Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Функциональная тренировка речи на втором этапе коррекции заикания




Посещение Дома-музея В. М. Васнецова в Москве

Цель — функциональная тренировка речи.

Задачи — закрепление речевых навыков самостоятель­ной речи; активизация познавательных интересов; обога­щение словаря; воспитание культуры общения и поведения в общественных местах.

Подготовка к выходу в город проводится в форме бесе­ды. Цель беседы — сообщить о месте и задачах функцио­нальной тренировки; выявить знания о жизни и творчестве художника Виктора Михайловича Васнецова; вызвать интерес к деятельности художника.

Вопросы:

Кому знакомо имя В. М. Васнецова?

Чем знаменит этот человек?

Что характерно для творчества В. М. Васнецова?

С какими полотнами знакомы?

Что известно о жизни художника?

Для ознакомления с жизнью и творчеством художника подросткам раздаются тексты (см. приложение № 12) и комплект открыток. На этом подготовка к выходу в город заканчивается.

По пути следования в музей подростки задают соответ­ствующие вопросы, а в музее предлагается описать одну


из картин, опираясь на сведения, полученные на заня­тиях, о жизни и творчестве художника.

После посещения Дома-музея В. М. Васнецова прохо­дит отчетное собрание группы, на котором дается деталь­ный анализ описаний картин подростками. В заключение логопед просит пациентов охарактеризовать одну из сле­дующих картин: «Спящая царевна», «Ковер-самолет», «Сивка-Бурка», «Кащей Бессмертный»; «Царевна-Лягуш­ка», «Царевна Несмеяна», «Бой Ивана-царевича с трех­главым змеем».

Второй этап коррекции заикания у подростков завер­шается подготовленным выступлением подростков на от­четном концерте. Выступления на этом этапе значительно усложнены по сравнению с первым: в речевом материале преобладают сложные прозаические тексты; диалоги тре­буют большой выразительности, перевоплощения и драма­тизации. Дидактический материал для отчетного концерта содержится в приложении № 13.

ТРЕТИЙ ЭТАП КОРРЕКЦИИ

Цели заключительного этапа комплексной коррекции заикания у подростков:

— автоматизация навыков техники речи с обязатель­
ным введением их во все виды речевой деятельности
в различных ситуациях;

— переход от подготовленных форм речи к самостоя­
тельной импровизации (начиная с краткого высказы­
вания и до развернутой спонтанной речи);

— формирование готовности к речевому общению в раз­
ных жизненных ситуациях (школа, семья, обществен­
ные места и т. п.);

— овладение навыками аутогенной тренировки с целью
подавления волнений и эмоционального возбуждения
и тем самым улучшения речи;

— воспитание устойчивости к речевым и другим трудно­
стям, возможным после окончания курса лечения;

— воспитание психологической устойчивости к речевым
и другим трудностям, возможным вследствие стрес­
совых ситуаций после окончания курса лечения.

Структура логопедических занятий остается прежней, но все виды работ значительно усложняются, речевая на­грузка возрастает.


Крайне желательно, чтобы на третьем этапе занятия проводили поочередно сами пациенты под контролем лого­педа. Речевые зарядки усложняются, а время, отведенное на них, сокращается. Работа со стихами также изменяет­ся: рекомендуются стихи более трудные по содержанию и ритмическому рисунку, с длинной строкой. Стихи подбира­ет не только логопед, но и сами подростки, исходя из соб­ственных интересов, вкусов, пристрастий. Большее значе­ние, чем на предыдущих этапах, приобретает работа над эмоциональной, выразительной стороной речи. Поэтому активно используются пословицы и поговорки, изречения великих людей, большие и сложные отрывки из произве­дений классиков, изучаемых на уроках литературы. Лого­пед часто обращается к материалам школьных учебни­ков.

Типичным для третьего этапа коррекции заикания явля­ется чтение незнакомого, достаточно сложного текста (от­рывки из художественной литературы, газетные и жур­нальные статьи, заметки об искусстве, школьный мате­риал). Пациентам предлагается пересказать текст.

В структуру занятий, проводимых на данном этапе, вхо­дят развернутые диалоги, различные виды импровизации, о которых подробнее будет сказано ниже. Еще больше внимания, чем на предыдущих этапах, следует уделять функциональной тренировке речи в условиях логопедиче­ской группы и вне ее, в школе. Как правило, занятия оживляются полезными, увлекательными речевыми игра­ми. Этот вид работы пользуется неизменным успехом у подростков.

Следует особо подчеркнуть, что занятия на третьем эта­пе должны проходить живо и эмоционально. К концу третьего этапа возрастает инициатива подростков, опи­рающаяся на их возросшие речевые возможности, психо­логическую адаптацию и заинтересованность в занятиях.

На третьем этапе коррекции заикания работа ведется по разным направлениям.

I. Совершенствование техники речи

Основная цель работы над техникой речи на третьем этапе — достижение координации в работе всех отделов периферического речевого аппарата (артикуляционного, дыхательного, голосового). Эта работа проводится на ма­териале сложных скороговорок, пословиц, поговорок, ка­ламбуров.

6 Заказ № 3634 81


1) Сев в такси, спросила Такса:
«За проезд какая такса?»

— А водитель: «Денег с такс Не берем совсем — вот так-с».

2) Говорили тиграм львы:
«Эй, друзья, слыхали ль вы?
Что не может носорог
Почесать свой нос о рог».

3) Область рифм моя стихия,
И легко пишу стихи я.
Без раздумья, без отсрочки
Я бегу к строке от строчки.
Даже к финским скалам бурым
Обращаюсь с каламбуром.

II. Работа над орфоэпией

В работе с заикающимися подростками на всех этапах терапии необходимо уделять неустанное внимание пра­вильному литературному произношению (ударение, пра­вильное произношение сочетаний согласных, безударных гласных и т. д.). Эта работа становится особенно важной на заключительном этапе. На примере различных калам­буров и другого специально подобранного материала де­монстрируется изменение смысла слов:

Мне слово чудно Изменить не трудно: Поставил ударение на «о», Исчезло чудно, Родилось чудно.

Для этой работы можно использовать слова-омографы.

полкиполки селоселд

стоитстоит маломало

кружкикружки духидухи

замокзамок полыполы

порапора паромпаром

III. Работа над словарем

Ее цель — расширение словарного запаса, уточнение значений слов. Непосредственно на обогащение словаря направлена работа с фразеологическими оборотами — си­нонимами и фразеологическими оборотами — антонимами.

Например, подростку дается задание подобрать к дан-


ным фразеологическим оборотам противоположные по значению:

не покладая руксложа руки;

спустя рукавазасучив рукава;

на край светарукой подать;

выйти из себявзять себя в руки;

звезд с неба не хватаетсеми пядей во лбу;

заварить кашурасхлебывать кашу;

выбиться из колеивойти в колею;

пасть духомвоспрянуть духом;

капля в морехоть пруд пруди.

Так же можно дать задание по подбору фразеологиз­мов-синонимов:

бок о бок — плечом к плечу;

бить баклушивалять дурака;

в двух шагахрукой подать;

в один мигв два счета, в мгновенье ока, одним

духом;

вверх дномвверх ногами;

владеть собойдержать себя в руках;

во весь духизо всех сил, на всех парусах, сломя

голову, со всех ног;

как по маслубез сучка, без задоринки;

по пальцам пересчитатькапля в море,

кот наплакал.

IV. Стихи, используемые в работе на данном этапе,
сложнее по ритмическому рисунку и содержанию. Специ­
фика работы над стихотворной речью на третьем этапе
определяется необходимостью побуждать ребят к само­
стоятельным высказываниям об особенностях поэтиче­
ского мастерства автора, о философском смысле стихов, о
значении поэзии в жизни людей (см. приложение № 14).

V. Одним из видов работы над самостоятельной речью
на третьем этапе является неподготовленное чтение, в
этом случае пациент использует имеющиеся у него навыки
техники речи без предварительной подготовки. В первую
очередь работа проводится на традиционном школьном ма­
териале. В частности, используются тексты по литературе
(как по программе, так и внеклассное чтение), а также
тексты по истории, географии, физике, биологии и др. По­
мимо учебного материала привлекаются разнообразные по
тематике познавательные, занимательные материалы
(статьи из газет, журналов, календарей и пр.). Например,

6* 83


в качестве материала для неподготовленного чтения при­меняются рассказы из цикла «Из истории вещей» (прило­жение № 15).

VI. Основное внимание на третьем этапе коррекции заи­кания у подростков уделяется работе над спонтанной речью. С этой целью применяются разнообразные приемы.

Например, подростку дается задание продол­жить рассказ.

Мне подарили совсем маленького щенка. Он был...

Вот и пришел зиме конец. Как-то сразу за один день все изменилось...

Многое в нашей жизни связано с книгой. В детстве это «Колобок» и «Красная Шапочка», позже...

Москва — столица нашей Родины. Она величава, краси­ва, неповторима...

«Быть членами Союза молодежи,— говорил В. И. Ле­нин,— значит вести дело так, чтобы отдавать свою работу, свои силы на общее дело». Я понимаю это так...

Или, наоборот, подросток должен придумать на­чало рассказа, зная его конец.

...Кончилась золотая пора. Жаль! Скоро в школу. Дома я буду вспоминать чудесное лето.

...Так могут поступать только злые, жестокие люди. На­до любить природу, беречь реки, леса.

...Хорошо, когда рядом с тобой настоящие друзья.

С целью развития спонтанной речи полезно просить под­ростка объяснить смысл выражений.

1. «А Васька слушает да ест» (так говорят о человеке, ко­
торый совершенно не обращает внимания на то, что ему
говорят, и делает все по-своему). Откуда это выражение?

2. «Медвежья услуга» (такая услуга, которая вместо
пользы приносит вред).

3. «Не стоит ломаного гроша» (так говорят о том, что
никуда не годится).


4. «Он коптит небо» (о человеке, живущем в безделье,
не занимающемся ничем полезным).

5. «Держит камень за пазухой» (о людях, имеющих
злые намерения).

6. «Пляшет под чужую дудку» (о человеке, который
делает вес по приказу другого, а не так, как ему хочется).

7. «Птичье молоко» (о чем-то неслыханном, невозмож­
ном).

8. «Умывает руки» (о человеке, который не хочет нести
ответственности за что-либо).

9. «Набивал себе цену» (старался возвысить себя в гла­
зах других).

В ходе стимулирования развития спонтанной речи прак­тикуется описание подростками картин. С этой целью могут быть использованы, например, работы Б. М. Кустодиева «Странник», «Купец», «Булочник», «Тор­говка овощами» и др. Подростки должны дать общую характеристику персонажа картины, его психологический портрет, а также рассказать о выразительных средствах, использованных художником.

Овладению навыками спонтанной речи способствуют импровизированные экскурсии, диалоги (в магазине, кассе, прачечной, парикмахерской и т. д.). Тему предлагают сами пациенты.

Примерная тематика импровизированных диалогов:

1. Касса кинотеатра.

2. Библиотека.

3. Прачечная.

4. Встреча с другом после каникул.

5. Беседа о посещении выставки.

6. Врач — больной.

7. Консультации по поводу трудных школьных за­
даний.

8. Справочное бюро.

9. Покупки в магазине сувениров.

 

10. Покупки в отделе пластинок.

11. Покупки в различных отделах гастронома (бака­
лея, молочный, кондитерский).

Примерная тематика для телефонных разговоров:

1. С заболевшим другом.


2. Приглашение на прогулку, в кино, в театр, на ка­
ток, покататься на лыжах.

3. Приглашение на торжество по поводу дня рож­
дения.

4. Что подарить маме, бабушке (к дню 8 Марта, юби­
лею и т. д.).

5. Как самому испечь торт, сварить борщ и т. д.

(Расскажи!)

Для тренировки речи в большой аудитории подростков просят составить рассказ.

Примерная тематика рассказов:

1. Раннее детство (первое воспоминание).

2. Первая учительница.

3. Пребывание в пионерском лагере.

4. Отдых на море.

5. Хлеб.

6. Чай.

7. Лечебные травы.

8. Наши природные богатства: недра, вода, лес.

9. Виды жилищ народов СССР.

 

10. Птицы средней полосы, юга.

11. Обитатели морей.

12. Зоопарк.

13. Производство книги.

14. Музыкальные инструменты.

15. Времена года.

16. День Победы.

Также можно дать задание приготовить рассказ о кос­монавте, спортсмене, актере, композиторе, художнике, пи­сателе, поэте.

Третий этап является заключительным в комплексном лечении заикания у подростков. На этом этапе все боль­шее значение приобретает функциональная тренировка речи. При правильном индивидуальном подходе на третьем этапе особенно заметно изменение отношения подростков к заиканию. Они как бы «расправляют крылья», активно используют речь, чувствуют уверенность в своих силах. Пели на первом этапе при приглашении к выступлению на ежедневных общих собраниях робко поднимается 5—6 рук, то на третьем этапе — лес рук: «Я хочу выступить!» Мы видим, что ребята жаждут выступить с неподготовленным материалом перед большой аудиторией. Значит, удалось


победить страх, неуверенность (что в большей или мень­шей степени сопутствует заикающемуся).

Важный психотерапевтический эффект имеет заключи­тельный концерт — выступление перед переполненной аудиторией в присутствии остальных пациентов, их роди­телей, а также персонала и приглашенных лиц.

Занятие № 1

I. Цель — закрепить навыки техники речи в наиболее

сложных ситуациях общения.

II. О б о р у до в а н и е — зеркало, мяч, логопедические тетради.

III. Д ид а ктически й материал — стихи Р. Казако­
вой, Л. Татьяничевой и др.

IV. План занятия:

 

1. Организационная часть.

2. Речевая и эмоциональная зарядка.

3. Работа над техникой речи: в стихах, пересказе и
при самостоятельном высказывании.

4. Речевая игра.

5. Итог занятия и задания для самостоятельной работы.

Ход занятия

1. Организационная часть.

Занятие начинается с отчета пациентов о своей речи за прошедший день. Пациент рассказывает о себе: были ли трудности; какие; почему; над чем нужно работать; исполь­зовал ли он элементы психической зарядки, аутотренинга.

2. Речевая и эмоциональная зарядка проводится сами­
ми пациентами. Она состоит в проговаривании формул
самовнушения, которые носят индивидуальный харак­
тер и выглядят примерно так: «Я спокоен. Мышцы лица
расслаблены. Я буду говорить хорошо», или: «Мышцы шеи
расслаблены. Непроизвольных движений головой нет.
Говорить легко и приятно».

3. Работа над техникой речи.

Тексты стихотворений даются непосредственно на занятии, используются материалы периодической печати и школьной программы. Пациенты должны без подготовки прочитать стихотворный текст выразительно, соблюдая слитность и плавность речи, выдерживая паузы. (Тексты стихотворений приводятся в приложении № 16.)

В ходе работы над пересказом пациент знако­мится с текстом, выделяет его основную мысль и затем


пересказывает прочитанное. Материал подбирается в со­ответствии с возрастом, интересами и уровнем речевой подготовки подростка. (Пример текстов для пересказа — приложение № 17).

Работа над спонтанной речью предполагает составление рассказов о профессиях слесаря, почтальона, водителя, врача и т. д. Если кто-то встречается с трудно­стями, логопед посредством наводящих вопросов помога­ет раскрыть тему.

Кроме того, пациентам раздаются карточки с фразео­логическими оборотами. Их нужно выразительно прочитать, объяснить смысл, составить предложение с данным выражением.

Образцы применяемых в практике лечения фразеологи­ческих оборотов:

«А ларчик просто открывался» (Так говорят, когда лю­ди излишне мудрят, в то время как дело легко выпол­нимо).

«Волк в овечьей шкуре» (о лицемерном человеке, кото­рый скрывает дурные мысли за красивыми словами).

«Он бьет баклуши» (это выражение употребляют, гово­ря о бездельнике).

«Он строит воздушные замки» (речь идет о человеке, который бесплодно мечтает, фантазирует).

«Попал впросак» (так может сказать о себе человек, который очутился в неприятном положении по своей оп­лошности).

4. Речевая игра «Комментатор». В игре участвуют не
менее двух человек: один выполняет разнообразные дейст­
вия (пантомима), а другой комментирует их.

5. Итоги занятия сначала подводят сами пациенты, а
затем с заключительным словом, содержащим всесторон­
нюю характеристику речи подростков, выступает логопед.

Логопед дает задание на дом: самостоятельно провести все виды зарядок; прочитать вслух индивидуально подо­бранные стихи; подготовить пересказ текстов прозы; по­добрать интересные темы для тренировки спонтанной ре­чи на занятии.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных