Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Происхождение языка




Язык неотделим от человека. Нет общества без языка.

Когда и где зародился человеческий язык? Был он един или сразу было множество языков? В какой форме существовал первый язык? Что было в языке, какие единицы? Сколько было этих единиц?

Всякая вещь возникает либо сама по себе в силу своей природы, либо ее кто-то создает. Так и язык: появился ли он естественным путем (биологический аспект)? Был он создан сознательно или бессознательно? Кто создал? Гений? Общество?

Первые ответы на вопросы происхождения языка – в мифах и библейских легендах.

Евангелие от Иоанна: в начале было Слово, и Слово было Бог.

Бог творил словом (Книга Бытия). В главе II той же книги – «молчком», потом привел к Адаму всех тварей, чтобы Адам дал им имена. Таким образом, уже в Библии две точки зрения: 1. Язык не от человека 2. Язык от человека.

Над божественным происхождением языка иронизировали даже священнослужители в средневековье.

Бог дал людям дар речи, но не открыл название вещей.

Гете, «Фауст»: logos – идея, первооснова всего.

Древнейшие представления о происхождении языка основаны на получении языка от высших сил.

Например, письменный памятник в Египте гласит: высший бог Птах дал имена всякой вещи. Бог одаривал людей языком.

Индийский памятник Ригведы: речь идет об отцах – установителях имен (V в. до н.э.). В древнем индийском гимне: о всеобщем творце-ремесленнике, который создал все в мире.

Арабы: языком одарил Аллах.

Библия объясняет различие языков (Вавилонская башня).

Др. Египет (IV в. до н.э.), правление Аменхотепа: бог Атон вкладывает язык в рот каждого младенца и одаривает всех разными языками.

Даосизм (V-IV вв. до н.э.). Дао – это некая сила, предшествовавшая всему, которая создала всё в мире, в том числе богов. Земля живет по законам неба, небо следует законам Дао, а Дао не подчиняется никому. Если правители будут следовать законам Дао (называть вещи своими именами), то в мире будет порядок.

Конфуций (IV в до н.э.) возлагал на правителя ту же ответственность.

Все это логосическая концепция происхождения языка. Первые сомнения в божественном происхождении языка появились в античном мире (I в. до н.э.). Античные философы пришли к выводу, что язык создали сами люди. Они вели долгий спор: создан ли язык от природы или по договоренности. Сторонники отприродности языка (Гераклит) утверждали, что имена – это тени или зеркальные отражения вещей. Имена соответствуют сущности предметов, и познать сущность => познать имя. В качестве аргументов – тексты проклятий, молитв, когда слово производит действие. К тому же звуки языка близки звукам природы. Сторонники теории договоренности (Демокрит): имена даются по договоренности. Аргументы: разные языки называют одну и ту же вещь по-разному. Платон, диалог о происхождении языка «О правильности имен»: устами Гермогена Платон говорит в нем: «Ничто не мешает, чтобы то, что ныне называется круглым, было названо прямым, и прямое – круглым, от этого имена не будут менее прочными!» Указывалось на то, что одна и та же вещь в разных языках называется по-разному. И в одном и том же языке может быть несколько имен для одной и той же вещи.

Идея о божественном происхождении языка усилилась с усилением роли христианства, но в XVII-XVIII вв. она стала подвергаться сомнению в связи с появлением научной картины мира. Существующие ныне гипотезы происхождения языка зародились в античности и были развиты в XVII-XVIII вв.:

1. Звукоподражательная и/или ономатопоэтическая.

Размежевание этих гипотез встречается в работах Н.Ф. Алефиренко.

Для сторонников единства существует два варианта:

а) Зарождение языка как имитация звуков природы.

б) Подражание впечатлениям о вещах. Эта гипотеза сохраняет свою актуальность в виде теории звукосимволизма: каждый звук имеет свое «значение». Но не всегда эти соответствия звука и смысла совпадают. Для поэтической речи звукосимволизм безусловно значим.

«3а» эту гипотезу говорит язык детей и дикарей. Но сторонники этой гипотезы не утверждают, что все слова возникли от звуков природы – так возникла первооснова. Поздние слова возникали по ассоциативным путям.

2. Междометная теория. Близка к первой гипотезе.

Считается, что эта гипотеза была создана Эпикуром. В XVII в. – Дж. Локк, в XVIII в. – Гербер, Ш. де Брос поддержали эту гипотезу.

Слова – это выражение душевных состояний человека. В одних случаях междометия – сигналы наших эмоций, в других случаях можно увидеть лишь косвенную связь с ними. Так возникали первослова. А на втором этапе – по существующим моделям словообразования. В XVII в. эту гипотезу поддержал и развил Дж. Локк – основатель ассоциативного психологического либерализма.

3. Теория общественного, или социального, договора (середина XVIII в.)

Связана с тем, что в XVIII в. увлекались созданием искусственных языков, что лингвисты занимались процессами нормирования языка. Основная роль создания этой гипотезы происхождения языка приписывается Ж.-Ж. Руссо. Поддерживали ее также А. Смит, Кондельяк, Мопертюи. Сторонники полагали, что на каком-то этапе существования человечества существовали только примитивные формы самовыражения человека: неосознанные выкрики и жесты. Затем, оказываясь в ситуации, когда для выживания стало необходимо средство общения, люди договорились о значении этих выкриков и жестов («социальный скачок»). Ж.-Ж. Руссо считал, что вначале люди не говорили, а пели. И этот язык был поэтическим, метафоричным, образным. (Но ведь о переносном значении догадаться труднее!) Первоначально слова выполняли не только номинативную функцию, но и коммуникативную. Первые имена были именами собственными. Родовые названия появились после видовых. Наряду с недостатками, гипотеза имеет достоинства: признание того, что язык эволюционировал, поэтапно развивался; учитывались все гипотезы происхождения языка. Сначала были непроизвольные, «природные» жесты, крики, потом они получили условный характер и, наконец, звуки освободились от жестов.

4. Гипотеза трудовых выкриков.

Сторонников немного. Основатели: Нуаре и Бюхер (вульгарные материалисты). Идея: язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. Одни сигналы для ритмизации действий, другие – регулирующие совместную деятельность (призывы к началу совместных действий, сигналы опасности). Неубедительность гипотезы.

5. Язык жестов как первичная форма общения.

В XVIII в. – Кондильяк, XIX в. – В.Вундт (психологическая школа). Жестовый язык предшествовал звуковому языку (точка зрения многих). Первоначально жесты сопровождались выкриками, постепенно все эти выкрики стали вытеснять жесты. Это связано с пантомимой. Минусы жестов и пантомимы – занимают много времени, не видны в темноте.

Существует язык жестов для глухих и в межплеменном общении. В Америке по количеству коммуникантов язык жестов занимает 4-е место. Жестами общаются монахи, давшие обет молчания. В конце XX в. в Северной Америке 100000 человек общались жестами.

Основная роль в языке жестов принадлежит рукам.

Есть две разновидности жестовых языков:

1) Собственно жестовый язык. Он свой в каждой стране. В Америке – AMSLEN; язык может иметь сотни знаков, на нем общаются около полумиллиона человек.

2) Пальцевая азбука. Существует с XVI в. Создатель – Дж. Кардано. Звуки перенесены на жесты. Т.е. это обычный язык: каждому звуку соответствует жест.

Существует разновидность пальцевой азбуки и для слепоглухонемых: движение пальцами по ладони слушателя. Ольга Скороходова (1912 – 1982) – ученый-дефектолог: при полном отсутствии зрения и слуха создала научные работы («Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир»). Американка Е. Келлер. Роль жестов как довербального средства общения подкрепляется ролью жестов, мимики, телодвижений в процессе современного общения. Все эти невербальные средства общения изучаются паралингвистикой.

Есть интернациональные и национальные жесты, знаки принадлежности к тайным обществам. "V" – В. де. Лавелье – пассивное сопротивление оккупантам (фашистам). Антропологи выяснили, что человеческое тело может принимать до тысячи поз, многие из них коммуникативного характера. Эволюция средств общения: 1 -я сигнальная система пантомима 2-я сигнальная система. О. де Бальзак «Теория походки». Ст. Цвейг «Страсти и пороки людей выдают руки». Вересаев: «Чтобы понять характер человека, нужно смотреть на губы». В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» 97 оттенков улыбки и 85 выражений глаз героя. 1961 г. – Алан Пиз «Язык телодвижений». => мимика и жесты играли большую роль в процессе довербального общениями и продолжают играть ее как невербальные средства общения. Интенсивность использования жестов разная у разных этносов.

6. «Яфетическая» концепция Н.Я. Марра. В первое двадцатилетие после 1917г. Марр разработал новое учение о языке под сильным влиянием марксистско-ленинской теории => идеологизация науки. Марр принял положения о классовом характере языка. Язык носит классовый характер, – у каждого класса свой язык. Критиковал все достижения индоевропеистики, т.к. в ней есть элемент дискриминации языковых культур. Утверждал, что европейские языки произошли из кавказских (яфетических) языков. Язык развивается скачками, вслед за общественными изменениями.

Звуковой строй всех языков развился их 4-х первоэлементов:

  sal ber roš yon
  сал бер рош йон

 

Его ученики распространили это учение и на грамматику. Например, степени сравнения прилагательных развились якобы вследствие расслоения общества.

Сейчас эта точка зрения рассматривается как проявление вульгарного материализма.

7. Материалистическая концепция происхождения языка. Прежде всего, нельзя смешивать проблему возникновения языка как общечеловеческого феномена и происхождение конкретного этнического языка. Одни ученые считают, что реконструировать праязык можно, другие –нельзя. Ж. Вандриес считал, что реконструировать нельзя: 1) Реконструировать праязык путем сопоставления – «химера». 2) Языки диких народов настолько же сложны, как и языки цивилизованных народов. 3) Язык детей – овладение языком как подражание говорению на уже развитом языке. Большинство лингвистов считает, что основные вехи возникновения праязыка можно реконструировать.

Человеческая ветвь отделилась от обезьян около 5-7 млн. лет тому назад. 3а это время человек прошел три стадии:

I. Прямоходящая человекообразная обезьяна (австралопитек, Homo erectus)

II. Человек умелый (Homo Habilis: питекантроп о-ва Ява, синантроп – Китай, неандерталец, гейдельбергский человек – Германия).

III. Человек разумный (Homo Sapiens – кроманьонец).

Весь животный мир существует не менее 3,6 млрд. лет. Большинство ученых считают, что происхождение Homo Sapiens – это столкновение случайностей.

Материалистическое понимание происхождения языка параллельно с развитием Homo Sapiens как результат взаимодействия основных факторов и предпосылок: 1) Природный фактор (наличие околоземного слоя атмосферы, необходимого для дыхания и для образования звука). 2) Биологический (прямохождение – добыча пищи, развитие органов дыхания и артикуляционного аппарата, появление большого кругозора, увеличение объема головного мозга, усложнение структуры головного мозга, дифференциация функций правого и левого полушарий,.развитие лобных долей, развитие мышления, освобождение верхних конечностей для трудовых действий, изменение качества пищи, умение пользоваться огнем, использование рук для подачи сигналов…). 3) Социальный фактор (первобытный человек жил стадом): необходимость разделения труда, управления всем укладом стада. 4) Психический (общность психологических законов довербального и вербального мышления человека).

Итак, от пантомимы к звуковому языку! Предположение о характере эволюции единиц языка. Первые единицы – слова = предложения (номинативная = коммуникативная функция). Количество этих слов-предложений было невелико. Аргумент: в европейских языках от 500 до 1000 первообразных корней и слов. Сначала смыслоразличительную функцию выполняли скорее слоги, а не фонемы. Все основные единицы и категории в языках берут начало в первобытном синтаксисе.

Лекция 9-ая






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных