Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Парламентская модель




Данная модель не предусматривает всенародных губернаторских выборов. Здесь ре­гиональная власть аЪормируется по принципам парламентской республики и является проекцией общенациональной власти (также устроенной в виде парламентской рес­публики).

Парламентская модель предполагает, что население субъекта федерации из­бирает только легислатуру. В свою очередь легислатура формирует правительство региона и избирает главу этого правительства — руководителя исполнительной власти субъекта федерации. Эту модель, в отличие от американской, можно назвать европейской моделью, поскольку она распространена в таких европейских федера­циях, как Германия, Австрия и Бельгия.

В Германии население избирает однопалатные парламенты земель (в Бава­рии, претендующей на особый статус, действует двухпалатный парламент). Эти пар­ламенты формируют земельные правительства, которые возглавляют министры-президенты. В землях-городах вместо министров-президентов используются другие

3.4 Региональная власть в современном государстве

-азвания должностей — правящий бургомистр в Берлине, первый бургомистр в Гамбурге и просто бургомистр в Бремене.

В Австрии региональные легислатуры включают от 36 до 65 депутатов (ис­ключение составляет Вена, где ландтаг состоит из 100 депутатов). Депутаты избира­ются на пять лет (в Верхней Австрии — на шесть лет). Ландтаг выбирает главу ис­полнительной власти — губернатора (ландесхауптман), его заместителей и советни­ков, т.е. формирует региональное правительство.

Бельгийская федерация является одной из самых сложных по своему уст­ройству. Система представительных органов включает Фламандский региональный совет, Валлонский региональный совет, Брюссельский региональный совет, Совет франкоязычного сообщества, Совет фламандского сообщества (который объеди­нился с Фламандским региональным советом), Совет германоязычного сообщест­ва. Все советы избираются путем всеобщего голосования на пятилетний срок. Чле­ны правительств сообществ и регионов избираются советами.

Также примером парламентской модели устройства региональной власти можно считать Сент-Киттс и Невис. Сама федерация по территориально-полити­ческому формату напоминает Танзанию: Невис является отдельным островом, ко­торый имеет развитое самоуправление. Население Невиса избирает свою легисла­туру — ассамблею (пять избранных членов, три назначенных). Генерал-губернатор островов (формальный представитель британской короны31) назначает премьер-министра острова из числа депутатов ассамблеи. Как правило, это — представитель партии, победившей на выборах в островную ассамблею.

3.4.4

Канадская и австралийская модели (квазипарламентская модель)

Своеобразные формы организации региональной власти существуют в бывших бри­танских доминионах, сохранивших на общенациональном уровне институт генерал-губернатора, представляющего британскую корону. С управленческой точки зрения этот институт является архаичным и формальным, но его наличие заставляет рас­сматривать ситуацию в Канаде и Австралии отдельно. Дело в том, что региональная власть в этих странах, являясь проекцией общенациональной власти, включает в себя элементы представительства британской короны. Одновременно она функциони­рует по принципу парламентской республики, поэтому ее можно назвать квазипар­ламентской.

31 Для Невиса предусмотрен заместитель генерал-губернатора.

Глава 3 Моделирование государства как территориально-политической системы: мировой опыт

Губернатор австралийского штата — это представитель британской королевы, выполняющий, хотя бы формально, ряд важных функций (утверждение законов, принимаемых региональной легислатурой, и постановлений регионального прави­тельства). Региональное самоуправление в штате представляют двухпалатный парла­мент и премьер-министр (в территориях избираются однопалатные легислатуры).

Региональная власть в Канаде также напоминает модель парламентской рес­публики. Представительство британской короны символизирует лейтенант-губер­натор провинции, назначаемый по совету с региональным правительством. Регио­нальное самоуправление представлено ассамблеями (в Квебеке она — двухпалатная), которые формируют правительства во главе с премьер-министрами.

Общей чертой канадской и австралийской моделей является наличие на ре­гиональном уровне представителя британской короны, который может выполнять важные формальные функции. В то же время реальный процесс принятия политиче­ских решений связан с органами регионального самоуправления, которые функцио­нируют по модели парламентской республики. При этом для австралийских регио­нов характерен бикамерализм, который в Канаде существует лишь в Квебеке.

3.4.5

Модель назначаемого губернатора

Особенностью этой модели является дуализм региональной власти, сочетающей эле­менты регионального самоуправления и централизованного управления. С одной сто­роны, население избирает легислатуру, по результатам выборов в которую формиру­ется региональное правительство. С другой стороны, президент страны назначает гу­бернатора, который является, таким образом, агентом центральной администра­ции. Смысл этой модели заключается в более жестком централизованном контроле и более определенном прямом федеральном администрировании. Данная модель наиболее характерна для Индии и Пакистана, и ее можно назвать индо-пакистан­ской моделью.

В Индии президент назначает губернаторов штатов сроком на пять лет. На­селение избирает ассамблеи штатов, насчитывающие от 60 до 500 членов. Ассамблеи не имеют единого для всех штатов формата. В некоторых штатах действуют двухпа­латные ассамблеи (Уттар-Прадеш, Махараштра, Карнатака, Бихар, Джамму и Каш­мир), включающие законодательный совет (формируется через непрямые выборы и назначение ее членов) и законодательное собрание. В соответствии с принципами парламентской республики победившая на выборах в региональную легислатуру партия получает право сформировать из числа депутатов Совет министров, который несет ответственность перед ассамблеей. Руководителем Совета министров является главный министр штата, который является наиболее статусной фигурой со стороны

3.4 Региональная власть в современном государстве

регионального самоуправления. В то же время право принятия ключевых кадровых решений остается за губернатором штата. Именно губернатор назначает главного министра, а по его рекомендации — назначает членов Совета министров штата. В со­ответствии с официальной формулировкой главный министр в своей деятельности помогает и советует губернатору.

Похожая модель действует и в Пакистане, где отмечается более высокий ста­тус губернатора в сравнении со статусом регионального самоуправления. В Пакиста­не президент назначает губернатора провинции. Губернатор имеет большие полно­мочия, связанные с кадровой политикой в регионе, изданием указов, правом распус­кать легислатуру и налагать вето на ее решения. Региональное самоуправление, как и в Индии, представляют ассамблеи. Из числа членов ассамблеи губернатор назнача­ет главного министра провинции и формирует кабинет министров.

Следует отметить, что в условиях асимметричной индийской федерации ор­ганизация власти в союзных территориях отличается от организации власти в штатах. Для союзных территорий еще более характерна модель централизованного управле­ния. В соответствии с общими правилами, установленными индийской конституци­ей, власть союзной территории возглавляет управляющий, назначенный президен­том страны. При этом президент определяет порядок управления союзной террито­рией, а национальный парламент — ее законодательство. Однако тенденция такова, что в некоторых союзных территориях по решению центра формируются органы регионального самоуправления, напоминающие таковые в штатах.

Назначение губернаторов было характерно еще для некоторых федераций с более высоким уровнем централизации. Но в федерации при этом обязательно предусмотрены те или иные формы регионального самоуправления и влияния его структур на процесс назначения губернаторов. Например, на протяжении дол­гого времени президент страны назначал губернаторов в Венесуэле. Но легислатура штата имела право выразить ему недоверие.

Коморские острова являются одной из самых неустойчивых федераций, где конституционные реформы чередуются с военными переворотами, а острова пы­таются объявить независимость. Предпоследняя конституция Коморских островов 1996 г. предполагала, что губернаторов островов назначает президент страны сро­ком на пять лет. Островное самоуправление представляли советы, которые состоя­ли из глав коммун — самых мелких административно-территориальных единиц. Важно, что Совет острова мог влиять на назначение губернаторов, поскольку он предлагал президенту на выбор три кандидатуры, из которых глава государства и вы­бирал одну. Губернатор нес двойную ответственность — перед президентом страны и Советом острова.

Однако тенденция к децентрализации оказалась сильнее, и создать устойчи­вый баланс на основе конституции 1996 г. на Коморах не удалось. В 2001 г. на Ко­морских островах была принята новая конституция, предполагающая большую ав-

Глава 3 Моделирование государства как территориально-политической системы: мировой опыт

тономию территорий. В соответствии с этой конституцией на каждом острове был избран свой президент.

3.4.6




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных