Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Рационализм: методологическая программа Р. Декарта




Французский философ Рене Декарт (1596 - 1660) впервые в истории философии первый принцип разума и вместе с ним начало науки попытался обнаружить в самом разуме. Он разрабатывает второй способ обоснования онтологической картины мира из двух возможных, о которых мы уже говорили выше. Что такое это искомое «начало»? По-видимому, рассуждал Декарт, это принцип, во-первых, не нуждающийся в иных предпосылках, т. е. беспредпосылочный, безусловный и самоочевидный, а во-вторых – достаточный для выведения из него всей системы философского знания. Но подобный необходимый и достаточный принцип называется аксиомой. И Декарт надеялся вывести строгую систему философии аксиоматически, без обращения к опыту. Он обратился к проблеме самосознания, рефлексии и выдвинул принцип «Я мыслю, следовательно, я существую». В истории философии и науки этот принцип получил название COGITO аргумента (от

лат. – сogito, ergo sum). Обращение к мышлению для него предпочтительнее, чем к чувственному опыту, ибо последний обусловлен внешним для человека бытием, а кроме того – зависит от мышления, которое интерпретирует бытие. К самой же мысли это, по мнению Декарта, не относится. Нас могут обманывать чувства, может вводить в заблуждение собственный разум. Мы можем во сне испытывать отчетливые и ясные представления, не уступающие тем, которые относятся к бодрствующему состоянию. Но то, в чем сомневаться невозможно – это сам факт наличия мысли. Даже когда мы сомневаемся, факт собственного сомнения присутствует в нас в форме мысли как то, в чем невозможно сомневаться. Таким образом появляется второй знаменитый афоризм Декарта – «Подвергай все сомнению». Заметим, однако, что сфера сомнения не затрагивает сам факт существования мысли. Тот, кто сомневается в истинности других предметов, не может сомневаться в своей способности мыслить. Другими словами, философ может сомневаться во всем, кроме одного – собственного мышления. Это начало классической европейской рациональности есть последовательный и абсолютный рационализм третьего культурно-исторического типа, пришедший на смену античному логосу и средневековому божественному свету. Можно сказать, что по лекалам Декарта создавались философские концепции Канта и Гегеля, по этим же лекалам начертано современное математическое естествознание. По сути, Декарт переключает начало исследования от метафизики, от онтологии как учения о бытии на самосознание и критику, на исследование самой способности человека познавать мир и познания как возможности. Чтобы отчетливее понять Декарта, нам следует вспомнить, что разум с момента возникновения в осевое время рационального мироотношения имеет дело с умозрительными и сверхчувственными реальностями, будь то субстанция Парменида, эйдосы Платона или элементарные частицы – волны квантовой механики. Все это – база для теоретических конструкций человеческого разума, отношение которых к физическому миру нуждается в обосновании. Различие лишь в процедурах обоснования.

Вот как об этом пишет сам Декарт в работе «Рассуждение о методе»: «Существование этой способности я принял за первое основоположение, из которого вывел наиболее ясное следствие… В этом все мои первоначала, которыми я пользуюсь по отношению к нематериальным, т. е. метафизическим вещам» (Декарт Р. Соч.: в 2 т. Т.1. М. 1989. С. 306). Другими словами, первооснова может быть познана сама по себе, помимо знания о конкретных вещах, в то время как эти вещи не могут быть познаны без первоначала, т.е. из начала можно вывести все остальное. Первоначало Декарта имеет сугубо индивидуальный, личный характер. «…Мы никогда не должны поддаваться ничему, кроме очевидных доказательств нашего разума», – пишет он. И принимает решение стать скептиком относительно любой «истины, в котoрой меня убедил только пример и обычай». Избавление от заблуждений требует освобождения от культуры, от примера и обычая, как он это называет. Целые народы с жаром, достойным лучшего применения, а часто с яростью и бешеным самодовольством защищают вопиющие нелепости. Мы знаем, что они глупцы. А застрахованы ли от глупости мы сами? Как освободиться от глупостей и заблуждений? Освобождение достигается очищением через сомнение. Только разум вне сомнений не вызывает у нас подозрений.

Обратите внимание на особенность этой философской позиции теоретика, считающего недостаточно убедительными и наивно-реалистическими эмпирические методы исследования. Декарт говорит ведь и о том, что знания, которыми мы обладаем, в какой-то степени зависят от нас самих, от индивидуальных свойств и качеств самого человека. Отсюда вырастают впоследствии конструктивизм и неклассические теории истины в науке, о чем пойдет речь в дальнейших главах. Теория зависит от личности ее творца. Индивидуализм и рационализм тесно связаны, считает Декарт, ибо коллективное и привычное не рациональны.

В результате применения своей исходной позиции Декарт создает аналитическую геометрию и разрабатывает аксиоматико-дедуктивный метод научных исследований. Все вопросы должны быть подразделены на возможно большее количество частей. Следует двигаться от простого к сложному с максимальной методичностью и давать себе настолько полный и всеобъемлющий мысленный отчет, «чтобы можно было быть уверенным, что ничего не было пропущено». Заметим, что многие современные исследователи видят в этом влияние на Декарта нового культурного синтеза ХVII в., сочетания сознательного и ясного замысла с чувством порядка, его критериев, меры и простоты. Декарт считает дедуктивный метод универсальным для получения истинного знания, подобно тому, как Бэкон считал универсальным индуктивный. И действительно, эти два метода, дополняя друг друга, вместе с производными процедурами анализа и синтеза, классификацией, системным подходом, аналогией составляют основу современной методологии, являются общетеоретическими методами, т. е. такими, которые «работают» в любой сфере научных исследований независимо от предмета изучения.

Поскольку у Декарта познание начинается с разума как источника самоочевидных истин, его философия проводит резкое разграничение между самосознанием и природой (так наывемая «картезианская революция» в философии, приведшая впоследствии к достаточно резкому разграничению наук о природе и наук о духе). Поэтому философская позиция Декарта получила название дуализма (от дуа – два). Он считал, что бытие включает две независимые субстанции: протяженную и мыслящую. Первая характеризуется модусами фигуры, протяженности и движения, вторая – модусами воображения, чувства, желания. По мнению многих авторитетных исследователей, в значительной степени эти процессы в философии были вызваны протестантизмом с его подчеркиванием уникальности человека, его неподвластности законам природы, интимности связи с Богом. Превосходно это было показано М. Вебером, сумевшим раскрыть внутреннюю связь между протестантизмом, капитализмом и рационализацией (наукой).

Но в результате рациональность «закрывается», замыкается на себя. Если античную рациональность можно характеризовать как открытую, то рациональность Нового времени – закрытая. Закрытость проявляется в стремлении получить завершенную теоретическую модель познаваемого явления, а в практической плоскости – в прагматизме установки на конечный эффект. В этом проявляется действительный смысл поисков универсального метода: на место ориентиров деятельности становится эффективность путей достижения цели. В чем выход? Во внерациональных формах сознания или в разработке нового ее культурно-исторического типа? Как преодолеть разрыв установок на объективность познания и выработку смысложизненных ориентиров? Во всяком случае, не на пути тождества или соответствия.

 

Литература

Введение в философию: учеб. пособие для вузов / авт. кол.: И. Т. Фролов и др. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Культурная революция: Республика, 2007. – Разд. 1.Глава 4, 5. – С. 71 - 128.

Зеленов, Л. А. История и философия науки: учеб. пособие / Л.А. Зеленов, А. А. Владимиров, В. А. Щуров. – М.: Флинта: Наука, 2008.

История и философия науки: учеб. пособие / под. общ. ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический Проект: Альма Матер, 2007.

Кашперский, В. И. Проблемы философии науки: учеб. пособие /

В. И. Кашперский. – Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2007.

Классическая философия науки: хрестоматия / под ред. В.И. Пржиленского. – Москва; Ростов-н/Д: МарТ, 2007.

Лебедев, С. А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории) / С. А. Лебедев. – М.: Академический Проект, 2008.

Философия науки: учеб. пособие / под общ. ред. А.М. Старостина, В.И. Стрюковского. – М.: Дашков и К°: Академцентр, 2010.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных