Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






По типу запоминаемой информации.




1. Эпизодическая – память на отдельные события.

2. Семантическая – память на правила, лежащие в основе языка и различных умственных операций.

3. Память на общую информацию – хранит всю повседневную информацию: где стоит холодильник, какого цвета снег, как зовут вашего друга, сколько дней в году.

По осознаваемости воспроизведения информации.

· Эксплицитная память предполагает перевод воспроизводимой информации в сознание.

· Имплицитная память исключает осознание воспроизводимой информации. Так, психологическая защита невротика, который страдает от реминисценций (непроизвольных воспроизведений) не пускает в сознание воспоминания о травмировавших его событиях. Однако, они оказывают влияние на его эмоциональное состояние и заставляют избегать встреч с предметами и людьми напоминающими о них.

Процессы памяти.

К процессам памяти относятся запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание процесс, направленный на усвоение и сохранение информации, обстоятельств жизни и деятельности, воспринимаемых человеком. Различают непроизвольное и произвольное запоминание. Непроизвольное запоминание – это непреднамеренное усвоение чего-либо, т. е. человек не ставит перед собой цель, не использует никаких мнемических приемов для запоминания. На эффективность непроизвольного запоминания влияют:

· цель и задачи деятельности. Любая информация, связанная с деятельностью человека непроизвольно запоминается в несколько раз лучше, чем не связанная с нею;

· сложность деятельности. Чем сложнее интеллектуальная деятельность с информацией, тем лучше ее усвоение;

· не только характер деятельности, но и ее протекание, завершенность. Прерванные, незавершенные действия в силу сохраняющегося мотивационного напряжения запоминаются лучше, чем завершенные. Это явление вошло в психологическую науку как название «эффект Зейгарник»;

· эмоциональное отношение к информации. Все эмоционально окрашенное запоминается лучше, чем нейтральное. Но необходимо учитывать и обратную сторону влияния эмоций. Сильные эмоции препятствуют полноте запоминания, сужая поле внимания. Вместе с повышенной тревожностью они отражаются и на качестве воспроизведения (например, на экзамене);

· интересы человека и значимость информации для него.

Произвольное запоминание – целенаправленное усвоение информации – зависит:

· от установки на запоминание. Она влияет не только на процесс запоминания, но и на длительность сохранения информации;

· мотивов запоминания. Если человек осознает значимость информации, она усваивается лучше;

· способов усвоения или заучивания информации. Из способов заучивания можно выделить следующие: 1) механическое, многократно повторяемое, дословное усвоение информации, при котором тратится много сил, а результативность низкая; 2) логическое, основанное на выделении основных единиц текста, установлении между ними связей, определении новизны информации, ее связи с уже известным и т. д., т. е. смысловая переработка информации во взаимосвязи с прошлым опытом человека, ее систематизация. Эффективность логической памяти во много раз выше, чем механической;

· организации, а также характера предыдущей или последующей деятельности;

· смысловое и речевое оформление материала.

Сохранение это сложный динамический процесс разработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Материал лучше сохраняется, если активному запоминанию с использованием смысловых приемов сопутствует эмоциональная окраска, заинтересованность в информации и стремление лучше и прочнее удержать ее в памяти. Прочность сохранения зависит и от использования этой информации, применения ее в деятельности и повторения (активного, разнообразного, направленного на сравнение, сопоставление и приведение информации в систему). При однообразном повторении отсутствует мыслительная активность, снижается интерес к информации. Кроме того, неизменная информация не удерживается долго в сознании.

Воспроизведение это один из самых активных и творческих процессов, он заключается в восстановлении информации, извлечении ее из памяти. В результате мыслительной переработки идет реконструкция воспроизводимой информации, комбинирование ее с текущими событиями, целями воспроизведения.

Воспроизведение может быть непроизвольным, опирающимся на неосознанные установки, ассоциации, и произвольным, представляющим собой сознательный процесс вспоминания или припоминания информации. Воспроизведение предполагает относительно высокий уровень сознания и активность мыслительной деятельности. Выделяют три уровня воспроизведения: узнавание, вспоминание и припоминание.

Узнавание – актуализация информации (образа), присутствующей в перцептивном поле при опоре на повторное восприятие. Это может быть предмет, ситуация, событие, состояние (эмоциональное).

Вспоминание – актуализация информации (образа), не вызывающая затруднений и не требующая опоры на восприятие или «подсказки».

Припоминание – воспроизведение, требующее волевых усилий для доступа к информации, хранящейся в памяти, для извлечения и воссоздания ее.

Забывание – это невозможность вспомнить, воспроизвести, или неправильное воспроизведение какого-либо материала, информации. Исследование процесса забывания показало, что на него влияет ряд факторов, в том числе время, прошедшее с момента заучивания. Известно, что забывание наиболее ярко проявляется в первые 6 часов после заучивания. Чтобы сохранить информацию в памяти надолго, ее целесообразно повторять со следующими интервалами: через 15–20 мин., затем через 8–9 ч. и через 24 ч. Ранние повторения возмещают быстрое первоначальное забывание. Однако С. Л. Рубинштейн выявил, что со временем воспроизведение иногда не ухудшается, а улучшается. Это явление, названное реминисценцией: 1) наиболее ярко выражено у детей дошкольного возраста; 2) зависит от характера заучиваемого материала (улучшается воспроизведение бессмысленного материала); 3) чаще проявляется при свободном, нежели дословном запоминании материала, а также при воспроизведении логически построенного материала; 4) определяется отношением к материалу (интересом).

Забывание имеет также свои особенности:

· использование материала, информации в деятельности (что не используется, то быстрее забывается);

· вытеснение из сознания в бессознательную сферу травмирующих переживаний (З. Фрейд). Забывается то, что нарушает психическое равновесие, вызывает эмоциональное напряжение;

· характер предыдущей и последующей деятельности (проактивное и ретроактивное торможение);

· актуальность информации для человека, ее значимость для достижения целей. Информация, которая теряет свою актуальность и значимость, быстрее забывается;

· связь с возрастными особенностями человека. Часто пожилые люди легко вспоминают прошлые события, но легко забывают новую, только что полученную информацию. Этот феномен называется «законом Рибо», или законом обратного хода памяти.

Мышление

Отражая действительность на чувственном уровне, человек получает разнообразную информацию о предметах и явлениях окружающего мира, которые фиксируются в сознании в виде зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых и иных образов. Однако такой информации об объективном мире человеку недостаточно для удовлетворения различных потребностей жизнедеятельности, которая требует глубокого и всестороннего знания предметов, явлений, с которыми приходится иметь дело. Исчерпывающие знания о предметах и явлениях действительности, их внутренней, непосредственно не данной в ощущениях и восприятиях сущности, человек постигает мышлением.

Мышление – это обобщенное и опосредованное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях. Оно характеризуется рядом особенностей.

Первая особенность выражается в опосредованном характере отражения. Мыслительная деятельность человека опосредована его знаниями, личным опытом и опытом человечества. Подавляющим большинством открытий, совершенных с помощью мышления, мы пользуемся каждый день. Найденные другими людьми законы, а также их личный опыт являются ключом к решению многих проблем.

Вторая особенность мышления заключается в обобщенном характере мыслительной деятельности. Мы воспринимаем единичные предметы, а мыслить при этом можем обобщенно. Область того, о чем мы мыслим, всегда шире области того, что мы воспринимаем. Для решения каждой конкретной задачи мы применяем обобщенные знания, правила, законы и т. д. Особенностью зрелого мышления является движение мысли от общего к единичному и наоборот. Обобщение единичного и применение общих законов – важнейшая особенность мышления. Возможность обобщенного познания обеспечивается тем, что мышление человека отражает окружающий мир не только в образной, но и в словесной форме.

Третья особенность мышления – связь его с языком и речью. Всякая мысль выражается и формулируется в речи. Чем четче мысль, тем яснее она выражается. И наоборот, чем совершеннее формулировка, тем отчетливее становится сама мысль. Связь мышления с языком и речью обнаруживает социальную природу мышления. Познание предполагает преемственность знаний, приобретенных в процессе мышления. Эта преемственность возможна в случаях фиксации, сохранения и передачи полученных знаний. Сохранение возможно благодаря фиксации с помощью языка. Усвоение знаний требует мыслительной деятельности. Таким образом, мыслительная деятельность необходима и для усвоения, и для создания знаний.

Четвертой особенностью мышления является проблемный характер. Мыслительная деятельность начинается там, где человек встречается с чем-то новым, неизвестным, т. е. с проблемной ситуацией. Для возникновения мыслительного процесса необходимы умение отделить новое от известного и стремление познать это новое. Потребность в познании побуждает человека искать ответ на вопрос. Ясность искомого выражается в гипотезе. Формулирование гипотезы позволяет человеку предусмотреть направление деятельности и возможные результаты. Важную роль в стимулировании мыслительной деятельности имеют чувства (особенно чувства нового, удивления) и интересы человека, которые совместно со знаниями способствуют возникновению идей, помогают преодолевать трудности, возникающие в процессе деятельности. Осознав проблему и сформулировав гипотезу, человек начинает решение задачи, которое осуществляется с помощью мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, классификации, абстрагирования, обобщения и конкретизации.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных