Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социокультурные функции науки




Специфика науки среди других видов деятельности раскрывается через ее социокультурные функции, которые частично пересекаются с критериями научности. Какие это функции? Во-первых, мировоззренческая, во-вторых, методологическая, в-третьих, гносеологическая, или познавательная. Наука рассматривается в современном обществе как приоритетная форма описания, объяснения и понимания бытия, включая обобщение и систематизацию знаний о нем. В-четвертых, это прогностическая функция. Научным прогнозам (предсказанию и предвидению на основе имеющихся научных знаний) отдается предпочтение перед любыми иными. В-пятых, функция образования. Наука – особая форма социальной памяти, сохранения и приращения знаний, накопления и передачи опыта, лежащая в основе всей системы современного образования. В-шестых, это коммуникативная функция. Научная информация является основой и создания, и наполнения коммуникативных процессов, особенно в последние десятилетия. В-седьмых, творческая. Процессы создания новых знаний, научного творчества становятся одним из наиболее социально значимых способов самореализации личности. Наконец, в-восьмых, предсказанная в ХIХ в. и реализующаяся в ХХ в. функция непосредственной производительной силы (НПС). Следует пояснить, что научно-теоретические знания становятся НПС не сами по себе, а через личность ученого, его умения, навыки, знания и прикладную деятельность. Возможности науки быть НПС постоянно возрастают, обретая новые качественные формы: вначале проводниками этой функции были приборы и инструменты, усиливающие естественные возможности человека, затем устройства, искусственно вызывающие природные эффекты, а в последние десятилетия – материалы и процессы, формируемые с заранее заданными свойствами и не имеющие природных аналогов. Иногда выделяют еще собственно социальную функцию науки новейшего времени, состоящую в «обнаучивании» быта, соединении науки и политики, превращении научных знаний в часть процесса социального управления.

 

Литература

Введение в философию: учеб. пособие для вузов / авт. кол.: И. Т. Фролов и др.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Культурная революция, Республика, 2007. – Разд. II. Гл. 10. – С. 538 - 571.

Кашперский, В. И. Проблемы философии науки: учеб. пособие / В. И. Кашперский. – Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2007.

Лебедев, С. А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории) / С. А. Лебедев. – М.: Академический Проект, 2008.

Хрусталев, Ю. М. История и философия науки: учеб. пособие / Ю. М. Хрусталев. – Ростов-н/Д: Феникс, 2009.

Философия науки: учеб. пособие / под общ. ред. А. М. Старостина, В. И. Стрюковского. – М.: Дашков и К°: Академцентр, 2010.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных