ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
йом общении с массами на собраниях, встречах, путем opi «телефонов доверия», рубрик «обратная связь с читате 4 страницаВместе с тем следует помнить, во-первых, что техники — это всего лишь инструменты, с помощью которых можно воздействовать на структуры и процессы сознания и подсознания. Каждый такой инструмент «отвинчивает свою гайку» в сложнейшем механизме субъективного восприятия информации, проделывая в нем маленькие бреши и позволяя тем самым проникать сообщениям субъекта политического управления во внутренний, психический мир человека. Но с помощью одной-двух техник решить сложные задачи убеж-|.дающей коммуникации. Во-вторых, любая техника эффективна только в том случае, если I политическому менеджеру или технологу удается «вдохнуть в нее зкизнь», т.е. найти конкретные образы, понятия, символы, способные Ьповлиять на восприятие людей, их душевное состояние, желания и ^устремления. Можно знать тысячу и одну технику, но без понимания jinx конкретно-ситуативного характера, их зависимости от реальных Представлений людей это знание не приведет к достижению искомых |-цел ей. В-третьих, применение техник, даже при условии овладения соот-ствующими навыками и наполнения техник конкретным материа-л, превращается в напрасный, сизифов труд, если у субъекта равления отсутствуют научные знания об особенностях познания |Ч[еловеком социального мира, о тех внутриличностных процессах, ко-влияют на формирование убеждений. Без этих знаний невоз-Iможно точно определить, на какую «болевую точку» массового созна-—: направлять усилия в данный момент, какую технику применять. Таким образом, нельзя сводить политический менеджмент к ис-[|£усству владения различными приемами и техниками. Техники Г|$>фективны только как способ донесения до людей идей убеж-Цдающей коммуникации. При этом эффективность применения тех-|ник резко возрастает, если их использовать комплексно. Модульная урхема убеждающей коммуникации дает возможность решить пробле-информационного наполнения техник, задать единый информа-^Ционный алгоритм всем технологическим приемам. Глава VII Продвижение информации в политических процессах ПРОДВИЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ Каждый субъект политического управления выходит со своей продукцией, со своими идеями в перенасыщенное информационное пространство, заполненное самыми разными сообщениями, сюжетами, повествованиями. Как сделать, чтобы созданный информационный продукт дошел до объекта управления, не «завис», не затерялся в океане иных информационных посланий? Иными словами, как грамотно организовать продвижение информации? Напомним, для передачи информации в политической кампании можно воспользоваться различными коммуникационными каналами. «Зависание» информации на этапе трансляции обычно происходит по причине недостаточного учета особенностей выбранного канала. Каждый канал требует особой «упаковки», особого кодирования информации. Каждый канал выводит информацию на свою аудиторию. Каждый канал имеет свои внутренние механизмы, которые обеспечивают движение информации к реципиенту. Наша задача — обозначить основные каналы трансляции информации, используемые в политическом менеджменте, и дать каждому из них общую характеристику. 1. Политическая реклама Одним из распространенных способов донесения центральной темы политической кампании до населения является политическая реклама. Термин «политическая реклама» используется в нашей литературе для обозначения неоднозначных явлений и процессов, поэтому вначале уточним его содержание. Можно выделить несколько подходов к определению этого понятия. Первый подход заключается в том, что к политической рекламе относятся все виды информации, которые нацелены на формирование позитивного образа политического объекта. Так, А.И. Соловьев пишет, что политическая реклама «представляет собой такую формУ направленного безличного обращения к человеку, которая в условия* [свободного и конкурентного выбора информации нацелена на созда-цие у него позитивного образа политического товара (кандидата, ин-£гитута, символа)... и мобилизующего его (человека) на соответствующую поддержку» (1). Л Сторонники второго подхода вводят в определение политической taMbi как обращения к населению, агитирующего в пользу како-ибо политического объекта, одно ограничение — платность. В стве примера приведем цитату из книги С.Ф. Лисовского: «Наи-е совершенным на сегодня нам представляется определение, «*-едлагаемое А. Дейяном (его можно распространить и на поли-аескую рекламу): «Реклама — это платное, однонаправленное и не-чное обращение, осуществляемое через средства массовой ин-рмации и другие виды связи, агитирующие в пользу какого-либо;ара, марки, фирмы, какого-либо предприятия, кандидата, прави-ьства»» (2). гНеоднозначность подходов к политической рекламе хороша видна Ш различных типологиях политической рекламы, когда в качестве вдтерия выделения различных видов рекламы выделяются и способ Цприятия рекламируемой информации, и форма подачи информа- Г", и сила воздействия на аудиторию. ^ В книге, подготовленной творческим коллективом Центра поли-тического консультирования «Никколо М», приводятся следующие типологии политической рекламы: 1. Классификация политической рекламы по каналу восприятия ее адресатом: — визуальная (публикации, буклеты, наружная реклама, плакаты, листовки и т.д.), 4 — аудиальная (радиосообщения), L., — аудиовизуальная (телевизионная и кино). L 2. Адаптированная классификация А. Дейяна по силе воздействия L политической рекламы на аудиторию: Г — жесткая, т.е. ориентированная на краткосрочные цели, лаконичная, требующая быстрой реакции, резкая; — мягкая, т.е. ориентированная на создание определенного образа, ассоциативного ряда, определенного настроения. щ 3. Адаптированная классификация Ф. Коттлера по функциям поли-jp тической рекламы: fe — информативная, • увещевательная, • сравнительная, напоминающая, подкрепляющая. 208 Политический менеджмент 4. Классификация Л. Девлина по форме подачи политического рекламного сообщения: — примитивная, когда кандидат отвечает на вопросы журналиста и телезрителей; — «говорящая голова», когда кандидат выступает с сообщением о какой-нибудь проблеме; — негативная, ориентированная на снижение популярности конкурентов; — концептуальная, имеющая в качестве главной цели донесение до избирателей основной идеи кандидата, идущего на выборы; — «правдивое кино», или кадры якобы реального общения с избирателями; — «личные свидетельства», или выступления авторитетных людей и случайных прохожих, в которых они говорят о позитивных качествах политика; — «нейтральный репортер» — якобы нейтральная подача данных журналистом, репортером; — «кандидат в действии», когда демонстрируется участие политика в решении важной проблемы*. Мы будем использовать термин «политическая реклама» для обозначения особого способа (канала) передачи информации от коммуникатора к реципиенту в политической кампании. Особенностями политической рекламы являются: Во-первых, дискретный, опосредованный характер коммуникации, т.е. действия коммуникатора по созданию информационного продукта и усилия реципиента по его восприятию разорваны во времени. Иными словами, вначале рекламный продукт готовится, например, в соответствии с концепцией убеждающей коммуникации пишется сценарий рекламного ролика, происходят его съемка, монтаж, и только через некоторое время этот ролик показывается аудитории. Выступления политиков в прямом эфире или непосредственно перед публикой, на наш взгляд, относятся к другому способу передачи информации, к каналу прямой, непосредственной коммуникации. Во-вторых, полный контроль руководства политической кампании за процессом создания информационного продукта. Любое рекламное послание готовится по заказу менеджеров политической кампании И может быть ими отвергнуто, если будет рассмотрено как не удовлетворяющее предъявленным требованиям. Именно разорванность во времени позволяет создавать информационный продукт в полном с° ответствии с концепцией убеждающей коммуникации, продумыва1* до мелочей текст рекламного послания, отрабатывать его визуальны *Л: {родвижение информации в политических процессах 20! * Политическая реклама. М.: Центр политического консультирования «М», 1999. С. 45-49. Ник*0""] саудиальный ряды. Если речь идет об использовании в рекламный -лях выступления политика, то в ходе монтажа можно убрать ого\ рки, неадекватную интонацию, лишние паузы и неуместные акн нты. В-третьих, рекламный продукт доходит до реципиента без искаже-г«, т.е. он всегда предстает перед читателем, слушателем, зрителем гим, каким его сделали в соответствующей творческой группе по 1зу руководителей политической кампании. Происходит это бла-аря исключению ретрансляторов в коммуникационном процессе, |.е. посредников-интерпретаторов (журналистов, лидеров мнений и 1л.)> которые могут подчас непроизвольно подвергнуть информацию ясажению. Дело в том, что даже в подготовленном и тщательно епетированном выступлении политика перед аудиторией проис-ит некоторое искажение информации. Это вызвано, как мы уже печали ранее, тем, что человек всегда излучает больше информа-и, чем можно запланировать. Он может от волнения резко уве-шть темп речи, от ярких юпитеров у него может на лбу выступить т, и все это косвенным образом способно повлиять на восприятие шторией информации. Хорошо подготовленный рекламный кг содержит только ту информацию, которую хотел бы передать ламодатель. 3-четвертых, политическая реклама невозможна на бесплатной ос-е. Даже если в штабе политической кампании появятся энтузиа-л, готовые безвозмездно нарисовать плакат, создать рекламный Дик или написать текст, то тиражирование такой продукции не-5ежно требует денежных средств для оплаты бумаги, поли-рических услуг, эфирного времени или места на страницах риодических изданий. Эта особенность политической рекламы зволяет обществу осуществлять контроль за процессами ее Спространения. В соответствии с российским законодательством fc рекламодатели должны указывать, из каких фондов была оп-ена та или иная рекламная продукция, а сама реклама должна яъ соответствующие выходные данные. 1ри создании рекламной продукции наиболее ярко проявляются > способности политических менеджеров разрабатывать и вопло-П> в жизнь концепцию убеждающей коммуникации, так и креатив-способности привлекаемого творческого коллектива, реали-цего идеи политической кампании в конкретных плакатах, овках, роликах и т.п. Все рекламные сообщения в политической ании должны быть подчинены общей логике убеждающей ком-яции, а их многообразие проявляется главным образом в вы- политический менеджмент боре носителей информации. В зависимости от того, какие используются носители рекламных сообщений, можно выделить следующие ее основные виды: 1. Реклама в СМИ (подробнее об этом виде рекламы см. п. 2 данной главы): — реклама на телевидении, — реклама на радио, — реклама в периодических изданиях. 2. Наружная реклама: — рекламные щиты, панно, стенды, плакаты, — световые экраны, «бегущая строка», — реклама на транспорте. 3. Печатная реклама: —листовки, — выпуски непериодических изданий, — открытки, — брошюры, — буклеты 4. Прямая почтовая реклама. 5. Рекламные сувениры: — календари, — значки, — вымпелы, — майки, — шариковые ручки, — шарфы, — блокноты для записей, — брелоки и т.д. 6. Реклама в Интернете (подробнее см. п. 3 настоящей главы). Печатная рекламная продукция распространяется по почтовым ящикам, раздается активистами в людных местах (у станций метро, У магазинов), вручается агитаторами во время посещения ими избирателей на дому, а также во время митингов и других массовых мероприятий. Одним из наиболее эффективных способов воздействия на население считается прямая почтовая реклама, или директ-мейл. Она преД" ставляет собой адресную рассылку специальных посланий-Например, в 1996 году фирмой «ПОСТЕРпаблисити» была проведена кампания рассылки 6 вариантов письма в 26 модификациях Ра3' личным группам населения Москвы в количестве 7 миллионов вижение информации в политических процессах 211 еса для акции предоставило столичное правительство). Одним из эолее ярких видов письменных обращений к молодым избирате-стало обращение мэра Москвы Ю. Лужкова. Психологический еханизм воздействия такой рекламы оправдал себя: 60% опрошен-цх после выборов указали на то, что получение письма повлияло на (решение голосовать за Ельцина. Ниже приводится образец обращения мэра Москвы. Здравствуйте, Павел! Прошу Вас, внимательно прочтите мое письмо. Я решил обратиться к Вам не случайно. Хочу поговорить с Вами о том, что меня тревожит. О Вашем будущем. Я знаю, что Вы молоды. Я знаю, что Вам хочется красиво жить, делать то, что хочется, иметь работу, приносящую достаточно денег, и ни от кого не зависеть. Вы вкусили свободу, и ее уже ничем не заменишь. Но знайте, Ваша свобода и сегодняшняя Москва еще несколько лет назад не были возможны. Человек, который принес нам перемены, — Борис Ельцин. Все лучшее, что появилось в столице, связано со свободой, со сломом тотального партийного контроля, с возможностями проявить себя. Поэтому я поддерживаю Президента. Мы сохранили лицо Москвы. Умыли ее, начали отстраивать и реконструировать. Действительно, эти годы для государства и для нас с Вами не прошли зря. Наша Москва становится все больше и больше современным европейским городом. Честно скажу, мне приходится много вкалывать на своем посту. И в случае неблагоприятного исхода выборов все, что мне удалось сделать, может пойти насмарку. ПАВЕЛ! 16 июня Ваш голос может оказаться решающим. Вам еще жить и жить. И я уверен, далеко не все равно, в какой Москве и в какой России. ПАВЕЛ! Пришло Ваше время сделать выбор. Я свой сделал. Буду голосовать за Ельцина. Этот выбор - единственно верный для России. В этом я твердо убежден. Желаю Вам и Вашим родным всего доброго. Пусть все мы будем жить в благополучной и процветающей России. Искренне Ваш, Мэр Москвы Юрий Лужков. : Поскольку в период избирательных кампаний к практике прямой ртовой рассылки прибегают многие кандидаты, то ее эффект мо- ' Б снижаться. Если избиратели в течение короткого срока получают колько писем от различных кандидатов, то у них появляются со- Политический менеджмент мнения в искренности полученных обращений и они начинают относиться к ним как к очередному рекламному трюку. Вот почему рекомендуется, не дожидаясь дня выборов, использовать любой другой повод для личного обращения политика или политической организации к избирателям. Например, можно разослать поздравления с каким-либо праздником, письма благодарности за поддержку кандидата при сборе подписей, обращение по поводу волнующей людей проблемы. Адресная рассылка рекламных материалов требует особой деликатности. Текст письма или открытки должен быть составлен таким образом, чтобы он создавал ощущение персонального обращения политика к адресату. По возможности необходимо отказаться от посылки писем явным политическим противникам. И обязательно надо пользоваться обновленной базой данных. Письмо, пришедшее в адрес умершего человека, производит на его родных и близких обратный эффект. Кроме того, следует учитывать и общую социально-экономическую ситуацию в регионе. Если людям задерживают выплату пенсий или зарплаты, если у них проблемы с поиском работы, если рост цен не позволяет им нормально питаться, то присланное поздравление, например, от действующего руководителя региона может быть ими воспринято как пустая трата бюджетных денег. Итак, политическая реклама — это способ (канал) передачи информации в политических кампаниях, предполагающий использование материальных носителей и технических средств, оплачиваемых руководством политической кампании. С помощью рекламы можно распространять любые послания и сообщения, информирующие, убеждающие, побуждающие граждан к совершению определенных действий. Политическая реклама, независимо от ее вида, позволяет наиболее точно, без искажения доводить информационный продукт до потребителя. Одним из важных требований к политической рекламе в современном демократическом обществе является ее однозначная идентификация, т.е. публике должна быть предоставлена информация о том, что она имеет дело именно с рекламной продукцией. Вот почему законодательством предусматривается необходимость четкого указания на рекламный характер материала, а также на тех лии организации, от чьего имени она распространяется. Вместе с тем, используя политическую рекламу как способ ляции информации, следует иметь в виду, что в российском о отношение к рекламе является далеко не однозначным. По даннЫ | §ЦИОМа, лишь треть россиян более или менее доверяет рекламе (см. [даблицу)*. В какой мере вы в целом доверяете или не доверяете рекламе? (в % от общего числа опрошенных) В основном доверяю {Отчасти доверяю, отчасти нет I основном не доверяю ^Совершенно не доверяю Затруднились ответить Январь 1996 Июнь 1998 Март 1999 35 2 Апрель 2000 Итак, политическая реклама - это один из способов передачи ин-»мации в политических кампаниях. Многообразие материальных:ителей и технических средств, используемых для трансляции ин-»мации, привело к появлению самых разных видов политической жламы: от листовок до адресной почтовой рассылки, от публика-в прессе до ролика на телевидении, от небольших плакатов до»мных световых панно, от дешевых календариков до дорогих (сьменных наборов. Реклама — это единственный канал в политических кампаниях, >рый может полностью контролироваться субъектом поли-^ческого управления. Это достигается за счет того, что руководство (ческой кампании оплачивает все затраты по воплощению игральной темы убеждающей коммуникации в конкретные виды 'Кламной продукции. Следовательно, оно может добиваться такого -полнения рекламы, которое в наибольшей степени отвечает целям гической кампании. Не удивительно, что именно в рекламных проявляется в значительной степени профессионализм поли-юских менеджеров. 2. Средства массовой информации ! Средства массовой информации по праву считаются главным ка-распространения информации в современном обществе. На-Деону приписывают следующую фразу: «Четыре газеты смогут * ВЦИОМ:: http://www.polit.ru/documents/232171.html причинить врагу больше зла, чем стотысячная армия». С тех пор как была сказана эта фраза, произошли колоссальные изменения: газеты стали издаваться регулярнее и большими тиражами, появились радио и телевидение. Степень воздействия СМИ многократно возросла. В истории американского радио был один очень красноречивый эпизод, когда трансляция радиопьесы «Война миров» в 1938 году привела к массовой панике в стране. Так было впервые показано огромное значение радио для формирования массовых настроений. В 8 часов вечера 30 октября 1938 года известный драматург и актер Орсон Уэллс со своей небольшой труппой появился перед микрофоном в нью-йоркской студии радиовещательной компании «Колам-бия». Он начал читать пьесу, написанную Говардом Кохом по роману Герберта Уэллса «Война миров». Драматург и актеры намеревались развлечь слушателей невероятным рассказом. К великому изумлению участников передачи оказалось, что в их инсценировку о нашествии с Марса поверили тысячи американцев. В течение нескольких часов население страны было убеждено, что ужасные чудовища, вооруженные смертоносными лучами, действительно разрушают оборонительные укрепления США, что от них нет никакого спасения, что близится конец света. На следующее утро газеты писали о «гигантской волне ужаса», сокрушившей нацию. Стало ясно, что паника охватила чуть ли не всю страну. Председатель Федерального комитета по радиовещанию назвал эту передачу «достойной сожаления»*. Возможности телевидения в воздействии на людей оцениваются еще выше. Во-первых, оно создает «эффект присутствия». Все, что зритель видит на телеэкране, воспринимается им как увиденное в реальности, создает у него ощущение соучастия в происходящем. Во-вторых, телевидение делает политическую жизнь более понятной, так как политика предстает перед зрителем не в виде абстрактных понятий, а в виде конкретных персонажей. На телеэкране нет партий и институтов, а есть конкретные люди, их поступки, которые и оцениваются зрителями. В-третьих, телевидение позволяет передавать за одну и ту же единицу времени больше информации, чем радио, так как зритель «считывает» с экрана большое количество визуальной информации, он следит за выражением лиц, за жестами людей на телеэкране, и это может оказывать на него еще более сильное впечатление, чем логика говорящего. * Кентрил X. Внушение страха // Реклама: внушение и манипуляция. Меди3' ориентированный подход. Самара: БАХРАХ-М, 2001. С. 296. , Вместе с тем не следует думать, что люди склонны верить любой информации, опубликованной в газете или показанной на те- ^цеэкране. Если вы посмотрите результаты опросов ВЦИОМа, приве- Ьденные в таблице, то увидите, что среди россиян доминирующей яв- \дается точка зрения, что доверять СМИ можно, но не совсем. В какой мере, на ваш взгляд, заслуживают доверия печать, радио и телевидение?* (в процентах к числу опрошенных в каждом исследовании)
СМИ используются в политических кампаниях как для трансля- «и рекламных сообщений, так и для передачи других видов ин- рмации. Вот почему политическим менеджерам важно знать осо- енности этого канала и возможности его использования в . введении различных политических акций. , Прежде всего уточним содержание понятия. Средства массовой ин-рмации — это система учреждений, созданных в обществе для от-ой, публичной передачи информации с помощью специальных тех-ских средств. К СМИ относятся: телевидение, радио, пресса, ки-видеозапись, звукозапись, массовые справочники. В политических кампаниях, как известно, используются и другие совые по охвату аудитории способы информирования населения, пример, тираж предвыборных листовок может достигать несколь-миллионов экземпляров. Значит ли это, что выпуск и спространение листовок относится к СМИ? Статья 2 Закона РФ «О едствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года (с после-ощими изменениями) дает четкий юридический ответ на этот опрос: «Под массовой информацией понимаются предназначенные i неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и яые сообщения и материалы; под средством массовой информации сжимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, ви-опрограмма, кинохроникальная программа, иная форма перио- 1 ШЛИ 1 и-ivvivjri. дического распространения массовой информации; под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год; под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год». Мы привели эту обширную выдержку из закона, чтобы показать, что не все, что рассчитано на массовую аудиторию, относится к СМИ. Все средства массовой информации должны пройти процедуру государственной регистрации. А, например, издание разового выпуска любого тиража печатной продукции (даже в виде газеты, журнала) не относится к СМИ и, что важно в политических кампаниях, не требует регистрации. Итак, отличительными чертами СМИ являются: • периодичность, т.е. регулярный характер распространения информации; • публичность, т.е. массовый, практически неограниченный круг потребителей информации; • наличие специальных технических приспособлений, аппаратуры для передачи информации; • наличие специалистов, готовящих и осуществляющих выпуск информации (журналисты, редакторы, издатели и др.); • непрямое, разделенное во времени и пространстве взаимодействие коммуникационных партнеров; • однонаправленность информационного воздействия, невозможность перемены ролей коммуникатора и реципиента; • непостоянный характер аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате внимания, проявленного к той или иной передаче или статье. Несмотря на всю привлекательность СМИ для политических менеджеров, использование телевидения, радио, периодических изданий в политических кампаниях наталкивается на ряд проблем, первой из которых является проблема доступа к этому массовому ин~ формационному каналу. Формально в демократическом обществе СМИ являются независимыми, но фактически у всех учреждений, обеспечивающих создание и массовую трансляцию информации, есть собственники. ° России, например, самым крупным собственником является госУ' «| царство: оно владеет медиа-холдингом ВГТРК (телевизионный канал |1 ^Культура», «Радио России», «Радио Маяк», «Радио-1», 98 региональ- § ЛЫХ теле- и радиостанций, «РИА-Вести»), контролирует 51% акций *# ОРТ, фактически осуществляет руководство агентством «Ин- ! кдефакс», ОТИК (информационный канал), ИТАР-ТАСС и «Россий- i Cjcoft газетой». В таблице указаны по состоянию на начало 2002 года j^ основные собственники российского телевидения*. 'ОРТ ^Культура» ЁН-ТВ з-плюс эм- i-TB 51% принадлежит государству (Мингосимущество, ИТАР-ТАСС, Телевизионный технический центр и др.), 49% — частным акционерам, связанным, по некоторым данным, с Романом Абрамовичем («ОРТ - консорциум банков», ООО «Бетос» и др.) 100%-ная федеральная собственность, входит в состав холдинга Всероссийская государственная телерадиовещательная компания (ВГТРК) — «Газпром-Медиа» - дочерние предприятия РАО ЕЭС (выкупили в 2000 году у «Лукойла» за 40 млн долл., 30% - Ирена и Дмитрий Лисневские 50% плюс одна акция у «Газпром-Медиа» плюс одна акция у «Газпром-Медиа» 75% - Story First Communications (США), 25% - «Альфа-групп» Практически на 100% финансируется и контролируется группой американских инвесторов Более 90% — в собственности города Москвы, остальное — ЗАО «Промторгцентр» Учредители — 10 стран СНГ. Частного капитала нет Контролируют Б. Зосимов и компания «Viakom» Контролирует «Альфа-групп» > бы ни говорили собственники СМИ о своем невмешательстве Mjecc сбора, обработки, выпуска информации, реалии россий-политической жизни свидетельствуют об обратном. Так, в ходе Кнтской избирательной кампании 2000 года ОРТ посвятило ьности В. Путина в три раза больше времени, чем следующего Г. Явлинского. В новостных программах ОРТ также доми-ia информация о Путине (48% времени). Более того, содержа-ргументы и факты. 2002. № 8. С. 12. литической рекламе. По данным Фонда «Общественное мнение», на вопрос о том, обращают ли люди внимание на рекламные ролики кандидатов на пост президента, в 2000 году были получены 58% отрицательных ответов и только 36% положительных. В этой связи некоторые редакции газет с целью привлечения рекламодателей пытаются минимизировать способы маркирования платной политической рекламы. Так, в ходе парламентских 1999 года и президентских 2000 года выборов в «Труде», в «Парламентской газете» платная реклама отмечалась едва заметной звездочкой. Некоторые редакторы печатали рекламные материалы с добавлением или специального символа, или небольших заголовков типа «Выборы». «Известия» внизу на последней полосе оповещали, что тексты, отмеченные знаком «К» (в кружочке) или напечатанные под заголовками «Выборы 2000» или «Мнение лидера», публикуются как рекламные материалы. В той же газете использовались и другие приемы, например была введена рубрика «пресс-конференция». В-третьих, если речь идет об избирательных кампаниях, то оплата политической рекламы в СМИ производится только из избирательного фонда кандидата или объединения через Сбербанк. Кандидат обязан отчитаться перед избирательной комиссией о потраченных на рекламу средствах и уложиться в те рамки, которые накладывает закон на избирательный фонд кандидата или избирательного объединения. В России, напомним, кандидат в Государственную Думу может сформировать избирательный фонд только в размере 10000 минимальных размеров оплаты труда. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|