Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Депутат представительного органа




 

Эффективная работа представительного органа зависит от активного участия в ней депутатов. Депутат - главная фигура в этом органе. Не случайно и федеральное, и региональное законодательство и правотворчество муниципальных органов уделяет его правовому статусу немалое внимание.

Федеральный закон N 131-ФЗ содержит специальную ст. 40, посвященную статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Здесь, во-первых, устанавливается принцип несовместимости мандата депутата одного представительного органа муниципального образования с мандатом депутата представительного органа другого муниципального образования и исполнением полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, иного муниципального образования, что соответствует нормальному разделению труда и препятствует путанице депутатских и должностных полномочий разных уровней муниципальной власти.

На федеральном уровне установлены ограничения полномочий депутатов, препятствующие депутату использовать свое положение в органе публичной власти в интересах предпринимательской деятельности.

В соответствии со ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ депутат не вправе:

1) заниматься предпринимательской деятельностью;

2) состоять членом управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

3) заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

4) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом устанавливаются гарантии неприкосновенности депутата, т.е. ограничения действий правоохранительных органов при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов.

Депутат также согласно закону не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществляющие полномочия на постоянной основе, не могут участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.

Это - основные гарантии статуса депутата и их ограничения, позволяющие члену представительного органа свободно осуществлять свои полномочия. Другие гарантии реализации полномочий депутата устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации. В разных муниципальных образованиях эти гарантии неодинаковы. В сельских и городских поселениях, муниципальных районах эти гарантии обычно ограничиваются тем, что о них записано в Федеральном законе N 131-ФЗ. В крупных городских округах в связи с их более широкими материальными возможностями (сочетаемыми иногда с депутатскими амбициями или основанными только на этих амбициях) гарантии (социальные, во всяком случае) выглядят гораздо шире.

В некоторых крупных городах принимают даже специальные положения о статусе депутатов. Характерно в этом отношении Положение о статусе депутата Волгоградской городской Думы от 16 июня 2008 г., в котором идет речь не только о гарантиях, но и о формах работы депутатов.

В соответствии с этим Положением формами работы депутата Волгоградской городской Думы являются:

участие в заседаниях городской Думы;

участие в работе постоянных комиссий городской Думы;

подготовка и внесение проектов решений на рассмотрение заседаний комиссий и городской Думы;

участие в выполнении поручений городской Думы;

обращение с депутатским запросом;

работа с избирателями;

обращение к должностным лицам государственной власти, местного самоуправления, руководителям предприятий, учреждений, организаций.

Депутатская деятельность может осуществляться также в иных формах, предусмотренных действующим законодательством.

Депутат обязан участвовать в заседаниях городской Думы. Он пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на заседаниях городской Думы, и имеет право:

избирать и быть избранным в органы городской Думы;

вносить предложения, обоснованно требовать их обсуждения в органах городской Думы либо включения их в повестку дня заседания;

высказывать свое мнение либо мнение объединения депутатов (по его официальному поручению) о необходимости образования тех или иных органов городской Думы, персональному составу этих органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых или утверждаемых городской Думой, заявлять отводы или самоотводы по кандидатурам;

вносить предложения и замечания в повестку дня по порядку рассмотрения и существу вопросов;

вносить предложения о проведении депутатского расследования по любому вопросу, отнесенному к ведению городской Думы;

ставить вопрос о разработке проекта решения городской Думы, вносить проекты решений, поправки к проектам решений, предлагать изменения и дополнения в действующие решения городской Думы;

участвовать в прениях, задавать вопросы председательствующему на заседаниях, докладчику (содокладчику), требовать ответа на них и давать оценку полноте ответа либо соответствующим действиям (бездействию) указанных лиц по существу вопроса, соблюдая при этом этические нормы и требования Регламента городской Думы;

выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам, давать справки;

от своего имени или по поручению депутатского объединения вносить альтернативные проекты;

оглашать обращение граждан, имеющее общественное значение;

получать необходимые для обсуждения вносимых на заседание вопросов документы, справочные и информационные материалы, проекты решений, в том числе альтернативные.

Депутат или группа депутатов вправе обращаться с запросом к руководителям расположенных на территории Волгограда государственных и общественных органов, предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций по вопросам, находящимся в ведении городской Думы.

Обращение вносится на заседании городской Думы в письменной форме и признается депутатским запросом в соответствии с Регламентом городской Думы. По результатам рассмотрения депутатского запроса депутаты принимают решение.

Материалы депутатского запроса предварительно, до его принятия, могут передаваться для изучения в постоянные комиссии, специалистам для дачи заключения.

Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, должны дать на него ответ в устной (на заседании городской Думы) или в письменной форме не позднее 15 дней со дня получения. Письменный ответ доводится до сведения депутатов председателем городской Думы.

Обращения депутата подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, к которым эти обращения направлены.

Обращение в письменной форме может быть передано депутатом в органы местного самоуправления, что является основанием для приглашения соответствующего должностного лица на заседание городской Думы.

В случае если приглашенное должностное лицо не имеет возможности прибыть на заседание, оно в обязательном порядке дает письменный ответ на предварительно заданный вопрос. В этом случае ответ доводится до сведения депутатов председательствующим на заседании.

По вопросам своей депутатской деятельности депутат пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций, общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, расположенных на территории Волгограда.

Депутат в установленном порядке обеспечивается документами, принятыми представительным органом местного самоуправления, а также документами, иными информационными и справочными материалами, официально распространяемыми другими органами местного самоуправления и органами государственной власти.

При обращении депутата в государственные органы, другие органы местного самоуправления, общественные объединения, на предприятия, в учреждения, организации, расположенные на территории Волгограда, должностные лица обеспечивают депутату по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, получение консультаций специалистов, предоставляют ему необходимую информацию и документацию.

Депутат имеет преимущественное право выступать по вопросам депутатской деятельности в средствах массовой информации, учрежденных органами местного самоуправления Волгограда. При этом материалы, представляемые депутатом по поручению соответствующей комиссии городской Думы, подлежат обязательному опубликованию или распространению через средства массовой информации, учрежденные органами местного самоуправления Волгограда, в срок, согласованный с депутатом, но не позднее семи дней после обращения. Редактирование представленных депутатом материалов без его согласия не допускается.

Все расположенные на территории Волгограда органы местного самоуправления, общественные объединения, а также предприятия, учреждения и организации, должностные лица, к которым обратился депутат по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, обязаны дать депутату ответ на его обращение либо представить запрашиваемые им документы или сведения.

В случае необходимости проведения в связи с обращением депутата дополнительной проверки или дополнительного изучения каких-либо вопросов руководители органов и должностные лица обязаны сообщить об этом депутату в трехдневный срок со дня получения обращения. Окончательный ответ представляется депутату не позднее 20 дней со дня получения обращения депутата.

Депутат городской Думы имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в обращении вопросов. О дне рассмотрения депутат должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за три дня.

Вмешательство депутата городской Думы в деятельность органов дознания, следствия, прокуратуры и суда не допускается.

Неправомерное воздействие на депутата, членов его семьи и других близких родственников, выраженное в виде насилия или угрозы применения насилия, совершенное в целях прекращения депутатской деятельности или изменения ее характера, влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Депутат, работавший на постоянной основе, продолжает получать среднемесячное денежное содержание, установленное для депутата, до устройства на новое место работы в течение года после прекращения его полномочий в следующих случаях:

после окончания срока полномочий, в том числе при неизбрании на второй срок полномочий;

после добровольного сложения с себя полномочий по письменному заявлению.

Непрерывный трудовой стаж депутата сохраняется в случае непоступления на работу в течение года после прекращения полномочий при условии постановки его на учет в органах занятости населения.

Если на новом месте работы после окончания депутатских полномочий гражданин, являвшийся депутатом на постоянной основе, получает заработную плату ниже прежнего денежного содержания, ему производится доплата за счет бюджета Волгограда до уровня прежнего денежного содержания с учетом индексации в течение года после прекращения его полномочий.

За депутатом, перешедшим на постоянную работу в городскую Думу, сохраняется непрерывный трудовой стаж в случае, если эта норма предусмотрена для данной профессии действующим законодательством Российской Федерации.

По желанию депутата, проработавшего на постоянной основе не менее одного года в категории "А" после прекращения его полномочий и имеющего независимо от перерывов в трудовой деятельности общий стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию, включая пенсию на льготных условиях, пенсия оформляется досрочно по возрастному цензу, но не ранее, чем за два года до установленного законодательством Российской Федерации срока выхода на пенсию.

Депутаты, проработавшие на постоянной основе не менее одного года в категории "А" и получавшие денежное содержание за счет средств бюджета Волгограда, освобожденные от должностей в связи с окончанием срока полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий по решению суда, имеют право на ежемесячную дополнительную пенсию к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". При этом размер ежемесячной дополнительной пенсии к государственной пенсии определяется с таким расчетом, чтобы сумма государственной пенсии и ежемесячной дополнительной пенсии составляла не менее 80% ежемесячного денежного содержания указанных лиц.

В случае роспуска городской Думы за период, не превышающий одного года до завершения срока полномочий, депутаты, работающие на постоянной основе, получают единовременное денежное пособие в размере их среднемесячного денежного содержания за весь оставшийся период.

Избранный депутат и перешедший на работу на постоянной основе в городскую Думу в соответствии с действующим законодательством подлежит увольнению с прежнего места работы с правом возврата по истечении депутатских полномочий на прежнее место работы на должность, занимаемую до избрания в городскую Думу, либо на равноценную должность.

Жизнь и здоровье депутата подлежат дополнительному страхованию на срок его полномочий за счет средств бюджета Волгограда на величину годового денежного содержания депутата.

Депутат, работающий на постоянной основе, обеспечивается бесплатным амбулаторным или стационарным лечением в медицинских учреждениях Волгоградской области и Российской Федерации, обслуживающих городскую Думу на договорной основе.

В случае причинения депутату, в связи с исполнением им депутатских полномочий, увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему по решению городской Думы на период полномочий городской Думы данного созыва выплачивается за счет бюджета Волгограда разница между размером установленной пенсии по инвалидности и среднемесячным денежным содержанием по ранее занимаемой должности в городской Думе, если иное не установлено действующим законодательством.

Депутату в соответствии с федеральным законодательством предоставляется отсрочка от призыва на военную службу и военные сборы.

По желанию депутата, работающего на постоянной основе, он обеспечивается путевкой на санаторно-курортное лечение на льготных условиях в установленном порядке.

На территории муниципального образования депутат по предъявлении удостоверения имеет право беспрепятственно проходить во все муниципальные учреждения, организации и предприятия и присутствовать на всех проводимых ими мероприятиях.

В случае смерти или гибели депутата действующего созыва организация похорон производится городской Думой за счет средств бюджета Волгограда. Семье депутата из бюджета Волгограда назначается пособие по потере кормильца в порядке и размерах, определяемых действующим законодательством.

Депутату устанавливаются другие социальные и трудовые гарантии, определяемые федеральным законодательством, законодательством Волгоградской области, Уставом города-героя Волгограда.

Освобождение депутата от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту основной работы на время осуществления депутатской деятельности производится на основании официального уведомления о вызове в городскую Думу.

При этом требование каких-либо других документов не допускается.

Депутату возмещаются расходы, связанные с депутатской деятельностью, в порядке и размерах, устанавливаемых городской Думой.

За депутатом, освобожденным от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления депутатской деятельности в городской Думе или ее органах без увольнения по основному месту работы, сохраняется средний заработок. В данном случае городской Думой принимается решение о возмещении предприятиям, учреждениям, организациям соответствующих расходов, выплаченных своему работнику, избранному депутатом городской Думы, в случае выполнения им депутатских обязанностей с освобождением от основной работы при предоставлении подтверждающих документов.

Депутату, работающему на постоянной основе, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 21 календарный день.

Предоставление ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Депутату, исполняющему свои полномочия (мандат) на непостоянной основе, производится ежемесячная компенсационная выплата за проделанную работу, связанную с исполнением депутатских полномочий (мандата), в размерах, установленных решением городской Думы (далее - выплата).

Указанная выплата подлежит индексации в соответствии с решениями городской Думы до принятия бюджета Волгограда на очередной финансовый год, но не чаще одного раза в год.

Установленная выплата производится ежемесячно в полном объеме депутатам, исполняющим свои полномочия (мандат) на непостоянной основе, принимающим активное участие в работе комитетов городской Думы, членами которых они являются, в заседаниях городской Думы, подготовке нормативно-правовых актов городской Думы, без представления оправдательных первичных и бухгалтерских документов.

В случае систематического непринятия депутатами участия в заседаниях городской Думы, в работе комитетов городской Думы, членами которых они являются, по неуважительной причине выплата может быть уменьшена.

В исключительных случаях выплата депутатам, исполняющим свои полномочия (мандат) на непостоянной основе, может быть увеличена в пределах сложившейся экономии по выплате.

Увеличение и уменьшение выплат, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, производятся распоряжением председателя городской Думы на основании рекомендаций Совета городской Думы.

Выплаты депутатам, исполняющим свои полномочия (мандат) на непостоянной основе, производятся отделом по бухгалтерскому учету городской Думы с 1-го по 3-е число каждого последующего месяца.

Фактическая выдача выплаты осуществляется наличными средствами через кассу городской Думы на основании расходного кассового ордера, выписанного на каждого депутата, с указанием его паспортных данных или на основании личного заявления депутата в безналичном порядке путем перечисления причитающихся депутату средств на счет, открытый им в банке.

Уплата причитающихся налогов с сумм выплат производится в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Депутату, работающему на постоянной основе, для осуществления своих полномочий предоставляется отдельное служебное помещение, оборудованное мебелью, оргтехникой, средствами связи.

Депутат по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, имеет право пользоваться всеми видами связи, которыми располагают органы местного самоуправления.

Депутат пользуется на территории Волгограда правом бесплатного проезда на транспорте общего пользования, кроме такси.

При предъявлении удостоверения депутата транспортные билетные кассы на территории Волгограда (как суточной, так и предварительной продажи) обязаны предоставить депутату билет вне очереди.

Расходы предприятий и организаций, связанные с материальным обеспечением деятельности депутата, возмещаются за счет средств местных бюджетов путем перечисления их на счета соответствующих организаций.

Депутату, исполняющему свои полномочия (мандат) на непостоянной основе, для осуществления своих полномочий предоставляются служебное помещение, оборудованное мебелью, оргтехникой, средствами связи, за счет средств бюджета Волгограда, а также служебный автомобиль, закрепляемый за депутатом на срок полномочий.

Разумеется, правовые основания деятельности депутата - это только подспорье для его работы. Они важны и имеют реальный смысл для депутата энергичного, принципиального, готового смело защищать интересы своих избирателей и своего территориального сообщества.

Срок полномочий депутата представительного органа начинается со дня выборов и заканчивается с началом работы представительного органа нового созыва. Однако полномочия депутата могут закончиться досрочно. Федеральный закон N 131-ФЗ определяет следующие случаи досрочного прекращения полномочий депутата: смерть; отставка по собственному желанию; признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным; признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; отзыва избирателями; досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления; призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу; в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Остается вопрос: как быть с членами представительного органа муниципального района, сформированными из представителей поселений? Их, конечно, касается изложенный перечень обстоятельств. Но этот перечень для них не исчерпывается. Как быть в случае отзыва представительным органом поселения своего посланца в районный представительный орган? Или права на такой отзыв у представительного поселения нет? В Федеральном законодательстве ответа на этот вопрос нет. Нет его в большинстве уставов поселений и в уставах районных муниципальных представительных органов. Лишь в некоторых уставах районных муниципальных образований он так или иначе регламентирован. Во-первых, устанавливается возможность отзыва депутата представительным органом поселения. Это его право - он наделял своего депутата полномочиями представлять его в районном Совете, он может лишить его этого права и послать в районный Совет другого своего депутата. Связано ли это право с правом отозвать депутата поселенческого органа избирателями. Безусловно. Если депутаты отзывают избиратели, он лишается не только "вторичного" права представительства, но и "первичного" этого права. Вместе с тем отзыв из районного Совета депутата не обязательно связан с отзывом депутата избирателями - он может хорошо работать в своем избирательном округе и плохо выполнять обязанности в районном Совете. Отсюда закрепляемое в некоторых уставах муниципальных районов право районного Совета инициировать отзыв депутата районного Совета представительным органом поселения, если он не выполняет должным образом обязанности депутата районного Совета.

Несколько по-иному обстоит дело с посланцем поселения в районный представительный орган, являющимся главой поселенческого муниципального образования. Его положение в районном представительном органе более стабильно, чем рядового депутата из поселения. Он выходит из состава районной Думы (совета, собрания) только при наступлении случая досрочного лишения полномочий депутата, выборного должностного лица, предусмотренного Федеральным законом N 131-ФЗ.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных