Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ Г. ОМСКА НА БАЗЕ КАФЕДРЫ ЭКОЛОГИИ, ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И БИОЛОГИИ ОМСКОГО ГАУ




 

Г.И. Чуянова, Г.В. Ситникова*

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный аграрный университет имени П.А.Столыпина», БОУ ДО г. Омска «ЭкоЦентр»*

Приобщение молодежи к практической экологической работе является важнейшим компонентом экологического образования и необходимым условием формирования экологического мировоззрения. Основной вклад в практическую экологическую деятельность учащихся вносят экологические исследования и работы по оценке состояния окружающей среды. Участие школьников-абитуриентов в подобных работах в значительной степени обусловливает осознанный выбор их дальнейшего образовательного маршрута и успешное поступление в вузы.

Ключевые слова: экологическое образование, исследовательская работа, профессиональная ориентированность.

Attaching of young people to practical ecological work is the major component of ecological education and necessary condition of forming of ecological world view. A basic contribution to practical ecological activity of students is brought in by ecological researches and works as evaluated by the state of environment. Participating of university schoolchildren-entrants in similar works largely stipulates the realized choice of their further educational route and successful entering institutions of higher learning.

Keywords: ecological education, research work, professional oriented

В настоящее время экологические знания приобрели особую актуальность в связи с глобальным экологическим кризисом. При этом далеко не во всех средних образовательных учреждениях предмет «Экология» введён в учебный план. Совершенно не представлена в школьной программе организация исследовательской деятельности учащихся. Тогда как именно этот тип деятельности позволяет в полной мере реализовать творческие способности ребёнка, развить интеллектуальную и академическую одарённость. Любая исследовательская деятельность требует экологических знаний, так как без изучения закономерностей взаимоотношений организмов со средой обитания, функционирования популяций и экосистем, невозможно формирование полноценного научного мировоззрения учащихся.

На основании вышеперечисленного мы посчитали необходимым создание программы «Школа исследователя». Направленность программыпозволяет причислить её к эколого-биологическому образованию.

Программа актуальна, так как позволяет освоить наиболее сложные биологические курсы в их комплексе, проработать репродуктивный и продуктивный уровни усвоения материала. Материальной базой для проведения этих занятий являются фонды кафедры экологии, природопользования и биологии; агротехнологического факультета Омского аграрного университета. Это позволяет установить связь «школа-вуз», профессионально ориентировать школьников, предоставляет им уникальную возможность использовать материально-техническую базу Омского ГАУ.

Обучение представляет собой отражение основных биологических закономерностей, выполняя одновременно как образовательную, так и развивающую функции. Материал предмета представляет собой совокупность различных теорий, законов и систем функционирования живой природы на различных уровнях организации, что требует от учащихся развития продуктивного типа мышления, а также подключения не только механической, но и логической памяти.

Воспитательная работа по программе ведётся в соответствии с задачами преимущественно в экологическом и профориентационном направлении.

Дополнительная общеобразовательная программа «Школа исследователя» рассчитана на два года и разработана на основе целей и задач, направленных на развитие ключевых компетентностей обучающихся. На занятиях обучающиеся получают знания, умения и навыки, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

Процесс изучения направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурные (ОК):

- способность представлять современную картину мира на основе естественнонаучных знаний,

- ориентироваться в ценностях жизни, культуры;

практические (ПК):

- способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в научной и учебной деятельности,

- применять методы анализа и моделирования теоретического и экспериментального исследования;

- владеть базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии, биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользовании.

Цель программы - формирование и развитие экологически ориентированного творческого мышления учащихся путем вовлечения их в самостоятельную (под руководством преподавателя) научно-исследовательскую работу в области экологии.

Задачи программы

Образовательные:

- сформировать систему знаний об экологических особенностях городской среды;

- актуализировать понятия, изучаемые в школьном курсе экологии. Через материал лекций и самостоятельную работу обучаемых с учебными пособиями и дополнительной литературой раскрыть содержание экологических законов. Сформировать и развить ведущие понятия дисциплины;

- изучить состав городской флоры и фауны и влияния на них факторов окружающей среды;

- сформировать знания о влиянии городской среды на здоровье человека;

- научить проводить мониторинговые исследования окружающей среды, выявлять экологические проблемы, предлагать способы их практического решения;

- сформировать представление о природоохранном законодательстве, важнейших нормативных документах, используемых в практической деятельности.

Развивающие:

- развить умение по использованию логических мыслительных операций (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, то есть развивать абстрактно-логическое мышление) в процессе решения учащимися проблемных ситуаций;

- развивать умения прогнозирования результатов воздействия человека на природу;

- сформировать умения по организации и проведению исследований, правильной постановки исследовательской работы, ведению учета наблюдений, построение гипотезы и ее доказательства, статистической обработки данных;

- развить коммуникативные умения (четко и лаконично излагать и обосновывать свои мысли, защищать свои работы на публичных выступлениях, различных конференциях, выступать с докладами и др.);

- развивать творческие способности учащихся и их лидерских качеств путем вовлечения в игровые ситуации и практическую деятельность;

- развить познавательную активность, самостоятельность и инициативность; сформировать положительную мотивацию в учебной и предпрофессиональной деятельности.

Воспитательные:

- формирование представлений об уникальности окружающего мира, месте в нем человека, возможных взаимосвязей в системе «человек-природа»;

- осознание учащимися человека, как части природы, формирование у них ответственности по отношению к ней в процессе привлечения воспитанников к природоохранной деятельности;

- формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, здорового образа жизни.

Отличительной особенностью программы является использование большого количества схем, таблиц, моделей, муляжей, микропрепаратов, что позволяет не только иллюстрировать материал предмета, но и развивать творческое мышление, а также познавательный интерес обучаемых, выполняя мотивационную функцию. В программе заложена большая доля развивающей составляющей, благодаря системному методу, тестовым заданиям, интерактивным технологиям. В целом содержание программы должно вывести обучаемых на более высокий уровень понимания биологических закономерностей и оперирования понятиями, сформировать и развить ряд специальных и общеучебных умений.

Программа состоит из двух разделов: «Экология растительных сообществ», «Мониторинг экосистем» и составлена с учетом занятий дополнительного образования, по литературным источникам географии, биологии, экологии, физики, химии. Основными критериями являются научная значимость, практическая ценность, доступность, системность, возрастные особенности учащихся.

Прогнозируемый результат после 1-го года обучения

Должны иметь представление:

– об основных понятиях и законах экологии;

– о взаимоотношениях организма со средой обитания;

– об основных составляющих научного исследования;

– об основных методах исследований;

– о структуре и динамике популяций и сообществ;

– о принципах функционирования экосистем и биосферы особенности.

Должны уметь:

– самостоятельно ставить простейшие учебно-исследовательские эксперименты, вести лабораторные и полевые наблюдения;

– фиксировать результаты исследований;

– работать с лабораторным оборудованием;

– решать экологические задачи.

Прогнозируемый результат после 2-го года обучения

Должны знать:

– особенности экологии Омской области;

– глобальные проблемы современности;

– важнейшие алгоритмы вариационной статистики, необходимые для математической обработки результатов исследований;

– правила подготовки, написания и защиты научно-исследовательских работ;

– принципы апробации результатов исследований.

Должны уметь:

– самостоятельно ставить и разрешать простейшие исследовательские проблемы с использованием литературных источников, полевых наблюдений и лабораторного оборудования;

– реферировать научную и справочную литературу, подбирать теоретические сведения по теме собственного научного исследования;

– обрабатывать результаты наблюдений и опытов с помощью алгоритмов вариационной статистики на микрокалькуляторе или персональном компьютере;

– проводить сбор биологического материала в полевых условиях; владеть методиками фиксации, этикетирования и определения видовой принадлежности собранных объектов;

– оформлять результаты собственных исследований в виде научных докладов и (или) публикаций, подбирать иллюстративный материал, защищать научные работы на конференциях различного уровня.

В ходе реализации программы обучающиеся приобретают теоретические и практические знания в соответствии с требованиями. Результаты опытнической работы фиксируются в дневниках наблюдений. При подготовке к занятиям используют дополнительные источники информации. Полученные экспериментальные данные обобщаются, анализируются, пишется отчет. Обучающиеся готовят презентации по изучаемым тематикам, которые используют на уроках биологии и географии, НОУ, эколого-биологических конференциях и фестивалях. Все достижения детей вносятся в портфолио.

По итогам образовательной программы, обучающимся выдаются аттестационные документы.

Методическое обеспечение

Для реализации программы имеются календарно-тематический план, дидактический материал, пособия по определению организмов, методические разработки лабораторных работ и других практических занятий.

Большая часть занятий с учащимися проводятся на базе Омского государственного аграрного университета, где имеется все необходимое оборудование. Лабораторный эксперимент по влиянию различных факторов среды и химических веществ на характеристики выращиваемой растительности осуществляется на базе кафедры экологии, природопользования и биологии, опытных участков Омского ГАУ.

Досуговая деятельность включает в себя организацию и проведение экскурсий. Эти мероприятия проводятся для расширения кругозора учащихся, для создания дружеской, комфортной атмосферы в коллективе, для их оздоровления. Одной из форм организации воспитательного процесса является работа с родителями, включающая в себя следующие направления: приобщение родителей к педагогическому процессу; ознакомление их с формами работы педагога с детьми; вовлечение родителей в культурно-массовые мероприятия.

Программа рассчитана на учащихся 12 – 17 лет. Для усвоения материала необходим минимальный уровень знаний химии, физики, зоологии и ботаники. Этот возраст отличается достаточным умственным и психическим развитием для усвоения материала на необходимом уровне сложности. Для данного возраста характерно становление профессионального самоопределения, устойчивого интереса к различным наукам, деятельности. В группы набирается не менее 12 человек, независимо от пола. Состав групп постоянный.

В объединение принимаются все желающие без специального отбора.

 

Сведения об авторах

Чуянова Галина Игнатьевна, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, доцент кафедры экологии, природопользования и биологии Омского ГАУ, chujanova_omgau@mail.ru

Ситникова Галина Владимировна, директор БОУ ДО г. Омска «ЭкоЦентр», конт. телефон 8-905-943-65-36.

 

Chuyanova Galina Ignat'evna, candidate of agricultural sciences, associate professor, associate professor of department of ecology, prirodopol'zovaniya and biology of Omskogo GAU, chujanova_omgau@mail.ru

Sitnikova Galina Vladimir, director BOU DO Omska «Eko-center», kont. telephone 8-905-943-65-36.

 

УДК: 371.385.4:502

 

НАУЧНЫЙ КРУЖОК «ШКОЛА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

 

Г.И. Чуянова, Г.В. Ситникова*

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина», БОУ ДО г. Омска «ЭкоЦентр»*

Введение системы непрерывного экологического образования, его направленность на развитие экологической культуры подрастающего поколения требует формирования и закрепления у учащихся знаний о реальных факторах экологической опасности, практических навыков по оценке качества окружающей среды, экологически оправданного поведения.

Ключевые слова: этапы освоения программы, экология растительных сообществ, мониторинг экосистем.

The introduction of a system of continuous environmental education, its focus on the development of ecological culture of the younger generation requires the formation and consolidation of students ' knowledge about the real factors of environmental hazards, practical skills assessment qualities of the environment, the sustainable behavior.

Keywords: stages of development of the program, ecology of plant communities, monitoring of ecosystems.

 

Педагогическим советом бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей города Омска «Детский Эколого-биологический Центр» утверждена образовательная программа «Школа исследователя окружающей среды», по которой на базе кафедры экологии, природопользования и биологии Омского ГАУ занимаются городские школьники и студенты 1 курса университета.

Проведение самостоятельной научно-исследовательской работы требует от школьников овладения большим объемом теоретических знаний, а также рядом умений и навыков, в частности, навыков сбора материала в полевых условиях, его обработки в условиях лаборатории, статистического анализа полученных данных. Поэтому данная программа рассчитана на двухлетний срок обучения, в котором практические и теоретические занятия занимают примерно одинаковое количество учебных часов.

Программой предполагается постепенное углубление и совершенствование знаний, получаемых обучаемыми, в том числе, путем формирования межпредметных связей (в частности, с ботаникой, зоологией и общей биологией средней общеобразовательной школы).

Этапы освоения программы. Начальный этап обучения (1-ый год) предполагает овладение обучаемыми основными знаниями из общей экологии, экологии растений и животных, экологического мониторинга, а также основам исследовательской деятельности. Практические занятия первого года обучения проводятся на базе лабораторий Омского ГАУ и предполагают освоение навыков работы с лабораторным оборудованием, закладку и проведение учебно-исследовательских лабораторных экспериментов в рамках изучаемой тематики. В завершение осуществляются экскурсионные выходы в дендропарк, теплицы, ботанический сад и учебно-опытные поля университета, где обучаемые 1-го года обучения приобщаются к научно-исследовательской работе.

Второй этап обучения (2-й год) предполагает углубление полученных ранее знаний и постановку научно-исследовательских лабораторных экспериментов на реальной природной территории. Предполагается знакомство с литературными источниками, написание рефератов по теме исследования. Обучаемые овладевают навыками написания научных работ, статистической обработки собственного материала, умениями формулировать результаты своей работы, докладывать их в аудитории, защищать собственное мнение перед оппонентами. Итог обучения – планирование и осуществление лабораторных и полевых исследований. В завершение второго года обучения обучаемые должны написать научно-исследовательскую работу, которая будет представляться и защищаться на конференциях.

Программа включает два раздела «Экология растительных сообществ» и «Мониторинг экосистем».

Содержание раздела программы «Экология растительных сообществ»

Важной задачей данного раздела является расширение представления учащихся о растениях, об их приспособленности к условиям обитания, об охране окружающей среды, о влиянии человека на растительный мир Земли, а вместе с ним на изменение экологических систем биосферы.

Программа продолжает вводить основные экологические понятия такие, как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах растений.

От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии растений с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы растений по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений растений как показатель условий их жизни.

Учебный раздел программы завершается изучением растительных сообществ, классификации жизненных форм в реальной природной обстановке г. Омска и значения биоразнообразия растений.

Изучение направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях

- овладение умениями применять экологические знания, работать с приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за объектами, эксперименты

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе

- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

Задачи раздела «Экология растительных сообществ»:

Образовательные:

- привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний через постоянное применение идеи «стимулирования занимательностью»;

- создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей;

- обеспечить усвоение учащимися знаний в соответствии со стандартом экологического образования;

- способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умению работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать экологические объекты, сравнивать их, ставить опыты, вести наблюдения в природе, умению распознавать наиболее распространённые растения и грибы своей местности через систему лабораторных работ и экскурсии.

Развивающие:

- создать условия для развития у обучаемых интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, умения ставить цели через учебный материал каждого занятия.

Воспитательные:

- формирование представлений об уникальности окружающего мира, месте в нем человека, возможных взаимосвязей в системе «человек-природа»;

- осознание учащимися человека, как части природы, формирование у них ответственности по отношению к ней в процессе привлечения воспитанников к природоохранной деятельности;

- формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, здорового образа жизни.

Содержание раздела «Мониторинг экосистем»

Целью предлагаемого раздела является подготовка и развитие практических умений учащихся разных типов образовательных учреждений в области экологической оценки состояния окружающей среды, а также ее охраны и восстановления

В данном контексте раздел является компенсаторно-развивающим. Его компенсаторный компонент предусматривает подготовку учащихся до уровня, необходимого для усвоения предметного материала, в том числе научную подготовку по кругу вопросов, связанных с рациональным природопользованием и охраной окружающей среды.

Новизна программы состоит в комплексном и системном подходе к оценке экологического состояния всех компонентов окружающей среды (природных, социо-природных, техногенных) в школьном экологическом образовании, с выделением экологически неблагоприятных факторов (опасных и вредных), в том числе факторов антропогенной нагрузки на природные компоненты среды.

Организация работы по программе. Условиями и предпосылками для введения данного раздела программы являются методическая проработанность вопросов практической экологической оценки окружающей среды в школьном образовании и наличие ряда учебно-методических изданий, вошедших в федеральные и региональные комплекты. Теоретические и практические занятия предлагается проводить как в условиях кабинетов-аудиторий и лабораторий экологии (биологии, химии), так и (это относится преимущественно к практической работе) в полевых условиях. При организации практических работ учащихся педагог имеет возможность выбора соответствующих экспериментов (в зависимости от учебно-материальной базы и плана занятия), в связи с чем в настоящей программе предложен несколько избыточный, по сравнению с возможным к проведению в запланированное время, круг тем. Полевой практикум выполняется на конкретной природной территории, а также в ходе летних экологических экспедиций, организованных специально или совмещенных по задачам с мероприятиями туристского, спортивного, краеведческого и других профилей.

Основной вклад в практическую экологическую деятельность учащихся вносят экологические исследования и работы по оценке состояния окружающей среды, которые в максимальной степени работают на содержание образования и в настоящее время широко внедряются в практику экологического образования школьников и студентов. Сбор экологической информации по широкому кругу показателей состояния окружающей среды, анализ результатов наблюдений за продолжительный период и прогноз экологической ситуации составляют сущность экологического мониторинга. Результаты подобной деятельности являются хорошей мотивационной основой для получения учащимися и студентами фактологических знаний, как в текущей учебе, так и в перспективе.

Практические навыки и знания, полученные учащимися в процессе подготовки и проведения школьных практических работ, полевых экологических экспедиций и др., как нельзя лучше отвечают целям школьного и дополнительного образования. Углубленное практическое изучение экологических проблем и их проявлений, так же как и натуралистическая работа экологической направленности, требует владения методическим аппаратом – оборудованием и технологией выполнения исследований, что требует и соответствующей дополнительной подготовки учащихся. Участие школьников-абитуриентов в подобных работах в значительной степени обусловливает осознанный выбор их дальнейшего образовательного маршрута и успешное поступление в вузы.

Практические экологические исследования дают учащимся и педагогам богатейший материал. Подобные материалы успешно используются учащимися на конференциях, олимпиадах, в конкурсах и хорошо представляют работу образовательного учреждения. Следует отметить, что результаты работ учащихся по оценке экологического состояния окружающей среды, при кажущемся непрофессионализме, могут иметь большую социальную значимость благодаря их комплексности и ориентации на гражданские интересы больших групп людей при локальной (местной) направленности, обеспечивая тем самым принцип ЮНЕСКО «Мыслить глобально, действовать локально».

 

Сведения об авторах

Чуянова Галина Игнатьевна, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, доцент кафедры экологии, природопользования и биологии Омского ГАУ, chujanova_omgau@mail.ru

Ситникова Галина Владимировна, директор БОУ ДО г. Омска «ЭкоЦентр», конт. телефон 8-905-943-65-36.

 

Chuyanova Galina Ignat'evna, candidate of agricultural sciences, associate professor, associate professor of department of ecology, prirodopol'zovaniya and biology of Omskogo GAU, chujanova_omgau@mail.ru

Sitnikova Galina Vladimir, director BOU DO Omska «Eko-center», kont. telephone 8-905-943-65-36.

 

УДК 502






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных