Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Гуманитарная и инженерная философия техники




Известный американский специалист К. Митчем в истории развития философии техники выделяет с некоторыми оговорками два ключевых направления[35]. Первое направление он назвал инженерной философией техники, которое представляет собой усилия техников и инженеров выработать общие принципы своей профессиональной деятельности. Данное направление является первым по происхождению видом философии техники, непосредственно связанным с производственной деятельностью.

Второе направление К. Митчем назвал гуманитарной философией техники, под которой он понимал концептуальные подходы к постижению смысла и сущности техники; роль и оценку техники в развитии человеческого общества. Второе направление представлено работами философов, социологов, культурологов, дизайнеров, религиозных мыслителей и т. п.

Инженерная философия техники дает анализ техники как бы изнутри, интерпретацию технического способа бытия человека в мире как определяющего понимание других типов человеческого мышления и действия.

Гуманитарная философия техники в свою очередь представляет собой взгляд на технику как бы со стороны и начинает систематические попытки отстоять один из главных идеалов – принцип приоритета гуманитарного (не-технического) начала по отношению к техническому.

Между двумя этими направлениями существует определенное дискуссионное противостояние. Так, инженерно-технические специалисты упрекают гуманитариев за некомпетентность в рассуждениях о сущности и перспективах технического развития; за непонимания внутренних технических аспектов предметно-преобразующей деятельности; за отсутствие необходимых специально-технических знаний и т. д.

Гуманитарии в свою очередь упрекают инженеров и техников за слабо развитую критическую рефлексию, утверждение технократических ценностей и стиля мышления, притупляющего и подавляющего существенные элементы человеческой жизни и т. д.

Справедливости ради, необходимо заметить, что и в инженерной философии техники затрагивались вопросы, традиционно относящиеся к социально-гуманитарной сфере, такие как «культура и техника», «техника и история», «техника и власть», «техника и экономика (хозяйство)», «техника и человек».

Среди видных представителей инженерной философии техники можно назвать такие имена: Ф. Дессауэр, П. К. Энгельмейер, Э. Капп, Ж. Лафит, Э. Чиммер, Ф. Рапп. Э. Капп дал систематическую и детальную разработку феномена техники в своей книге, в которой орудия и оружие рассматриваются как различные виды продолжения («проекции») человеческих органов. По мнению Каппа, возникающее между орудиями и органами человека внутреннее отношение сводится к тому, что в орудии человек систематически воспроизводит себя самого. И раз контролирующим фактором является человеческий орган, полезность и силу которого необходимо увеличить, то собственная форма орудия должна исходить из формы этого органа.

В конце ХIХ в. российский инженер и чиновник П. К. Энгельмейер призывал к философскому исследованию и общественному применению техники по отношению к окружающему миру. Исследуя технику, он пишет: «Мы должны выработать определенную общую картину техники, в рамках которой мы анализируем, возможно, большее количество форм проявления технической деятельности…, ибо техника прослеживается уже на самой заре возникновения человеческого общества и его развития».

На ближайшее будущее Энгельмейер ставил перед собой следующие задачи: создать программу философии техники, содержащей попытки определения понятия техники, выявления и описания принципов современной техники, техники как биологического феномена, техники как антропологического феномена, роли техники в истории культуры, техники и экономики, техники и искусства, техники и этики и других социальных факторов.

В целом же для инженерной философии техники характерны следующие убеждения:

- техника есть система искусственно созданных средств и инструментов деятельности;

- техника ценностно нейтральна – негативные последствия возникают только от ее применения с негативными целями;

- развитие техники кумулятивно и направлено. Техника – единственная область культуры, очевидно реализующая идею прогресса;

- технические системы и комплексы обладают собственными объективными законами развития.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных