Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Функционально-стилистическая и нормативная характеристика однородных членов предложения




При стилистическом изучении однородных членов особый интерес вызывает их функционирование в разных стилях речи. В книжных стилях однородные члены — важное средство подробного описания явлений, предметов и их свойств. К языку законов, представленному в оф.-деловом стиле, предъявляется требование особой полноты и точности перечисления (Не допускается какое-либо прямое или косвенное нарушение прав). Та же черта характеризует научный стиль. Особая чёткость достигается при помощи нумерации, а при пространном перечне однородных членов часто используется рубрикация. Журналисты обращаются к однородным членам как к яркому источнику экспрессии; иногда однородные члены оформляются в виде отдельных предложений, что также усиливает выразительность (Работали в две смены. Работали днём и ночью.)

Экспрессию придаёт и употребление антитезы (юность и старость, нежность и гнев) и паронимов (предающие и продающие). Из всего вышесказанного, однако, не следует, что однородные члены во всех случаях являются оптимальным средством художественной речи; они используются только в определённых условиях. Однородные члены могут «утяжелять» предложение, слишком длинный их перечень выглядит громоздко. Чтобы избежать этого, используют различные структуры однородных членов. Их выделяют четыре.

Бессоюзная структура (читать книги, брошюры, газеты, журналы). Она образует т.н. незамкнутый ряд и не имеет характера исчерпывающего перечисления. Всречается в любом стиле речи, особенно характерна для оф.-делового. Художественному тексту бессоюзие придаёт стремительность и насыщенность впечатлениями.

Полисиндетон, или многосоюзие — повторение союза перед каждым однородным членом. Обычно это сочинительные союзы и, ни. Такая конструкция также имеет характер незаконченного перечисления, но при этом все её члены логически и интонационно выделяются (читать и книги, и газеты, и брошюры, и журналы).

П остановка союза перед последним однородным членом. Образует замкнутый ряд, имеет значение исчерпывающего перечисления (читать книги, брошюры, газеты и журналы).

Попарное соединение однородных членов (читать книги и газеты, брошюры и журналы). Имеет две разновидности: образование парных групп из близких по смыслу слов и объединение контрастных понятий (надежды и опасения). Встречается в основном в художественной лит-ре и публицистике.

Нанизывание однородных членов часто создаёт градацию — такое их расположение, при котором каждый последующий член усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего. Благодаря этому создаётся нарастание интонации и эмоционального напряжения речи (особенный, самобытный, ни с чем не сравнимый вид). Стилистическим приёмом становится также повтор однородных членов, позволяющий выделить главное, основное в предложении (Он думал и думал, думал и думал об этом). Повторы свойственны эмоционально окрашенной речи, нередко они усиливают выразительность речи. Часто используются публицистами. Повторы могут использоваться и как средство юмора.

Писатели часто вместо перечисления дают каждое новое понятие оторванным от предыдущего (Как обходительна! мила! добра!). Этот приём воспроизводит интонации живой речи. Поэты нередко нарушают требование логической сопоставляемости перечисляемых предметов, понятий, и таким образом достигают выразительности (А ещё есть ливни, горы, моря, Птицы, хлеба, корабли, кометы…), а посредством соединения несоединимых перечисляемых понятий создаётся комизм (Она была в негодовании и в папильотках). Если возникающая при этом ироническая окраска речи кажется нежелательной, конструкцию необходимо заменить.

Хар-ки однородных членов:

1) Общий характер однородности

2) Степень распространенности ряда

3) тип связи

4) наличие обобщающих слов

5) В тексте какого функционального стиля используется этот однородный ряд

6) используемые группы лексики (синонимы, антонимы)

7) функция в тексте

Нормы сочетания:

1) сочетаются лишь сопоставимые понятия, а иначе — зевгма

2) Сочетаются непересекающиеся понятия, не связанные отношениями частичного включения

3) нельзя разные типы сказуемого

4) нельзя соединять в сложном предложении однородный ряд и придаточное

5) однородные члены должны быть согласованы в падеже с обобщающим словом.


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных