Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Индивидуальные различия в мыслительной деятельности.




Индивидуальные различия в мыслительной деятельности могут быть обусловлены качествами ума: самостоятельностью, критичностью, гибкостью, глубиной, оригинальностью.

Самостоятельность характеризуется умением ставить новые задачи, творчески подходить к познанию действительности, находить новые пути и способы их решения. Она тесно связана с критичностью.

Критичность ума – это способность не попадать под влияние чужого мнения, требовательно оценивать свое, тщательно проверять решение, взвешивая все аргументы «за» и «против». Критичность и самостоятельность зависят от жизненного опыта человека, глубины и богатства его знаний.

Гибкость ума выражается в свободе от сковывающего влияния приемов, способов решения аналогичных проблем, в готовности изменить тактику и стратегию решения, находить новые способы действий в меняющихся условиях.

Глубина выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов, видеть проблему там, где другие ее не видят, предусматривать возможные последствия развития событий или решения задач. Качеством, противоположным глубине ума, является поверхностность, неумение выделить главное.

Широта ума как показатель эрудированности и интеллектуальной разносторонности проявляется в способности привлекать к решению проблемы знания из разных отраслей, использовать различные виды мышления (образное, логическое и т. д.).

Оригинальность ума – способность нестандартно, нешаблонно решать мыслительные задачи.

Кроме того, выделяют индивидуально-своеобразные типы мышления. Так, К. Г. Юнг по характеру мышления отмечает интуитивный и мыслительный тип людей. Интуитивный характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга. Мыслительному типу свойственны рациональность, логичность и преобладание левого полушария над правым.

И. П. Павлов выделял художественный и мыслительный типы людей в зависимости от доминирования первой или второй сигнальной системы.

К индивидуальным особенностям мышления относится и предпочтение использования определенного его вида (наглядно-образного, словесно-логичекого и т. д.), а также индивидуальные стили мышления: синтетический, аналитический, идеалистический, прагматический и реалистический.

Синтетический стиль проявляется в стремлении комбинировать несходные, часто противоречивые идеи, взгляды, позиции, обобщать и теоретизировать.

Аналитический стиль обнаруживается в ориентации на систематическое рассмотрение проблемы, разработке детальных планов, привлечении большого количества информации, его анализе и систематизации.

Прагматический стиль отличается опорой на непосредственный личный опыт, использованием доступной информации и стремлением как можно скорее получить конечный результат.

Идеалистический стиль характеризуется склонностью к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем.

Реалистический стиль отличается конкретностью, ориентацией на признание фактов и получение конкретных результатов.

Индивидуальный стиль мышления влияет на способы решения проблем и поведение.

Индивидуальные мыслительные способности человека нередко рассматривают как синоним интеллекта. Однако еще Ж. Пиаже разграничивал эти понятия и отмечал, что интеллект – это общий регулятор поведения всех уровней. По его мнению, интеллект – это «психическая адаптация к новым условиям». Л. Векслер рассматривал интеллект как показатель обучаемости человека и животных всему новому. Б. Г. Ананьев считал, что интеллект является многоуровневой организацией познавательной деятельности, охватывающей психические процессы, свойства, состояния личности. Эта структура связана с нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками, которые определяют меру интеллектуальной напряженности и степень ее полезности-вредности для здоровья организма. Б. Г. Ананьев определяет интеллект как интегральное образование познавательных процессов и функций, сопровождаемое метаболическим обеспечением. Многообразие определений интеллекта можно свести к следующему:

· способность к адаптации и решению задач;

· способность к обучению;

· интегральный показатель познавательной деятельности, способности к обучению, целенаправленному подбору и обработке информации и саморегулированию.

Высокие показатели по интеллекту прогнозируют успешность человека в любом виде деятельности.

Представление

Представление – это создание, конструирование конкретных образов предметов и явлений, которые ранее воздействовали на наши органы чувств и которые мы когда-либо воспринимали.

Основная особенность представления заключается в том, что это образ предмета, который – на основе предшествовавшего сенсорного воздействия – воспроизводится в отсутствие предмета. По сравнению с образами восприятия, образы представлений отличаются меньшей яркостью, фрагментарностью, обобщенностью и динамичностью. Благодаря участию процессов памяти именно в представлении делаются первые шаги на пути к абстракции и обобщению. Представления – не механическая репродукция образов восприятия, это – изменчивое образование. Образ представления определяется как целями и задачами создания этого образа, так и индивидуальными особенностями человека, его интересами, направленностью. Создание образов представлений сопровождается микродвижениями, которые называются идеомоторными.

Физиологическую основу представлений составляют "следы" в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных