Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Отличия оценочной решетки и семантического дифференциала




Оценочная решетка. При заполнении решетки этого типа испытуемый оценивает каждый элемент по особым образом Градуированной шкале. Простейшим вариантом оценочной решетки является решетка, заполняемая по принципу "галочек и пробелов" [4], [22], [26]. Испытуемого просят поставить галочку в столбце, соответствующем определенному элементу, в том случае, если он принадлежит к одному полюсу конструкта, и оставить пробел, если он принадлежит к другому. Решетки этого типа позволяют выявить неинформативные конструкты и конструкты с асимметричным распределением элементов. Однако сами по себе решетки не позволяют решить, что делать с несимметричными конструктами. Келли предлагал исключить их из анализа [26]. Бавилас с соавторами провел исследование влияния несимметричности конструкта на различные математические меры; была обнаружена U-образная зависимость: чтобы не влиять на результат, количество единиц ("галочек") в РР должно быть около 50% (см. [4]). Баннистер [22] предложил процедуру сортировки на равные группы по полюсам конструкта, что с точки зрения результатов, полученных Бавиласом, является оптимальным.

Как показали дальнейшие исследования [4], [5], [13], несимметричность конструкта является правилом, а не исключением. Многочисленные исследования, последовавшие за этим открытием, доказали, что в среднем распределение элементов по полюсам конструкта колеблется вокруг отношения 62/38 на положительном и отрицательном полюсах соответственно, что в точности совпадает с так называемым золотым сечением. Это отношение воспроизводилось на разных культурных популяциях [4], [13], на разном материале [4], [5], для заданных и вызванных конструктов [7]. Было также обнаружено, что дети в возрасте до 10 лет в среднем значимо чаще используют положительный полюс для описания людей, чем взрослые [37]. Однако соотношение 62/38 устанавливается в среднем уже к 15 годам.

Семантический дифференциал (англ. semantic differential) — метод построения индивидуальных или групповых семантических пространств (англ. semantic space). Координатами объекта в семантическом пространстве служат его оценки по ряду биполярных градуированных (трех-, пяти-, семибалльных) оценочных шкал (англ. rate scale), противоположные полюса которых заданы с помощью вербальных антонимов. Эти шкалы отобраны из множества пробных шкал методами факторного анализа.

Метод семантического дифференциала был введён в психологические исследования Чарльзом Осгудом (англ. Charles E. Osgood) в 1952 году[1]. Ч. Осгуд обосновывал использование трёх базисных оценочных семибальных шкал:

«оценка»: хороший 3 2 1 0 −1 −2 −3 плохой

«сила»: сильный 3 2 1 0 −1 −2 −3 слабый

«активность»: активный 3 2 1 0 −1 −2 −3 пассивный

Семантическим дифференциалом (в узком смысле) называют также биполярную градуированную оценочную шкалу, используемую в методе семантического дифференциала.

Метод семантического дифференциала позволяет ставить и решать следующие типовые вопросы:

различие в оценке одного понятия разными испытуемыми (или разными группами испытуемых в среднем по группе);

различие в оценке двух (или более) понятий одним и тем же испытуемым (или группой);

различие в оценке одного и того же понятия одним и тем же испытуемым (или группой) в разное время (то есть измерять изменения значений, которые возникают под воздействием средств массовой коммуникации, из-за изменения социальных или культурных контекстов, в результате обучения и т. д.).

Построение семантических пространств и анализ положения объектов в семантических пространствах — важный инструмент во многих практических приложениях:

Для анализа восприятия рекламы и для её проектирования[5][6];

Для сравнительного анализа различных групп — от групп потребителей в маркетинге[7] до гендерных стереотипов[8];

Для исследования экономического поведения[9];

Для изучения важнейших процессов социальной самоидентификации[10] и для решения многих других задач социологии[11]

в политических технологиях[12][13].

и во многих других областях.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных