Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Secrétaire Général du Conseil de I’Europe




 

 

á l’occasion de la

 

 

Rencontre interrégionale organisée par le Conseil de l’Europe

en vue de la Conférence mondiale sur les droits de l’homme

 

 

«Les Droits de l’Homme a l’Aube du XXIe si é cle»

Права человека на заре XXI века *

 

1. В рамках подготовки ко Всемирной конференции по правам человека, которая состоится в июне 1993 г. в Вене, Совет Европы провел межрегиональную встречу «Права человека на заре XXI века».

Во встрече приняли участие около четырехсот человек. Они представляли главным образом государства – члены Совета Европы, государства – члены ООН, в том числе тринадцать республик бывшего СССР, за исключением Грузии и Таджикистана, международные и региональные организации по правам человека, исследовательские институты прав человека, неправительственные организации. На встрече присутствовали обмудсмены, независимые эксперты, представители Центра ООН по правам человека.

На обсуждение были поставлены две общие темы: «Осуществление прав человека, включая предупреждение их нарушений», «Демократия, развитие и права человека». Эти темы были разбиты на шесть подтем для соответствующих рабочих групп:

а) внутренние институты и меры как главное средство реализации прав человека;

б) роль и деятельность международных механизмов;

в) поощрение прав человека и предупреждение их нарушений;

г) значение взаимодействия между экономическими, социальными и культурными правами, с одной стороны, гражданскими и политическими правами, с другой;

д) место развития в защите прав человека;

е) связь между правами человека, демократией и развитием.

Дискуссия в рабочих группах была предварена сообщением на пленарном заседании Генерального секретаря Совета Европы Катрин Лялюмьер и шестью вводными сообщениями по темам рабочих групп, которые были сделаны Т. Петовар (Норвегия), Р. Маттаролло (Коста-Рика), Я. Мартином (Англия), Ф. Алстоном (США), Н. Тирушелвамом (Шри-Ланка), М. Рамахолимихасо (Мадагаскар). Обсуждение в группах было весьма активным и насыщенным.

Из республик бывшего СССР выступили лишь представители России (одно выступление), Азербайджана (два выступления), Армении (одно выступление), Украины (одно выступление). Представители Республики Беларусь сделали пять выступлений.

Дискуссия в рабочих группах завершилась шестью итоговыми докладами на последнем пленарном заседании и общим итоговым докладом, сделанным Президентом Ирландии Мэри Робинсон. В этих докладах в качестве постановочных были выделены следующие вопросы, которые будут доведены до сведения Всемирной конференции по правам человека: международные стандарты по правам человека должны быть претворены в жизнь путем прямого включения их в национальное законодательство либо другими способами: необходимость широкого внедрения независимых судов, имеющих компетенцию выносить решения по поводу принимаемых законодательных и административных мер; желательность создания независимых органов (типа обмудсменов), наблюдающих за осуществлением прав человека; необходимость широкого распространения системы образования и пропаганды в области прав человека; необходимость универсального участия государств в Пактах о правах человека и в Факультативных протоколах к ним, принятия государствами обязательств в соответствии со ст. 41 Пакта о гражданских и политических правах; желательность повышения роли неправительственных организаций в решении вопросов прав человека; необходимость выделения больших материальных ресурсов на финансирование деятельности в области прав человека; необходимость усиления роли международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов; необходимость осуществления неотвратимого наказания за нарушения норм международного права и поддержка идеи создания Международного уголовного суда для рассмотрения таких нарушений; необходимость принятия Факультативного протокола о рассмотрении индивидуальных жалоб к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; необходимость усиления международной защиты борцов за права человека; необходимость повышения роли экономических, социальных и культурных прав в общей системе прав человека и др.

2. Исходя из распространенных документов встречи, следует сделать вывод о том, что европейское сообщество наций, Совет Европы, как один из его ведущих органов, полны решимости выработать собственную обновленную концепцию общей идеологии и практики прав человека и приложить необходимые усилия, чтобы отразить ее основные идеи в главных документах Всемирной конференции по правам человека. Думается, что обновленная концепция идеологии прав человека европейского сообщества наций находится пока в процессе доработки, но основные ее идеи уже были опробированына межрегиональной встрече в Страсбурге.

Именно в этом и заключалась главная цель данного мероприятия: опробовать основные идеи, прозондировать мнение и реакцию на них различных регионов Европы и не-Европы, оказать целенаправленное влияние на общественное мнение всех представленных на встрече регионов, чтобы таким образом вовлечь их в орбиту своего понимания и своей трактовки идеологии и практики реализации прав человека.

3. Главные идеи, которые Совет Европы намеревается ввести в обновленную концепцию идеологии и практики прав человека Организации Объединенных Наций можно подразделить условно на два блока: концептуальные идеи и практические идеи. Все они четко обозначены во вступительном слове Генерального секретаря Совета Европы Катрин Лялюмьер.

Каковы эти идеи? Они разворачиваются под общей констатацией, что, несмотря на значительные усилия, предпринятые начиная с 1945 г., сегодня в мире по-прежнему имеют место грубые и массовые нарушения прав человека. Концептуальный блок идей: основные болезни международной системы прав человека проистекают от недостаточности реализации или полного отказа от принципов универсальности, неделимости, солидарности прав человека; универсальность прав человека должна вертикальным срезом пронизывать феномен плюрализма, различия культур; индивидуальные права человека должны рассматриваться через призму неделимой связи с коллективными правами человека; права человека (индивида) находятся в состоянии противостояния по отношению к любой власти, права человека нельзя отождествлять с правами государства и наоборот; экономические, социальные и культурные права необходимо рассматривать в неразрывном единстве с гражданскими и политическими правами; наличие нестыковки теории вопроса (неразрывность, неделимость прав человека) с реальным разрывом, в том числе и в Европе, между «социальной демократией» и «политической демократией»; ошибочность позиции о достаточности наличия рынка и экономической демократии для реализации политических и экономических прав человека, свободы и демократии в целом; из двух главных уровней обеспечения и защиты прав человека – национального и международного – последний играет роль вспомогательного, главным гарантом защиты и реализации прав человека является государство, но оно же может быть и главной силой их подавления и массового нарушения; массовые нарушения прав человека – это то обстоятельство, когда права человека перестают быть предметом только внутренних дел того или иного государства; острая необходимость дальнейшей разработки диалектики понятий и явлений права человека – насилие – мир; неотложность формирования через систему образования истинной культуры прав человека.

Практический блок идей: главное во всей системе прав человека не столько уважение и гарантирование прав человека, сколько осуществление, защита и предупреждение нарушений прав человека; необходимость включения в содержание понятия угроза миру и международной безопасности и такого элемента, как «массовые нарушения прав человека»; необходимость сделать нормой международного права (во имя защиты прав человека) право на вмешательство во внутренние дела, право на использование с этой целью военной силы, т.е. говоря яснее и проще, речь идет об обеспечении права на «чрезвычайную интервенцию во имя гуманных целей», хотя сам этот термин не употребляется в сообщении Катрин Лялюмьер; необходимость наказания ответственных за массовые нарушения прав человека (без уточнения, идет ли речь о персонально или коллективно ответственных – группа, этнос, народ, государство).

Материалы обсуждения этих идей в рабочих группах еще должны будут подвергнуться серьезному анализу, однако общий предварительный вывод можно сделать уже сегодня: эти идеи (с незначительными дополнениями, оговорками, уточнениями на конкретном материале тех или иных регионов) были приняты участниками встречи и, очевидно, явятся предметом рассмотрения и Всемирной конференции по правам человека в Вене в июне 1993 г.

4. Позиции, которые проводились на встрече представителями Республики Беларусь: В. Н. Фисенко – важность укрепления и развития региональных и национальных институтов в области прав человека; поддержка идей, содержащихся в докладе Генерального секретаря ООН «Национальные институты, занимающиеся поощрениями и защитой прав человека» (док. А/47/701), положительная оценка деятельности Центра ООН по правам человека в Женеве; необходимость его тесного сотрудничества с Советом Европы; поддержка идеи о разработке Факультативного протокола к Пакту об экономических, социальных и культурных правах относительно рассмотрения индивидуальных жалоб о нарушениях экономических прав; Л. Ф. Евменов – необходимость серьезной работы по преодолению последствий государственного тоталитаризма и состояния глубокого кризиса в области прав человека в странах Восточной Европы; формирование условий для создания в Беларуси специальных государственных и негосударственных структур, которые должны заниматься поощрением и защитой прав человека в объеме, соответствующем Международному биллю о правах человека, всячески поощряя создание и деятельность общественных правозащитных организаций; учитывая вышеотмеченную специфику субрегиона Центральной и Восточной Европы, необходимость изучения вопроса о целесообразности и возможности создания в этой части Европы чего-то вроде филиала женевского Центра ООН по правам человека или института прав человека Совета Европы (предложение максимум); в случае неприемлемости такой идеи – необходимость изучения целесообразности и возможности создания в рамках одного из указанных институтов особой структуры (предложение минимум), которая систематически на высокопрофессиональном уровне занималась бы координацией и консультированием деятельности национальных организаций по преодолению последствий тоталитаризма и кризиса в области прав человека в Центральной и Восточной Европе; целесообразность широкого обсуждения в одной из рабочих групп Всемирной конференции темы «Практические проблемы преодоления, последствий тоталитаризма в области прав человека в субрегионе Центральной и Восточной Европы».

5. Кроме изложенного, делегацией выполнено два конкретных поручения:

а) через секретариат международной встречи распространена брошюра с выступлением Председателя Совета Министров РБ В. Ф. Кебича перед белорусской интеллигенцией в Мирском замке и английский текст Закона о вероисповедании и религиозных организациях в Республике Беларусь;

б) проведена беседа с Генеральным секретарем Совета Европы госпожой Катрин Лялюмьер, которая выразила большое удовлетворение постепенными, но ощутимыми успехами Беларуси в демократизации страны и высказала твердое суждение о том, что республика в ближайшее время будет принята в Совет Европы.

6. Перед специалистами Министерства иностранных дел Республики Беларусь, занимающимися правами человека, на наш взгляд, стоят сейчас следующие задачи:

а) определить отношение МИД Беларуси к концептуальным новациям, предложенным Советом Европы для обновления идеологии и практики прав человека международного сообщества наций;

б) определить и сформулировать идеи в области теории, идеологии и практики прав человека, в продвижении которых заинтересована Республика Беларусь на Всемирной конференции по правам человека;

в) четко определить позицию по участию в рабочих и руководящих органах конференции, по ее процедуре и организации;

г) начать работу по формированию официальной делегации республики и по подготовке ее к активному участию в конференции;

д) серьезно подготовить своего представителя для участия в работе последней сессии Подготовительного Комитета Всемирной конференции (апрель 1993 г.), выработав для него пакет специальных поручений;

е) сформировать временную рабочую группу по организации и координации всей подготовительной работы ко Всемирной конференции.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных