Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Знаете ли вы? Похожа ли музыка на язык?




И музыка, и язык включают в себя определенные элементы последовательностей, которые варьируются, но подчиняются определенным правилам. Это сходство подтолкнуло ученых к мысли о том, что мозг может обрабатывать эти два типа информации аналогичными способами. На настоящий момент имеющиеся данные противоречивы. Сканирование мозга показывает, что задания, включающие в себя музыкальные мелодии, активизируют область Брока, необходимую в процессе понимания речи, а также связанную с ним область в правом полушарии, ответственную за просодию (интонацию, которая сообщает слушателю о вашей иронии или о том, что вы задаете вопрос). Как музыка, так и язык активизируют мозговые области, принимающие участие в определении времени подачи аудиоинформации. Однако люди с повреждением мозга могут потерять способность говорить, хотя у них при этом останется способность различать музыку, и наоборот, поэтому в мозге эти две функции как минимум частично разделены. Трудно дать четкий положительный или отрицательный ответ на этот вопрос. Похоже, регионы мозга, обрабатывающие речь, частично совпадают со структурами, обрабатывающими музыку.

Если эта точка зрения верна, то она может предоставить научную основу для широко распространенного мнения о том, что музыке необходимо учить с детства, чтобы добиться отличных навыков. Некоторые аспекты восприятия звуков действительно с опытом улучшаются. У лабораторных животных схема частот звуков в слуховой коре требует нормального опыта во время сенситивного периода. У людей восприятие тональностей развивается полностью где‑то к 12 годам. У глухих людей эти реакции остаются ненормальными и во взрослом возрасте. Научиться различать тон звуков гораздо проще в детстве. Абсолютный слух (способность распознавать тон звука в изоляции, а не сравнивая его с другими тонами) требует как генетической предрасположенности, так и полноценного слухового опыта в возрасте до шести лет. Абсолютный слух встречается гораздо чаще у людей, разговаривающих на тех языках, где очень важна тональность, – например, на китайском, в котором от тона может зависеть значение слова.

Есть ли конкретный сенситивный период для музыкального обучения? Существует анатомическая разница между мозгом взрослого профессионального музыканта и человека, не связанного с музыкой, но это может быть следствием генетической наследственности. Электрические реакции мозга музыканта также специфичны – они особым образом воспринимают звуки, производимые их собственным инструментом, что, по‑видимому, является результатом опыта. Некоторые из этих эффектов выражены сильнее у музыкантов, чье обучение началось в детстве, до 10 лет, а гармонические структуры вообще следует изучать в возрасте до 8 лет. Занятия музыкой в детстве, несомненно, дают определенный дополнительный багаж, но более позднее обучение также оказывает значимый эффект. К примеру, Стравинский вообще учился на юриста и начал писать музыку только в 20 лет.

 

К счастью, в человеческом обществе существуют ограничения на проведение экспериментов с участием младенцев, поэтому ученым приходится ставить опыты над животными, чтобы проникнуть глубже в биологию сенситивных периодов. Певчие птицы, например зебровые амадины, учатся своим песням у других птиц, обычно – у своих отцов. Если у молодого самца нет примера для подражания, то у него в результате появится странно звучащая песня, с помощью которой ему не удастся привлечь самку во взрослом возрасте.

Как и младенцы, певчие птицы не могут бесконечно учиться тому, что они могут выучить. Зебровые амадины, выращенные своими близкими родственниками – японскими амадинами, не смогли правильно выучить их песню. В некоторых случаях зебровая амадина была способна скопировать несколько звуков из песни своего приемного отца, но она вставляла эти звуки в типичную для своего вида мелодию, которая, по‑видимому, была врожденной.

Вам может казаться, что вы перегружены информацией в своей повседневной жизни, но представьте себе, каково приходится новорожденному! Не имея возможности отделить существенные стимулы от несущественных, младенцы могли бы направлять свою энергию на попытки выучить звуки птичьей песни, шум посудомоечной машины или фена. Это привело бы их к очень странной социальной жизни во взрослом состоянии. К счастью для всех нас, мозг не появляется на свет в виде чистого листа бумаги и обладает своими собственными твердыми представлениями о том, что нужно учить.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных