8. Проклитик – это:

а) безударное слово, примыкающие к предшествующему слову,

б) безударное слово, примыкающее к последующему слову,

в) два или несколько слогов, объединенных ударением.

9. Какие варианты фонем называются фонетическими?

а) варианты, обусловленные индивидуальными оттенками произношения,

б) варианты, отражающие хронологические и стилевые колебания произносительной нормы,

в) варианты, обязательные для всех говорящих на данном языке, так как вызываются фонетическими процессами и чередованиями звуков данного языка.

10. Где дана правильная характеристика первого слога в слове «актёр»?

а) открытый,

б) закрытый,

в) прикрыто-закрытый.

Вариант – 4

1. Консонантизм – это:

а) система гласных звуков данного языка,

б) система согласных звуков данного языка,

в) фонетическая система данного языка.

2. Работа какого органа лежит в основе деления согласных на шумные и сонорные?

а) голосовых связок,

б) небной занавески,

в) языка.

3. Палатализованными называются согласные звуки, артикуляция которых сопровождаются:

а) дополнительным подъемом задней части языка к мягкому небу,

б) выпячиванием вперед или округлением губ, за счет чего удлиняется общий объем резонаторной полости,

в) дополнительным подъемом средней части спинки языка к твердому небу.

4. Определите согласный звук, образованный с помощью следующей артикуляции: губы сомкнуты, голосовые связки дрожат, небная занавеска опущена.

а) [ б ],

б) [ п ],

в) [ м ].

5. В каком из нижеследующих слов нарушен закон слогового сингармонизма?

а) лошадь,

б) аршин,

в) чердак.

6. Какой фонетический процесс отражен в слове «февраль» (из феврарь)?

а) ассимиляция,

б) диссимиляция,

в) аккомодация.

7. В чем сущность перцептивной функции фонемы?

а) в доведении фонем до восприятия,

б) в способности различать морфемы и слова, участвуя в их обозначении,

в) в том, чтобы быть строительным материалом экспонентов морфем.

8. Какая пара звуков образует пропорциональную оппозицию?

а) [ ц ]: [ ш ],

б) [ г ]: [ к ],

в) [ щ ]: [ ч ].

9. Какое слово получится, если первый согласный звук в слове «жесть» произнести без напряжения голосовых связок?

а) весть,

б) месть,

в) шесть.

10. Какими дифференциальными признаками различаются первые звуки в словах моль: боль?

а) палатализованностью / непалатализованностью,

б) способом образования,

в) местом артикуляции.

Вариант – 5

1. Вокализм – это:

а) система согласных звуков данного языка,

б) система гласных звуков данного языка,

в) фонетическая система данного языка.

2. Что служит основанием для классификации согласных по способу артикуляции?

а) характер преодоления преграды и прохода воздушной струи при создании шума, необходимого для образования согласного,

б) работа активного органа, образующего смычку или щель, которая преодолевается воздушной струей,

в) дополнительное поднятие средней части спинки языка к твердому небу.

3. Фрикативными называются согласные, образующиеся путем:

а) трения воздушной струи о стенки прохода, созданного сближением органов речи ротовой полости,

б) взрыва воздушной струей преграды,

в) сближения средней части спинки языка с твердым небом.

4. Определите гласный звук, образованный с помощью следующей артикуляции: голосовые связки дрожат, губы нейтральны, язык задней частью спинки высоко поднят к мягкому небу:

а) [ у ],

б) [ а ],

в) [ ы ].

5. Какой фонетический процесс отражен в слове «бантик»?

а) ассимиляция,

б) диссимиляция,

в) субституция.

6. Диэреза – это:

а) вставка звука в определенных сочетаниях,

б) выпадение звука в сложном сочетании звуков,

в) выпадение одного из двух одинаковых или близко звучащих слогов.

7. В чем сущность сигнификативной функции фонемы?

а) в способности различать морфемы и слова, участвуя в их обозначении,

б) в доведении фонем до восприятия,

в) в том, чтобы быть строительным материалом экспонентов морфем.

8. Какой из вариантов является основным для фонемы [ а ]?

а) [ ь ],

б) [ ъ ],

в) [ а ].

9. Какие фонемы образуют привативную оппозицию?

а) [ у ]: [ о ],

б) [ з ]: [ с ],

в) [ б ]: [ д ].

10. Словесное ударение в русском языке является:

а) разноместным,

б) одноместным,

в) фиксированным.

Вариант – 6

1. Артикуляционная база – это:

а) работа органов речи, необходимая для произнесения звука,

б) совокупность органов речи, необходимых для произнесения звука,

в) совокупность привычных движений и состояний органов речи, необходимых для произнесения звуков данного языка.

2. К гласным переднего ряда относятся:

а) [ и ], [ э ],

б) [ ы ], [ а ],

в) [ у ], [ о ].

3. Работа какого органа лежит в основе выделения назальных звуков?

а) голосовых связок,

б) небной занавески,

в) языка.

4. К комбинаторным фонетическим процессам относится:

а) оглушение согласных на конце слова перед паузой,

б) диссимиляция,

в) апокопа.

5. Какой фонетический процесс отражен в просторечном слове «ндрав» (ср. литературное слово «нрав»)?

а) протеза,

б) диэреза,

в) эпентеза.

6. Как иначе называются функционально важные звуковые признаки?

а) фонологические,

б) нефонологические,

в) орфоэпические.

7. Где представлены только сильные позиции согласных фонем по глухости-звонкости?

а) вода, дружба, сказка,

б) дома, земля, нива,

в) дворняжка, извозчик, книга.

8. В каких парах слов имеет место историческое чередование звуков?

а) в о да́ - в о́ ды,

б) во д ить – во жд ение,

в) пру д – пру д ы.

9. Какие фонемы образуют изолированную оппозицию?:

а) [ ч ]: [ ц ],

б) [ ж ]: [ ш ].

в) [ м ]: [ м’ ].

10. Где дана правильная характеристика первого слога в слове «изба»?

а) открытый,

б) закрытый,

в) прикрыто-закрытый.

Вариант – 7

1. Рассмотрение звуков с точки зрения процессов, происходящих в организме человека при произнесении этих звуков и при их восприятии, составляет сущность:

а) биологического аспекта в изучении звуков речи,

б) акустического аспекта,

в) собственно лингвистического аспекта.

2. Аффрикатами являются звуки:

а) [ ч ], [ ц ],

б) [ ш ], [ ж ],

в) [ д ], [ т ].

3. Работа какого органа лежит в основе выделения сонорных согласных:

а) небной занавески,

б) голосовых связок,

в) языка.

4. Веляризованными называются согласные звуки, артикуляция которых сопровождается:

а) дополнительным подъемом задней части языка к мягкому небу,

б) выпячиванием вперед или округлением губ, за счет чего удлиняется общий объем резонаторной полости,

в) дополнительным подъемом средней части спинки языка к твердому небу.

5. Какая редукция называется качественной?

а) редукция, которой подвергаются гласные верхнего подъема,

б) редукция, при которой гласный звук теряет долготу, силу, сохраняя тембровую окраску,

в) редукция, при которой гласный звук изменяется по долготе, силе и тембру.

6. Какой фонетический процесс отражен в слове «власть»?

а) ассимиляция,

б) диссимиляция,

в) субституция.

7. Перцептивно сильной является позиция, при которой:

а) фонема меняет свое звучание в зависимости от позиции,

б) фонема выступает в своем основном виде, независимо от позиции,

в) фонемы сохраняют противопоставление и, различаясь, различают значимые единицы языка.

8. Где дана правильная характеристика первого слога в слове «пастух»?

а) неприкрытый, открытый,

б) прикрытый, открытый,

в) прикрытый, закрытый.

9. В каких парах слов имеет место фонетическое чередование звуков?

а) хо т еть – хо ч у,

б) но с ить – но ш у,

в) сто г а – сто г.

10. В слове «борода» ударение является:

а) подвижным,

б) неподвижным,

в) связанным (фиксированным).

Вариант – 8

1. Что изучает частная фонетика?

а) природу звуковых явлений, общие условия образования звуков речи, их акустические характеристики и виды взаимодействия и др.,

б) звуковые явления с точки зрения их развития на протяжении более или менее длительного временного периода,

в) артикуляционные и акустические свойства звуков речи, виды их взаимодействия, особенности интонации и ударения применительно к тому или иному конкретному языку.

2. Работа какого органа лежит в основе деления всех гласных на лабиализованные и нелабиализованные?

а) языка,

б) губ,

в) небной занавески.

3. Какую оппозицию образуют фонемы [ л ]: [ р ]?

а) пропорциональную,

б) изолированную,

в) тернарную.

4. Место образования согласного звука – это:

а) характер прохода воздушной струи при образовании звука речи,

б) точка, в которой сближаются в щель или смыкаются два органа на пути воздушной струи и где при прямом преодолении преграды возникает шум,

в) дополнительная артикуляция, состоящая в подъеме средней части спинки языка к твердому небу.

5. Субституция – это фонетический процесс, при котором наблюдается:

а) взаимное перемещение звуков или слогов в составе слова,

б) выпадение звука,

в) замена при заимствовании чужого звука своим звуком.

6. Какой фонетический процесс отражен в слове «лёгкий»?

а) ассимиляция,

б) диссимиляция,

в) субституция.

7. Что представляет собой слоговой акцент?

а) движение основного тона голоса (повышение/понижение), создающее тональный контур высказывания и его частей и таким образом связывающее и членящее речь,

б) различные регулярные изменения высоты основного тона голоса или интенсивности звучания, которые, противопоставляясь друг другу, могут выполнять различную функцию,

в) выделение с помощью тех или иных звуковых средств одного вполне определенного слога (реже еще и другого или других слогов).

8. В каких парах слов имеет место фонетическое чередование звуков:

а) д о м: д о машний,

б) ле т еть: ле ч у,

в) чи ст ить: чи щ у.

9. Нейтрализация противопоставления согласных [ г ]: [ к ] отражается в словах:

а) лу к: лу г,

б) лу г а: лу к а,

в) лу г овой: лу к овый.

10. Что собой представляет квантитативное ударение?

а) выделение ударного слога большей интенсивностью произношения,

б) выделение ударного слога путем его удлинения (чаще за счет его гласного),

в) выделение ударного слога путем повышения или понижения тона.

 

Вариант – 9

1. В чем состоит собственно лингвистический аспект в изучении звуков речи?

а) в рассмотрении звуков как физических явлений, т. е. как определенных колебательных движений, передаваемых через упругую среду (воздух) и воспринимаемых на слух,

б) в рассмотрении звуков с точки зрения процессов, происходящих в организме при произнесении этих звуков и при их восприятии,

в) в рассмотрении функций звуков, которые звуки выполняют в языке и речи.

2. К звукам с более или менее продолжительной выдержкой относится:

а) [ д ],

б) [ к ],

в) [ ш ].

3. Гласный [ а ] является:

а) широким,

б) средним,

в) узким.

4. Где дана правильная артикуляционная характеристика звука [ л ]?

а) переднеязычный, небной, смычный, боковой, твердый, сонорный,

б) переднеязычный, зубной, смычный, боковой, твердый, сонорный,

в) переднеязычный, межзубной, смычный, боковой, твердый, сонорный.

5. Какой фонетический процесс отражен в слове «верблюд» (из велблюд)?

а) ассимиляция,

б) диссимиляция,

в) аккомодация.

6. К позиционным фонетическим процессам относится:

а) редукция,

б) сингармонизм,

в) субституция.

7. В каком из нижеследующих слов зафиксирован основной вариант фонемы [ в ]?

а) в саду,

б) улов,

в) ваза.

8. Какие фонемы образуют привативную оппозицию?

а) [ в ]: [ ф ],

б) [ ч ]: [ ц ],

в) [ о ]: [ у ].

9. Нейтрализация противопоставления согласных [ т ]: [ д ] отражается в словах:

а) ко́ д а: ко т а,

б) ко д: ко т,

в) мо д а: во т бы.

10. В слове «горох» ударение является:

а) подвижным,

б) неподвижным,

в) фиксированным.

Вариант – 10

1. В чем сущность биологического аспекта в изучении звуков речи?

а) в рассмотрении функций звуков, которые звуки выполняют в языке и речи,

б) в рассмотрении звуков как физических явлений, т. е. как определенных колебательных движений, передаваемых через упругую среду (воздух) и воспринимаемых на слух,

в) в рассмотрении звуков с точки зрения процессов, происходящих в организме при произнесении этих звуков и при их восприятии,

2. Способ образования согласного звука – это:

а) характер прохода воздушной струи при образовании звука,

б) точка, в которой сближаются в щель или смыкаются два органа на пути воздушной струи и где при прямом преодолении преграды возникает шум,

в) дополнительный к основной артикуляции звука подъем средней части спинки языка к твердому небу.

3. Смычно-фрикативными являются звуки:

а) [ ч ], [ ц],

б ) [в], [ф ],

в) [ г ], [ к ].

4. Протеза – это фонетический процесс, при котором наблюдается:

а) перестановка звуков в слове,

б) выпадение звука,

в) подстановка звука к началу слова.

5. В каком из нижеследующих слов отражен процесс ассимиляции?

а) новость,

б) гусеница,

в) честный.

6. Дистрибуция фонем – это:

а) распределение фонем по произносительным условиям,

б) противопоставление фонем,

в) фонетический процесс.

7. Какие фонемы образуют коррелятивную оппозицию?

а) [ а ]: [ о ],

б) [ и ]: [ э ],

в) [ э ]: [ у ].

8. Какой звук получится, если согласный [ д ] произнести с опущенной небной занавеской?

а) [ н ],

б) [ д’ ],

в) [ т ].

9. Какими дифференциальными признаками различаются первые звуки в словах был: бил?

а) палатализованностью /непалатализованностью,

б) назализованностью /неназализованностью,

в) местом образования.

10. Где дана правильная характеристика второго слога в слове «ива»?

а) прикрытый, открытый,

б) неприкрытый, открытый,

в) неприкрытый, закрытый.

Вариант – 11

1. В чем сущность акустического аспекта в изучении звуков речи?

а) в рассмотрении функций звуков, которые звуки выполняют в языке и речи,

б) в рассмотрении звуков как физических явлений, т. е. как определенных колебательных движений, передаваемых через упругую среду (воздух) и воспринимаемых на слух,

в) в рассмотрении звуков с точки зрения процессов, происходящих в организме при произнесении этих звуков и при их восприятии.

2. Речевой аппарат – это:

а) совокупность органов речи, необходимых для произнесения звука,

б) работа органов речи, необходимая для произнесения звука,

в) совокупность привычных движений и состояний органов речи, необходимых для произнесения звуков данного языка.

3. Как называется дополнительная артикуляция, состоящая в подъеме средней части спинки языка к твердому небу?

а) веляризация,

б) палатализация,

в) назализация.

4. Где дана правильная артикуляционная характеристика звука [ э ]?

а) переднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный,

б) среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный,

в) переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный.

5. Какой фонетический процесс отражен в слове «трагикомедия» (из траги коко медия)?

а) сингармонизм,

б) субституция,

в) гаплология.

6. Редукция – это фонетический процесс, при котором наблюдается:

а) ослабление и изменение звучания безударных слогов и прежде всего слоговых звуков этих слогов,

б) уподобление одного звука другому в каком-либо компоненте артикуляции,

в) взаимное перемещение звуков или слогов в составе слова.

7. Какие фонемы образуют коррелятивную оппозицию?

а) [ д ]: [ т ],

б) [ ш ]: [ ф ],

в) [ а ]: [ о ].

8. Мелодика – это

а) движение основного тона голоса (повышение/понижение), создающее тональный контур высказывания и его частей и таким образом связывающее и членящее речь,

б) различные регулярные изменения высоты основного тона голоса или интенсивности звучания, которые, противопоставляясь друг другу, могут выполнять различную функцию,

в) выделение с помощью тех или иных звуковых средств одного вполне определенного слога (реже еще и другого или других слогов).

9. В каких парах слов имеет место фонетическое чередование звуков?

а) в о да – в о́ ды,

б) п е нь – пня,

в) тре ск – тре щ ать.

10. Что собой представляет динамическое (силовое) ударение?

а) выделение ударного слога большей интенсивностью произношения,

б) выделение ударного слога путем его удлинения (чаще за счет его гласного),

в) выделение ударного слога путем повышения или понижения тона.

Вариант – 12

1. Почему термин «речевой аппарат» является условным?

а) потому что у человека от природы нет органов, прямой биологической функции которых было бы производство звуков речи,

б) потому что этот термин может употребляется в широком и узком смысле слова,

в) потому что в речевой аппарат входят различные органы речи.

2. Работа какого органа лежит в основе деления всех звуков на сонорные (звучные) и шумные?

а) небной занавески,

б) голосовых связок,

в) губ.

3. Непалатализованными называются согласные звуки, при артикуляции которых отсутствует:

а) дополнительный подъем задней части спинки языка к мягкому небу,

б) дополнительный подъем средней части спинки языка к твердому небу,

в) выпячивание вперед или округление губ.

4. Определите согласный звук, образованный с помощью следующей артикуляции: губы сомкнуты, голосовые связки не дрожат, небная занавеска прижата к стенке зева:

а) [ б ],

б) [ м ],

в) [ п ].

5. Какое получится слово, если в слове «мыть» первый согласный произнести с поднятой небной занавеской?

а) шить,

б) быть,

в) выть.

6. Процесс аккомодации может происходить между:

а) гласными звуками,

б) согласными звуками,

в) гласным и согласным звуками.

7. Какой фонетический процесс отражен в слове «сладкий»?

а) диссимиляция,

б) ассимиляция,

в) сингармонизм.

8. Сигнификативно сильной является позиция, при которой:

а) фонемы сохраняют противопоставление и, различаясь, различают значимые единицы языка,

б) противопоставленные фонемы совпадают в одинаковом звучании, перестают различаться и различать значимые единицы языка,

в) фонемы меняют свое звучание в зависимости от позиции и выступают в виде своей вариации.

9. Нейтрализация противопоставления гласных [ а ]: [ о ] отражается в словах:

а) в а л: в о л,

б) к а шку: к о шку,

в) в о лы: в а лы.

10. Какие фонемы образуют изолированную оппозицию?

а) [ б ]: [ п ],

б) [ ц ]: [ ч ],

в) [ д’ ]: [ д ].

 

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Кафедра общего языкознания и славянских языков

 

 

Контрольная работа

по курсу «Введение в языкознание»

Раздел «Фонетика»

 

Кемерово 2008

Составитель: к.ф.н., доцент Рабенко Т.Г.

 

Контрольная работа по курсу «Введение в языкознание» содержит варианты заданий, связанных с повторением теоретического и практического материалов раздела «Фонетика».

 

Утверждено на заседании кафедры общего языкознания и славянских языков «»2008 г. _ _ Зав. кафедрой М.В. Пименова Утверждено методкомиссией факультета филологии и журналистики «»2008 г. _ _ Председатель методкомиссии И.В. Ащеулова  

 

Данная контрольная работа выполняется студентами первого курса дневного отделения факультета филологи и журналистики по учебному графику, определенному «Рабочей программой курса» Введение в языкознание»

Настоящая работа имеет своей целью отработать на практике и закрепить теоретические сведения, полученные студентами при изучении раздела «Фонетика».

Перед выполнением заданий предполагается повторение теоретического материала по рекомендованной литературе.

Список рекомендованной литературы.

1. Баранникова Л.И. Введение в языкознание. – Саратов, 1973. – Глава II «Фонетика».

2. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М., 1987. – Глава II «Фонетика».

3. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М., 1997. – Глава II «Фонетика».

4. Реформатский А.А. Введение в языкознание. – М., 1996. – Глава II «Фонетика».

5. Записи лекций.

Вариант I

1. Укажите, какие звуки и слова получаться, если первый звук в названиях ниже примерах произнести:

а) без напряжения голосовых связок: зову, бар, ваза, дело, жара,

б) с опущенной небной занавеской: бак, бал, дог, доска, дочь.

2. Опишите артикуляцию органов речи в процессе произнесения звуков: [а], [о], [м], [м’].

3. Определите на основе указанных дифференциальных признаков другие основные признаки, присущие звукам русского языка, и назовите звуки:

а) гласный верхнего подъема, среднего ряда, …?;

б) согласный, шумный, заднеязычный, щелевой, …?, мягкий;

в) согласный, близкий к сонорным, …?, …?, …?;

4. Подберите примеры, иллюстрирующие все возможные фонетические варианты фонем, основным вариантом которых является: [а], [с’], [б].

5. Охарактеризуйте все звуки в следующих словах: яма, день, уж.

6. В следующем отрывке сгруппируйте аллофоны по фонемам. Укажите, чем различаются аллофоны каждой фонемы, и чем обусловлено их употребление в словах:

Уж побледнел закат румяный

Над усыпленною землей;

Дымятся синие туманы,

И всходит месяц золотой…

(А.С. Пушкин)

7. Какие фонетические процессы нашли отражение в следующих словах: вокзал, городки, в театре, жесткость, ложь, к другу, солнце, улов, поздний, февраль, Италия, счастье.

8. В диалектной речи или просторечии носителей русского языка можно услышать такие формы: скорпиён (из скорпион), хто (из кто), здря (из зря). Объясните их возникновение.

9. Определите русское слово, в состав которого последовательно входят следующие звуки:

а) сонорный, переднеязычно-зубной, смычно-боковой, твердый;

б) гласный среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный;

в) шумный, губно-зубной, щелевой, глухой, твердый;

г) согласный, заднеязычный, взрывной, глухой, твердый;

д) гласный среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный.

10. Даны предложения и слово. Определите сколько раз звуки этого слова встречаются в предложении: А Васька слушает, да ест. (Вестник).

 

 

Вариант II

1. Укажите, какие звуки и слова получатся, если первый звук в названных
ниже примерах произнести:

а) без напряжения голосовых связок: гора, вал, дам, жил, вол;

б) с опущенной небной занавеской: боль, дам, док, бал, бак;

2. Опишите артикуляцию органов речи в процессе произнесения звуков:
[и], [ы], [л], [р];

3. Определите на основе указанных дифференциальных признаков другие
основные признаки, присущие звукам русского языка, назовите звуки:

а) гласный нижнего подъема,...?...?;

б) согласный,...?,..?, аффриката,...?, твердый;

в) согласный, переднеязычный, щелевой,...?,...?, всегда мягкий;

4. Подберите примеры, иллюстрирующие все возможные фонетические
варианты фонем, основным вариантом которых является: [э], [о], [д].

5. Охарактеризуйте все звуки в следующих словах: ехать, ошибка, ночь.

6. В следующем отрывке сгруппируйте аллофоны по фонемам. Укажите,
чем различаются аллофоны каждой фонемы, и чем обусловлено их
употребление в словах:

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных