Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Бокар Ринпоче. Совет начинающим 4 страница




В конечном счете счастье сводится к выбору между неудобством осознания своих умственных недугов и неудобством подчинения им. Я не могу обещать, что вам будет всегда приятно просто пребывать в осознавании своих мыслей, чувств и восприятий и распознавать в них результаты взаимодействия собственных ума и тела. На самом деле я могу практически гарантировать, что такое наблюдение за самим собой иногда будет чрезвычайно неприятным. Но то же самое происходит всякий раз, когда мы начинаем что-то новое, будь то поход в спортзал, вступление в новую должность или приём витаминов.

Первые несколько месяцев всегда трудно. Трудно выучить все навыки, необходимые для того, чтобы справляться с работой; трудно мотивировать себя заниматься спортом; трудно помнить о том, что надо каждый день принимать витамины. Но через какое-то время трудности уменьшаются, и вы начинаете ощущать удовольствие, чувствовать, что достигли чего-то, и в результате ваше самоощущение начинает меняться.

Так же дело обстоит и с медитацией. Первые несколько дней вы можете чувствовать себя очень хорошо, но примерно через неделю практика становится тяжёлым испытанием. Вы не можете найти времени, вам неудобно сидеть, вы не можете сосредоточиться или просто устаёте. Вы натыкаетесь на барьер, как это происходит с легкоатлетами, когда они пытаются добавить к своей пробежке лишние полкилометра. Ум говорит «я должен», а тело отвечает «я не могу». Ни один из этих голосов не бывает особенно приятным; по существу, каждый из них чего-то от вас требует.

Буддизм часто называют срединным путём, потому что он предлагает третий вариант.

Если вы не можете сосредоточиваться на звуке или пламени свечи на секунду дольше, непременно остановитесь. Иначе медитация превратится в тяжёлую работу.

Вы будете думать: «О нет, уже 7.15. Я должен садиться и развивать счастье».

Таким образом ещё никто не достигал успеха. С другой стороны, если вы думаете, что можете продлить практику ещё на минуту или две, то обязательно продолжайте.

Возможно, вы будете удивлены тем, что вам откроется. Быть может, вы обнаружите за своим сопротивлением некие мысль или чувство, которые вы не хотели признавать. А может, вы просто обнаружите, что на самом деле способны раскрепощать свой ум на более длительное время, чем вы думали, и это открытие придаст вам уверенности в себе, что, в свою очередь, уменьшит ваш уровень кортизона в крови, повысит уровень дофамина и усилит активность в левой префронтальной доле мозга. А эти биологические изменения могут очень сильно повлиять на ваше состояние в течение дня, предоставив физическую опору для спокойствия, стабильности и уверенности в себе.

Но лучше всего то, что любая техника буддийской медитации в конечном счете развивает сострадание, вне зависимости от того, осознаете вы это или нет, как долго вы практикуете и какую технику используете. Всякий раз, всматриваясь в свой ум, вы не можете не замечать своего сходства с теми, кто вас окружают. Видя собственное желание быть счастливым, вы не можете не замечать такого же желания у других людей. Когда беспристрастно рассматриваете свои собственные страх, гнев или отвращение, вы видите, что все вокруг вас чувствуют те же самые же страх, гнев и отвращение. Когда вы смотрите на свой ум, все иллюзорные различия между вами и другими существами автоматически исчезают и древняя молитва-благопожелание «Четыре безмерных» становится такой же естественной и постоянно присутствующей, как биение вашего сердца:

 

Пусть все существа обретут счастье и причины счастья.

Пусть все существа освободятся от страдания и причин страдания.

Пусть все существа обретут радость и причины радости.

Пусть все существа познают умиротворённость равностности, свободной от привязанности и отвращения, и обретут причины такой равностности.

 

 

1 Ежегодные открытые встречи-конференции с участием буддийских мастеров и ведущих современных учёных, инициированные в 1987 году Далай-ламой и Франциско Варелой, одним из самых выдающихся неврологов XX века.

(обратно) 2 Магнитно-резонансная томография — метод получения изображений различных органов, в том числе мозга, основанный на измерении резонансного поглощения электромагнитных волн в постоянном магнитном поле ядрами атомов, чаще всего атомов водорода, входящих в состав молекул различных веществ (Прим. ред.).

(обратно) 3 Электроэнцефалография — измерение биоэлектрической активности мозга с помощью электродов, помещаемых на определённые участки поверхности кожи головы (технически именуемые «отведениями»). Считается, что получаемая таким образом картина (паттерн) электрической активности соответствует динамике распределения электрических потенциалов на поверхности коры больших полушарий, которая, в свою очередь, отражает импульсную электрическую активность нейронов и нейронных ансамблей в различных отделах мозга (Прим. ред.).

(обратно) 4 Лемоник М. Д. Биология радости. Time, 17 января 2005 г.

(обратно) 5 Хэйвард Дж. В., Варела Ф. Дж. Тихие мосты: беседы с Далай-ламой о науке ума.

Бостон: Шамбала, 1992. С. 188.

(обратно) 6 Нейрон действительно напоминает дерево: из тела клетки в разные стороны выходят аксон — длинный отросток, похожий на ствол, заканчивающийся корнем, и второй ветвистый отросток, который так и называется — дендрит (букв, «подобный дереву»). Аксон служит только (или преимущественно) для передачи сигналов от нейрона к другим клеткам, тогда как дендрит способен и принимать, и передавать сигналы (Прим. ред.).

(обратно) 7 Гоулмэн Д. Эмоциональный Интеллект. Нью-Йорк: Бантам Букс, 1995. С. 15.

(обратно) 8 Гипоталамус можно назвать центральным командным пунктом всей эндокринной системы человека. Гипоталамус управляет главной железой организма — гипофизом, который отдаёт всем другим железам команды начать или прекратить выделение тех или иных гормонов (Прим. ред.).

(обратно) 9 На английском все эти три выражения содержат слово «ум» (mind): make up one's mind = «решать»; have a blank mind = «ничего не помнить»; be (go) out of one's mind = «сходить с ума» (Прим. пер.).

(обратно) 10 Англ. mindfulness — дословно: «полнота ума». Этот термин чаще переводят на русский язык как «внимательность» или «памятование». (Прим. пер.).

(обратно) 11 В английском языке существуют два слова для обозначения пустоты, первое из которых — void — обозначает полное отсутствие чего бы то ни было; его часто используют для описания космического пространства, в котором нет ничего, кроме самого пустого пространства. Второе слово — emptiness — означает пустоту или пустотность как таковую, то есть не объект, а качество, именно оно используется для перевода буддийского понятия «пустоты» или «пустотности» (санскр. шуньята) (Прим. ред.).

(обратно) 12 Лучшее определение кванта — это мельчайшая единица измерения свойств некого феномена.

(обратно) 13 В теоретической физике уравнение E=mc2 описывает эквивалентность массы (m) и энергии (E) в любой форме. Постоянный множитель c2 (квадрат скорости света в вакууме) характеризует количественное отношение между величинами массы и энергии. Идею описания частиц как пакетов энергии (точнее, пакетов волн материи) впервые высказал Луи де Бройль (Прим. ред.).

(обратно) 14 Хэйвард Дж. В., Варела Ф. Дж. Тихие мосты: беседы с Далай-ламой о науке ума.

Бостон: Шамбала, 1992. С. 183—184.

(обратно) 15 Там же. С. 199.

(обратно) 16 На санскрите — клеша, что обычно переводят как «отрицательные или беспокоящие эмоции» (Прим. пер.).

(обратно) 17 Левис Т., доктор медицины; Амини Ф., доктор медиины; Лэннон Р., доктор медицины.

Общая теория любви. Нью-Йорк: Винтаж Букс, 2000. С. 68-69.

(обратно) 18 Бринкман Ф. Победители лотерей и случайные жертвы: неужели счастье относительно? // Журнал персональной и социальной психологии 36(1978):917.

(обратно) 19 Англ. in awareness of being aware, что буквально означает «в осознании своей осведомленности» (Прим. ред.).

(обратно) 20 В Индии обезьяны, считающиеся священными животными, нередко проделывают такие вещи в храмах (Прим. пер.).

(обратно) 21 Джамгон К. Светоч уверенности / Пер. Д. Хэнсон. Бостон и Лондон: Шамбала, 1977.

С. 60-61.

(обратно) 22 Гоулмэн Д. Разрушительные эмоции: как мы можем преодолеть их? Нью-Йорк: Бантам Дэлл, 2003. С. 194-195.

(обратно) 23 Гоулмэн А. Разрушительные эмоции: как мы можем их преодолевать? Нью-Йорк: Бантам Дэлл, 2003. С. 4—27.

(обратно) 24 Более подробную информацию можно получить из эссе «Homo homini lupus? Мораль, общественные инстинкты или наши друзья приматы?» в книге Дж. П. Чанже, А.Р.

Дамасио, В. Сингера и Я. Кристена «Нейробиология человеческих ценностей».

Хейденберг: Спрингер-Верлаг, 2005.

(обратно) 25 Левис Т., доктор медицины; Амини Ф., доктор медицины; Лэннон Р., доктор медицины. Общая теория любви. Нью-Йорк: Винтаж Букс, 2000. С. 62.

(обратно) 26 Левис Т., доктор медицины; Амини Ф., доктор медицины; Лэннон Р., доктор медицины. Общая теория любви. Нью-Йорк: Винтаж Букс, 2000. С.176.

(обратно) 27 Луц А. и др. Труды национальной Академии наук. 101 (2004): 16369-73.

(обратно) 28 Подробности можно узнать в труде Р. Дэвидсона «Изменения в мозге и иммунитете, вызванные медитацией осознанности», Психосоматическая медицина. 65 (2004): 564—70.

(обратно) 29 Гоулмэн Д. Разрушительные эмоции: как мы можем их преодолеть? Нью-Йорк: Бантам Дэлл, 2003.

(обратно) 30 Подробности можно найти в работе Л. Кубзански «Психосоматическая медицина». 63 (2001): 910—16.

(обратно) 31 Миннесотская многофазная шкала оценки личности.

(обратно) 32 Лемоник М. Д. Биология радости, Time, 17 января 2005 г.

(обратно) 33 Ричман Л. Положительные эмоции и здоровье: выйти за пределы негативного.

Психология здоровья. 24, № 4 (2005): 422—29.

(обратно) 34 Ричман Л. Положительные эмоции и здоровье: выйти за пределы негативного, Психология здоровья. 24, № 4 (2005): 422—29.

(обратно) 35 Лемоник М. Д. Биология радости.

(обратно) 36 Холмс К. Кармапа. Форс, Шотландия: Алтея Паблишинг, 1995. С. 32.

(обратно)

 

www.e-puzzle.ru

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных