Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Некоторые общие принципы разграничения полномочий




Анализ мирового опыта разграничения полномочий в федеративных государствах позволяет выявить ряд важных закономерностей.

1. Единый, раз и навсегда заданный формат разграничения полномочий практи­чески отсутствует. В то же время очевидно, что в федеральную компетенцию входят вопросы, которые имеют общенациональное значение. Как правило, это воп­росы, прямо связанные с национальной безопасностью и международной субъект-ностью государства, такие, как внешняя политика, силовые структуры, вопросы гражданства и иммиграции и т.п. К региональной компетенции чаще относятся вопросы более приземленного (в том числе в буквальном смысле) характера, свя­занные с социальной и культурной сферой, землепользованием, экологией и т.п.

2. Наиболее сложным вопросом является разграничение полномочий в экономи­ческой и социальной сфере. При разграничении полномочий используются два ос­новных принципа.

Федеральный центр оставляет за собой общие принципы функционирова­ния тех или иных отраслей. Для этого используются формулы общенациональ­ной политики в той или иной отрасли или обеспечения экономического един­ства страны. При необходимости эти формулы могут превращаться в очень серьезные ограничители для регионов.

значения (т.е. начинающиеся и заканчивающиеся на территории региона), причем не толь­ко автотрассы, но и железные дороги.

¶9*

¶259

Глава 3 Моделирование государства как территориально-политической системы: мировой опыт

Федеральный центр определяет стратегически важные сферы, имеющие общенациональное значение. Наиболее противоречивая ситуация в этой связи характерна для социальной проблематики. В целом она в наибольшей степени относится к региональной компетенции. В то же время некоторые страны мо­гут полностью или частично включать ее в федеральную компетенцию, по-своему расставляя приоритеты (сфера образования в Малайзии).

Аналогичные принципы используются и в отношении инфраструктуры, где гораздо больше определенности. Так, почта и телекоммуникации, авиация, морской транспорт, железные дороги почти всегда относятся к федеральной компетенции, тогда как автомобильные дороги делятся на общенациональный и местный уровни.

3. Удобной современной формой разграничения полномочий является введение переходной зоны в виде совместной компетенции. В этой зоне обычно находится зна­чительная часть экономических и в меньшей степени социальных вопросов, пред­ставляющих совместный интерес центра и регионов. Ее создание позволяет отка­заться от жесткого разграничения полномочий и организовать текущее взаимодейст­вие центра и регионов по ряду конкретных проблем. Это взаимодействие позволяет корректировать баланс отношений между центром и регионами в ту или другую сторону.

4. Либеральный принцип разграничения полномочий можно считать "классиче­ским" для федераций, и он больше соответствует идеологии федерализма, однако уста­новочный принцип является вполне конкурентоспособным. В последнем случае суще­ствует большая ясность с рамками региональных полномочий, что, с одной сторо­ны, может восприниматься как ограничитель для регионов (и потому выгодно цент­ру), а с другой стороны, снижает общий уровень конфликтности в системе, четко расставляя все по местам.

Недостатком либерального принципа может быть отсутствие определенно­сти с объемом региональной компетенции. Обычно она воспринимается как очень широкая. Действительно, либеральный принцип, как правило, характерен для тех стран, где федерализм развивался "снизу", в процессе передачи небольшого числа полномочий от территорий к центру. Однако введение совместной компетенции или же расширение федеральной компетенции могут существенно ограничивать компетенцию регионов, сводя ее к минимальному набору второстепенных вопро­сов. В результате либеральный принцип превращается в остаточный. Тогда основ­ная деятельность региональных властей протекает в сфере совместной компетен­ции — в условиях перманентной борьбы с центром за перераспределение конкрет­ных полномочий из этой сферы.

3.4 Региональная власть в современном государстве

Недостатком установочного принципа является практическая невозможность учесть в национальной конституции все существующие вопросы. Чтобы избежать необходимости регламентировать все возможные сферы, используют "контрлибе­ральную" (все неучтенные полномочия относятся к сфере ведения центра) или ли­беральную (к сфере ведения регионов) формулы.

3.4

Региональная власть в современном государстве

3.4.1






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных