Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблема происхождения языка человека




Происхождение человеческой речи – это сложный вопрос, который изучается не только языкознанием, но и биологией, философией, археологией и этнографией. Происхождение языка человека вообще и отдельных языков в частности – это два совершенно разных вопроса в языкознании. Тем не менее второй вопрос решается самым конкретным образом. Путём погружения в историю народов учёные сравнивали языки и делали выводы о происхождении каждого.

Происхождение человеческого языка вообще – это составная часть проблемы происхождения человека и человеческого общества. На этот счёт существует великое множество теорий, версий, но каждая из них имеет свои недостатки, противоречия, поэтому однозначного ответа на данный вопрос до сих пор не существует.

Ещё в библейских легендах можно обнаружить два противоречивых решения этого вопроса. В одной из глав Библии сказано, что Бог творил словесным заклинанием и что сам человек был сотворён силой слова. В другой главе рассказывается о том, что Бог творил «молчком», а потом привёл к Адаму всех тварей, чтобы тот дал всем имена. Таким образом в Библии обозначились две точки зрения:

1. Язык не от человека (от Бога);

2. Язык от человека (от Адама).

Эти точки зрения свидетельствуют о том, что Библия не даёт однозначного ответа на поставленный вопрос.

Но с древнейших времён сложилось и много научных теорий происхождения языка.

1. Теория звукоподражаний. Её суть заключается в том, что безъязычный человек слышал звуки природы (журчание ручья, пение птиц, шелест листьев) и старался подражать им своим речевым аппаратом.

Однако, несмотря на то, что в любом языке есть звукоподражательные слова («гав-гав», «ку-ку», «кап-кап»), таких слов очень немного. Поэтому становится непонятным образование слов, которые обозначают незвучащие предметы и явления. Согласно этой теории звук образовался чисто механическим путём и никак не связан с мыслительной деятельностью человека.

2. Теория междометий. В древние времена эта теория была противопоставлена первой. Она утверждала, что первобытные люди со временем превратили инстинктивные животные выкрики в естественные звуки. Так произошли междометия, которые сопровождали эмоции и чувства человека. От них образовались остальные слова. Недостатком этой теории является то, что в любом языке класс междометий – самый маленький. Язык не может возникнуть ради эмоций и желаний. Он возникает ради общения. В некотором роде эмоциями и желаниями обладают и животные, однако языка они не имеют.

3. Теория трудовых выкриков. Эта теория была развита в конце 70-х годов 19 века немецким философом Людвигом Нуаре. Он считал, что мышление человека и его деятельность были неразрывны. Прежде чем люди научились изготавливать орудия труда, они в течение долгого времени наблюдали за действиями различных предметов. При совместной работе выкрики и возгласы облегчали трудовую деятельность человека. Эти выкрики вначале были непроизвольными, а затем превратились в символы трудовых процессов.

В этой теории преувеличивается роль языка в формировании первобытного мышления. Русский учёный Г.В.Плеханов говорил, что «развитие трудовых отношений совершается по своим собственным внутренним законам, действие которых ускоряет или замедляет развитие производительных сил».

4. Теория Фридриха Энгельса. Эта теория нашла отражение в его работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Согласно этой теории основная функция языка – коммуникативная. Она обусловлена тем, что язык возникает в обществе в процессе производственной деятельности. «Совместная деятельность приводит к тому, что люди начинают совместно овладевать предметами природы и созданными орудиями труда, которые в дальнейшем получают наименование» (28; 486). Используя, например, палку или камень, первобытные люди научились употреблять их постоянно, отличая от других предметов. «Осознанный инстинкт постепенно превратился в человеческое сознание, а предметы этого сознания, рождённого в труде, получают звуковые указания» (28; 489).На их основе возникают древние корни.

Основным недостатком этой теории является недоказуемость происхождения человека от высокоразвитой породы обезьян.

5. Теория Вильгельма Гумбольдта. В.Гумбольдт считал, что человек по своей природе изначально имеет предрасположенность к появлению языка. Определённый уклад органов речи природа приспособила для образования человеческой речи. В.Гумбольдт утверждал, что язык возник вместе с человеком. Способность к языку заложена у человека на генетическом уровне, поскольку не будь языка, не было бы и самого человека. По его мнению, «язык есть деятельность индивида, тесно связанная с национальным самосознанием. Язык народа есть его дух. И дух народа есть его язык» (12; 95).

Однако все перечисленные научные теории остаются лишь гипотезами, так как ни одна из них не может быть подтверждена фактами в силу отдалённости события по времени. Их нельзя ни наблюдать, ни воспроизвести в эксперименте.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных