Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методы ручной обработки и анализа репертуарных решеток(частотный анализ, контент-анализ).




Для анализа решеток такого типа Слейтером [39], [40] был предложен целый ряд программ машинной обработки, в частности методы непараметрического факторного анализа. Однако ранговые решетки можно обрабатывать и ручным способом. Баннистер [22] предложил простую процедуру ручной обработки, которая позволяет оценить значимость конструкта, реконатруировать систему взаимосвязей между конструктами и построить пространство первых двух главных компонент. Им же была предложена процедура оценки расстояний между конструктами и элементами и оценка сходства элементов. С помощью этих процедур можно оценить, например, степень идентификации испытуемого с каждым персонажем, включенным в репертуар данной решетки, расстояние между «я» и «идеальным я» и многое другое.

 

53. Комп'ютерні програми обробки та аналізу даних репертуарних решіток (Келлі-98, Келлі-2000, МИСС-2000, IngridX).

МИСС-2000 (методика исследования структуры «Я»-концепции) — это компьютерная программа, разработанная на основе техники репертуарных решеток Дж. Келли и оригинальной концепции «Я»-концепции. Основным предназначением программы является построение целостной и в то же время детальной модели индивидуального Я, включающей структуру знаний о себе, самооценок, установок, целей, ценностей и т. д..

С самого начала МИСС разрабатывалась для психологов, занимающихся психокоррекцией, психотерапией и консультированием. Однако область ее практического применения оказалась гораздо шире. Программа может быть с успехом адаптирована для задач профориентации, профотбора, оценки кадров, социально-психологической диагностики коллективов, межличностной совместимости, маркетинговых исследований и т. д. Автор заинтересован в обратной связи, ждет ваших комментариев и готов к сотрудничеству.

54.Особливості використання методу репертуарних решіток в дослідницькій та практичній діяльності.

Гибкость и эффективность репертуарных методик, качество и количество получаемой информации делают их пригодными для решения широкого круга задач. Методики этого типа используются в самых разных областях практической деятельности: в педагогике и социологии, в медицине, рекламе и дизайне, в таких областях практической психологии, как психологическое консультирование, педагогические, клинические и организационные психологические службы.

Репертуарные решетки могут применяться и применяются в качестве эффективного инструмента в экспертной оценке, где они позволяют не только классифицировать объекты оценки или получать шкалы предпочтений, но и, реконструировав систему субъективных шкал, понять и объяснить возникновение каждой оценки и учесть индивидуальную точку зрения каждого эксперта. В педагогике репертуарные решетки с успехом могут применяться для изучения и диагностики отношений учащихся к различным предметам и методам преподавания, в качестве средства выявления параметров восприятия учителями своих учеников и в качестве метода повышения точности и адекватности оценок и самооценок.

Этот метод сулит большие перспективы в качестве эффективного средства самоанализа и самопознания. Он позволяет выявить противоречия в оценках, конфликты ценностей и установок человека.

Можно использовать репертуарные решетки и для оценки динамики состояния человека, например в процессе рабочего дня или в процессе выполнения какой-либо сложной или утомительной деятельности.

Репертуарные решетки — незаменимый метод для задач профориентации и профконсультирования. С их помощью легко выявить индивидуальную систему представлений человека о различных профессиях, разобраться в причинах предпочтения данным конкретным человеком той или иной профессии, выявить конфликтные представления и неадекватные оценки. При работе с коллективом этот метод можно использовать в качестве средства получения взаимооценок, исследования точности межличностного восприятия, изучения различий понимания членами группы групповых целей и задач.

55.Класифікація цілей та завдань психосемантичних досліджень з позицій номотетичного та ідеографічного підходів.

3. Номотетический и идеографический подходы в психодиагностике

В психодиагностике выделяют два подхода измерения и распознавания индивидуально-психологических особенностей человека: номотетический [3] и идеографический [4]. Эти подходы отличаются по следующим основаниям:

  1. понимание объекта измерения;
  2. направленность измерения;
  3. характер методов измерения.
Основание Номотетический подход Идеографический подход
Понимание объекта измерения Понимание личности как набора свойств Понимание личности как целостной системы
Направленность измерения Выявление и измерение общих для всех людей свойств личности Распознавание индивидуальных особенностей личности
Методы измерения Стандартизованныеметоды измерения, требующие сопоставления с нормой Проективные методики и идеографические техники

Примечания:

[3] Номотетический (от лат. Norma – образец) подход – измерение индивидуально-психологических особенностей, требующее соотнесения с нормой.
[4] Идеографический (от греч. образ, идея) подход – распознавание индивидуально-психологических особенностей и их описание.

 

58. Особливості використання психосемантичних методів в політико-психологічних дослідженнях.

Исследование политического сознания методами психосемантики берет начало в работах Ч. Осгуда и его сотрудников. В 1952 году, в период президентских выборов они опросили сторонников трех основных кандидатов. В результате исследования выяснилось, что основным критерием оценки политических реалий для среднего американского избирателя в 1952 году была дихотомия доброжелательный динамизм — злобное бессилие.

В рамках теории личностных конструктов также проводились исследования политического сознания. К примеру, Франселла и Баннистер попытались на основании заполненных респондентами ранговых решеток предсказать их выбор при голосовании. Испытуемые ранжировали своих знакомых по нескольким оценочным конструктам (например, нетерпимый) и по признаку принадлежности к политическим партиям. Оказалось, что выбор при голосовании можно предсказать, исходя из отношения между этими двумя типами конструктов. При этом приверженцев различных политических партий можно было дифференцировать по некоторым косвенным признакам. Так, и у лейбористов, и у консерваторов обнаружилась высокая положительная корреляция между конструктами «гордится тем, что он британец» и «голосует за консерваторов». Конструкты «патриотический» и «нетерпимый» имели значимую положительную корреляцию у лейбористов и отрицательную — у консерваторов. Конструкт «склонный к предрассудкам» приписывался консерваторам сторонниками лейбористов, также у них наблюдалась значимая корреляция между конструктами «вера в равенство» и конструктом «голосует за лейбористов». Испытуемые, принимавшие участие в исследовании, ранжировались по степени интереса к политике. Оказалось, что чем выше интерес к политике, тем больше корреляция между оценочными и «политическими» конструктами.

60.Оцінка ефективності комунікативних впливів психосемантичними методами.

Термин речевое воздействие полисемантичен, это и устная речь, и письменная речь, и даже внутренняя речь. При широкой трактове языка (язык мимики, жестов, танца, киноязык) под речью может пониматься и кино, и ритуальный обряд, и опера, и пантомима.

Под эффектом речового воздействия может подразумеваться непосредственное изменение поведения субьекта (реципиента) воздействия или его эмоц.состояние, или его знаний о мире, или его отношения к тем или иным события,т.е. изменения его личностного смысла. Речевое воздействие может быть монологичным как форма воздействия на другого человека и диалогичным как форма побуждения к общению значимого другого – носителя знаний, ценностей и в силу этого включать возможность перестройки не только сознания другого человека, но и собственного сознания.

В широком смысле слова, речевое воздействие связано с изменениями индивидуального сознания, с изменениями имплицитной картины мира или образа мира субьекта. Текст может воздействовать на разные уровни человеческого сознания, осуществляя различные формы изменения образа мира человека. Можно выделить 3 типа таких изменений.

1. Изменения отношения субьекта к обьекту(изменения коннотативного значения этого обьекта) без изменения категориальной структуры индивидуального сознания субьекта.Например,лозунг,реклама.На семантическом языке такого рлда воздействие изменяет местоположение координатнйо точки,соответствующей коннотативному значению, без изменению координатних осей этого пространства.

2. Заключается не в изменении коннотации одиничного обьекта в созании субьекта, а в формировании общего эмоционального настроя,мироощущения реципиента воздействия.Примером такого воздействия может служить лирика.

3. Изменения категориальной структуры индивидуального сознания, введение внесе нових конструктов, предьявляющихся в классификации,формах упорядочивания обьектов, событий окружающей предметно и соц.деятельности.Например – научные и методологические тексты.Например, для психологической науки методолог.тексты задают такие суперконструкты, как деятельностный поход в оппозиции к рефлекторному.Будучи усовенным субьектом,став категорией его индивидуального сознания, это задает смысловое(семантическое) пространство, в рамках котрого происходит воспиятие и осознание действительности, и поднимает урівень осознания в даной области до научного.

 

61.Психосемантичний аналіз професійних та етнічних стереотипів.

Явление стереотипизации в нашей жизни выполняет объективно необходимую функцию, позволяя быстро и просто категоризовать социальное окружение. Этнические стереотипы могут функционировать как в ситуации непосредственного контакта с представителем иной национальности (и тогда стереотип может уступить место эмпатии, личностному взаимодействию), так и в процессе вынесения суждения об этой национальности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных