Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Актуальное членение высказывания, понятие темы и ремы.




Для того, чтобы высказывание состоялось, описанных признаков еще недостаточно. Говорящий, соотнося некоторый фрагмент действительности с системой языковых моделей, представленных в его сознании, и выбирая конкретные единицы, в которых воплотятся необходимые значения, должен еще, так сказать, определить приоритеты: что в сообщении является наиболее важным, ради чего оно, собственно, строится? Это требует деления сообщения на две части: часть, известную слушающему (тему, или данное), и часть неизвестную (рему, новое). Такое деление называется актуальным членением высказывания. Оно осуществляется при помощи известных нам грамматических способов: прежде всего порядка слов и интонации, а также аффиксации, служебных слов и др.

Учение об актуальном членении высказывания, восходящее к работам В. Матезиуса, одного из основателей Пражского лингвистического кружка, активно разрабатывается в современной науке. В частности, оказывается, что именно актуальное членение помогает сообщению включиться в общую цепь высказываний, в текст. Ср., например, различные ситуации, в которых могли бы прозвучать следующие фразы: Дети — в саду и В саду — дети. (Первая из них может быть ответом на вопрос: «А где дети?», вторая — ответом на вопрос: «А кто это в саду?») То же самое актуальное членение определяет перспективы коммуникативного использования высказывания. Так, предложение На краю села росла береза вполне может начинать собою какой-либо прозаический текст — повесть или рассказ. Но высказывание с иным порядком слов — Береза росла на краю села — практически невозможно в такой инициальной позиции, оно требует разъяснений: что за береза, почему она должна быть известна читателю и т. д.

Предикативность, модальность, актуальное членение высказывания составляют объект коммуникативного синтаксиса. Но как только мы расширяем этот объект и выходим за пределы простого предложения, мы тотчас попадаем в сферу лингвистики текста.

Коммуникативное, или как его называют, актуальное членение предложения и фразы состоит в разделении того содержания, которое говорящий представляет как известное, и того содержания, которое говорящий вычленяет как новое.

Содержание, которое говорящий представляет как данное, называется темой (коммуникативным подлежащим), а содержание, которое говорящий показывает как новое — называется ремой (коммуникативным сказуемым). Тема и рема выделяются не только в высказывании в целом, но и во фразах, предложениях и словосочетаниях.

Способы выделения ремы различны. Многие риторические фигуры, рассмотренные в предыдущем разделе, представляют собой приемы выделения ремы высказывания.

Обыкновенно рема выносится в конец словосочетания, предложения или фразы. В предложении "Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа, сказал Гоголь" слова "сказал Гоголь" являются ремой — они вынесены в конец предложения, и на них как на новое содержание автор обращает внимание читателя. Остальная же часть предложения является его темой.

Внутри темы этого предложения также можно видеть актуальное членение: слова "может быть, единственное явление русского духа", в свою очередь, выступают как рема, которая особенно выделяется частичным повтором предшествующей ремы "явление чрезвычайное" с перестановкой слов — хиазмом, также создающим актуальное членение словосочетания: "единственное явление — явление чрезвычайное". То, что выделялось в предшествующем словосочетании как рема, в следующем за ним повторяется как тема.

ТЕМА{ТЕМА [ ТЕМА (Пушкин) РЕМА (есть ТЕМА хиазм явление РЕМА чрезвычайное)]

РЕМА [ТЕМА (и, может быть), РЕМА(ТЕМА хиазм единственное явление РЕМА русского духа)]},

РЕМА{ТЕМА сказал РЕМА Гоголь}.

Актуальное членение строится как кукла-матрешка: словосочетание — предложение — фраза — группа связанных предложений, но с тем отличием, что каждая из матрешек связана со всеми остальными и связь эта определяется повторами и воспроизведениями (суппозициями) через синонимы, местоимения и перифразы тех ключевых слов, которые задают общий смысл высказывания.

 

60. Предыстория начертательного письма: предметное письмо, кипу, вампум.

Письменность появилась сравнительно недавно (6 тыс. лет назад). На Земле примерно 600 языков, письменных 300. Причины зарождения письменности: потребность передать информацию на рас­стоянии и сохранить ее во времени. Сначала передавали информацию с помощью определенных символов (предметов окружающего мира). Испокон веков люди рисовали пиктограммы.

1. Первое письмо, появившееся в мире было пиктография - система мнемонических знаков; переда­ча сообщения в форме рисунков или последовательности рисунков или пиктограмм.

Плюсы пиктографии: может быть понята любым народом; легко воспринимается; незакрепленность за пиктограммой определенной единицы яз - могла передавать и слово, и словосочетание, и предложение; не пе­редавала языковую структуру; не выражала отвлеченных понятий.

Минусы пиктографии: передает отдельные, конкретные вещи; неопределенность толкования.

Виды пиктографии: записи обмена, предметами обмена; сообщения о походах и боевых сражени­ях; летописи, хроники; мемориальные надписи; подписи магических и заклинательных форм. Постепенно, с усложнением жизни, пиктограмма перестала обслуживать племя. Но она до сих пор существует в знаках на дорогах, витринах, рекламе...

2. Идеография - письмо понятиями по значению слов, но не их самих; не передает системы язы­ка; здесь используются определенные графемы. Сообщение расчленяется на слова, каждый из которых преда­ется условным знаком. Знак изображает понятие, в том числе и отвлеченное. Знак соответствует слову в его любой грамматической форме.

Типы идеографии: рисунчатая; начертательные знаки иероглифического письма, это уже условное письмо; иероглифы (монументальные, линейные).

Достоинства: компактность письма; возможность передачи абстрактных понятий; фиксированный набор знаков.

Недостаток: слишком большой набор знаков.

Сегодня идеография сохранилась в арифметических знаках, в химических обозначениях, в шахматной записи.

3. Силлабическое (слоговое) письмо - письмо, в котором графический знак обозначает слог (греки, финикийцы). Формирование шло путем преобразования идеографического письма. В идеографии возникали более точные способы различения слов и их значения. Появились детерминативы (дополнительный знак, указывающий на особое значение слов, одинаково звучащих, но имеющих самостоятельное значение стали разграничиваться слова; разграничиваются слоги).

Характеристики: каждый графический знак служил изображением согласного звука в сочетании с "а"; если гласный при согласном был не "а", то появлялся дополнительный знак - детерминатив; если стоял только согласный, то ставил­ся дополнительный знак; если в 1 слове было несколько согласных - лигатура.

Виды: шумерское, кипрское, библоское, кхараштхи(письмо на ослиной шкуре), эфиопское, канна(японское письмо).

Достоинства: меньшее кол-во знаков (100-300); уже более менее точно отражает грамматическую и фонетическую сторону письма.

Недостатки: не было слогораздела; трудно определить правильность чтения; трудно передавались конечные слоги; присутствовала грамотность.

. 4. Фонография (алфавитное или буквенно-звуковое) - письмо передающее звуки. Главные элементы - бук­вы, могут иметь свои имена, обладают начертательной формой, звуковым значением, иногда и чи­словым.

Преимущества: ограниченное кол-во букв (20-40); точно передают звучащую речь; письмо тесно связано с фонетикой; простота употребления; передает структуру языка; неоднозначное значение звука и букв.

Виды: консонанстно-звуковое (графическими знаками обозначаются только согласные звуки, гласные не имели графического обозначения - иранское, финикийское); вокализованно-звуковое

 

Круглое письмо кипу, или узелковое письмо, было гораздо сложнее. Здесь у каждого узелка было точное значение. Для такого письма брали толстую веревку, к которой привязывали, как бахрому, тонкие разноцветные веревочки разной длины. На этих тонких веревочках и завязывали узлы.

 

Чем ближе узел был к толстой веревке, тем важнее было то сообщение, которое нес в себе этот узел. Цвета тоже имели свои значения. Черный значил смерть, белый - серебро или деньги, красный - войну, желтый - золото, зеленый - хлеб. Если узел был не цветной, то он означал числа: простые узлы - десятки, двойные узлы - сотни, тройные узлы - тысячи.

 

Веревочное кипу

 

Такое веревочное письмо кипу прочитать было непросто. Нужно было обращать внимание и на толщину веревочек, и на то, как завязаны узлы. Как все мы когда-то учились читать по азбуке, так и индейские дети учились читать узелковые и веревочные письма. Особенно распространено было такое письмо в Перу, известно было оно и в Китае. До сих пор такие письма используют многие индейские племена Южной Америки, но в более простом варианте.

 

Для непосвященного человека чтение узелковых и веревочных писем было практически невозможно. Поэтому начали искать способы записывать и посылать такие письма, которые не надо было бы пересказывать. Нужно был добиться, чтобы любое письмо мог понять любой человек.

 

 

Вампу́м — нанизанные на шнуры цилиндрические бусины из раковин вида Busycotypus canaliculatus, служившие североамериканским индейцам для различных целей.

 

Эти пояса у алгонкинов и особенно у ирокезов имели ряд особых функций: они были украшением одежды, служили валютной единицей, а главное — с их помощью передавались разные важные сообщения. Такие вампумы у ирокезских племён обычно доставляли особые гонцы — вампумоносцы. Развитие вампумовых записей, по всей вероятности, привело бы к созданию и развитию у североамериканских индейцев письма. Исключительно посредством вампумов долгое время оформлялись договоры между белыми и индейцами. Сохранился, например «записанный» договор о военном союзе между знаменитым Пенном и его квакерами, с одной стороны, и делаварами — с другой. Согласно этому договору делавары уступали квакерам довольно обширную часть территории своего племени. На этом вампуме изображён индеец и белый, символически держащиеся за руки.

 

Однако вампумы служили не только для передачи сообщений и заключения договоров. Простейшими условными символами на них обозначались и наиболее важные события из истории племени. По этим «записям» старики, владеющие искусством «чтения» вампумов, знакомили новые поколения воинов с племенными традициями. Насколько важным считалось такое составление и чтение вампумов у некоторых алгонкинских и ирокезских племён североамериканского востока, лучше всего иллюстрирует тот факт, что имя легендарного Гайаваты (создателя наиболее значительного союза североамериканских индейцев — Лиги ирокезов) буквально означает «Тот, кто составляет вампумы». Вскоре после появления белых торговцев индейцы перестали делать вампумы из простых ракушек и начали широко применять стеклянные бусинки, привозимые в Америку из северной Чехии.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных