Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СВЕДЕНИЯ ИЗ АКУСТИКИ




 

Общей теорией звука занимается раздел физики -акусти­ка (акустика - от греческого akustikos - “слуховой”). С точки зрения акустики, звук - это результат колебатель­ных движений какого-либо тела в какой-либо среде, осуществляе­мый действием какой-либо движущей силы и доступный для слу­хового восприятия. Тело может быть любого вида (твердое - хло­панье в ладоши, жидкое - всплеск воды, газообразное - звук выстрела). Среда должна быть проводником звука до органа вос­приятия; в безвоздушном пространстве, как известно, звук обра­зоваться не может.

Акустика различает в звуке следующие признаки:

1. Высоту, что зависит от частоты колебаний, причем, чем выше частота колебаний, т. е. чем больше колебаний приходится на единицу времени, тем выше звук; чем ниже частота колеба­ний, т. е. чем меньше их приходится на единицу времени, тем ниже звук.

Человеческое ухо может различать высоту звуков в пределах от 16 до 20 000 Гц (герц - от собственного имени немецкого физика - единица звуковых коле­бательных движений, равная одному колебанию в секунду).

Так называемые инфразвуки (ниже указанных пределов) и ульт­развуки (выше указанных пределов) человеческое ухо не воспри­нимает, тогда как, например, для восприятия собак, лис, летучих мышей и особенно дельфинов ультразвуки вполне доступны.

2. С и л у, что зависит от амплитуды3 (размаха) колебаний (амплитуда - от лат. amplitude - “пространность”, “обширность”), т. е. от расстояния высшей точки подъема и низшей точки падения звуковой волны; чем больше амплитуда колебания (т. е. чем силь­нее размах), тем сильнее звук.

3. Длительность или долготу, т. е. продолжитель­ность данного звука с его количеством колебаний во времени; для языка важна главным образом соотносительная длительность зву­ков. Так, в русском языке ударные гласные длительнее безудар­ных, но во многих языках под ударением бывают и долгие, и крат­кие гласные (в немецком, английском, французском, киргизском, туркменском и др. языках).

4. Тембр (тембр - от французского timbre - “колокольчик”) звука, т. е. индивидуальное качество его акусти­ческих признаков.

Для уяснения этого следует рассмотреть прежде всего типы звуковых колебаний.

Колебания могут быть периодическими (иначе: рав­номерными), когда количество колебаний на единицу време­ни не изменяется, а остается постоянным, и непериоди­ческими (иначе: неравно мерными), когда количество колебаний на единицу времени меняется. В результате периоди­ческих колебаний возникают тоны (таковы в процессе речи колебания голосовых связок и воздуха, заполняющего полости рта и носа); в результате же непериодических колебаний возникают шумы (таковы колебания губ, языка, маленького язычка, звуки трения и взрыва у сближенных или сомкнутых органов речи). Тоны имеют абсолютную высоту, шумы обладают лишь от­носительной высотой, поэтому можно говорить о более высоких и низких шумах, но определить абсолютную высоту шума нельзя. Для образования звуков, и в частности звуков речи, очень важную роль играет резонанс (резонанс - от французского resonance - “отзвук). Резонанс возникает в замкну­той воздушной среде (дека струнных инструментов, полое про­странство в духовых инструментах, помещение, где произво­дится звук, ротовая, носовая и глоточная полости речевого ап­парата).

Благодаря наличию резонатора основной первоначальный тон усиливается и обогащается наслаивающимися на него гармони­ческими обертонами[224] (обертон - от немецкого Oberton - “верхний тон”), более высокими тонами, число ко­лебаний которых является кратным по отношению к числу коле­баний основного тона.

Однако тоны в резонаторе могут возникать и без наличия ос­новного тона. Это резонаторные тоны (или собственные тоны ре­зонатора), возникающие от колебательных движений содержаще­гося в резонаторе воздуха, возбуждаемых движущей силой (на­пример, дуновением, силой дыхания). Каждый резонатор имеет собственную тоновую настройку, которая будет различной в зависимости от объема и формы резонатора, его перегораживания и от состояния стенок резонатора.

Новейшими экспериментальными исследованиями доказано, что резонаторы, через которые проходит воздушная волна (на­пример, полые духовые инструменты, а также ротовая полость человека), резонируют задней и передней частью отдельно, удли­нение и укорочение резонатора также меняет его тоновую на­стройку. Область резонирования (задняя, передняя), а также (ме­тонимически) и результат резонирования (низкие, высокие тоны) называются формантой (форманта - от лат. formans, fonnantis спектрографическую методику). Общий собственный тон резонато­ра - результат наложения формант друг на друга с преобладани­ем какой-нибудь из них.

Роль стенок резонатора основана на известном физическом законе: гладкая поверхность отражает, а рыхлая поглощает. Поэ­тому напряженная мускулатура языка содействует излучению резонаторных тонов, рыхлая же поверхность ненапряженного языка впитывает тоны и смазывает характерные резонаторные тоны.

Таким образом, тембр звука - явление сложное, содержащее в себе основной тон и шум (или их комбинацию), гармонические обертоны (если есть основной тон) и резонаторные тоны.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных