Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






АНАЛИЗ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОЛИВАХ НЕФТЕПРОДУКТОВ




 

Д. А. Колышкин, В. В. Столяров*

ФГБОУ ВО Омский институт водного транспорта, ФГБОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)»*

 

В статье рассматриваются основные виды транспортировки нефтепродуктов, приводится классификация танкеров, а также проводится комплексный анализ экологических и иных последствий нефтяных разливов.

Ключевые слова: нефть, виды танкеров, разлив нефти, последствия экологических аварий.

 

D. A. Kolyshkin, V. V. Stolyarov

 

Analysis of security in the straits of petroleum products

 

Abstract: the article considers the main types of transportation of petroleum products, the classification of tank vessels, as well as the complex analysis of environmental and other consequences of oil spills.

Keywords: oil, tanker, oil spill, environmental consequences of accidents.

 

Нефть - полезное ископаемое, представляющее из себя маслянистую жидкость. Это горючее вещество, часто черного цвета, хотя цвета нефти в разных районах различаются. Она может быть и коричневой, и вишневой, зеленой, желтой, и даже прозрачной.

С химической точки зрения нефть - это сложная смесь углеводородов с примесью различных соединений, например, серы, азота и других. Ее запах также может быть различным, так как зависит от присутствия в ее составе ароматических углеводородов, сернистых соединений [1].

Существует два основных вида транспортировки нефти, это через трубопровод (в России это основной вид) и с помощью танкеров [2].

Танкер — морское или речное грузовое судно, предназначенное для перевозки наливных грузов. Корпус танкера представляет собой жесткий металлический каркас, к которому прикреплена металлическая обшивка. Корпус делится перегородками на ряд отсеков (танков), которые заполняются наливными грузами.

Существует следующая классификация танкеров:

- GP1 (General Purpose) — малотоннажные танкеры (6000—16 499 т); используются для специальных перевозок, в том числе для перевозок битумов;

- GP2 — танкеры общего назначения (16 500—24 999 т); используются для перевозок нефтепродуктов;

- MR (Medium Range) — среднетоннажные танкеры (25000—44999 т); для перевозок нефти или нефтепродуктов;

- LR1 (Large/Long Range1) — oiler — крупнотоннажные танкеры 1 класса (45000—79 999 т); используются для перевозок тёмных нефтегрузов;

- LR2 — крупнотоннажные танкеры 2 класса (80 000—159 999 т);

- VLCC (Very Large Crude Carrier) — крупнотоннажные танкеры 3 класса (160 000—320 000 т);

- ULCC (Ultra Large Crude Carrier) — супертанкеры (более 320 000 т); для перевозок нефти со Среднего Востока до Мексиканского залива.

- FSO (Floating Storage and Offloading unit) — супертанкеры (более 320 000 т); для хранения и выгрузки нефти на более мелкие танкеры.

Но как и с любым судном, с танкером может случиться авария. Судно может налететь на мель или столкнуться с другим судном. Если танкер был загружен нефтью и получил пробоину, то нефть начнёт вытекать и образует нефтеразлив. Чем больше танкер, тем больше он везёт нефти и тем страшнее последствия.

Разлив нефти — попадание нефти в окружающую среду в результате техногенной аварии или действий человека [3].

Экологические последствия разливов нефти носят трудно учитываемый характер, поскольку нефтяное загрязнение нарушает многие естественные процессы и взаимосвязи, существенно изменяет условия обитания всех видов живых организмов и накапливается в биомассе [4].

Что же происходит после разлива нефти? Через 10 минут после того, как в воде оказалась одна тонна нефти, образуется нефтяное пятно, толщина которого составляет 10 мм. С течением времени толщина пленки уменьшается (до менее 1 миллиметра), в то время, как пятно расширяется. Одна тонна нефти способна покрыть площадь до 12 квадратных километров. Дальнейшие изменения происходят под воздействием ветра, волн и погоды. Обычно пятно дрейфует по воле ветра, постепенно распадаясь на более мелкие пятна, которые способны удаляться на значительные расстояния от места разлива. Сильные ветры и штормы ускоряют процесс дисперсии пленки [2].

Влияние разливов нефти крайне негативно. Разлив тяжелее всего бьет по организмам, обитающим в прибрежной зоне, особенно обитающим на дне или на поверхности [3].

Птицы, которые большую часть жизни проводят на воде, наиболее уязвимы к разливам нефти на поверхности водоемов. Внешнее загрязнение нефтью разрушает оперение, спутывает перья, вызывает раздражение глаз. Гибель является результатом воздействия холодной воды. Разливы нефти от средних до крупных вызывают обычно гибель 5 тысяч птиц. Очень чувствительны к воздействию нефти яйца птиц. Небольшое количество определенных типов нефти может оказаться достаточным для гибели в период инкубации.

Если авария произошла неподалеку от города или иного населенного пункта, то отравляющий эффект усиливается, потому что нефть или нефтепродукты образуют опасные соединения с иными загрязнителями антропогенного происхождения [4].

Разливы нефти приводят к гибели морских млекопитающих. Морские выдры, полярные медведи, тюлени, новорожденные морские котики (которые выделяются наличием меха) погибают наиболее часто. Загрязненный нефтью мех начинает спутываться и теряет способность удерживать тепло и воду. Нефть, влияя на жировой слой тюлений и китообразных, усиливает расход тепла. Кроме того, нефть может вызвать раздражение кожи, глаз и препятствовать нормальной способности к плаванию.

Попавшая в организм человека нефть может вызвать желудочно-кишечные кровотечения, почечную недостаточность, интоксикацию печени, нарушение кровяного давления. Пары от испарений нефти ведут к проблемам органов дыхания у млекопитающих, которые находятся около или в непосредственной близости с большими разливами нефти [3].

Рыбы подвергаются воздействию разливов нефти в воде при употреблении загрязненной пищи и воды, а также при соприкосновении с нефтью во время движения икры. Серьезный эффект нефть оказывает на сердце, изменяет дыхание, увеличивает печень, замедляет рост, разрушает плавники, приводит к различным биологическим и клеточным изменениям, влияет на поведение.

Влияние разливов нефти на беспозвоночные организмы может длиться от недели до 10 лет. Это зависит от вида нефти; обстоятельств, при которых произошел разлив и его влияния на организмы. Беспозвоночные чаще всего гибнут в прибрежной зоне, в отложениях или же в толще воды. Колонии беспозвоночных (зоопланктон) в больших объемах воды возвращаются к прежнему (до разлива) состоянию быстрее, чем те, которые находятся в небольших объемах воды. Растения водоемов полностью погибают, если концентрация полиароматических углеводородов (образуются в процессе сгорания нефтепродуктов) достигает 1%.

Нефть и нефтепродукты нарушают экологическое состояние почвенных покровов и в целом деформируют структуру биоценозов. Почвенные бактерии, а также беспозвоночные почвенные микроорганизмы и животные не в состоянии качественно выполнять свои важнейшие функции в результате интоксикации легкими фракциями нефти [1, 2].

От подобных аварий страдает не только животный и растительный мир. Серьезные убытки несут местные рыбаки, отели и рестораны. Кроме того, с проблемами сталкиваются и иные отрасли экономики, особенно те предприятия, деятельность которых нуждается в большом количестве воды. В случае, если разлив нефти происходит в пресном водоеме, негативные последствия испытывает на себе и местное население (например, коммунальным службам намного сложнее очищать воду, поступающую в водопроводные сети) и сельское хозяйство.

Долговременный эффект подобных происшествий точно неизвестен: одна группа ученых придерживается мнения, что разливы нефти оказывают негативное воздействие на протяжении многих лет и даже десятилетий, другая – что краткосрочные последствия крайне серьезны, однако за достаточно короткое время пострадавшие экосистемы восстанавливаются [2].

Ущерб от крупномасштабных разливов нефти подсчитать достаточно сложно. Он зависит от многих факторов, таких, как тип разлитых нефтепродуктов, состояния пострадавшей экосистемы, погоды, океанских и морских течений, времени года, состояния местного рыболовства и туризма и т.д. На данный момент существует множество методик определения негативного воздействия факторов, возникающих в результате аварий и чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефтепродуктов. Поэтому для достижения максимального результата при ликвидации последствий важно правильно их идентифицировать [3, 4].

 

Библиографический список

 

1. Дурягина Е. Г. Нефтепродукты в морской среде. Ученые записки Российского государственного гидрометеорологического университета № 17. Научно-теоретический журнал. – СПб.: изд. РГГМУ, 2011. – 166 с.

2. Кащеева П. Б. Создание новых функциональных материалов для очистки водных сред от нефти и нефтепродуктов: диссертация... кандидата химических наук: 03.02.08 / Кащеева Полина Борисовна; [Место защиты: ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина»]. – Москва, 2014 – 107 с.

3. Безопасность в техносфере: учебно-методическое пособие. Министерство образования и науки Российской Федерации; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)». Кафедра «Техносферная безопасность» / сост. Алешков Д. С., Бедрина Е. А., Гордеева С. А., Степанова Е. А., Столяров В. В., Суковин М. В.

4. Техносфера и безопасность жизнедеятельности: учебно-методическое пособие. Министерство образования и науки Российской Федерации; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)». Кафедра «Техносферная безопасность» / сост. Алешков Д. С., Бедрина Е. А., Гордеева С. А., Степанова Е. А., Столяров В. В., Суковин М. В.

 

Сведения об авторах

Колышкин Дмитрий Андреевич, студент гр. СМ-21, ФГБОУ ВО Омский институт водного транспорта.

Столяров Владимир Владимирович, канд. техн. наук, доцент кафедры «Техносферная безопасность», ФГБОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)», г. Омск, эл. адрес: stolyarovbgd@rambler.ru, тел.: 8-913-645-00-43.

 

Kolyshkin Dmitry Andreevich, student of SM-21, Omsk Institute of Water Transport.

Stolyarov Vladimir Vladimirovich, candidate of technical Sciences, associate professor, department of technosphere safety, Siberian State Automobile and Highway Academy, Russia, Omsk

 

 

УДК 378.663: 378.141.4: 614.8.084 (571.13)

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных