Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Поэтический текст и поэтическая речь




Необходимо разграничивать понятия «поэтический текст» и «поэтическая речь». Под речью вообще понимается «конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом)». [20; 414] Для нашего исследования актуально второе значение термина речь, т.е. «результат говорения». Поэтическая речь, как следует из суммы лексических значений компонентов термина, представляет собой определенную разновидность речи. Однако это не совсем так. В.В.Виноградов отмечает: «Особой системы поэтической речи, имеющей свои специфические структурно-языковые качества и реализующей их в разных видах своей актуализации (тем более в универсальном, внеисторическом плане), не существует. Любое языковое явление при специально-творческих условиях может быть поэтическим» [8; 33]. Поэтическая речь не является ни функциональным стилем языка, ни особой языковой системой. Это речь, помещенная в определенные условия. Говоря о изучении такого феномена, как поэтическая речь, Виноградов указывает на необходимость исследования именно этих условий: «прежде всего необходимо выяснить условия, приемы, принципы и нормы, в свете или аспекте которых самые различные и разнообразные элементы общественно-бытовой речи становятся поэтическими» [10; 162]. Академик Виноградов выделяет теорию поэтической речи как отдельную дисциплину и отграничивает ее от стилистики и поэтики: «Наука о поэтической речи может легко обойтись без понятия стиля. Теория поэтической речи и стилистика имеют – каждая – свои объекты исследования, свои методы и пользуются разными понятиями и категориями <…> Вместе с тем едва ли целесообразно учение о поэтической речи, о поэтической функции языка сливать, смешивать и отождествлять с поэтикой <…> поэтика как наука о формах, видах, средствах и способах словесно-художественного творчества, о структурных типах и жанрах литературных сочинений стремится охватить не только явления поэтической речи, но и самые разнообразные стороны строя произведений литературы и устной народной словесности» [10; 159-160]. Объектом науки о поэтическом языке, по словам Виноградова, является «не сам язык как особое общественное явление, но понятие о нем или его особом функциональном применении, образованное под определенным эстетическим углом зрения. В понятие поэтического языка как объекта теории поэтической речи входят сверх общих признаков языка, языка вообще, преимущественно его специфические признаки как языка поэтического, как объекта и орудия словесного искусства, и та точка зрения, согласно которой эти признаки отвлекаются от бесконечного многообразия разных воззрений на язык и его многообразных функциональных применений» [9; 38-39].

Итак, поэтическая речь – это не просто язык художественного произведения, и тем более не стихотворная речь. Стихотворная речь – всего лишь ритмически организованный поток речи, далеко не каждые рифмованные строки будут поэтическими. И наоборот, прозаические отрывки могут быть поэзией. Хотя, бесспорно, ритмическая организация не в последнюю очередь определяет специфические свойства поэтической речи. Поэтизирует речь в первую очередь художественное мышление, функцией которого является «осознание мира через освоение путем творческого воссоздания <…> В художественном мышлении творческая фантазия является мощным двигателем в процессе созидания художественного целого, она ведет к формированию образов и символов – конкретных и вместе с тем многозначных» [10; 131]. Язык общенародный является «строительным материалом» для художественного произведения, и именно художественное мышление придает языковым средствам их поэтическую функцию. «В поэтической речи резко изменяются, как бы смещаются и тем самым приобретают новый смысл и новую образно-выразительную силу любые соотношения элементов общей системы языка и ее стилей» [10; 141]. Вместе с тем, «язык словесного искусства, словесно-художественного творчества пользуется речевыми средствами индивидуализированными, многообразно и творчески организованными, эффективно воздействующими на весь комплекс духовной человеческой восприимчивости – сознания, чувства, эмоций и воли» [10; 311]. Совпадая внешне с общенародным языком, поэтическая речь отличается от него особым символическим наполнением: «поэтическое слово двупланно; соотносясь со словесной системой общего языка, материально как бы совпадая с ее элементами, оно в то же время по своим внутренним поэтическим формам, по своему поэтическому смыслу и содержанию направлено к символической структуре литературно-художественного произведения в целом. В этом – основа поэтической речи и фактор динамической напряженности литературно-художественного произведения» [9; 13].

С помощью средств языка поэт создает целый текст, художественное произведение. Именно произведение является результатом использования языка через призму художественного мышления. Виноградов отмечает значимость художественного произведения для изучения поэтической речи с точки зрения реализации в нем особенностей последней: «В плане изучения поэтической речи как специфической формы речевой коммуникации самой сложной системой речевого объединения является поэтическое произведение. Это – устойчивая, завершенная, самозамкнутая структура, сформированная на основе сосуществования, взаимодействия, соотношения и динамической последовательности строго определенных средств или элементов поэтического выражения. Теория поэтической речи, развивающаяся на почве коммуникативной лингвистики, не может и не стремится раскрыть внутреннее эстетическое единство и единоцелостный смысл поэтического произведения. Для нее поэтическое произведение – лишь языковой контекст, в пределах которого распознаются структурные свойства и функции используемых здесь средств поэтического выражения и изображения» [9; 311-312]. И.И. Ковтунова выделяет следующие черты организации поэтического текста, определяемые функциональным предназначением поэтической речи: «повышенная теснота семантических и структурных связей, присущая тексту в целом, – как текстовый аналог «единства и тесноты» стихового ряда <…>; непрерывность поэтической структуры <…>, в основе которой лежит ритм как «попытка наложить континуальную составляющую на дискретные носители речи» <…>; информативная завершенность поэтического текста, в котором нельзя ничего ни убавить, ни добавить, но в котором слово, не имея возможности развертываться вширь, способно наращивать смысловую глубину; многозначность поэтической структуры, поэтического сообщения, поэтического образа, присутствие в нем прямого, буквального и скрытого, глубинного смысла <…>; высокая информативная насыщенность поэтического текста, способность передавать большой объем информации на участке небольшого по размерам текста <…>; высокая степень организованности поэтического текста на всех возможных уровнях его структуры, внутренне связанная с его высокой информативностью» [17; 4-5].

Ошибочно думать, что отличие поэтической речи состоит только в тропах и образных средствах, используемых в художественных произведениях. «Средство поэтической речи определяется не количеством и даже не качеством метафор, сравнений и других видов тропов, а общей направленностью на словесное эмоционально-образное выражение и воспроизведение «действительности» в свете тех или иных задач и требований. При таком подходе к поэтической речи <…> поэтическая речь, прежде всего, и характеризуется как речь образная. Об этом хорошо и просто сказал профессор Г.О.Винокур: “Художественное слово образно вовсе не в том только отношении, будто оно непременно метафорично. Сколько угодно можно привести неметафорических поэтических слов, выражений и даже целых произведений. Но действительный смысл художественного слова никогда не замыкается в его буквальном смысле”. “Язык с своими прямыми значениями в поэтическом употреблении как бы весь опрокинут в тему и идею художественного замысла <…> Поэтическое слово в принципе есть рефлектирующее слово… Эта поэтическая рефлексия оживляет в языке мертвое, мотивирует немотивированное… Не только отдельные слова или словосочетания, вообще не только те элементы языка, которые передают вещественное содержание, но также и грамматические средства языка в художественной речи могут служить предметом художнической рефлексии… Но в плане рассмотрения языка как искусства это будут не просто стилистические фигуры, а воплощения второй, обращенной действительности, которую искусство открывает в действительности реальной. И здесь снова грамматическая форма означает сразу и то, что она означает обычно, и то, что за этим обычным значением раскрывается как художественное содержание данной формы <…>”» [9; 157-158].

Таким образом, поэтическую речь отличают общая коммуникативная установка на воздействие, ее двуплановость, подчиненность всех языковых средств идее произведения. Важно отметить, что свою художественную ценность, свои поэтические свойства слова приобретают лишь в сочетании друг с другом. Это имеет непосредственное отношение к данной работе, которая ставит своей целью именно исследование сочетаемости слов между собой.

И.И. Ковтунова отмечает сходную коммуникативную установку в поэтической речи и внутренней и разговорной речи, чем определяются определенные точки пересечения этих типов речи. «В той мере, в какой лирическая поэзия моделирует внутреннюю речь, в ней открывается возможность свободного функционирования речевых форм и языковых единиц, общих для внутренней и разговорной речи. Лирическая поэзия – единственный жанр, в котором регулярное употребление формально «разговорных» средств языка не является результатом имитации разговорной речи <…>, но непосредственно вытекает из ряда определенных коммуникативных предпосылок, характеризующих и устную разговорную речь и внутреннюю речь поэта» [17; 189-190].

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных