Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Звук в функциональном аспекте




Звуки речи – величины конкретные. Это конкретные единицы речи, способные восприниматься через чувственное созерцание и обладающие поэтому многообразием признаков. Иными словами, это единицы, каждый раз конкретно и реально звучащей речи. Но, как известно, конкретному противостоит абстрактное. Абстрактное, в отличие от конкретного, обладает не частными, индивидуальными, а отвлеченными, общими признаками. Этих признаков суммарно меньше, они беднее, чем признаки конкретного, но они являются наиболее существенными.

В таком случае, что же противостоит звуку речи как величине конкретной? От каких частных, несущественных признаков этого конкретного мы должны отвлечься, чтобы получить соотнесенную со звуком речи единицу абстрактного свойства? И для чего?

Сравните, к примеру, разное звучание конечного согласного корня слова везти, представленного в разных своих формах и в разных фонетических условиях:

ве з ут – ве з ли – вё зве з ти – вё з шар – вё з же

· ве з ут, ве з ли – перед гласным или сонорным слышится звук [ з ];

· вё з – в абсолютном конце слова – звук [ с ];

· ве з ти – перед глухим мягким согласным [т’] в результате ассимиляции по глухости – звук [ с’ ];

· вё з шар – перед передненёбным согласным [ш] в результате ассимиляции по месту образования – звук [ ш ] долгий;

· вё з же – перед передненёбным согласным [ж] в результате ассимиляции по месту образования – звук [ ж ] долгий.

Однако, как бы ни звучал этот корень в реальном речевом потоке, каким бы разным ни представлялся в конкретных фонетических условиях, в сознании носителей данного языка он неизменно будет обладать одним и тем же содержанием – ‘ перемещать что-либо с помощью средств передвижения ’. Следовательно, всё многообразие чередующихся в речевом потоке конечных согласных этого корня через скрепление его звучания с его значением будет сводиться к звуку [ з ]. В этой связи конкретно звучащие на конце этого корня звуки [ с ], [ с’ ], [ ш ], [ ж ] в нашем сознании являются представителями звука [ з ] как основного, звучащего в наиболее благоприятных для него условиях, в наименее зависимом от других звуков положении – в позиции перед гласным или сонорным или перед [в – в’].

Звук, к которому сводится всё многообразие чередующихся между собой в речевом потоке звуков, называется фонемой. Фонема– это абстрактная, обобщающая единица языка, суммирующая всё многообразие частных звуковых реализаций и представляющая собой на основе обобщения этого многообразия единый звуковой тип речевых реализаций.

Фонология как наука имеет точную дату своего рождения – 1881 год – и точно знает своего основателя. Это профессор Казанского университета Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ. В 1881 году вышел первый труд по фонологии, в котором ученый считал необходимым «рассматривать звуки по отношению их к значению слова» (5; 29). Бодуэн де Куртенэ предлагал рассматривать звуки речи не только в их конкретной реализации, но и привязывая их к значению, реализованному в материальной, звуковой, оболочке данного слова. Поскольку минимальной значимой единицей языка является морфема, постольку ученый «привязывал» звук речи к той или иной морфеме.

Звуки речи не только материально оформляют морфему в звуковую оболочку, но могут служить в одних случаях для различения морфем, а в других – для их отождествления. Как способны по-разному звучащие звуки передавать одно и то же значение – отождествлять морфемы – было видно на примере звучания и осмысления корня - вез - в словоформах глагола везти. Звуки речи как представители разных фонем, попавшие в совершенно одинаковые фонетические условия, оформляют разные морфемы, передают абсолютно разное содержание: т ом – д ом – с ом – р ом – л ом; з уд – с уд; с ор – м ор – х ор и т. д. Данные слова (корневые морфемы) обладают совершенно разным значением, а начальные согласные этих корней находятся в абсолютно идентичных фонетических условиях. Следовательно, фонемы способны не только отождествлять морфемы, но и разграничивать, различать их. Фонеме присущи, таким образом, две основные функции – отождествительная (перцептивная) и смыслоразличительная (сигнификативная).

Таким образом, сам по себе конкретный звук речи значением не обладает. Однако, функционируя в языке, звук служит для различения или отождествления слов и морфем, т. е. значимых единиц языка. Звук, рассматриваемый с позиций его функционирования в слове или морфеме, в его действии, в динамике, т. е. в функциональном аспекте, является не фонетической, а фонологической единицей. Фонология занимается изучением звуковых единиц в их роли и функциях при образовании и различении слов, словоформ, морфем. Звук речи, к которому сводится всё многообразие чередующихся в речевом потоке звуков, способный отождествлять или различать морфемы и слова, основной представитель всех чередующихся между собой звуков в пределах одной и той же морфемы – это и есть фонема.

Итак, фонема – это минимальная, далее неделимая функциональная единица языка, представленная рядом позиционно чередующихся звуков и служащая для различения и отождествления значимых единиц языка – морфем и слов.

Фонемой становится тот звук речи, который выступает в сильной речевой позиции, т. е. в позиции максимального различения своих основных артикуляторных характеристик. Сильная позиция для фонемы – это такая позиция звука речи в речевом потоке, в которой он представлен в положении наибольшей дифференциации своих основных артикуляционных признаков, в которой он не подвергается нейтрализации своих основных качеств. Слабой позицией называется такая позиция звука речи, в которой он представлен в положении наименьшей дифференциации своих основных артикуляционных признаков, в которой он подвергается нейтрализации своих основных качеств.

Нейтрализацией называется совпадение двух или нескольких фонем в определенной речевой ситуации. Гласные О и А в словоформах д о м и д а р различаются, так как находятся под ударением. В этом положении их основные дифференциальные признаки – подъем и лабиализованность (О: лабиализованный, среднего подъема; А: нелабиализованный, нижнего подъема) – противопоставляют данные фонемы, способные различить соответствующие морфемы. Однако в словоформах дома и дары эти фонемы нейтрализовались – слились в одном звуке, близком к а, – в звуке [Λ] – 1-ой степени редукции после твердого согласного:

д о м – д а р

<О> <А>

д о ма – д а ры

[Λ]

<О> <А>

 

[Λ]

Количественный состав фонем – основных представителей звуков речи – у каждого языка свой, отличающий один язык от другого. Так, в английском языке насчитывается 40 фонем (13 гласных, 24 согласных и 3 дифтонга); в немецком языке – 36 фонем (15 гласных, 18 согласных, 3 дифтонга), во французском языке – 35 фонем (18 гласных и 17 согласных), в русском языке – 39 (5 гласных и 34 согласных).

Фонемы – звуки в сильной позиции – устанавливаются по сильным позициям. Для гласных фонемсильной позицией является позиция гласного звука под ударениемперед твердым согласным, между твердыми согласными и после твердого согласного. При условии, что символом обозначен любой ударный гласный, а символом t – любой согласный, условно сильные позиции для гласных можно представить в виде такой записи:

t

t t

t

Для согласных фонемсильные позиции утверждаются по двум основаниям: по глухости/звонкости и по твердости/мягкости. Сильными позициями по глухости/звонкости для согласных фонем являются 3 положения в речевом потоке: 1) перед гласными; 2) перед сонорными; 3) перед <в – в’>.

Сильными позициями по твердости/мягкости для согласных являются положения: 1) перед гласными непереднего ряда; 2) в абсолютном конце слова; 3) перед заднеязычными задненебными <г>, <к>, <х>. Сильные позиции для согласных фонем можно представить в виде таблицы:

 

сильные позиции по глухости/звонкости сильные позиции по твердости/мягкости
· перед гласным роз а – рос а (ср. роз – рос – нейтрализация фонем <з> <с> в звуке [с]) · перед гласными непереднего ряда гор а – гор я
· перед сонорным з л ой – с л ой · в абсолютном конце слова стан – стань (<н> – <н’>)
· перед <в–в’> з в он – с в ой · перед заднеязычными бан к а – бань к а (<н> – <н’>)

 

В сильных позициях и гласные, и согласные фонемы не нейтрализуются и способны различить или отождествить значимые единицы языка – морфемы.

Итак, фонема как основной представитель чередующихся в пределах одной и той же морфемы звуков устанавливается обязательно в одной и той же морфеме по сильным позициям для неё.

Слог

Слог – это наименьшая произносительная единица, неразложимое единство. Психологически легче членить речевой поток не на звуки, а на слоги.

Практическое членение речевого потока на слоги не вызывает споров, однако определение слога и его природы представляет трудности.

Слог как правило состоит из фонем, часть которых выступает как слогообразующий элемент, или слогоноситель. Слогоносителями в зависимости от языка могут быть: гласный, дифтонг, трифтонг, сочетания «гласный плюс согласный».

В большинстве языков мира гласные являются единственно возможными слогоносителями. Среди согласных слогоносителями могут быть только «р» и «л». Например, в чешском языке: vlk (волк), srp (серп). До недавнего времени теория слога разрабатывалась только на материале западноевропейских и славянских языков. В этих языках фонетическое членение слова не совпадает с морфологическим: например, кни-га (слоговое членение), книг-а (морфемное членение). Таким образом, слоги не связаны с определённым смыслом. Это характерно для языков индоевропейской семьи. Однако в ряде восточных языков (китайском, вьетнамском) граница слога и морфемы совпадает. Слог в связи с этим всегда ассоциируется с определённой морфемой. Слог служит звуковой оболочкой морфем. Таким образом, в восточных языках слог является не только важнейшей фонетической, но и морфологической единицей.

В русской фонетике существует несколько теорий слога, среди которых наиболее распространены две: мускульная и сонорная. Теория мускульного напряжения была поддержана фонетистом Львом Владимировичем Щербой (2). По этой теории, слог представляет собой единство подъёма напряжения и усиления звучности в начале слога и их падения в конце слога. Слоговая граница проходит в месте столкновения наибольшей звучности с наименьшей.

По сонорной теории, основанной на акустических критериях, слог рассматривается как сочетание более звучного элемента с менее звучным. Сонорную (акустическую) теорию разделял советский фонетист Рубен Иванович Аванесов (26).

При акустическом подходе слог определяют как волну нарастания и ослабления звучности.

С точки зрения акустической теории за основу выделения слога берется звучность звука, его слышимость. Самыми звучными, слышимыми звуками являются гласные. Слог образуется вокруг самых звучных, слышимых звуков, т. е. вокруг гласных. Гласные звуки, таким образом, являются слогообразующими. Слог характеризуется нарастанием и спадом звучности.

Закон слогоделения в этом случае гласит: слогораздел проходит в месте наивысшего нарастания звучности и такого её падения, при котором каждый последующий слог в своём начале имеет восходящую звучность.

Таким образом, обеспечивается возрастающая звучность в начале каждого следующего слога. Данный закон слогоделения получил название закона восходящей звучности.

Если воспользоваться соответствующей индексацией звуков речи, то слогоделение можно представить схематически:

· гласные звуки (Г) – самые звучные, слогообразующие – индекс 5;

· [j] – следующий по звучности сонорный согласный – индекс 4;

· сонорные согласные (С) – следующие по степени убывания звучности звуки – индекс 3;

· шумные звонкие согласные (ШЗ) – индекс 2;

· шумные глухие согласные (ШГ) – наименьшие по степени звучности – индекс 1

Г – 5

J – 4

C – 3

ШЗ – 2

ШГ – 1

Согласно закону восходящей звучности, основывающемуся на акустическом представлении о слоге, каждый неначальный слог должен заканчиваться самым звучным в слоге звуком, а каждый последующий слог в своем начале должен обладать подъемом, нарастанием звучности:

 

 

весна – [ в’ иэс н а ]

2 5 1 3 5

       
   


культура – [ к у л’ту – ръ ]

1 5 3 1 5 3 5

           
     

 


коварно – [ к Λ – в а – р н ъ ]

1 5 2 5 3 3 5

       
   

 


тайно – [ т а ị – н ъ ]

1 5 4 3 5

 

Таким образом, по закону восходящей звучности не может быть падения звучности в каждом последующем слоге.

Поскольку по закону восходящей звучности слог должен заканчиваться самым звучным звуком и слогораздел проходить в месте наивысшего нарастания звучности, а самыми звучными являются гласные звуки, постольку большинство слогов в русском языке являются открытыми, т. е. оканчивающимися на гласный.

Начальные слоги могут быть и нисходящими по звучности:

 

ртуть – [ р т у т’ ]

3 1 5 1

 
 

 


мститель – [ м с’ т’ и – т’ ь л’ ]

3 1 1 5 1 5 3

 
 

 


льготы – [ л’ г о – т ы ]

3 2 1 5

Неначальные слоги могут характеризоваться только нарастанием звучности, но поскольку при этом каждый последующий слог также должен отмечаться возрастанием звучности, постольку неначальные слоги могут быть закрытыми.

Закрытыми неначальные слоги могут быть в следующих случаях:

Ø при сочетании сонорного и любого шумного согласного (С + ШЗ/ШГ):

большой – [ б Λ л’ – ш о ị ]

2 5 3 1 5 4

 
 


артель – [ Λ р – т’ э л’ ]

5 1 5 3

 

Ø при сочетании [j] с любым согласным:

война – [ в Λ ị – н а ]

2 5 3 5

 

 
 


майский – [ м а ị – с к’ и ị ]

3 5 3 1 1 5 4

Таким образом, неначальные слоги в соответсвтии с законом восходящей звучности иногда могут быть закрытыми. При этом они могут заканчиваться либо сонорным, либо [j].

При сочетании в неначальном слоге сонорных оба сонорных отходят к последующему слогу:

озорной – [ Λ – з Λ – р н о ị ]

кустарник – [ к у – с т а – р н’ и к ]

ельник – [ j э – л’ н’ и к ]

 

Таким образом, неконечные слоги в русском языке по закону восходящей звучности могут заканчиваться:

Ø либо гласным звуком – открытые слоги;

Ø либо [j] – закрытые слоги;

Ø либо сонорным – закрытые слоги

Конечные слоги по сочетанию звуков могут быть любыми – открытыми и закрытыми:

чутко – [ ч у – т к ъ ]

чуткость – [ ч у – т к ъ с’ т’ ]

При характеристике слогов учитывают ряд их классификационных оснований. Слоги принято характеризовать:

I. По размещению слога в фонетическом слове. По этому основанию слоги делятся на конечные и неконечные. Среди неконечных слогов принято выделять начальные и срединные.

слоги

 

неконечные конечные

 

начальные срединные

Ø неконечный начальный – первый слог в слове;

Ø неконечный срединный – слог, располагающийся между начальным и конечным слогом;

Ø конечный слог – слог, располагающийся в самом конце слова, закрывающий фонетическое слово

II. По характеру начального звука в слоге:

слоги

 

прикрытые неприкрытые

Ø прикрытые слоги – слоги, начинающиеся согласным звуком

Ø неприкрытые слоги – слоги, начинающиеся гласным звуком

III. По характеру конечного звука в слоге:

 

слоги

 

 

открытые закрытые

Ø открытые слоги – это слоги, заканчивающиеся гласным звуком

Ø закрытые слоги – это слоги, заканчивающиеся согласным звуком

Большинство неконечных слогов в современном русском языке являются открытыми. В древнерусском языке до падения редуцированных гласных [ъ] [ь] все слоги были открытыми. После падения редуцированных среди неконечных слогов стали возможны и закрытые слоги.

IV. По отмеченности / неотмеченности слога ударением:

слоги

 

 

ударные безударные

Ø ударный слог – это слог, образованный ударным слогообразующим гласным звуком;

Ø безударный слог – это слог, образованный безударным слогообразующим гласным звуком.

Поскольку слог – фонетическая единица, он может выделяться только в фонетической транскрипции:

апрельский – [ Λ – п р’э л’ – с к’ и ị ]:

Слово трехсложное – состоит из трех слогов:

1-ый слог [ Λ ]: неконечный начальный, неприкрытый, открытый, безударный: I-ый предударный;

2-ой слог [ п р’э л’ ]: неконечный срединный, прикрытый, закрытый, ударный;

3-ий слог [ с к’ и ị ]: конечный, прикрытый, закрытый, безударный: заударный

Слогораздел, характеризующий фонетическое слово в современном русском литературном языке, может быть вариативным. Вариативное слогоделение зависит либо от темпа и стиля произношения, либо от морфологической структуры слова.

Ø при наличии двойных согласных в фонетическом слове слогоделение может быть вариативным в зависимости от темпа и стиля произношения:

нейтральный, разговорный стили высокий (книжный) стиль
масса – [ ма – съ ] [ мас – съ ]
классовый – [ кла – съ – выị ] [ клас – съ – выị ]

 

Долгие согласные ([ ж’ ] [ ш’ ]) и бифонемные согласные, возникшие при различного рода ассимиляциях, всегда находятся в пределах одного слога и при этом отходят к последующему слогу:

расчертить – [ ръ – ш’иэр – т’и – т’ ]

Ø при наличии в фонетическом слове клитик слогоделение также может быть вариативным в зависимости от темпа и стиля произношения:

нейтральный, разговорный стили высокий (книжный) стиль
без отца – [ б’ь – зΛ – ца ] [ б’ьз –Λ – ца ]
без проблем – [ б’ь – спр Λ – бл’эм ]   [ б’ьс – пр Λ – бл’эм ]

 

Слогоделение тесно связано с переносом слов со строки на строку: слово переносят с одной строки на другую по слогам. Поэтому чаще всего перенос слова совпадает со слогоразделом. Однако есть и случаи несовпадения переноса слова со слогоделением:

слово его слогоделение перенос   причина несовпадения переноса со слогоделением
адрес [ а - др’эс ]   ад – рес нельзя при переносе ни оставлять на строке, ни переносить на другую строку одну букву
безоблачный [ б’иэ-зо-блъ-чныị ] без – об – лач - ный при переносе нельзя нарушать целостности морфем, отделяя от корня или приставки одну букву
безысходный [ б’ь-зы-схо-дныị ] бе-зысход-ный безыс-ход-ный нельзя переносить часть слова, начинающуюся с буквы ы, так как слог никогда в русском языке не начинается с этого звука

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных