Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Классификация гласных и согласных звуков. Гласные звуки – это такие звуки речи, при образовании которых струя выдыхаемого воздуха беспрепятственно проходит через резонатор и на пути своего следования




Гласные звуки – это такие звуки речи, при образовании которых струя выдыхаемого воздуха беспрепятственно проходит через резонатор и на пути своего следования наружу не встречает никаких препятствий. При этом колеблются лишь голосовые связки, которые создают определенный тон. Таким образом, при колебании голосовых связок и беспрепятственном прохождении струи выдыхаемого воздуха по резонатору возникают гласные, или тональные (музыкальные), звуки речи. В фонетической системе современного русского языка основных гласных звуков насчитывается 6:

[а] [о] [э] [и] [ы] [у]

Согласные звуки – это такие звуки речи, при образовании которых струя выдыхаемого воздуха, проходя через резонатор, на пути своего следования наружу встречает какие-либо препятствия, например, в виде либо полного смыкания зубов или губ друг с другом, либо плотного прилегания языка к какой-нибудь части твердого (верхнего) нёба и пр. Если струя выдыхаемого воздуха, попав в резонатор, встречает на своем пути препятствие, то ей приходится с шумом преодолевать это препятствие. Таким образом на голос «накладывается» шум, полученный в результате преодоления преград, возникающих на пути воздушной струи в резонаторе. Так образуются согласные, или шумные, звуки речи.

И гласные и согласные звуки можно охарактеризовать детальнее с точки зрения описания работы органов речи. Такая классификация звуков речи носит название артикуляционной.

При образовании гласных звуков активную роль играет язык. Занимаемое им положение в ротовой полости обусловливает различение гласных звуков по подъему и ряду.

Движение языка в ротовой полости снизу вверх, в направлении к твердому нёбу, называемое движением по вертикали, предопределяет распределение гласных по подъему. Если язык располагается в нижней части ротовой полости, то образуется гласный нижнего подъема[а]. Если язык в ротовой полости занимает срединное положение, несколько приподнимаясь вверх к твердому нёбу, то образуются гласные среднего подъема[э] [о]. Если язык максимально поднят к верхнему нёбу, то образуются гласные верхнего подъема[и] [ы] [у].

Движение языка в ротовой полости от гортани к зубам, называемое движением по горизонтали, предопределяет распределение гласных по ряду. Если язык от гортани продвигается максимально к передней части ротовой полости, находясь у зубов, то образуются гласные переднего ряда[и] [э]. Если язык в ротовой полости занимает срединное положение, находясь между гортанью и зубами, то образуются гласные среднего ряда[ы] [а]. Если язык максимально отодвинут назад к гортани, то образуются гласные заднего ряда[о] [у].

В образовании гласных звуков принимает участие не только язык, но и губы. Губы могут быть неактивными, а могут быть напряжены, округлены и вытянуты в трубочку. Если губы принимают активное участие в образовании звуков речи, то образуются лабиализованные (от лат. labium = губа), огубленные, гласные. Такими лабиализованными звуками в фонетической системе русского языка являются звуки [о] [у]. Все остальные гласные звуки относятся к нелабиализованным[и] [э] [ы] [а].

Артикуляционную классификацию основных гласных звуков можно представить в виде таблицы:


подъём / ряд передний средний задний
верхний [и] [ы] [у]
средний [э]   [о]
нижний   [а]  

 

Согласные звуки также можно охарактеризовать по работе органов речи, участвующих в их образовании, тем самым представив их артикуляционную классификацию.

По участию голоса и шума согласные делятся на сонорные и шумные. При образовании согласных звуков препятствие по своему характеру может быть б′ольшим или меньшим. Если преграда, возникающая на пути струи выдыхаемого воздуха, незначительна, то количество голоса, участвующего в образовании согласного звука, достаточно велико. Так образуются особо звучные – сонорные – согласные, которых в русской фонетической системе 9: [р] – [р’] [л] – [л’] [м] – [м’] [н] – [н’] [j]. Если преграда значительная, то голос идет на убыль вплоть до полной его утраты и согласный звук состоит практически из одного шума. Так образуются шумные согласные. В свою очередь шумные согласные делятся на шумные звонкие и шумные глухие. За этой артикуляционной характеристикой согласных звуков скрывается следующее содержание. При образовании шумных звонких согласных возникающая преграда достаточная, но не настолько, чтобы вовсе «погасить» голос, поэтому шумные звонкие согласные состоят из голоса и шума. К ним относятся такие согласные, как [б–б’], [в–в’], [г–г’], [д–д’], [ж–ж’], [з–з’]. При образовании шумных глухих согласных препятствие достаточно велико, чтобы свести голос почти к полной его утрате или, по крайней мере, к значительному его уменьшению, поэтому такие согласные состоят практически из одного шума. К шумным глухим согласным относятся такие звуки, как [к–к’], [п–п’], [с–с’], [т–т’], [ф–ф’], [х–х’], [ц], [ч], [ш] [ш’].

В образовании согласных звуков одни органы речи принимают активное участие, другие – пассивное. Активные органы речи движутся, пассивные неподвижны. Активные органы речи артикулируют по направлению к пассивным. В том месте, где активные органы взаимодействуют с пассивными, и образуется преграда на пути струи выдыхаемого воздуха. В зависимости от того, где, в каком месте, образуется это препятствие, все согласные звуки принято делить на разные типы по месту образования:

  • активным органом является нижняя губа → губные
  • активным органом является язык → язычные

Итак, по активному органу речи все согласные делятся на губные и язычные.

Далее согласные звуки – губные и язычные – делятся на свои соответствующие разновидности в зависимости от того, с каким пассивным органом речи взаимодействует активный:

  • нижняя губа взаимодействует с верхней губой, и именно в этом месте, между нижней и верхней губой, образуется преграда → губно-губные: [б–б’], [п–п’], [м–м’]
  • нижняя губа взаимодействует с зубами → губно-зубные: [в–в’], [ф–ф’]
  • передняя часть спинки языка взаимодействует с зубами → переднеязычные зубные: [т–т’], [д–д’], [с–с’], [з–з’], [н–н’], [л–л’], [ц]
  • передняя часть спинки языка взаимодействует с надзубной частью верхнего (твердого) нёба → переднеязычные передненёбные (нёбно-зубные): [ш], [ж], [ш’], [ж’], [ч], [р–р’]
  • средняя часть спинки языка взаимодействует со срединной частью верхнего нёба → среднеязычные средненёбные: [j]
  • задняя часть спинки языка взаимодействует с задней частью верхнего нёба → заднеязычные задненёбные: [г–г’], [к–к’], [х–х’]

Характеристику согласных звуков по месту образования можно представить графически:

согласные по месту образования

 
 

 


губные язычные

 

губно-губные губно-зубные переднеязычные заднеязычные

 

среднеязычные

зубные небно-зубные

Таким образом, характеристика согласных звуков по месту образования определяет звук речи по тому, в каком месте возникла преграда на пути проходящей через резонатор струи выдыхаемого воздуха.

В зависимости от того, каким образом струей выдыхаемого воздуха преодолевается возникшая в определенном месте преграда, все согласные звуки классифицируются по способу преодоления преграды, или по способу образования. Речевой аппарат русскоговорящих людей приспособлен преодолевать преграду двояким образом:

1. первый способ связан с тем, что активный орган неплотно смыкается с пассивным; при этом работающие органы соприкасаются друг с другом так, что между ними нет полной смычки, а образуется щель, через которую струя выдыхаемого воздуха и выходит наружу; так, образуются щелевые согласные. Щелевые по способу образования согласные звуки одновременно являются и фрикативными, что означает, что струя выдыхаемого воздуха, выходя через образованную между работающими органами речи щель, трется о стенки суженного прохода. Щелевыми фрикативными по способу преодоления преграды являются следующие согласные русского языка: [в–в’], [ф–ф’], [з–з’], [с–с’], [х–х’], [ж], [ж’], [ш], [ш’], [j];

2. второй способ связан с тем, что активный орган плотно смыкается с пассивным; в этом случае между работающими органами речи возникает плотный затвор, смычка, которую струя выдыхаемого воздуха должна как-то открыть, разомкнуть; так образуются смычные по способу образования согласные звуки. Смычка, т. е. плотный затвор между работающими органами речи, может преодолеваться по-разному. В зависимости от этого условия все смычные согласные делятся на частные разновидности:

  • под напором струи выдыхаемого воздуха смычка с резким шумом, подобным взрыву, разрывается, и воздух выходит мощно из ротовой полости наружу → в результате образуются смычные взрывные: [б–б’], [п–п’], [д–д’], [т–т’], [г–г’], [к–к’];

· под напором струи выдыхаемого воздуха смычка мгновенно превращается в щель, и воздух выходит из ротовой полости наружу через эту образовавшуюся щель → так образуются аффрикаты: [ц], [ч];

· струя выдыхаемого воздуха не разрывает возникшую преграду, а, чтобы вырваться наружу, проходит через носовую полость →так образуются смычные носовые: [м–м’], [н–н’]

· струя выдыхаемого воздуха преодолевает возникшую между сомкнутыми органами преграду, огибая язык с боков, что становится возможным в связи с тем, что бок языка при произнесении такого звука опущен вниз, и между ним и щекой образуется боковой проход → в результате образуются смычные боковые: [л–л’]

· под давлением струи выдыхаемого воздуха кончик языка то плотно смыкается с нёбом, то отходит от него, в результате чего происходит тосмыкание, то размыкание взаимодействующих органов речи, их вибрирование → таким образом появляются в речи вибранты (дрожащие): [р–р’].

Характеристику согласных звуков по способу образования можно представить графически:

 

согласные по способу образования

 

щелевые смычные

 

 

взрывные аффрикаты носовые боковые

вибранты

 

В зависимости от того, как ведет себя при образовании согласных звуков срединная часть спинки языка по отношению к срединной части верхнего нёба, согласные звуки принято различать по палатализации. Палатализация – это дополнительный к основной артикуляции согласного звука подъем средней части спинки языка к верхнему (твердому) нёбу. Такое движение языка к верхнему нёбу является основной артикуляцией при образовании среднеязычного средненебного согласного звука [j], поэтому по отношению к другим согласным звукам такую работу языка называют йотовой артикуляцией. При наложении йотовой артикуляции на основную артикуляцию при образовании того или иного согласного звука каждый раз образуется мягкий, палатализованный, согласный. Без участия этой добавочной артикуляции, только при наличии основной артикуляции образуются твердые, непалатализованные, согласные русского языка. Значит, мягкие (палатализованные) согласные отличаются от твердых (непалатализованных) согласных наличием или, наоборот, отсутствием такой добавочной артикуляции, связанной с прогибом срединной части спинки языка в направлении к верхнему нёбу. Большинство согласных русского языка по признаку твердости-мягкости являются парными:

[б–б’], [в–в’], [г–г’], [д–д’], [з–з’], [к–к’], [л–л’], [м–м’]

[н–н’], [п–п’], [р–р’], [с–с’], [т–т’], [ф–ф’], [х–х’]

В русской фонетической системе всего два собственно долгих согласных звука – [ж’], [ш’]. Все остальные согласные могут стать более длительными по звучанию лишь в речевом потоке при особых сложившихся в нем условиях: отдать [Λддат’] – озвончение глухого согласного и слияние двух одинаковых по своим артикуляционным характеристикам звуков в один долгий [д] на стыке приставки и корня.

Парой считается такая противопоставленность звуков по их артикуляционным характеристикам, в которой отмечается отличие лишь в одном признаке, не более. Поэтому к непарным твердым согласным относятся звуки [ж], [ш], [ц]. Звуки [ж] и [ж’] и [ш] и [ш’] не могут образовать пару по мягкости-твердости, так как отличаются друг от друга сразу двумя признаками – отношением к палатализации и долготой второго звука.

К непарным мягким согласным относятся звуки [ж’], [ш’], [ч], [j]. Последний звук в силу присущей ему палатализации в качестве его основной артикуляции отмечается особым названием: его принято называть палатальным.

К непарным глухим согласным относятся согласные звуки [х–х’], [ц], [ч], [ш’].

Артикуляционные признаки звуков в фонетической системе русского языка являются признаками либо самостоятельными (конститутивными, дифференциальными), либо зависимыми, обусловленными. Признаки, участвующие в противопоставлении одного звука другому, называют дифференциальными. Так, дифференциальными признаками для согласных звуков являются признаки наличия голоса и шума, признак места образования и признак способа образования. Признак палатализованности/непалатализованности является признаком добавочным, сопутствующим основной артикуляции. По дифференциальным признакам можно опознать согласный звук речи. Например, если звуку присвоены такие характеристики, как шумный глухой непарный, переднеязычный зубной, аффрикативный, значит, речь может идти только о звуке [ц]. А если, скажем, звук отмечен такими артикуляционными признаками, как шумный глухой парный, переднеязычный губно-зубной, щелевой, значит, этим звуком в фонетической системе русского языка может быть только звук [ф].

Для гласных звуков дифференциальными признаками оказываются признаки подъема и лабиализованности. Признак ряда для гласных звуков оказывается признаком обусловленным. Дело в том, что по законам, действующим в фонетической системе современного русского языка, перед гласными переднего ряда в речевом потоке могут употребляться только мягкие согласные. Таким образом, ряд гласного зависим от характера предшествующего согласного, в частности от его мягкости. Перед гласными непереднего ряда, т. е. не перед [ и ] [ э ], в русской речи могут появиться как твердые, так и мягкие согласные: рад [ р а т] – ряд [р’ а т], вол [ в о л] – вёл [ в’ о л], стул [с т у л] – тюль [ т’ у л’]. Но перед гласным переднего ряда [ и ] [ э ] невозможен твердый согласный. Если предшествующий согласный является твердым, то гласный переднего ряда [и] после него невозможен. Он сразу же заменится на ближайший к нему по ряду и на идентичный по подъему гласный – на гласный [ы]: цирк [ц ы рк], жизнь [ж ы зн’], широк [ш ы рок] и т. п. Если в речевом потоке перед гласным переднего ряда [э] выступил твердый согласный, значит, речь идет о фонетически неосвоенном слове: стенд [тэ], бизнес [нэ], тенденция [тэ, дэ]. С течением времени такие слова могут осваиваться носителями русского языка и приспосабливаться к действующим в их фонетической системе закономерностям. Так произошло, к примеру, со словами де кан [ д’э ], ака де мия [ д’э ], те рмин [ т’э ], де магог [ д’э ], те рапевт [ т’э ], фо ре ль [ рэ/р’э ], де п ре ссия [ дэ/д’э; рэ/р’э ] и др.

Особенности в произношении звуков в том или ином языке составляют его артикуляционную базу. Артикуляционная база языка возникает в результате исторической эволюции произносительного аппарата каждого народа. Артикуляционные привычки сохраняются на протяжении ряда эпох.

При изучении иностранного языка артикуляционная база родного языка накладывает от печаток на произношение говорящего. Этим обусловлен акцент. Если говорящий хорошо осваивает артикуляционную базу иностранного языка, то он может говорить на этом языке чище, чем носитель языка.

Артикуляционные базы языков отличаются друг от друга различной активностью органов речи и различным соединением органов речи. Поэтому фонетические системы разных языков имеют свои национальные особенности.

У кавказских народов звуки [г], [к],[х] » образуются не в ротовой полости, а в гортани и называются глубинно – гортанными.

Звук [р] во французском языке и [х] в немецком языке образуются дрожанием маленького язычка, то есть продолжением верхнего нёба, и называются увулярными.

В некоторых языках гласные и согласные противопоставляются по долготе и краткости. Так, в эстонском языке гласные и согласные имеют три ступени долготы: звуки краткие, долгие и сверхдолгие. В английском языке по долготе и краткости различаются гласные звуки. Это качество влияет нак смысл слова. Долгота и краткость звуков характерна для чешского, финского и якутского языков.

В ряде языков существуют особые носовые гласные. Они обозначаются отдельными буквами. Носовые гласные сохраняются в современном польском и французском языке.

Во многих языках мира существуют дифтонги. Это гласные со сложной артикуляцией. Они произносятся как единый звук речи. Один из таких гласных является основным, а другой – призвуком. Особое распространение дифтонги получили в английском языке.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных