Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Циркумфикс –То же,конфикс. 3 страница




Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

(М.Ю. Лермонтов)

7. Какие фонетические процессы нашли отражение в следующих словах:
Мудрость, близко, высший, в школе, проповедь, сердце, гусеница, улов,
яблоко (ср. болг. абълка, лаг. abella), праздник, гейзер (от нем. heij
«горячий»), арбуз, к дочери.

 

8. В диалектной речи или просторечии носителей русского языка можно
услышать такие формы: транвай (из трамвай), радиво (из радио), гумага (из.
бумага). Объясните их возникновение.

9. Определите русское слово, в состав которого последовательно входят
следующие звуки:

а) согласный, переднеязычно-небный, смычно-щелевой, глухой, мягкий;

б) гласный, среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный;

в) согласный переднеязычно-зубной, фрикативный, глухой, мягкий;

г) согласным, переднеязычно-зубной, взрывной, глухой мягкий.

10. Даны предложение и слово. Определите, сколько раз звуки этого слова
встречаются в предложении:

Аппетит приходит во время еды. (Отход).

Вариант III

1. Укажите, какие звуки и слова получатся, если первый звук в названных
ниже примерах произнести:

а) без напряжения голосовых связок: дом, жил, вол, дочка, бока;

б) с поднятой средней частью спинки языка: воз, ваза, суда; лот, мать;

2. Опишите артикуляцию органов речи в процессе произнесения звуков: [о] [у] [з] [с];

3. Определите на основе указанных дифференциальных признаков другие
основные признаки, присущие звукам русского языка, и назовите звуки:

а) гласный заднего ряда, среднего подъема,...?;

б) согласный, губно-губной, носовой,...?, мягкий;

в) согласный, шумный,...?, аффриката,...?, твердый;

4. Подберите примеры, иллюстрирующие все возможные; фонетические
варианты фонем, основным вариантом которых является: [а], [э], [ж];

5. Охарактеризуйте все звуки в следующих словах: чай, несчастье, ум;

6. В следующем отрывке сгруппируйте аллофоны по фонемам. Укажите,
чем различаются аллофоны каждой фонемы, и чем обусловлено их
употребление в словах:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый Серафим

На перепутье мне явился...

(А.С. Пушкин)

7. Какие фонетические процессы нашли отражение в следующих словах:
сливки, молодость, Леонтий, блюдце, в стакане, футляр (ср. нем. Futteral),
дождь, проснувшись, к дому, трагикомедия, рог, вместе;

8. В диалектной речи или просторечия носителей русского языка можно
услышать такие формы: ндравится (из нравится), левольвер (из револьвер),
куфня (из кухня). Объясните их возникновение.

9. Определите русское слово, в состав которого последовательно входят
следующие звуки:

а) согласный переднеязычно-зубной, взрывной, звонкий твердый;

б) гласный заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный;

в) согласный сонорный, губно-губной, носовой, твердый;

г) гласный среднего ряда, нижнего подъема, не лабиализованный;

10. Даны предложение и слово. Определите, сколько раз звуки этого слова встречаются в предложении: Береги честь смолоду. (Чистил).

Вариант ТV

1. Укажите, какие звуки и слова получатся, если первый звук в названных ниже примерах произнести;

а) без напряжения голосовых связок: дот, жесть, дом, бить, вол;

б) с поднятой средней частью спинки языка: лук, саду, вол, вал, сок, мал;

2. Опишите артикуляцию органов речи в процессе произнесения звуков:

[э], [о], [с], [с’];

3. Определите на основе указанных дифференциальных признаков другие
основные признаки, присущие звукам русского языка, и назовите звуки:

а) гласный среднего рада,...?, нелабиализованный;

б) согласный, шумный, губно-зубной,...?, глухой, мягкий;

и) согласный, сонорный,...?, носовой, мягкий;

4. Подберите примеры, иллюстрирующие все возможные фонетические
варианты фонем, основным вариантом которых является: [о], [к], [н’];

5. Охарактеризуйте все звуки в следующих словах: еж, лист, чащоба;

6. В следующем отрывке сгруппируйте аллофоны по фонемам. Укажите,
чем различаются аллофоны каждой фонемы, и чем обусловлено их,
употребление в словах:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя...

(М.Ю. Лермонтов)

7. Какие фонетические процессы нашли отражение в следующих словах:
сборник, изредка, листья, сжечь, в тетради, пароход, розоватый (ср.розов + оват —> розоватый), Кавказ, кустистый, ягненок (ср. агнец), кувшин,с другом.

8. В диалектной речи или просторечии носителей русского языка можно
услышать такие формы; раболатория (из лаборатория), продухты (из продукты), Ванькя(из Ванька). Объясните их возникновение.

9. Определите русское слово, в состав которого последовательно входят
следующие звуки:

а) согласный сонорный, губно-губной, носовой, твердый;

б) гласный среднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный;

в) согласный сонорный, переднеязычно-зубной, смычно-боковой, твердый;

г) гласный среднего ряда, нижнего подъема, не лабиализованный.

 

10. Даны предложение и слово. Определите, сколько раз звуки этого слова встречаются в предложении: Человек человеку друг, товарищ и брат, (Вычислил).

Вариант V

1. Укажите, какие звуки и слова получатся, если первый звук в названных
ниже примерах произнести:

а) без напряжения голосовых связок: год, вон, голос, бар, злой;

б) с поднятой средней частью спинки языка: рад, томный, бодро, тук, лук;

2. Опишите артикуляцию органов речи в процессе произнесения звуков:
[и], [у], [м], [б];

3. Определите на основе указанных дифференциальных признаков другие
основные признаки, присущие звукам русского языка, и назовите звуки:

а) гласный нижнего подъема,...?, ...?;

б) согласный, губно-губной, носовой,...?, твердый;

в)согласный, шумный, заднеязычный, щелевой,...?, твердый;

4. Подберите примеры, иллюстрирующие все возможные фонетические
варианты фонем, основным вариантом которых является: [а], [г], [a];

5. Охарактеризуйте все звуки в следующих словах: фильм, блюдце, аорта.

6. В следующем отрывке сгруппируйте аллофоны по фонемам. Укажите,
чем различаются аллофоны каждой фонемы, и чем обусловлено их употребление в словах:

...Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет божий затмивает,

Ночью землю освещает...

(А.С. Пушкин)

7. Какие фонетические процессы нашли отражение в следующих словах:
загадка, груздь, варежки, новость, блюдце, в книге, сжать, к дому, честность, восемь (ср. болг. осъм, лат. octo), мрамор (ср. лат. marmor), с женой.

8. В диалектной речи или просторечии носителей русского языка можно
услышать такие формы.: хулюган (из хулиган), дилектор (из директор),
какаво (из какао). Объясните их возникновение.

9. Определите русское слово, в состав которого последовательно входят
следующие звуки:

а) согласный шумный, губно-зубной, щелевой, звонкий, мягкий;

б) гласный переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный;

в) согласный сонорный, переднеязычно-небный, дрожащий, твердый;

г) согласный шумный, заднеязычный, щелевой, глухой, твердый.

10. Даны предложение и слово. Определите, сколько раз звуки этого слова встречаются в предложении: Волков бояться, в лес не ходить. (Офицер).

 

Вариант VI

1. Укажите, какие звуки и слова получатся, если первый звук в названных
ниже примерах произнести:

а) с опущенной небной занавеской: било, бел, байка, дам, дочка;

б) как щелевой, а не как смычковый: корень, дуб, тень, тело, крен;

2. Опишите артикуляцию органов речи в процессе произнесения звуков:

[а], [ы], [в’], [ф];

3. Определите на основе указанных дифференциальных признаков другие
основные признаки, присущие звукам русского языка, и назовите звуки:

а) гласный переднего ряда, верхнего подъема,...?;

б) согласный,...?,...?, аффриката,...?, мягкий;

в) согласный, близкий к сонорным,...?,...?,...?;

4. Подберите примеры, иллюстрирующие все возможные фонетические
варианты фонем, основным вариантом которых является: [о], [б], [г];

5. Охарактеризуйте все звуки в следующих словах: сердце, расческа, уж.

6. В следующем отрывке сгруппируйте аллофоны по фонемам. Укажите, чем различаются аллофоны каждой, фонемы, и чем обусловлено их употребление в словах:

Ревела буря, дождь шумел;

Во мраке молнии летали;

Бесперерывно гром гремел,

И ветры в дебрях бушевали…

(К.Ф. Рылеев)

7. Какие фонетические процессы нашли отражение в следующих словах: храбрость, расческа, украдкой, сговор, урюк, лебедь, Уильям или Вильям (ср. англ. William), посев, обувь, изредка, ватрушка, ковш.

8. В диалектной речи или просторечии носителей русского языка можно, услышать такие формы: дохтор (из доктор), страм (из срам), ведмедь (из медведь). Объясните их возникновение.

9. Определите русское слева, в состав которого, последовательно входят следующие звуки:

а) согласный переднеязычно-зубной, фрикативный, глухой, мягкий;

б) гласный переднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный;

в) согласный сонорный, переднеязычно-небный, дрожащий, твердый;

г) гласный заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный;

д) согласный губно-губной, взрывной, глухой, твердый;

10. Даны предложение и слово. Определите, сколько раз звуки этого слова встречаются в предложении: Учиться всегда пригодится. (Честь).

Вариант VII

1. Укажите, какие звуки и слова получатся, если первый ниже примерах произнести:

а) как щелевой, а не как смычный; панты, дуб, тень, тело.

 

б) без участиясредней части спинки языка; вёз, сюда, лед, люк, мять.

2. Опишите артикуляцию органов речи в процессе произнесения звуков:

[э], [у], [п], [р];

3. Определите на основе указанных дифференциальных признаков другие
основные признаки, присущие звукам русского языка, и назовите звуки:

а) гласный нижнего подъема,...?,...?;

б) согласный, сонорный,...?, носовой, твердый;

в) согласный, переднеязычный, щелевой,...?,...?, всегда мягкий;

4. Подберите примеры, иллюстрирующие асе возможные фонетические
варианты фонем, основным вариантом которых является: [а], [з], [ш];

5. Охарактеризуйте все звуки в следующих словах: яблоко, вечер, мыть.

6. В следующем отрывке сгруппируйте аллофоны по фонемам. Укажите, чем различаются аллофоны каждой фонемы, и чем обусловлено их употребление а словах:

Я стою на прибрежье, в пожаре прибоя,

И волна, проблистав белизной и вышине,

Точно конь, распаленный от бега и боя,

В напряженье предсмертном домчался ко мне.

(К.Д. Бальмонт)

7. Какие фонетические процессы нашли отражение в следующие словах: радость, подтянуть, чересчур, в саду, вотчина (ср. отчизна), возрастной, гриб, вместе, гвоздь, честь, к даче, лебедь (ср, белый).

8. В диалектной речи или просторечии носителей русского языка можно
услышать такие формы: омман (из обман), колидор (из коридор), бульён (из
бульон). Объясните их возникновение.

9. Определите русское слово, в состав которого последовательно входят
следующие звуки:

а) гласный, нелабиализованный, верхнего подъема, переднего ряда;

б) согласный, волевой, губно-зубной, шумный, звонкий, велярный.

в) гласный, нелабиализованный, нижнего подъема, cpeднего ряда.

10. Даны предложение и слово. Определите, сколько раз звуки этого, слова встречаются в предложении: И волки сыты, и овцы целы. (Стволы).

Вариант VIII

1. Укажите, какие звуки я слова получатся, если первый звук в названных ниже примерах произнести:

а) с поднятой небной занавеской: мыло, мел, мойка, нам, ночка;

б) с напряжением голосовых связок: пар, фаза, тело, шаль, кора;

2. Опишите артикуляцию органов речи в процессе произнесения звуков: [а], [о], [л], [ч];

4. Определите на основе указанных дифференциальных признаков основные признаки, присущие звукам русского языка, иназовите звуки:

а) гласный верхнего подъема,...?, лабиализованный;

б) согласный, шумный, губно-зубной, …?, …?, мягкий;

в) согласный, шумный, заднеязычный, щелевой,...?, твердый;

4. Подберите примеры, иллюстрирующие вес возможные фонетические
варианты фонем, основным вариантом которых является: [о], [ц], [в];

5. Охарактеризуйтевсе звуки в следующих словах: деревня, счастье, мука.

6. В следующем отрывке сгруппируйте аллофоны по фонемам. Укажите,
чем различаются аллофоны каждой фонемы, и чем обусловлено их
употребление в словах:

Как беден наш язык! - Хочу и не могу-

Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною...

Перед этой ложью роковою.

(А.A. Фет).

7. Какие фонетические процессы нашли отражение в следующих словах: кисть, книжка, сшить, лестница, улов, в пьесе, ладонь (ср. устар. далонь), гриб, бесчестье, Испания, комбайн (ср. англ, cjmbine).

8. В диалектной речи или просторечии носителей русского языка можно
услышать такие формы: ланпа (из лампа), коклета (котлета), фершел (из
фельшер). Объясните их возникновение.

9. Определите русское слово, в состав которого последовательно входят
следующие звуки:

а) согласный, смычный, взрывной, губно-губной, шумный, глухой,
велярный;

б) согласный, смычный, боковой, переднеязычный, альвеолярный,
сонорный, велярный; лабиализованный;

в) гласный, лабиализованный, верхнего подъема, заднего ряда;

г) согласный, смычный, взрывной, заднеязычный, мягконебный, шумный,
звонкий, велярный.

10. Даны предложение ислово. Определите, сколько раз звуки этого слова
встречаются в предложении: Солнце на лето, зима на мороз. (Солома).

Вариант IX

1. Укажите, какие звуки и слона получатся, если первый звук в пачканных
ниже примерах произнести:

а) с напряжением голосовых связок: гнить, точка, шесть, пить, фол;

б) как смычный, а не как щелевой: зуб, сени, село, хрен, фанты;

2. Опишите артикуляцию органов речи в процессе произнесения звуков: [э], [а], [ж], [д];

3. Определите на основе указанных дифференциальных признаков другие

основные признаки, присущие звукам русского языка, и назовите звуки:

а) гласный, нижнего подъема, …?,...?.

б) согласный, шумный, заднеязычный, щелевой,...?, мягкий;

в) согласный, близкий ксонорным,...?,...?,...?;

4. Подберите примеры, иллюстрирующие все возможные фонетические
варианты фонем, основным вариантом которых является: [о], [б], [с];

5. Охарактеризуйте все звуки в следующих словах: крепость, дача, ум.

6. В следующем отрывке сгруппируйте аллофоны но фонемам. Укажите,
чем различаются аллофоны каждой фонемы, и чем обусловлено их
употребление в словах:

Перед весной бывают дни такие:

Под плотным снегом отдыхает луг,

Шумят деревья весело-сухие,

И теплый ветер нежен и упруг.

(А.А. Ахматова).

7. Какие фонетические процессы нашли отражение в следующих словах:
радостный, в книге, возчик, Илларион, айсберг (ср. англ, ictberg), бондарь (ср.
устар. бодня "бочка"), суд, отдых, жесть, резчик, Испания (ср. Ispania), лошадь.

8. В диалектной речи или просторечии носителей русского языка можно
услышать такие формы: радиво (из радио), етакий (из этакий), продухты (из
продукты). Объясните их возникновение.

9. Определите русское слово, и состав которого последовательно входят

следующие звуки:

а) согласный, переднеязычно-небный, смычно-щелевой, глухой, мягкий;

б) гласный переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный;

в) согласный переднеязычно-зубной, фрикативный, глухой, мягкий;

г)согласный переднеязычно-зубной взрывной, глухой, мягкий.

10. Даны предложение и слово. Определите, сколько раз звук этого слова встречаются в предложении: Старый друг лучше новых двух. (Стадо).

Вариант X

1. Укажите, какие звуки и слова получатся, если первый звук в названных

ниже примерах произнести:

а) с напряжением голосовых связок: пить, том, шесть, пика, тело;

б) с участием средней части спинки языка (приподнимающейся к твердому
небу): лук, тук, бодро, сок, томный;

2. Опишите артикуляцию органов речи в процессе произнесения звуков: [и], [о], [г’], [з];

3. Определите на основе указанных дифференциальных признаков другие основные признаки, присущие звукам русского языка, и назовите звуки:

а) гласный заднего ряда,...?, лабиализованный;

б) согласный, сонорный,...?, носовой,...?, твердый;

в) согласный,...?,...?, аффриката,...?, твердый;

4. Подберите примеры, иллюстрирующие все возможные фонетические
варианты фонем, основным вариантом которых является: [а], [д], [н’];

5. Охарактеризуйте все звуки в следующих словах: счет, звезда, мыло:

6. В следующем отрывке сгруппируйте аллофоны по фонемам. Укажите,
чем различаются аллофоны каждой фонемы, и чем обусловлено их
употребление в словах:

О боже! Ты даешь для родины моей

Тепло и урожай, дары святые неба

Но, хлебом золотя простор ее полей,

Ей также, господи, духовного дай хлеба!

(А.Н. Майков)

7. Какие фонетические процессы нашли отражение в следующих
новость, пончик, чувство, в порядке, маг, голубцы, резчик, урюк, верблюд
(ср. устар, велблюд), трагикомедия (ср. трагикокомедия), снайпер (ср. англ,
sniper), сбежать.

8. В диалектной речи или просторечия носителей русского языка можно
услышать такие формы: Ларивон (из Ларион), чичас (из сейчас), ведмедь (из
медведь). Объясните их возникновение.

9. Определите русское слово, в состав которого последовательно входят следующие звуки:

а) согласный переднеязычно-зубной, фрикативный, глухой, твердый;

б) гласный заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный;

в) согласный сонорный, переднеязычно-небный, вибрант, твердый;

г) гласный заднего рядя, среднего подъема, лабиализованный;

д) согласный заднеязычный, взрывной, глухой, твердый.

10. Даны предложение н слово. Определите, сколько раз звуки этого слова встречаются в предложении: Нe было бы счастья, да несчастье помогло. (Чащоба).

Вариант XI

1. Укажите, какие звуки и слова получатся, если первый звук в названных
ниже примерах произнести:

а) с поднятой небной занавеской: мак, мал, моль, дог, доска;

б) как щелевой, а не как смычный: корь, тень, крен, дуб, панты;

2. Опишите артикуляцию органов речи в процессе произнесения звуков: [ы], [о], [т’], [в];

3. Определите на основе указанных дифференциальных признаков другие основные признаки, присущие звукам русского языка, и назовите звуки:

а) гласный переднего ряда, верхнего подъема,...?;

б) согласный, шумный, переднеязычный,...?, глухой, твердый;

в) согласный,...?,...?, аффриката,...?, твердый;

4. Подберите примеры, иллюстрирующие все возможные фонетические
варианты фонем, основным вариантом которых является: [о], [б], [т];

5. Охарактеризуйте все звуки в следующих словах: день, роща, сундук.

6. В следующем отрывке сгруппируйте аллофоны по фонемам. Укажите,
чем различаются аллофоны каждой фонемы, и чем обусловлено их
употребление в словах:

Уж вечер... облаков померкнули края,

Последний луч зари на башнях умирает;

Последняя в реке блестящая струя

С потухшим небом угасает.

(В.А. Жуковский).

7. Какие фонетические процессы нашли отражение в следующих словах::
Фрол (ср. латин. flor-floris "цветок"), высший, из-под, коробка, дикобраз (ср.
дикообраз), праздник, корреспонденция (ср. латан, соrrespondentia), род,
бороздить, легкий, бурдюк, Ростов.

8. В диалектной речи или просторечии носителей русского языка можно
услышать такие формы; дохтор (из доктор), страм (изсрам), гамазин (из
магазин). Объясните их возникновение.

9. Определите русское слово, а состав которого последовательно входят
следующие звуки:

а) согласный, переднеязычно-зубной, взрывной, звонкий, твердый;

б) гласный заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный;

в) согласный переднеязычно-небный, фрикативный, глухой твердый;

г) гласный среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный.

10. Даны предложение и слово. Определите, сколько раз звуки этого слова
встречаются в предложении: Если враг не сдается, его уничтожают. (Жетон).

Вариант XII

1. Укажите, какие звуки и слова, получатся, если первый звук в названных ниже примерах произнести:

а) с опущенной небной занавеской: дог, дам, боль, бал, бак;

б) без напряжения голосовых связок: зову, ваза, дело, жаль, гора.

2. Опишите артикуляцию органов речи в процессе произнесения звуков: [а], [о], [ж], [к];

3. Определите на основе указанных дифференциальных признаков другие
основные признаки, присущие звукам русского языка, и назовите звуки:

а) гласный верхнего подъема, заднего ряда,...?;

б) согласный, губно-губной, носовой,...?, мягкий;

в) согласный,...?,...?, аффриката,...?, твердый;

4. Подберите примеры, иллюстрирующие все возможные фонетические
варианты фонем, основным вариантом которых является: [к], [ц], [ж];

5. Охарактеризуйте все звуки в следующих словах: песня, ручей, лыжи.

6. В следующем отрывке сгруппируйте аллофоны по фонемам. Укажите,
чем различаются аллофоны каждой фонемы, и чем обусловлено их
употребление в словах:

Чуть слышно над рекой колышется тростник;

Глас петела вдали уснувши будит селы;

В траве коростеля я слышу дикий крик,

В лесу стенанье филомелы,

(В.А. Жуковский).

7. Какие фонетические процессы нашли отражение в следующих словах:
автомобиль, песчаный, мягкий, скидка, отбыть, уловка, писчая (бумага),
колос, сердце, телетайпп (ср. англ, teletype), конституция (ср. лат. constitutio),
арбуз.

8. В диалектной речи или просторечии носителей русского языка можно услышать такие формы: ланпа (из лампа), улегулировать (из урегулировать), кардон (из картон). Объясните их возникновение.

9. Определите русское слово, в состав которого последовательно входят
следующие звуки:

а) согласный сонорный, переднеязычно-небный, вибрант, твердый;

б) гласный заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный;
согласный переднеязычно-зубной, фрикативный, глухой, твердый;

г) гласный среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный.

10. Даны предложение и слово. Определите, сколько раз звуки этого слова
встречаются в предложении: Поднявший меч от меча и погибнет.
(Чиновник).

 

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Кафедра общего языкознания и славянских языков

 

 

Контрольная работа

по курсу «Введение в языкознание»

Раздел «Лексикология»

 

Кемерово 2008

 

Составитель: к.ф.н., доцент Рабенко Т.Г.

 

Контрольная работа по курсу «Введение в языкознание» содержит варианты заданий, связанных с повторением теоретического и практического материалов раздела «Лексикология».

 

Утверждено на заседании кафедры общего языкознания и славянских языков «»2008 г. _ _ Зав. кафедрой М.В. Пименова Утверждено методкомиссией факультета филологии и журналистики «»2008 г. _ _ Председатель методкомиссии И.В. Ащеулова  

Данная контрольная работа выполняется студентами первого курса дневного отделения факультета филологи и журналистики по учебному графику, определенному «Рабочей программой курса» Введение в языкознание»

Настоящая работа имеет своей целью отработать на практике и закрепить теоретические сведения, полученные студентами при изучении раздела «Лексикология».

Перед выполнением заданий предполагается повторение теоретического материала по рекомендованной литературе.

Список рекомендованной литературы.

6. Баранникова Л.И. Введение в языкознание. – Саратов, 1973. – Глава III «Лексикология».

7. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М., 1987. – Глава III «Лексикология».

8. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М., 1997. – Глава III «Лексикология».

9. Реформатский А.А. Введение в языкознание. – М., 1996. – Глава III «Лексикология».

10. Записи лекций.

Вариант I

1. Перечислите виды лексических значений в зависимости от
непосредственной или опосредованной связи наименования с
предметами (явлениями, действиями, качеством и т.д.) реальной
действительности. Укажите, какие вам известны значения
приводимых ниже слов. Иллюстрируйте свои выводы примерами
употребления этих слов в контексте:

круг, крыло, номер, острый, седой.

2. Составьте (или подберите иллюстрации из произведений
отечественной литературы) предложения, в которых были бы
использованы все известные вам типы значений приводимых
ниже слов (свободные и несвободные: фразеологически
связанные, синтаксически обусловленные, конструктивно
ограниченные):

рука, зеница, перо, шляпа, бразды.

3. Укажите способ развития значений (метафорический,
метонимический) выделенных слов в приводимы: ниже
предложениях:

Но в заветном окне не видал я огня. Ты забыла, забыла меня (Бунин). Все флаги в гости будут к нам (Пушкин). Но едва она успела начать, как весь зал покатился от хохота (Авилова).

4. Многозначность или омонимию иллюстрируют выделенные
языковые факты? Свой ответ аргументируйте.

На рейде стояли четыре русских военных судна. Начался рейд украинских партизан в Карпаты. Материал для стенгазеты был собран в ходе специального рейда по всем участкам цеха.

5. Подберите омонимы к приведенным ниже словам, укажите вид омонимии, составьте с данными словами предложения:

мех, гранат, луг, рожки, вести,

6. Подберите синонимы и антонимы к разным значениям
нижеследующих слов:

полный, новый, смелый, прямой, темный.

7. В приводимых ниже предложениях найдите устаревшие слова.
Укажите, какие из них являются историзмами, а какие -
архаизмами. Определите тип архаизма:

Бородатый ратник, с крестом на Оболенской шапке, приценивался к огромной живой рыбине, дивился тому, что французы едят улиток. В прежние времена он давал девицам уроки игры на клавикордах (Никулин). -Да что же, барин, делать, время-то такое; кнута не видеть, такая потьма! (Гоголь).

8. С приводимыми ниже словами составьте предложения и
укажите, в чем специфика использования каждого из слов
(ограниченность круга слов, с которыми они сочетаются; участие
в образовании терминологических сочетаний; постоянный или
временный характер признака, свойства, качества и т.д.). Какое
языковое явление иллюстрируют эти лексические единицы?
Голосовой - голосистый, желанный - желательный, дипломат – дипломант.

9. Какие из нижеследующих слов вы считаете мотивированными,
какие - нет? Ответы аргументируйте:

чайник, стрелять, сметана, шить, зеркало.

10. Распределите следующие словосочетания на свободные и
устойчивые. Определите тип устойчивого словосочетания по
классификации В.В. Виноградова (фразеологические сращения,
фразеологические единства, фразеологические сочетаний):
очертя голову, заткнуть всех за пояс, щекотливое положение, туманный взор, группа людей,

Вариант II

1. Перечислите виды лексических значений в зависимости от
непосредственной или опосредованной связи наименования с
предметами (явлениями, действиями, качеством и т.д.) реальной
действительности. Укажите, какие вам изъесть, значения
приводимых ниже слов. Иллюстрируйте свои выводы примерами
употребления этих слов в контексте:

операция, рукав, дорога, темный, высокий.

2. Составьте (или подберите иллюстрации из произведений
отечественной литературы) предложения, в которых были бы
использованы все известные вам типы значений приводимых
ниже слов (свободные и несвободные, фразеологически
связанные, синтаксически обусловленные, конструктивно
ограниченные):






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных