ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 13Стилистическая структура языка. Понятие о парадигматической организации стилистической структуры языка. Стилистические парадигмы в лексике, фразеологии, фонетике, морфологии, синтаксисе; их сходство. Язык – сложнейшая система. Он организован не только в собственно структурном плане, представленном фонетическим, лексико- фразеологическом, но и в стилистическом отношении. Стилистическую организацию языка, включающую стилистически окрашенные и нейтральные средства, а также разные типы стилей и их состав, назовем стилистической структурой, которая пронизывает все слои языка. Слова очи – глаза – гляделки, обладая, общим значением «орган зрения», эти слова различаются стилистическими оттенками. Отношений между этими словами могут быть отражены формулой – «плюс», «ноль», «минус», где плюс означает оттенок стилистической приподнятости, «ноль» — отсутствие окраски («стилистистический нуль»), а минус – оттенок сниженности. Такая модель получила наименование стилистической парадигмы. Парадигматическая структура стилистической организации языка была замечена давно. Так, Щерба в ст «СРЛЯ» еще не употреблял этого термина, но подразумевал его, когда говорил о «соотносительных слоях слов» типа лик, лицо, морда, рожа, и развивал идею о концентрических кругах – основном (нейтральном) и дополнительных (торжественном, фамильярном, вульгарном). Особенно активно и последовательно идея парадигматической организации стилистических ресурсов языка провинятся М.В. Пановым. Стилистические парадигмы,— считает он,— пронизывают все ярусы: лексику, словообразование, словоизменение, синтаксис, фонетику. Каждый уровень языка в силу твоей специфики по-своему и а своей мере выявляет стилистическую парадигматику. Больше таких возможностей в лексике. Все три члена стилистической парадигмы видим в синонимических рядах: синхронно (книжн.) — одновременно (нейтр.) – разом (разг.), поразить (книжн.) – победить (нейтр.) – осилить (разг.). Еще больше рядов, в которых налицо лишь две окраски – нейтральная и книжная: брать — взыскивать. желание — жажда или нейтральная и сниженная: невежда – неуч, обещать – сулить. Иногда та или иная позиция (клетка) парадигмы представлена не одним, а~ двумя-тремя и большим количеством слов и фразеологизмов: в сообществе, совокупно — вместе — снопом, гуртом, артелью. Специфика фонетической стилистики в отличие от лексической, в том, что иной стилистический оттенок выражен не новым словом, а тем же самым, но особым его произношением: незначительным изменением его фонемного состава: тысяча – тыща, цвести — цве[с'т'], вслед — [въ]след; изменением ударениям .ворОта — воротА, завИтый --завитОй, мЕлочный – мелочнОй. Стилистическая парадигма в морфологии от лексической отличается тем, что здесь чередующимися бывают не самостоятельные слова, а их формы: инструкторы — инструктора, волной — волною, свечей — свеч, мамина — маминого, два друга — двое друзей, по десять (книг) — по десяти (книг). Такие члены парадигмы являются не словами синонимами, а вариантами слова. Однако в целом парадигматические градации в морфологии не только не регулярны, но и редки. Синтаксис пожалуй, наиболее богатая область для выражения смысловых и стилистических оттенков. Стилистически соотносительные единицы (конструкции) здесь могут иметь различное выражение: 1) разноструктурное: шапка отца — отцова шапка; 2) с сохранениемструктуры, ну с другим порядком слов – Мне нравится этот фильм. Этот фильм мне нравится; 3) «внутреннее», то есть в виде изменения интонационного рисунка в пределах одной и той же структуры: Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе! Москва... Как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось! (А. Пушкин)Логически выделенными здесь могут оказаться поочередно слова сердца, русского, слилось. Из сказанного ясно, что учение о стилистической парадигматике образует сердцевину концепции стилистической структуры русского языка. Однако стилистическая структура языка сложнее, шире, богаче, неизмеримо тоньше, чем можно подумать, приняв эту схему в качестве общей и единственной модели стилистической организации языка-Стилистические парадигмы хотя и пронизывают весь ЯЗЫК, тем не менее составляют ничтожную долю в общей массе стилистически маркированных элементов. парадигмы, содержащие все три члена (высокое – нейтральное – сниженное), исключительно редко. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|