Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Руководитель, его личность и деятельность как субъекта управления




Руководитель как субъект управления. В различных организациях, как правило, существует четкое разделение управленческих функций, основанное на властной управленческой иерархии. Ее верхнюю ступень в организации занимает руководитель или, как иногда его называют, «первое лицо», которое является субъектом управления. Однако субъектом управления может быть и коллегиальный орган, например, правление.

Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организация его деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования — наказания и поощрения, подчиненных для воздействия на их производственную (научную, творческую) активность. В ведении каждого руководителя находится определенный круг вопросов, по поводу которых он уполномочен принимать решения и отдавать распоряжения.

В последнее время во внимание все более принимается идея партисипативного (коллективного) менеджмента, т. е. такого управления делами организации, фирмы, когда в разработке и принятии наиболее важных решений участвуют и рядовые члены организации. Поэтому иногда субъектом управления становится и обычный рядовой член коллектива, который является в нем неформальным лидером.

Руководитель обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу (коллектив) в других организациях. Это лицо, осуществляющее установление, регулирование и выполнение организационно-правовых отношений в рабочем коллективе. Руководитель в свой деятельности постоянно осуществляет три вида общения:

субординационное, или общение при взаимодействии руководителя и подчиненных;

служебно-товарищеское — это общение между руководителями-коллегами;

дружеское — это общение на основе морально-психологических норм взаимоотношений.

Труд руководителя носит в основном умственный характер. Результатом этого труда являются управленческие решения и действия руководителя. Цель его труда — организация совместных усилий коллектива, направленных на достижение эффективных конечных результатов.

Руководитель осуществляет контроль непосредственно подчиненных ему сотрудников. Требования, предъявляемые к контролю: постоянство, объективность, оперативность, открытость, планомерность, доброжелательность. Контроль не должен быть тотальным, бессистемным, не доведенным по результатам до исполнителя. Контроль должен быть не карательной акцией, а знаком внимания. С сотрудниками, за которыми нужен усиленный контроль, лучше расстаться.

Труд руководителя включает два основных аспекта. Первый, связанный с обеспечением технологического процесса, обозначается понятием инструментального контура управления. А второй, связанный с организацией межличностных взаимодействий, — понятием экспрессивного контура. Эти контуры не всегда гармонично сочетаются между собой и к тому же требуют от руководителя реализации качественно разных способов и форм поведения. В связи с этим возрастает и общий уровень сложности деятельности.

Статус руководителя двойственен. Он по определению одновременно является членом организации и стоит как бы вне ее, над ней — в силу своего иерархически высшего положения. Это порождает множество трудностей практического характера. Исследования показали, что эффективность деятельности организации тем выше, чем в большей мере руководитель является формальным «начальником» и неформальным лидером. Но и сохранение иерархического начала («соблюдение дистанции») также является действенным средством обеспечения эффективности деятельности организации.

Функции руководителя. Выделяют следующиефункции руководителя:

Целеполагание является основной функцией руководителя, этапом управленческой деятельности и ее структурным компонентом. Это формулировка или выбор цели функционирования организации, а также ее конкретизация на подцели и их согласование. Наличие обоснованных и перспективных целей организации — главное условие ее функционирования, а способность руководителя к их постановке — одно из важнейших управленческих качеств.

Прогнозирование — управленческая функция, направленная на предвидение возможных изменений внешней и внутренней среды организации и их учет при управлении ею.

Планирование — одна из основных функций управления, которая связана с разработкой и реализацией планов организации. Процесс планирования включает несколько этапов:

1) определение миссии организации;

2) формулировка основных целей организации, конкретизирующих избранную миссию;

3) анализ внешней среды;

4) управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации;

5) изучение стратегических альтернатив;

6) выбор стратегии, реализация стратегии;

7) последующий контроль и оценка эффективности реализации стратегии.

Функция организации имеет три основных значения. Во-первых, под функцией организации понимается общий процесс создания определенной организационной структуры (какой в целом должна быть организационная структура, исходя из ее миссии, целей, внешнего окружения). Во-вторых, под организацией понимается функциональное разделение и последующая координация основных видов работ между индивидами в управляемой системе. Это построение согласованной системы обязанностей, прав, полномочий исполнителей и руководителей, определение их функциональных ролей. В-третьих, организацией обозначаются определенные координирующие процессы, необходимые для реализации любой иной управленческой функции.

Функция принятия решения — это любой процесс выбора, реализующийся либо в индивидуальной деятельности руководителя, либо в различных формах коллегиальных решений.

Функция мотивирования — одна из основных функций управления, состоящая в стимулировании исполнителей на достижение общих целей организации.

Коммуникативная функция — функция управления, обеспечивающая координацию совместной деятельности в процессе деятельности организации на основе обмена информацией ее членами.

Функция контроля и коррекции обеспечивает достижение организацией поставленных целей.

Кадровые функции руководителя заключаются в формировании и реализации кадровой политики организации (например, определение систем заработной платы и льгот, организация системы стимулирования, подбор и расстановка персонала, управление продвижением по службе).

Производственно-технологические функции — это совокупность функций руководителя, связанных с управлением операционной подсистемой организации.

Производные (комплексные) функции управления: интеграционная, стратегическая, стабилизационная, представительская.

Эффективность руководства зависит от степени контроля над ситуацией, в которой оно действует. Ситуация, в свою очередь, зависит от степени благоприятности отношений руководителя с подчиненными; величины власти руководителя (контроль, средства стимулирования); структуры групповой задачи (четкость, пути и способы решения, возможность проверки правильности). Совокупная количественная оценка всех параметров определяет степень владения руководителем ситуацией. Критерием эффективности руководства является степень авторитета руководителя. Авторитет — это морально-психологическое влияние, которое личность оказывает на людей, это то признание, которым она пользуется среди них. Авторитет основан на восприятии руководителя подчиненными, при чем формальный авторитет обеспечивает 65 % влияния руководителя на подчиненных.

Психологический авторитет включает:

моральный авторитет (во многом зависит от нравственных качеств руководителя);

функциональный авторитет (определяется компетентностью, деловыми качествами и отношением к профессиональной деятельности).

Таким образом, руководитель — это лицо, которое выполняет функцию управления, оказывая влияние на отдельных лиц и на группы, побуждая их работать на цели организации. Руководитель в свой деятельности постоянно осуществляет различные виды общения, выполняя ряд основных функций управления. Критерием эффективности руководства является степень авторитета руководителя, который напрямую связан с восприятием руководителя подчиненными.

Основные психологические качества руководителя. Каждый руководитель обладает определенными психологическими качествами, образующими в своей совокупности его личностно-деловые характеристики, которые, в свою очередь, можно разделить на три группы: профессиональные, личностные и деловые.

К профессиональным качествам относятся:

а) компетентность в соответствующей и смежных профессиях на основе высокого уровня образования, опыта, знания соответствующей и смежной профессий, широты взглядов, эрудиция;

б) постоянное стремление к самосовершенствованию, приобретению новых знаний;

в) поиск и внедрение новых форм и методов работы с персоналом, помощь окружающим в обучении;

г) умение действовать по плану.

Личностные качества включают:

а) высокие этические нормы;

б) физическая и психологическая выносливость; умение нейтрализовать последствия стресса;

в) высокая внутренняя и внешняя культура;

г) формула трех Д — доступность, доброжелательность, добропорядочность;

д) эмпатичность, рефлексивность;

е) визуальная привлекательность.

В деловые качества входят:

а) умение организовать деятельность и выполнять основные функции управления;

б) здоровое честолюбие; стремление к власти, лидерству, независимости при любых обстоятельствах; завышенный уровень самооценки; активность; напористость в движении к цели; умение отстаивать свои права;

в) коммуникабельность; обаятельность; умение получить кредит доверия, убедить и повести людей за собой;

г) креативность, инициативность, оперативность в решении задач, умение определить приоритетные направления деятельности, сконцентрироваться на них или легко перестроиться;

д) самообладание, самоконтроль, планирование рабочего времени, управление взаимоотношениями с окружающими;

е) стремление к инновациям, готовность идти на обоснованный риск, умение увлекать за собой подчиненных.

Профессиональные и личностные качества, присущие руководителю, мало чем отличаются от качеств, присущих другим работникам. Однако существуют те, без которых руководитель не может выступать в роли человековеда как организатора и руководителя социальной структуры. Именно поэтому дополнительно определяют такие качества, как гражданское и профессиональное мировоззрение.

Гражданское мировоззрение руководителя включает следующие компоненты:

а) признание самоценности человеческой жизни и здоровья, отношение к каждой личности как к индивидуальности;

б) бережное обращение с природой и ее животным миром, активная экологическая деятельность;

в) неукоснительное соблюдение общечеловеческих нравственных норм, незыблемость демократических прав и свобод;

г) законопочитание и законопослушание, уважительное отношение к правопорядку;

д) постоянное стремление к овладению научными знаниями, укрепление своих умений в их разумном техническом применении;

е) стремление к самоутверждению, вера в себя и людей, неиссякаемость жизненного оптимизма.

Профессиональное мировоззрение руководителя образуют следующие постулаты:

а) личное достоинство каждого неприкосновенно;

б) постоянное изучение людей — для знания их нужд и интересов;

в) главное в общении — завоевать доверие людей;

г) справедливость и совесть в союзе с волей — гаранты человеческой и деловой порядочности;

д) умение раскрывать интеллектуальный потенциал людей — высший показатель управленческого мастерства;

е) личный пример в непрерывности духовного и профессионального совершенствования — свидетельство ресурсной перспективности руководителя.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных