Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 5. 1. Основные понятия и категории стилистики: стилистическая структура языка, функциональный стиль, стилистическая окраска




1. Основные понятия и категории стилистики: стилистическая структура языка, функциональный стиль, стилистическая окраска, стилистическая черта и др.

Стилистика как наука располагает своей системой понятий. Одни понятия и категории являются основными, ключевыми, другие — производными от них, третьи имеют частный характер.

Основными понятиями стилистики являются: 1) стилистичес­кая структура языка, 2) стиль (функциональный стиль), 3) стили­стическая окраска, 4) стилевая черта, 5) синонимия, соотноси­тельность и вариативность языковых средств, 6) стилистическая норма и ее функционально-стилевые разновидности.

Стилистическая структура языка — это такая орга­низация его средств, нейтральных и стилистически значимых, которая как бы накладывается на общую систему языка, имею­щую уровневое строение, и, помимо коммуникативной функции, служит для выполнения языком через его функциональные стили и подстили разнообразных частных функций, сопровождающих его основную общественную функцию.

Частные функции языка: функции общения, сообщения, воз­действия, экспрессивная, эмотивная (функция возбуждения), волюнтативная (функция волеизъявления) и др.

Стиль — центральное понятие в любом направлении и в лю­бой отрасли стилистики. Стиль — это общественно осознаваемая разновидность языка (речи), которая характеризуется совокупностью средств, их отбо­ром и системно-речевой организацией, используется в той или иной сфере общественной деятельности и соотносится с аналогичными разновидностями, применяемыми в других общественно­коммуникативных сферах.

 

Стили — явление историческое. В каждый период истории литературного языка один и тот же стиль, продолжая свое раз­витие, выступает в несколько измененном виде (ср., например, публицистический стиль XIX—XX вв. и стиль современной со­ветской публицистики, активно участвующей в перестройке на­шего общества). Нередко обогащение одного стиля идет за счет использования языкового материала других стилей; например, в современной публицистике широко используются средства раз­говорного стиля.

Стилистическая о краска — родовое понятие, охватывающее разнообразные виды окрашенности языковых единиц – слов, фразеологизмов, с/с, синтаксических конструкций (родовые понятия –«стили­стическое значение», «стилистическое качество») Родовому понятию стилистической окраски следует противо­поставить более частные категории и виды окрашенности, а именно: 1) собственно стилистическую окрашенность и 2) экспрессивную окрашенность.

Собственно стилистическая окрашенность — это окрашенность отдельных единиц языка или его целых плас­тов, связанная с преимущественным использованием их в той или иной сфере, а также форме речевого общения. Стилистически окрашенными бывают слова, фразеологизмы, грамматические формы и конструкции. Их стилистическая окраска хорошо за­метна на фоне соотносительных нейтральных средств. Так, в па­рах слов непреложныйбесспорный, трепетатьбояться, восполнитьвозместить первые воспринимаются как книжные, вто­рые — как обычные, стилистически нейтральные. В парах слов заболетьзахворать, жизньжитье, сновасызнова вто­рые являются разговорными словами. Заметнее отличаются от нейтральных просторечные слова: хворыйболезненный, собачитьсябраниться.

Собственно стилистическая окрашенность в чистом виде встречается нечасто. Обычно ее сопровождает экспрессивность, эмо­циональность, оценочность.

Экспрессивная окрашенность — это разновидность стилистической окраски, указывающая на характер и степень выраженности качественных или количественных признаков на­зываемого явления. Экспрессивность — своеобразная прибавка к простой номинативности слова. Ср.: нейтральное номинативное слово гореть и соеди­няющие номинативность и экспрессивность пылать, полыхать «гореть интенсивно.

Экспрессивность бывает двух видов: 1) не сопровождаемая эмоциональностью и 2) сопровождаемая эмоциональностью. На­ложение этих двух окрасок видим, например, у таких эмоциональ­но-экспрессивных слов, как шпарить (шпарь отсюда — быстро уходи, беги), жарить (жарь на гармошке) и подобных.

К экспрессии и эмоциональности может прибавляться оценочный момент — положительный: кушать (есть) — или отрицательный: жрать, лопать, трескать, наворачивать. Так полу­чаются эмоционально экспрессивно-оценочные слова.

Среди стилистически окрашенных средств можно выделить такие, которые довольно регулярно используются в функциональных стилях, например слова официально-делового стиля: надлежит – доложить, довести до сведения, затребовать; слова и обороты газетно-публицистического стиля: отечество, патриотизм, трудовая вахта. Стилистическая окрашенность бывает языковая, свойственная единицам языка, и речевая, возникающая в речи, в контексте. Стилевая черта – это характерный специфический признак того или иного функционального стиля, одна из его опознавательных примет. Многие из стилевых черт х-ны не для одного, а для двух-трех стилей, но в каждом из них одни и те же черты имеют свою специфику, свое функционально-стилевой качество. Например, точность как стилевая черта присуща всем стилям, кроме разговорного. Из последних работ, посвященных этому вопросу, можно указать ст Э.Г.Ризель «К определению понятия термина стилевая черта», ст Кожиной «О функциональных семантико-стилистических категориях текста, в которой высказана мысль о «полевой» структуре стилевых черт.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных