ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 7. 1. Стилевая окрашенность в системе языка и в речи /тексте/1. Стилевая окрашенность в системе языка и в речи /тексте/. Стилистический эффект использования архаизмов, неологизмов, а также языковых средств, находящихся за пределами литературной нормы - просторечных элементов, диалектизмов, жаргонизмов и др. Экспрессивная окрашенность — это разновидность стилистической окраски, указывающая на характер и степень выраженности качественных или количественных признаков называемого явления (объекта, лица, действия, состояния и т.д.). Экспрессивность — своеобразная прибавка к простой номинативности слова. Ср.: нейтральное номинативное слово гореть и соединяющие номинативность и экспрессивность пылать, полыхать «гореть интенсивно»; беспорядок и экспрессивные его синонимы безалаберщина', ералаш, кавардак; слово множество и целую цепь синонимов, передающих то же понятно— «большое количество чего-либо», но с большей интенсивностью, с дополнительными качественно-количественными оттенками: уйма, бездна, про-пасть, куча, воз, вагон, пророй, гибель. Обычно говорят об экспрессивности слов. Но она бывает и у фразеологизмов (тъма-тьмущая), и у более крупных единиц языка — у предложений, сложных синтаксических целых и т. д. Экспрессивность бывает двух видов: 1) не сопровождаемые эмоциональностью и 2) сопровождаемая эмоциональностью. Наложение этих двух окрасок видим, например, у таких эмодионально-экспрессивных слов, как шпарить (шпарь отсюда — быстро уходи, беги), жарить (жарь на гармошке) и подобных. К экспрессии и эмоциональности может прибавляться оценочный момент — положительный: кушать (есть) — или отрицательный жрать, лопать, трескать, наворачивать. Так получаются эмоционально-экспрессивно-оценочные слова, в которых три названных компонента, или значения, коннотации, как бы сливаются в одну сложную окраску. Стилистическая окраска бывает языковая, свойственная единицам языка, и речевая, возникающая в речи, в контексте. Речевую окраску могут получить нейтральные средства, употребленные в необычном значении, в новой функции {переносное значение слов, употребление одного наклонения вместо другого и т. п.). Известным стилистическим эффектом обладают архаизмы, устаревшие слова, фразеологизмы, а также формы слов, синтаксические конструкции: окоем — кругозор, наветчик — клеветник, пастырь — пастух, сестра милосердия — медицинская сестра, несть числа — много) и отдельные неологизмы(преимущественно новые слова и новые значения слов: бетонка — дорога, покрытая бетоном, гравийка— дорога с гравийным покрытием, дикарь (об отдыхающем без путевки), баскет — баскетбол, главреж — главный режиссер). Стилистически значимыми в литературной речи оказываются нейтральные в своей среде диалектизмы: векша — белка, гулливый — разгульный; жаргонизмы: шкет — мальчик, а также термины и профессионализмы: рекогносцировка, 'тренинг, стартер. Не случайно их нередко используют писатели для передачи колорита среды и особенностей речи персонажей. В зависимости от целей создания новых слов, назначения их в речи все неологизмы можно разделить на номинативные и стилистические. Первые выполняют в языке номинативную функцию, прямо называя понятия; вторые дают образную характеристику предметам, которые уже имеют названия. Появление номинативных неологизмов диктуется прежде всего потребностями развития науки и техники. Эти неологизмы возникают как наименования новых понятий. Номинативные неологизмы обычно не имеют синонимов, хотя возможно одновременное возникновение конкурирующих наименований (ср.: космонавт - астронавт), одно из которых со временем вытесняет другое. В составе номинативных неологизмов много узкоспециальных терминов, как правило, стилистически нейтральных в эмоционально-экспрессивном отношении. Изобретатели стараются ввести в употребление и новые предметы, и их наименования. Этому содействует реклама новых товаров, продуктов. Например: пульсар (устройство электронного зажигания, используемое автомобилистами), биофидок (кефир, обогащенный биофидобактериями, защищающими от кишечных инфекций). Особое место в составе неологизмов занимают так называемые индивидуально-стилистические неологизмы - слова, созданные писателями, публицистами с определенной художественной целью [утреет (Бл.), листолет (Ес.), ежевечерне (Паст.)].
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|