Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные формы осмысления происходящих в современной цивилизации трансформаций




Стремительный рост темпов общественного развития с необходимостью привлекает внимание исследователей. Долгое время интерес к этой проблематике был сосредоточен в сфере философских исследований. Однако в ХХ столетии (особенно во второй его половине) вопросам нарастания темпов социальной и культурной динамики все больше внимания уделяют представители конкретных социально-гуманитарных наук. И связано это с тем, что общемировоззренческий, теоретический интерес к этой теме, пробуждаемый все более активно проявляющимися процессами, преобразуется в практический интерес, связанный с необходимостью решения политических, демографических, экологических, психологических и многих других проблем, вызванных невиданным прежде ускорением темпов общественного развития.

Так, вслед за исследованиями А. Тойнби, О. Шпенглера, П. Сорокина, К. Ясперса появляются работы представителей Римского клуба, Д. Белла, А. Тоффлера и др., наконец, исследования И. Пригожина, перекидывающие «мостик» между естественным и социально-гуманитарным знанием. Во главу угла ставится вопрос о способности человека адаптироваться к реалиям постоянного нарастания темпов социальной и культурной динамики.

Культурно-историческая рефлексия исследовательского сообщества по поводу качественных характеристик современной эпохи движется через 1) осмысление перехода от общества модерна к обществу постмодерна, 2) репрезентацию современности в качестве информационной эпохи к 3) истолкованию существующих реалий в терминах «общества знания». Соответствующие интерпретативные модели имеют много общего и в то же время предполагают акцентирование различных аспектов наблюдаемого процесса. В каждой из них фиксируется увеличение темпов общественной жизни. Однако роль человека в этом процессе понимается по-разному. В-частности, постмодернистский анализ фиксирует проблему «растворения» личности в интегрирующем ее социокультурном контексте, обнаруживая путь к преодолению проблемы в утверждении индивидуальности за счет низвержения «порабощающих» личность институциональных структур, механизмов конституирования современного общества в качестве сложной, многоуровневой целостности. Индивид в этом контексте воспринимается в качестве пластичного в отношении постоянно меняющихся реалий агента социального взаимодействия, агента многосоставных коммуникативных процессов.

Представление о «пластичности» индивида, его способности оперативно реагировать на меняющиеся реалии, выстраивать эффективную стратегию жизнедеятельности в условиях постоянного дефицита информации еще более углубляется в исследованиях, посвященных концептуализации современного общества в качестве общества информационного. Причем предлагаемая в этом контексте интерпретация все больше акцентирует внимание на проблемах, связанных с адаптационными способностями современного человека, его способностью к изменению и в то же время сохранению себя в условиях, когда внешние факторы конституирования им собственной идентичности теряют устойчивость, когда сохранение человеческого в человеке все больше становится уделом индивидуальной заботы о собственной самости. Здесь прослеживается противоречие, связанное со стремлением к утверждению новых гуманистических идеалов в условиях продолжающегося влияния на умы исследователей старой парадигмы мышления.

В частности, проблема адаптационных способностей человека предполагает рассмотрение его в качестве объекта, подверженного влиянию происходящих процессов, а представление о нем как самостоятельно созидающем себя в условиях, когда внешние механизмы формирования, утверждения личности отступают под напором перемен, требует акцентирования его субъектных характеристик. И это не разные аспекты рассмотрения одного и того же объекта, не стереоскопический взгляд, соответствующий многогранности изучаемого объекта, но попытка соединить в одном дискурсе две взаимоисключающие теоретико-методологические стратегии. Это провозглашение требования по отношению к индивиду проявить качество, в обладании которым ему отказывается структурой самого этого требования. Ведь речь не идет о сочетании воспроизводства и развития. Постановка вопроса является гораздо более проблематичной: тот, чье основное призвание – созидание, ставится здесь перед лицом разрушающего воздействия мира, в котором созидание «не предусмотрено». В частности, требования, формулируемые в терминах экологического, гуманистического, этнополитического и прочих императивов, взывающих к ответственности, самодостаточности, творческой устремленности современного человека, предполагают конструктивистскую трактовку социальной реальности, человеческой личности, отношения между человеком и окружающим его миром, а сопровождающий эти требования анализ проблемы, как правило, опирается на классические объективистские представления о природе социальной реальности и онтологической позиции личности, соответственно, качествах и возможностях человека как участника общественной жизни. Результатом подобной постановки вопроса становится развитие катастрофического сознания, поскольку важнейшая для современного общества проблема формулируется изначально неразрешимым образом. Как следствие, одной из задач представленного в данной работе исследования является обоснование тезиса, согласно которому новые реалии общественной жизни требуют новых подходов к анализу соответствующих процессов, иного понимания проблем, встающих перед современным обществом в условиях, когда оно приобретает качественно новые очертания.

Как представляется, соответствующие интенции созвучны ориентации на концептуализацию современной действительности в качестве «общества знания»[41], когда во главу угла ставится способность человека к развитию, формированию нового, конструированию (в предметном и, что более важно, мировоззренческом, когнитивном плане) пространства собственной жизнедеятельности.

 

Заключение

В течение многих тысячелетий человек был объектом внешних воздействий. Он учился выживать в окружающем, нередко враждебном ему мире. Он не только воспринимал себя, но фактически был частицей независимого от него мироустройства. Основной заботой человека было приспособление к объективно заданным условиям существования, обучение жизни по предлагаемым ему правилам. И сегодня не важно, воспринимаются ли эти условия на уровне Космического порядка, как это было в Древности, или же на уровне законов общественной жизни, что было характерно для человека Нового времени.

В этом отношении мировоззрение современного человека претерпевает качественные изменения. Развитие науки и техники коренным образом меняет представления человека о мире и себе самом, как его неотъемлемой части. Современный человек живет в мире, который сконструирован им самим, и все более осознает себя в качестве субъекта подобного конструирования. Причем речь идет не только о материальной культуре, предметной и вещественной среде существования человека, сколько о культуре духовной, о формировании смыслов жизнедеятельности.

Развитие техники, осознанное преобразование экологической ниши существования человека, становится возможным как следствие изменения мировоззрения, следствие осознания человеком себя в качестве активного созидающего начала. Истоки этого процесса обнаруживаются в интеллектуальной культуре Возрождения и Нового времени. Однако неотъемлемой составляющей общественного сознания эти параметры становятся в ХХ столетии, когда наука обращается в фактор лавинообразного развития техники, привнося в общественное сознание новые представления и способы мышления, причем делая это путем интеграции названных составляющих в структуру общественной практики, на уровне характерных форм инструментального опосредования жизнедеятельности людей.

Современный человек все больше осознает себя в качестве субъекта формирования своего жизненного пространства. Актуальный для него универсум – это физически, социально и духовно освоенное им пространство жизнедеятельности. Его жизнь – перманентный, непрекращающийся процесс развития, который идет изнутри самого человека. Процесс, суть которого ускользает от разного рода объективистских интерпретаций, обусловливая рост интереса современных исследователей к гуманистически ориентированным стратегиям познания соответствующих проблем.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

Введение в философию: учеб. пособие для вузов / авт. кол.: И.Т. Фролов и др.; 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Культурная революция, Республика, 2010.

Зеленов, Л. А. История и философия науки: учеб. пособие / Л. А. Зеленов, А.А. Владимиров, В.А. Щуров. – М.: Флинта: Наука, 2011.

История и философия науки: учеб. пособие / под. общ. ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический Проект: Альма Матер, 2013.

Кашперский, В. И. Проблемы философии науки: учеб. пособие / В. И. Кашперский. – Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2007.

Котенко, В. П. История и философия технической реальности / В.П. Котенко. – М.: Трикста, 2011.

Лебедев, С. А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории) / С.А. Лебедев. – М.: Академический Проект, 2013.

Никитич, Л. А. История и философия науки: учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов / Л. А. Никитич. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

Попкова, Н. В. Философия техносферы / Н.В. Попкова; 2-е изд. – М.: ЛИБРОКОМ, 2009.

Рузавин, Г. И. Методология научного познания: Учеб. пособие для вузов / Г.И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

Степин, В. С. Цивилизация и культура / В. С. Степин. – СПб.: СПбГУП, 2011.

Хрусталев Ю.М. История и философия науки: учеб. пособие / Ю.М. Хрусталев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.

Философия науки: учеб. пособие / под общ. ред. А.М. Старостина, В.И. Стрюковского. – М.: Дашков и К°: Академцентр, 2010.

Шитиков, М. М. Философия техники. – Екатеринбург, 2010.

 

Дополнительная литература

Грунвальд, Ар. Роль социально-гуманитарного познания в междисциплинарной оценке научно-технического развития / Ар. Грунвальд // Вопросы философии. – 2011. – № 2. – С. 115-126.

Доброштан, В. М. Жизнь, зачем ты нам дана? (Аксиологические аспекты мировоззренческого выбора личности): монография / В. М. Доброштан. – СПб.: ИД «Петрополис», 2011.

Доброштан, В. М. Постижение смысла бытия (Аксиологические аспекты духовного самоопределения личности): монография / В. М. Доброштан. – Saarbrucken: Palmarium Akademic Publishing, 2014.

Зуев, В. В. К вопросу о генезисе научной теории / В. В. Зуев // Вопросы философии. – 2011. – № 1. – С. 98-105.

Классическая философия науки: хрестоматия / под ред. В.И. Пржиленского. – М.; Ростов-н/Д: МарТ, 2007.

Конструктивизм в философии и науках о человеке: материалы круглого стола // Вопросы философии. – 2008. – № 3. – С. 3-37.

Купцов, В. И. Судьба учения Н. Коперника / В. И. Купцов, С.В. Девятова // Вопросы философии. – 2011. – № 1. – С. 83-97.

Левин, Г. Д. Три взгляда на природу теоретического и эмпирического знания / Г. Д. Левин // Вопросы философии. – 2011. – № 3. – С. 104-114.

Мамчур Е.А. Фундаментальная наука и современные технологии / Е.А. Мамчур // Вопросы философии. – 2011. – № 3. – С. 80-89.

Михайловский, А. В. Философия техники Ханса Фрайера / А.В. Михайловский // Вопросы философии. – 2011. – № 3. – С. 62-72.

Нариньяни, А. С. Математика XXI - радикальная смена парадигмы. Модель, а не Алгоритм / А.С. Нариньяни // Вопросы философии. – 2011. – № 1. – С. 71-82.

Ракитов, А. И. Пролегомены к идее технологии / А.И. Ракитов А.И. // Вопросы философии. – 2011. – № 1. – С. 3-14.

Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре. – М.: Директ-Медиа, 2007.

Философская антропология. Человек многомерный: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. проф. С. А. Лебедева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

Фрайер, Х. К философии техники (1929) / Х. Фрайер // Вопросы философии. – 2011. – № 3. – С. 73-79.

 

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

 

Цифровая библиотека по философии: философия науки и техники http://filosof.historic.ru/books/c0028_1.shtml

Философия науки и информационных технологий: http://www.brint.com/kuhn.htm

Философия науки для аспирантов http://www.filosofium.ru/

Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html

История становления науки и техники http://hbar.phys.msu.ru/gorm/ahist.htm

 

 

Учебное издание

 

 

Доброштан Виталий Михайлович

 

Философские проблемы

науки и техники

 

Учебное пособие

 

Редактор Н. А. Ерина

 

Оригинал-макет подготовлен автором

Подписано в печать 14.01.2015. Формат 60 х 84 1/16

Усл. печ. л. ____. Тираж 500 экз. Заказ 1/15

http: / publish.sutd.ru

Отпечатано в типографии ФГБОУВПО «СПГУТД»

191028, С.-Петербург, ул. Моховая, 26


1 Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. М., 1978.С. 5.

[2] Лойфман И. Я. Мировоззренческие штудии: Избранные работы. Екатеринбург, 2002. С. 61.

[3] Лойфман И.Я. Мировоззренческие штудии: Избранные работы. – Екатеринбург, 2002. С. 61-62.

[4] Там же. С. 69.

[5] Лойфман И. Я. Мировоззренческие штудии: Избранные работы. Екатеринбург, 2002. С. 69.

[6] Там же.

[7] Там же.

[8] Копнин П. В. Диалектика, логика, наука. М., 1973. С. 148.

[9] См.: Ratio serviens? // Вопросы философии. 2004. № 12. С. 41–55; Никифоров А. Л., Мамчур Е. А., Пружинин Б. И. Фундаментальная наука в XXI веке: дискуссия // Вопросы философии. 2008. № 5.

С. 58 - 71.

[10] Гудмен Н. Способы создания миров. М., 2001. С. 138.

[11] Пружинин Б. И. Ratio serviens? // Вопросы философии. 2004. № 12.С. 44.

[12] Вейль Г. Математическое мышление. – М., 1989. – С. 159.

[13] Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989. С 30

[14] Когнитивная модель – это структура теоретико-методологических принципов, определяющая видение субъектом познания предмета исследования, способы его концептуализации и горизонт когнитивного действия.

 

[15] Предлагаемый И. Кантом ракурс рассмотрения очень плодотворно разрабатывается И. Фихте. В серии своих трудов Фихте специально выделяет исследования, выступающие в роли методологического («критического») анализа его же собственного Наукоучения.

[16] Лекторский В. А. О прошлом и настоящем / Беседа с В. А. Лекторским; беседу вел Л. Н. Митрохин // Субъект, познание, деятельность. К 70-летию В. А. Лекторского. М.: 2002. С. 60

[17] Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1979. С. 31.

[18] Лекторский В.А., Швырев В.С. Методологический анализ науки (типы и уровни) // Философия, методология, наука. М.,1972. С. 9.

[19] Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. М. 1997. С. 322, 326.

[20] Щедровицкий Г. П. Философия. Наука. Методология. М.: 1997. С. 373.

[21] Там же. С. 3.

[22] Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: 2007. 663 с.

[23] Новиков А. М., Новиков Д. А. О предмете и структуре методологии (авторский подход) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.methodolog.ru/method.htm/

[24] Розин В. М. Природа и особенности гуманитарного познания и науки // Наука глазами гуманитария. М.: Прогресс-Традиция, 2005. С. 59-60.

[25] Там же. С. 62.

[26] Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1979. С. 40.

[27] Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1979. С. 42.

[28] Там же. С. 43-44.

[29] Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1979. С. 45.

[30] Капица П. Л. Эксперимент, теория, практика. М., 1977. С.26 - 27.

[31] Шриффер Дж. Теория сверхпроводимости. М., 1970. С. 9.

[32] Там же. С. 34-35.

[33] Клайн М. Математика. Поиск истины. М., 1988. С. 252.

[34] Сколимовски Х. Философия техники как философия человека // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 242.

 

[35] Митчем К. Что такое философия техники? М., 1995. С. 11-67.

[36] Степин В. С. Цивилизация и культура. СПб. 2011. С. 78-92.

[37] Вебер М. Наука как призвание и профессия // Самосознание европейской культуры 20 века. М., 1991. С. 134.

 

[38] Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М., 1994. С. 40.

[39] Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М., 1994. С. 76.

 

[40] Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985.

 

[41] См., напр.: Ефременко Д. В. Концепция общества знания как теория социальных трансформаций: достижения и проблемы // Вопросы философии. 2010. № 1.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных