ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Классификация исследовательских парадигмРазвивая отличную от Ритцера модель многопарадигматичной социологии, Алфорд выделяет три так называемые традиционные социологические парадигмы12: многомерную (multivariate), интерпре-пшвную (interpretive) и историческую (historical). Приведенная ниже тблица кратко суммирует содержание каждой из парадигм13. Таблица I
12 Термин "традиционные социологичесие парадигмы" (traditional sociological paradigms) используется Алфордом в противовес ритцеровскому термину "существующие социологические парадигмы" (extant sociological paradigms). Алфорд проводит кардинальное различие между традиционными парадигмами, каждая из которых однобоко исследует социальную реальность, и диалектической парадигмой, которая является интегративной и более совершенной, чем традиционные парадигмы. Согласно Алфорду, диалектическая парадигма еше не разработана и, возможно, не будет разработана никогда в силу ее сложности. 11 Alford R. The craft and inquiry... P. 51.
'От;i модель многопарадигматичной социологии и обозначение и ней парадигмы выгодно отличаются от Ритцеровской модели i ii оСнцесоциологическом, так и в Куновом (философском) емьн слова. Во-первых, бросается в глаза отсутствие разделения nap.i дигм на макроуровневые и микроуровневые. Алфорд совешенпо прав, что все социологические парадигмы изучают общество как па микро-, так и на макроуровне. Во-вторых, Ритцеровское разде ление парадигм на изучающие социальные факты и на изучающие не социальные факты, а нечто другое, отсутствует в Алфордскоп классификации парадигм14. В-третьих, в Алфордских парадигмах прослеживаются образы основных типов социологических исследований: квонтативно-корреляционного, кволитативно-интерпре-тивного и историко-архивного. В-четвертых, знатоки творчества Куна и философы науки найдут в Алфордской модели воплощенно в жизнь ключевого нововведения Куна, а именно принципа несоизмеримости (incommensurability) парадигм, хотя сам Алфорд считал этот Кунов принцип неприменимым в социологии15. Как вил но из табл. 1, Алфордские парадигмы не совпадают ни по одному показателю. Иллюстративным в этом плане является различие и методах исследования. Согласно Ад форду, корреляционный ана лиз кардинально отличается от дискурсивного, так же как оба выше упомятутых метода несопоставимы с историографией. Еще более убедительно Алфорд показывает различие парадигм в определении исходной посылки. Рассмотрим эти различия в силу их важности подробнее. Исходные посылки и исследовательские вопросы Исходной посылкой многомерной парадигмы, безусловно доминирующей, согласно Алфорду, в американской социологии, выступает положение о том, что общество и его составляющие (индивиды, сообщества, семьи, государственные аппараты, рынки, организации, этносы, тендерные группы, международные системы и т.п.) являются относительно автономными образованиями и подсистемами, которые рассматриваются в качестве единиц анализа, 14 Согласно Ритцеру. в социологии существуют социально-факторная парадиг 15 Alford R. The craft and inquiry... P. 32—33. "4,'дставляющих собой сложные совокупности свойств. Эти свой-на трансформируются социологами в эмпирически измеряемые дичины, которые в свою очередь подразделяются на независи-u.ie, зависимые, промежуточные и переменные. Данные переменные предстают включенными в многофакторные корреляционные шношения, как то: регрессии, кластерный анализ, путевой анализ ii I'.ri. Корреляционные отношения в свою очередь измеряются ста-иетическими коэффициентами. Наряду с этим в репертуар много-||)иантной парадигмы входят стандартные и часто используемые 1мерения-показатели, как, например, SES (социально-экономический статус), 1Q (коэффициент интеллекта) и т.п. Квонтифика-мия. стандартизация и применение статистических методов выставляют многомерную парадигму в качестве единственно научной социологической парадигмы. Квинтэссенцией многомерной пара-лпгмы выступают такие вопросы, как, например: "С какой регу-нярностью Л'возникает при условии наличия К?", "Какие антецедентные, промежуточные и фидбэк16 механизмы воспроизводят, поддерживают и объясняют отошения между А" и YV Многомерная парадигма предполагает широкое использование компьютерных программ SSPS и SAS. Эти компьютерные программы подразумевают кодификацию подлежащих обсчету величин. Многомерная парадигма черпает данные из статистических ежегодников или собирает их с помощью опросов-интервью. Исходная посылка интерпретивной парадигмы17 подчеркивает, что основу общества и его подструктур составляют опосредованные языком символические дискурсы и интеракции, которые образуют культурологическую текстуру (texture) жизни общества. В этой текстуре акторы вступают в переговорные процессы, обмениваются информацией, конструируют и реконструируют знание, оттачивают совместное понимание социальных ситуаций, а также формируют личное восприятие окружающей их действительности. Акторы определяют для себя символично значимые, а по существу, культурологические ориентиры и исходя из них договариваются относительно как скоординированных, так и допустимых индивидуальных лействий. Результаты переговоров формулируются и закрепляются 16 В этом контексте мы предпочли прямому переводу английского термина 17 Если при изложении многовариантной парадигмы автор данной статьи ста и соитажапиых символически-языковых дефинициях соииальт сшуаннй1*. M этих дефинициях содержатся контуры социально! порядка и институтов как на микро- (улица, дом, тюрьма, проп статская община, сообщества "голубых воротничков" или "бел:, воротничков", гетто и т.п.), так и на макроуровнях (социальны порядок, город, корпорация, международное сообщество). На ост во согласованных дефиниций акторы вырабатывают стратегию тактику поведения и действий, а затем конструируют и реконструм руют социальную структуру общества. Эта структура выступас опредмеченным конечным результатом языкового дискурса, ком муникативных акций и символичных дефиниций. Эмпирическое базой интерпретивного социологического анализа выступают тек сты, опросы, наблюдения, этнографические исследования, доку менты, интервью и даже эксперименты. Именно в этом ключе, со гласно Ал форду, были созданы классические работы Чикагском школы19, которые и по сей день являются показательными произ ведениями интерпретивной парадигмы. В рамках интерпретивноп парадигмы возможны как эмпирические, так и теоретические ис следовательские вопросы. Эмпирическими, например, являются вопросы: "Что означает для индивида, группы то или иное поведе ние, опыт, деятельность?", "Что социально значимого стоит за различными видами взаимодействия социальных агентов?" Теоретические же вопросы формулируются, например, таким образом: "Как понимать и объяснить те или иные значимые социальные действия и их последствия?", "Как те или иные понимания и интерпретации связаны с культурными идентификациями и конструируемыми социальными мирами?" Исходная посылка исторической парадигмы видит в обществе и его институтах последовательность уникальных событий, происходящих в определенное время, в конкретном социальном про- ,!! Сложное понятие "согласованные символически-языковые дефиниции социальных ситуаций" достаточно точно передает на русский язык смысл и содержание такого ключевого термина символического интеракционизма и теории коммуникативных акций, как "common definition of situation." При этом английское "common" мы перевели не как "общее", а как "согласованное", что отражает переговорный процесс, предшествующий появлению таких дефиниций. 19 Алфорд выделяет такие классические работы Чикагской школы: Whyte IV.F. Street corner society: the social structure of an Italian slam. Chicago, 1943; Ijebow E. Tally's corner: a study of negro streetcorner men. Boston. 1967; Anderson N. The hobo: the sociology of the homeless man. Chicago, 1923; Shannon R. The taxi dancer. N.Y., 1931; Wirth L. The ghetto. Chicago, 1928; Zorhaugh H. The Gold coast and the slum: a sociological study of Chicago's Near North Side. Chicago, 1930. Подробный обзор публикаций Чикагской школы можно найти в: Kurtz L. Evaluating Chicago sociology: a guide to the literature with annotated bibliography. Chicago, 1984; Bulmer M. The Chicago school of sociology: institutionalization, diversity and the rise of sociological research. Chicago, 1984; /'/all J. A history of sociological research methods in America: 1920— 1960. Cambridge, 1996. |ранстве и структурно-ситуационном контексте20. Этот сложный ылейдоскоп исторически значимых событий — как индивидуальных, так и повторяющихся — часто, согласно Алфорду, практически невозможно исследовать многомерными квонтативными методами. И тогда вдело вступает историческая парадигма. Эта парадигма черпает исследовательский материал из текстов, трудов и документу а также из артефактов прошлого, имеющих отношение к ключевым и драматическим событиям как на макро-, так и на микроуровне. В качестве примеров макрособытий, которые попадают в иоле зрения исторической парадигмы, Алфорд приводит Великую французскую революцию 1789 г., распад Советского Союза, Гражданскую войну в США 1861 — 1865 гг. или события бурных 1960-х гг., и местных борьбой за права человека в США. Типовым примером мнкроуровнего события, достойного внимания историко-социоло-тческого анализа, для Алфорда является криминальный процесс над известным чернокожим спортсменом Симеоном, обвинявшимся в убийстве своей бывшей белокожей жены и ее также белокожего бойфренда. Этот микропроцесс войдет в историю из-за своего социального резонанса, который затронул в массовом масштабе расы и расовые отношения. Америка была потрясена тем, что абсолютное большинство белого населения считало Симеона виновным в смерти бывшей жены и ее бойфренда, в то время как абсолютное большинство чернокожего населения было убеждено в обратном. Из этого примера следует, что историческая парадигма исследует отнюдь не все микроуровневые события, процессы, явления, а только такие, в которых, как в зеркале, отражается расстановка и динамика социальных сил, состояние социальной структуры, а также реакция социальных институтов и общества в целом на это микрособытие. Помимо макро- и микрособытий и процессов в поле зрения исторической парадигмы находятся социальные институты, как, например, администрации американских президентов21 или исторические личности масштаба Мартина Лютера Кинга22. События, факты, личности и действия исследуются исторической парадигмой в пространственно-временном контексте и, как правило, объеди- 20 В этом же ключе историческая парадигма представлена в сборнике статей: 21 Классическим в этом роде является популярное исследование: Halberstam /). 22 Branch Т. Parting the waters: America in the King'syears 1954—1963. N.Y., 1988. пены единой концептуальной схемой. В репертуар исторической парадигмы входят как эмпирические, так и теоретические вопри сы. Эмпирическое историко-социологическое исследование инк i ответы на такие вопросы, как "Что произошло там и тогда!" иди "В чем заключалась значимость событий X, Yv\ Z?" Исторический парадигме также небезразлично, к кому, когда, и почему эти события имели отношение и в какой последовательности они происходили. Соответственно теоретическими вопросами историко-социологи-ческого исследования являются, например, вопросы: "Что объясняет происшедшее?", " Что это были за обстоятельства, процессы, ситуации, которые объясняют события X, У и Z?" Если говорить более конкретно, то, согласно Алфорду, историко-социологическое исследование, например, могло поставить следующий вопрос: "Советский Союз прекратил свое существование в силу внутреннего экономического кризиса, военного давления со стороны США, внутренних конфликтов в КПСС или растущего политического раскола?" Из этого примера следует, что историко-социологическое исследование направлено как на поиск исторических социальных фактов, последовательности социальных событий и крупных социальных акций, так и на исследование динамики социально-политических сил и институтов. Комбинация парадигм или латентно-имплицитная теоретико-концептуальная многопарадигматичность (ЛИТМ) Как видим, Алфорд предложил не только альтернативную Рит-церовской, но еще и оригинальную модель многопарадигматичной социологии, состоящую из многомерной, интерпретивной и исторической парадигм. Еще более оригинальным, если не революционным компонентом Алфордовской модели — компонентом, который отсутствует не только у Ритцера, но и у Куна, — является идея комбинации парадигм в отдельно взятых научных исследованиях. Что под этим имеется в виду? У Ритцера — и в этом он дублирует Куна — научные теории, научные исследования и представляющие их классические труды однозначно являются однопарадигматич-ными. Алфорд же, и в этом состоит его заслуга, обнаружил в теоретическом дизайне работ "Суицид" Дюркгейма, "Протестантская этика и дух капитализма" Вебера и "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" Маркса не одну, а несколько парадигм. Аналогичная многопарадигматичность просматривается, согласно Алфорду, во многих современных, ставших также классическими, социологических работах. Как правило, такого рода работы представляют собой целостное и завершенное исследование крупных и значимых а) социальных явлений (например, исследование Баррингтона Мура начальные истоки диктатуры и демократии"), б) социальных юблем ("Вторая смена" Арли Хочшилд в соавторстве с Анни Main, посвященная взаимоотношению мужчин и женщин в делах ■ ■машней работы и воспитания детей) или с) социальных процессов Угасающее значение расы" Уилльяма Уилсона)23. Другими сло-1ми, Алфорд считает закономерным и продуктивным сочетание пличных социологических парадигм как в трудах отцов-основа-'1ей социологии, так и в современных социологических исследо-шиях, написанных не с однопарадигматичных, а с многопарадиг- Н'ИЧНЫХ ПОЗИЦИЙ. Новаторская идея многопарадигматичности — не просто социо- нии, а отдельно взятого социологического исследования — со- пучна позиции автора данной статьи. В первой половине 1990-х гг. ы, исследуя известный труд Густава Ле Бона "Психология толпы"24, ;)ишли к выводу, что эта хрестоматийная работа и ее центральная • жцепция сумасшедшей толпы (madding crowd)25 представляют со- ">й в скрытом,виде образец того, что мы называем латентно-им- н1цитной2ь теоретико-концептуальной многопарадигматичностью i.'IMTM), которая заключается в комбинировании — осознанном, мо чаще всего неосознанном — парадигм в процессе теоретического конструирования предмета исследования. Так, исследуя лебонов- екую концепцию толпы, мы нашли в ней латентно-имлицитные образы механицистской, холистской и организмической парадигм, которыми была насыщена научная и философская атмосфера конца 2J Moore В. The origins of dictatorship and democracy: lords and peasants in the making of the modern worlds. Boston, 1966; llochsluld A., MachungA. The second shift. N.Y., 1990: Wilson W. The declining significance of race: blacks and changing American insti-lutions. Chicago, 1980. 24 Le Bon G. The crowd. New Brunswick, 1997. Ценность этого англоязычного из 25 Лебоновская теория толпы с подачи С. McPhail (The myth of madding crowd. 26 Идея латентности навеяна латентными и манифестными функциями Мер- Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|