Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Циркумфикс –То же,конфикс. 6 страница




беготня, зло; учитель, гладь, молодость, лед, заплакать, да, бежать, подсвечник, травинка, побег, ещё, плывущее, любить, роса, пальба, коснуться, делёж, переплетчик, кино.

2. Составьте парадигматические ряды из нижеследующих словоформ:
поет, знаешь, проложить, проглотил, представит, вернул, проводила бы, вывешу, стала, учи, знают, приготавливает, пролетел, ставьте, пой, награждать, хотят, поступит, пишешь, верните, проведу, вернулись, пела, пред­ставлял, клади, мечтаю, скачешь, летите.

3. Объедините следующие слова в две группы в зависимости от типа
основы (производная или непроизводная). Обоснуйте правильность своего
решения:

сад, садовый, садовник, род, родимый, родина, родня, медок, мед, медовый.

4. Определите, какими способами выражены грамматические значе­ния: иду - шел, высокий - высочайший - наивысший, перерезать - перерезать, посылать - послать, книга - книги, вы - вас, мать любит дочь - дочь любит мать, длинный - длинный-длинный, брат - братья, брать - взять.

5. Разберите следующий текст по частям речи. Объясните на примере данных слов основные различия между знаменательными и служебными частями речи:

Зная, что что-то случилось, но, не зная, что именно, Вронский испытывал мучительную тревогу и, надеясь узнать что-нибудь, пошел в ложу брата. На­рочно выбрав противоположный от ложи Анны пролет партера, он, выходя, столкнулся с бывшим полковым командиром своим, говорившим с двумя знакомыми (Л. Толстой).

6. Объясните, почему следующие единицы русского языка соотносятся с разными частями речи. Определите эти части речи. Установите вид трансформации:

опустившийся, приёмная, первый, любя, военный, утром, провожающие, один, стоя, благодаря.

7. Охарактеризуйте данные словосочетания (по структуре, по типу подчинительной связи, по характеру стержневого слова, по характеру смысло­вых отношений между компонентами):

идти пешком, рубить наотмашь, воздушный шар, состоять из деталей, яйцо всмятку, поступить в университет, любовь к жизни, страсть к наживе.

8. Выделите из следующего текста словосочетания и охарактеризуйте
их:

Молодая поросль только что поднималась, и между сочных молодых кустов выдавались места с невысокой травой, в которой зрели и прятались розовато-белые ещё и кое-где красные ягоды (Л. Толстой).

9.Основываясь на смысле вопросов и ответов, установите актуальное членение предложений:

Где работают твои родители? - Мои родители работают на заводе. Чьи роди­тели работают на заводе? - Мои родители работают на заводе. Кто из твоей семьи работает на заводе? - На заводе работают мои родители. Что произво­дят на заводе? - На заводе производят станки.

Вариант IX

1.Сгруппируйте следующие слова по сходству их морфемного состава:
а) слова, состоящие только из корня; б) слова, состоящие из корня и флексии;
в) слова, состоящие из корня, суффикса и флексии; г) слова, состоящие из
префикса, корня и флексии; д) слова, содержащие все четыре морфем:
загривок, книжный, дождь, тут, товар, прославить, фокусник, стеклянный,
южный, окружающий, ещё, продержать, вот, полет, выше, переводчица,
здесь, почерк, внес, весело, кенгуру.

Составьте парадигматические ряды из нижеследующих словоформ:
железное, школьного, южным, красным, волнистая, блеклый, лишней, утреннее, длинную, сырой, белейший, сильнее, слепым, ароматные, чудеснейший,
серебряная, блеклые, легче, здоровым, золотое, веселее, плохой.

3. Объедините следующие слова в две группы в зависимости от типа
основы (производная или непроизводная). Обоснуйте правильность своего
решения:

охотный, охота, металл, металлист, любовь, любить, влюбиться, влюбчивый, ворот, воротник, воротничок, старик, старый, старец, старушка.

4. Определите, какими способами выражены грамматические значе­ния:

ребенок - дети, ужаснейший - самый ужасный» стол - стола, читать -читал бы, окна - окна, плохо - хуже, сковать — сковывать, скажу - скажешь -скажет, мы - нам, ходил - хаживал.

5. Разберите следующий текст по частям речи. Объясните на примере данных слов основные различия между знаменательными и служебными частями речи:

Что такое? Да неужели же малярия?! Что же с ним такое? Пульс прекрас­ный... Не позже чем через пять минут я, в надетых наизнанку носках, в неза­стегнутом пиджаке, взъерошенный, в валенках, проскочил через двор, еще совершенно темный, и вбежал во вторую палату (М. Булгаков).

6. Объясните, почему следующие единицы русского языка соотносятся
с разными частями речи. Определите эти части речи. Установите вид транс­
формации:

встречающие, ученый, благодаря, утром, выходной, первый, один, стоя, втайне, тихо!

7. Охарактеризуйте данные словосочетания (по структуре, по типу
подчинительной связи, по характеру стержневого слова, по характеру смысловых отношений между компонентами):

идти быстро, рубить топором, фантастические идеи, выходить из дома, мало места, стакан молока, душа нараспашку, право на труд, роман Толстого.

8. Выделите из следующего текста словосочетания и охарактеризуйте их:

Необозримое блестяще-желтое поле замыкалось только с одной стороны вы­соким синеющим лесом, который тогда казался мне самым отдаленным, та­инственным местом, за которым или кончается свет, или начинаются необи­таемые страны (Л. Толстой).

9. Основываясь на смысле вопросов и ответов, установите актуальное членение предложений:

Где работает твой отец? - Мой отец работает на заводе. Кто работает на за­воде? - На заводе работает мой отец. Где продаются билеты в театр? - Биле­ты в театр продаются здесь. Какие билеты здесь продаются? - Здесь прода­ются билеты в театр.

Вариант X

1. Сгруппируйте следующие слова по сходству их морфемного состава: а) слова, состоящие только из корня; б) слова, состоящие из корня и флексии; в) слова, состоящие из корня, суффикса и флексии; г) слова, состоящие из префикса, корня и флексии; д) слова, содержащие все четыре морфем:

молодость, устареть, завязал, немощный, внес, желтизна, нефтяной, глупее, посадка, позывной, смолистый, безработица, посветлеть, здесь, рожь, рассвет, полет, почерк, стеклянный, тут, подбросить.

2. Составьте парадигматические ряды из нижеследующих словоформ: красивее, новой, красные, длинных, солнечными, чистую, горная, серьёзными, свободную, национальная, торжественный, густое, высокими, свободной, самая светлая, горный, синей, длинными, гуще, новый, голубая, глубже, красивые, национальной, серьезную, самую длинную, красным, солнечную.

3. Объедините следующие слова в две группы в зависимости от типа основы (производная или непроизводная). Обоснуйте правильность своего решения:

степь, сухой, сад, родина, лесной, бездна, наручный, мышонок, пекарь, дру­жок, летчик, небылица, носатый, подлокотник, кость.
4. Определите, какими способами выражены грамматические значения:

белый - белый-белый, он - его, стена - стены, двери - двери, думаю - дума­ешь - думает, мать любит дочь - дочь любит мать, научу - буду учить, спи­сать - списывать, поразить - поражать, хозяин - хозяева, головы - головы.

5. Разберите следующий текст по частям речи. Объясните на примере данных слов основные различия между знаменательными и служебными час­тями речи:

Главная прелесть Михайловского парка в обрыве над Соротью и в доме няни Арины Родионовны - единственном домике, оставшемся от времён Пушкина. Домик так мал и трогателен, что даже страшно подняться на его ветхое крыльцо (К. Паустовский).

6. Объясните, почему следующие единицы русского языка соотносятся с разными частями речи. Определите эти части речи. Установите вид трансформации:

мороженое, изысканный, рассеянный, дудки!, втайне, сидя, беглый, один, впереди, первый.

7. Охарактеризуйте данные словосочетания (по структуре, по типу
подчинительной связи, по характеру стержневого слова, по характеру смысловых отнощений между компонентами):

цвет лица, повесть о лесе, уездный город, таз из меди, взглянуть мимоходом, приятная встреча, девушка в косынке, очень бледный.

8. Выделите из следующего текста словосочетания и охарактеризуйте
их:

По дорогам лежит неподвижно на палец сухая пыль и поднимается густым облаком, уносимым то вправо, то влево случайным слабым дуновением (Л. Толстой).

9. Основываясь на смысле вопросов и ответов, установите актуальное
членение предложений:

Где ты был вчера вечером? - Вчера вечером я смотрел интересное кино. Кто вчера вечером смотрел кино? - Я вчера вечером смотрел кино. Какое кино ты смотрел вчера вечером? - Вчера вечером я смотрел интересное кино. В какой кинотеатр ты ходил? - Яходил в кинотеатр "Москва".

Вариант XI

1. Сгруппируйте следующие слова по сходству их морфемного состава:
а) слова, состоящие только из корня; б) слова, состоящие из корня и флексии;
в) слова, состоящие из корня, суффикса и флексии; г) слова, состоящие из
префикса, корня и флексии; д) слова, содержащие все четыре типа морфем:
устарел, завяжется, доброта, омоложение, внес, здесь, глупый, подлокотник,
подвеска, серебристый, ещё, нарукавник, глубина, слой, з а пах, нефтяной, поливной, оздоровление, позывной, газетчик, пальто.

2. Составьте парадигматические ряды из нижеследующих словоформ:
книгой, земле, хозяином, хлебу, дисциплины, отрядом, полустанок, морем, отряду, книги, столе, бок, хозяину, книге, окрестность, землю, жизни, поле, столом, ученику, хлеб, бока, морями, поля, газетой, инженерами, журналы, стол.

3. Объедините следующие слова в две группы в зависимости от типа
основы (производная, непроизводная). Обоснуйте правильность своего решения:

камень, каменщик, стол, храбрый, храбрость, красный, учить, служить, служба, подстаканник.

4. Определите, какими способами выражены грамматические значения:

книга - книги - книгу, стол - столы, сказал - скажи, умный - умнее - умнейший, пилы - пилы, ты - тебя, цыпленок - цыплята, кидать - кинуть, кра­сивейший - самый красивый.

5. Разберите следующий текст по частям речи. Объясните на примере
данных слов основные различия между знаменательными и служебными частями речи:

Море гудело под ними грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены. Страшен был и беспорядочный гул старых тополей за оградой сада, мрачным островом выраставшего на скалистом прибрежье (И. Бунин).

6. Объясните, почему следующие единицы русского языка соотносятся
с разными частями речи. Определите эти части речи. Установите вид трансформации:

что, один, шагом, рядовой, первый, подтянутый, лёжа, впереди, встречаю­щие, благодаря.

7. Охарактеризуйте данные словосочетания (по структуре, по типу
подчинительной связи, по характеру стержневого слова, по характеру смысловых отношений между компонентами):

времена Пушкина, дубовые листья, вера в победу, его приезд, плач ребенка, добраться до города, стакан воды, возвратить книгу.

8. Выделите из следующего текста словосочетания и охарактеризуйте
их:

В оттепельный мартовский день, когда аэродром за одно утро вдруг потем­нел, а пористый снег осел так, что самолеты оставляли в нём глубокие бороз­ды, Алексей поднялся на своём истребителе (Б. Полевой).

9. Основываясь на смысле вопросов и ответов, установите актуальное
членение предложений:

Когда вы сдаете экзамен по языкознанию? - Мы сдаем экзамен по языкозна­нию в пятницу. Какой экзамен вы сдаете в пятницу? - В пятницу мы сдаем экзамен по языкознанию. Кто сдает экзамен по языкознанию? - Мы сдаем экзамен по языкознанию. Как ты сдал экзамен по языкознанию? - Я сдал эк­замен по языкознанию на отлично.

Вариант XII

1. Сгруппируйте следующие слова по сходству их морфемного состава:
а) слова, состоящие только из корня; б) слова, состоящие из корня и флексии;
в) слова, состоящие из корня, суффикса и флексии; г) слова, состоящие из
префикса, корня и флексии; д) слова, содержащие все четыре типа морфем:
кровяной, вот, выше, городской, познакомить, сад, головной, тут, пробежал,
ещё, почерк, сильнее, золотистый,

плющ, устареть, завяжет, немощный, омоложение, нефтяной, глупее, неж­ность.

2. Составьте парадигматические ряды из нижеследующих словоформ:
слышим, ехал, бежали, таскают, ходили, люблю, рычат, летаю, веришь, поёт, бродим, лечит, кинул, пишут, сидели, читаешь, пьет, сел, скачет, бегу, спали, будете, живёшь, шагали, радуюсь, обедаешь, стали, борется.

3. Объедините следующие слова в две группы в зависимости от типа
основы (производная или непроизводная). Обоснуйте правильность своего
решения:

воля, шорох, зрелище, горец, сухой, сушь, сухота, родина, детство, беда, лес, радость, лебедь, кость, мороз.

4. Определите, какими способами выражены грамматические значения:

ребенок — дети, стена - стене, умный - умнейший, выходишь - выхожу, хо­зяин - хозяева, чистый - чистого, мать любит дочь - дочь любит мать, силь­ный – сильнее, самый холодный - холоднейший, руки - руки.

5. Разберите следующий текст по частям речи. Объясните на примере
данных слов основные различия между знаменательными и служебными час­тями речи:

Щурясь от ослепительного сверканья на парче снега, от блестящих, отшли­фованных, как слоновая кость, ухабов дороги, глубоко дыша холодным воз­духом, он шел и любовался деревней, синими резкими тенями около строе­ний и горизонтом зеленоватого неба над далеким лесочком в снежном по­ле... (И. Бунин)

6. Объясните, почему следующие единицы русского языка соотносятся
с разными частями речи. Определите эти части речи. Установите вид транс­
формации:

опустившийся, раненый, первый, лежа, один, батюшки!, шагом, организо­ванный, выходной, да.

7. Охарактеризуйте данные словосочетания (по структуре, по типу
подчинительной связи, по характеру стержневого слова, по характеру смысловых отношений между компонентами):

что-то необъяснимое, гроздья винограда, качать колыбель, специалист по Востоку, зеленая лампа с абажуром, очень добрый, пятый от угла, весьма от­вратительный.

8. Выделите из следующего текста словосочетания и охарактеризуйте
их:

Дорога широкой дикой лентой вьется впереди, между полями засохшего жнивья и блестящей росою зелени; кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая березка с мелкими клейкими листьями, бросая длинную неподвижную тень на засохшие глинистые колеи... (Л. Толстой).

9. Основываясь на смысле вопросов и ответов, установите актуальное
членение предложений:

Сколько он читал эту книгу? - Он читал эту книгу целый месяц. Кто читал эту книгу целый месяц? - Я читал эту книгу целый месяц. Когда он прочита­ет эту книгу? - Он прочитает эту книгу к концу недели. Какую книгу он чи­тал? - Он читал интересную книгу.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных