Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Межмуниципальное сотрудничество




 

Межмуниципальное сотрудничество - это механизм объединения усилий муниципалитетов с целью совместного решения каких-либо общих задач. Объединяя усилия и создавая общие организационные структуры, муниципалитеты могут успешнее строить свою деятельность.

Межмуниципальное сотрудничество может иметь разные формы. Но главных форм - две.

Во-первых, это объединение муниципальных образований, имеющее организационно-ассоциативный характер и призванное решать вопросы, связанные с развитием местного самоуправления.

Во-вторых, это создаваемые учредительными органами муниципальных образований межмуниципальные хозяйственные общества в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, а также некоммерческие организации в форме автономных некоммерческих организаций и фондов.

Об экономическом межмуниципальном обществе подробнее будет сказано ниже. Здесь же речь пойдет об ассоциациях муниципальных образований.

Почти во всех странах, где существует местное самоуправление, есть объединения муниципалитетов, выступающих с единых позиций в отношениях с органами государственной власти и представляющих в этих органах мнение муниципальных сообществ по самым разным вопросам, в первую очередь - связанным с решением важнейших вопросов развития местного самоуправления.

В Европейской хартии местного самоуправления записано, что местные органы самоуправления имеют право при осуществлении своих полномочий сотрудничать и в пределах, установленных законом, объединяться с другими местными органами самоуправления для выполнения задач, представляющих общий интерес. В каждом государстве должно быть признано право органов самоуправления вступать в объединение для защиты и продвижения общих интересов и в международные объединения органов местного самоуправления.

В Российской Федерации межмуниципальное сотрудничество возникло одновременно с появлением местного самоуправления как самостоятельного уровня публичной власти. Первой межмуниципальной организацией стала Ассоциация сибирских городов. Она была создана в конце 80-х гг. прошлого века, а впоследствии расширила свои рамки и преобразовалась в Ассоциацию сибирских и дальневосточных городов. В 90-х гг. XX в. муниципальное движение уже было представлено рядом региональных, межрегиональных и специализированных объединений (охватывающих такие муниципальные образования, как наукограды, шахтерские города, исторические города) и, наконец, общероссийскими ассоциациями, в том числе Конгрессом муниципальных образований.

Впервые в законодательстве право на объединение местных властей было установлено Законом РСФСР о местном самоуправлении 1991 г., однако правовой статус этих объединений тогда не определялся.

Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ установил возможность муниципальных образований создавать для более эффективного осуществления своих прав и интересов объединения в форме ассоциаций или союзов, подлежащих регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций. Новый Федеральный закон N 131-ФЗ более широко регулирует межмуниципальное сотрудничество. Наиболее существенная его новелла - урегулирование взаимодействия сообществ органов муниципальных образований на региональном уровне. Если в прежнем Законе речь шла о праве муниципальных образований объединяться, теперь на региональном уровне надо объединяться обязательно. Форма такого объединения - совет муниципальных образований, создаваемый в каждом субъекте Федерации. До 1 июля 2006 г. органы государственной власти субъектов Федерации провели съезды муниципальных образований в целях создания советом муниципальных образований.

К настоящему времени почти во всех субъектах Федерации такие советы созданы. В ряде регионов они были образованы путем подписания учредительного договора о создании совета муниципальных образований, инициаторами которого выступали сами муниципальные образования.

Муниципалитеты рассматривают созданные Советы не только как консультативные органы, но и как структуры, с помощью которых можно сотрудничать с органами государственной власти субъектов Федерации, влиять на решения региональных органов, затрагивающие интересы местного самоуправления.

Согласно Федеральному Закону N 131-ФЗ организация и деятельность советов муниципальных образований осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях", главное в котором состоит в том, что члены ассоциации сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица, и что ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренными учредительными документами ассоциации.

Съезд (собрание членов) совета муниципальных образований субъекта Федерации:

утверждает устав совета муниципальных образований субъекта Федерации;

определяет размер и порядок уплаты членских взносов на осуществление деятельности совета муниципальных образований и содержание органов управления совета;

избирает органы управления совета;

осуществляет иные полномочия, определенные уставом совета муниципальных образований.

Совет не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований и ограничивать ее.

О целях и задачах созданных советов муниципальных образований субъектов Федерации можно судить на примере совета муниципальных образований Томской области.

Стратегическая цель совета, как она сформулирована в уставе совета, заключается в формировании авторитетной организации, деятельность которой максимально полезна органам местного самоуправления области, открыта и полезна населению. За счет координации деятельности муниципальных образований по решению вопросов местного значения и представления их общих интересов совет должен способствовать развитию местного самоуправления и повышению доверия граждан к его органам с целью улучшения качества жизни населения.

Совет определил конкретные задачи по отношению к различным объектам своего внимания:

по отношению к органам местного самоуправления - обеспечивать их взаимодействие по решению вопросов местного самоуправления;

по отношению к муниципальным служащим - повышать их профессиональный уровень за счет внедрения передовых технологий муниципального управления;

по отношению к депутатам - способствовать повышению эффективности их деятельности;

по отношению к органам государственной власти области - способствовать принятию ими решений, направленных на развитие местного самоуправления;

по отношению к советам муниципальных образований других субъектов Федерации - обеспечивать взаимоотношения с ними с целью изучения и распространения передового опыта муниципального управления;

по отношению к общероссийскому совету муниципальных образований - представлять интересы муниципальных образований Томской области.

Организационная структура совета включает съезд совета, президиум совета, исполнительную дирекцию, ревизионную комиссию, функциональные комиссии.

В число функциональных комиссии входят комиссия по нормотворчеству и правовым вопросам, комиссия по бюджетным и финансовым вопросам, комиссия по социально-экономическому развитию и безопасности среды обитания, комиссия по жилищно-коммунальному хозяйству, комиссия по социальным вопросам и комиссия по муниципальному сотрудничеству.

Основные направления деятельности совета:

организация деятельности органов совета;

проведение семинаров, "круглых столов", информационных дней, дискуссий с целью повышения профессионального уровня муниципальных кадров;

выпуск периодических печатных изданий совета, кино-, видео-, аудиопродукции, участие в издании книг, статей и других публикаций по проблемам местного самоуправления;

ведение сайта совета;

консалтинг;

проведение социальных, психологических исследований, контент-анализа документов, публикаций, проектов законов;

мониторинг общественной оценки результатов муниципального управления, выявление ожиданий населения, связанных с деятельностью органов местного самоуправления и социально-экономическим развитием муниципальных образований;

проведение PR-кампаний, избирательных кампаний;

организация и проведение конкурсов среди муниципальных образований по различным направлениям развития местного самоуправления;

подготовка предложений в установленном порядке по проектам законов и иных правовых актов по вопросам местного самоуправления;

оказание методической помощи муниципальным образованиям в разработке программ их социально-экономического развития и по другим вопросам осуществления местного самоуправления и организации межмуниципального сотрудничества.

На основании ч. 1 ст. 66 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия органов государственной власти субъектов Федерации по взаимодействию этих органов с советами муниципальных образований субъектов Федерации определяются законами субъектов Федерации в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ. К настоящему времени во многих субъектах Федерации такие законы приняты.

Обычно эти законы определяют принципы взаимодействия с советами муниципальных образований, к которым относятся принципы: добровольности; сотрудничества и партнерства; гласности; социальной ответственности; взаимного невмешательства в компетенцию и деятельность органов государственной власти и Совета муниципальных образований.

К полномочиям законодательного (представительного) органа субъекта Федерации в сфере взаимодействия органов государственной власти и Совета муниципальных образований относятся: принятие законов и иных нормативных правовых актов, осуществление контроля за их исполнением; назначение уполномоченного должностного лица - представителя в Совете муниципальных образований для обеспечения постоянного взаимодействия путем принятия соответствующего постановления; привлечение представителей Совета муниципальных образований к участию в подготовке и обсуждении проектов законов субъекта Федерации, внесенных в законодательный орган субъекта Федерации в порядке законодательной инициативы представительными органами муниципальных образований, в том числе направление проектов законов на заключение в Совет муниципальных образований; участие представителей законодательного органа субъекта Федерации в работе заседаний, проводимых Советом муниципальных образований; оказание информационной, организационно-методической и иной поддержки Совету муниципальных образований в соответствии с законодательством.

К полномочиям администрации субъекта Федерации и Совета муниципальных образований относятся: привлечение представителей Совета муниципальных образований к участию в подготовке и обсуждению проектов нормативных правовых актов администрации; привлечение представителей Совета муниципальных образований к участию в организации проведения обучающих семинаров и иных образовательных мероприятий для муниципальных служащих, а также лиц, замещающих муниципальные должности органов местного самоуправления; привлечение представителей Совета муниципальных образований к участию в организации сбора, изучения информации о лучшей практике решения вопросов местного значения; участие представителей администрации в работе заседаний, проводимых Советом муниципальных образований; оказание информационной, организационно-методической и иной поддержки Совету муниципальных образований.

К полномочиям главы субъекта Федерации относятся: определение уполномоченного структурного подразделения администрации субъекта Федерации для обеспечения взаимодействия с Советом муниципальных образований; назначение уполномоченного должностного лица - представителя в Совете муниципальных образований для обеспечения постоянного взаимодействия путем принятия соответствующего распоряжения.

Взаимодействие органов государственной власти субъекта Федерации и Совета муниципальных образований (далее - стороны) может осуществляться путем обмена информацией, через участие уполномоченных должностных лиц - представителей в Совете муниципальных образований, представителей уполномоченного структурного подразделения администрации, иных должностных лиц органов государственной власти и представителей Совета муниципальных образований в работе совещательных, консультационных и экспертных органов сторон, в работе собраний, совещаний и конференций, проводимых сторонами, в иных формах, не противоречащих федеральному законодательству и законодательству субъекта Федерации.

Представители органов государственной власти вправе принимать участие в работе общих собраний членов Совета муниципальных образований и заседаниях коллегиального органа управления Совета муниципальных образований с правом совещательного голоса, запрашивать необходимые документы и информацию о деятельности Совета муниципальных образований, его органов управления и должностных лиц.

Представители Совета муниципальных образований могут принимать участие в деятельности органов государственной власти, их органов при обсуждении проектов нормативных правовых актов субъекта Федерации по вопросам организации и развития местного самоуправления, их доработке в порядке, установленном регламентом соответствующего органа государственной власти.

Органы государственной власти в пределах своей компетенции могут оказывать Совету муниципальных образований экономическую поддержку в форме предоставления субсидий в соответствии с действующим законодательством, а также льгот по уплате налогов, зачисляемых в областной бюджет; предоставления в безвозмездное пользование помещений, находящихся в государственной собственности субъекта Федерации, для размещения органов Совета муниципальных образований в порядке, установленном законодательством субъекта Федерации. При этом органы государственной власти осуществляют контроль за целевым использованием материальных ресурсов и финансовых средств, предоставленных Совету муниципальных образований в соответствии с действующим законодательством.

Согласно Федеральному закону N 131-ФЗ советы муниципальных образований субъектов Федерации могут образовать единое общероссийское объединение муниципальных образований. Оно считается созданным при условии, если в его состав входят советы муниципальных образований не менее двух третей субъектов Российской Федерации.

В состав единого общероссийского объединения муниципальных образований могут входить иные объединения муниципальных образований.

Единое общероссийское объединение муниципальных образований в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, представляет предложения по составу кандидатов в представители Российской Федерации в Палате местных властей Конгресса местных и региональных властей Европы и по составу кандидатов в члены делегации Российской Федерации для участия в Конгрессе местных и региональных властей Европы.

Единое общероссийское объединение муниципальных образований не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований, советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований, ограничивать их деятельность.

В настоящее время создано Единое общероссийское объединение муниципальных образований (ЕООМО), включающее Советы муниципальных образований, которые объединяют значительное большинство муниципалитетов. Среди направлений деятельности ЕООМО: мониторинг федерального законодательства с точки зрения обеспечения интересов местного самоуправления, участие в федеральном законотворческом процессе, содействие деятельности советов муниципальных образований субъектов Федерации. Наряду с ЕООМО продолжают функционировать межрегиональные объединения муниципалитетов: Союз российских городов, Союз малых городов и др. Помимо Советов муниципальных образований в некоторых субъектах Федерации действуют объединения представительных органов муниципальных образований.

Главным содержанием деятельности Единого общероссийского объединения муниципальных образований должен быть диалог с государственной властью с целью выражения и защиты общих интересов муниципальных образований. Диалог, как известно, предполагает внимание каждого его участника к мнению оппонента. Далеко не лишними являются правовые гарантии этого внимания. В Федеральном законе N 131-ФЗ такие гарантии отсутствуют - Закон не содержит никаких нормативно сформулированных обязательств органов государственной власти по отношению к межмуниципальным объединениям.

При обсуждении проекта данного закона в Государственной Думе вносились предложения закрепить в нем эти обязательства, что отвечало бы требованию Европейской хартии местного самоуправления, считающей необходимым консультироваться с органами местного самоуправления в процессе планирования и принятия решений, касающихся этих органов, делая это, насколько возможно, заблаговременно и в соответствующей форме. Однако предложения не были приняты.

Между тем отношения действовавшего до сих пор Конгресса муниципальных образований с федеральными органами государственной власти достаточно подробно был урегулированы Указом Президента РФ от 22 октября 1998 г. и распоряжением Правительства РФ от 31 января 2001 г.

В соответствии с Указом Президента РФ Конгресс муниципальных образований участвует в подготовке проектов федерального бюджета, федеральных законов, иных нормативных актов по вопросам местного самоуправления. Согласно распоряжению Правительства РФ Конгресс регулярно представляет в Правительство аналитическую информацию о деятельности муниципальных образований, органов и должностных лиц местного самоуправления по обеспечению устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований, по реализации конституционных полномочий местного самоуправления; регулярно представляет в Правительство экспертные заключения и материалы с изложением и обоснованием позиции Конгресса в отношении проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти; регулярно представляет в Правительство планы работы Конгресса, информацию о проводимых им мероприятиях с участием муниципальных образований, их союзов и ассоциаций. Со своей стороны федеральные органы исполнительной власти обязаны информировать Конгресс о текущей деятельности по вопросам местного самоуправления, о подготовке проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права и интересы муниципальных образований, а при необходимости привлекать представителей Конгресса к участию в согласовании этих проектов; учитывать позицию Конгресса при рассмотрении предложений по планам законопроектной деятельности Правительства; включать представителей Конгресса в состав комиссий, рабочих групп и иных органов, создаваемых для рассмотрения вопросов, влияющих на положение и развитие муниципальных образований; обеспечивать Конгресс данными статистического наблюдения за ходом реформы местного самоуправления; оказывать в пределах своей компетенции содействие деятельности Конгресса.

Хотя эти документы действуют, в них неизбежно придется вносить уточнения, поскольку вместо Конгресса муниципальных образований действует другое Общероссийское объединение муниципалитетов. Но дело не только в этом. Представляется, что основы отношений между объединениями муниципальных образований и органами государственной власти федерального и регионального уровня все-таки должны быть определены в Федеральном законе. Это послужит существенной гарантией конструктивного диалога между органами государственной и муниципальной власти и их делового сотрудничества.

 

Глава XI. Функционально-правовое содержание местного самоуправления

 

Базовой правовой категорией, выработанной наукой и законодательной практикой, которая характеризует содержание деятельности любого субъекта социального управления, в том числе местного самоуправления, является компетенция данного субъекта. Компетенцию можно понимать как официально определенную возможность действовать в какой-либо сфере общественных отношений, влияя на положение дел в этой сфере правовыми способами.

Понятие компетенции применимо как к местному самоуправлению в целом, так и к органам местного самоуправления. Конституция исходит из того, что именно местное самоуправление в целом как особый институт в системе социального управления является обладателем компетенции в разных сферах общественной жизни. Причем реализует эту компетенцию не институт местного самоуправления, как таковой, а составляющие его основу территориальные сообщества. Именно территориальные сообщества, действующие в границах муниципальных образований, являются носителями, "первообладателями" компетенции местного самоуправления.

Принципиальная особенность компетенции местного самоуправления, которую можно считать компетенцией муниципальных образований, рассматриваемых не только в качестве территориальных единиц, но и в качестве территориальных сообществ, является то, что составной частью этой компетенции выступают вопросы местного значения.

Определяя вопросы местного значения, Федеральный закон N 131-ФЗ устанавливает круг деятельности местного сообщества, сферы общественных отношений, в которых оно может и должно функционировать. Таким путем обозначаются пределы муниципальной активности в их "первом приближении", которые в развернутом виде представляются системой полномочий местного самоуправления и его органов, - совокупностью их конкретных прав и обязанностей. Вопросы местного значения и полномочия (права и обязанности) по их осуществлению обозначают подход к определению функционального назначения местного самоуправления, дают возможность квалифицировать это назначение оптимальным образом.

Конкретное содержание вопросов местного значения, решаемых органами местного самоуправления и населением непосредственно, выглядит в Федеральном законе N 131-ФЗ не так, как в Федеральном законе N 154-ФЗ. Важнейшая особенность в определении этих вопросов Федеральным законом N 131-ФЗ состоит в их разграничении между типами муниципалитетов в соответствии со спецификой каждого из этих типов. Сельские и городские поселения, муниципальные районы, городские округа получили свои перечни вопросов местного значения. И это логично - смысл учреждения муниципалитетов разных типов состоит именно в том, чтобы выявить и закрепить особенности содержания их деятельности.

 

Вопросы местного значения

 

Согласно Федеральному закону N 131-ФЗ вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом N 131-ФЗ осуществляется населением или органами местного самоуправления самостоятельно.

Таким образом, согласно концепции, заложенной в первоначальной редакции указанного Закона, первый отличительный признак вопросов местного значения - их направленность на непосредственное жизнеобеспечение населения и их локальный характер. Последствия решений этих вопросов должны, в принципе, ограничиваться территорией данных муниципальных образований.

Второй особенностью вопросов местного значения, как она определяется Федеральным законом N 131-ФЗ, является их самостоятельное решение муниципалитетами. Оптимальный вариант самостоятельности в данном случае предполагает их решение за счет местных бюджетов.

Федеральный закон N 131-ФЗ определяет перечень вопросов местного значения как закрытый, гарантируя тем самым отграничение сферы муниципальной деятельности от сферы деятельности органов государственной власти. Концепция закона в его первоначальной редакции заключалась в том, что все, что не отнесено Законом к вопросам местного значения, относится к сфере деятельности органов государственной власти и не может обеспечиваться средствами местного бюджета. Любое дело, поручаемое органам местного самоуправления органами государственной власти, поскольку оно не входит в рамки вопросов местного значения, является государственным делом и должно обеспечиваться соответствующими субвенциями из регионального или федерального бюджета. Таким путем ставилась преграда практике так называемых нефинансируемых мандатов, когда на органы местного самоуправления возлагались обязанности без всякого их подкрепления материальными и финансовыми ресурсами, что привело к тяжелому финансовому положению органов местного самоуправления и до сих пор серьезно ограничивает их возможности в решении вопросов местного значения.

Третья отличительная особенность вопросов местного значения заключается в том, что самостоятельное их решение гарантируется закреплением в законе состава муниципального имущества применительно к этим вопросам (ст. 50). Реальная возможность решать какие-либо иные вопросы во многих случаях появляется, если состав узаконенного имущества соответственно расширяется.

Четвертая отличительная особенность вопросов местного значения заключается в том, что они относятся к компетенции муниципального образования как такового. Формулу Федерального закона N 131-ФЗ о вопросах местного значения соответствующего муниципального образования (ст. 14-16) следует понимать в том смысле, что эти вопросы решаются либо населением непосредственно, либо органами местного самоуправления, создаваемыми прямо или опосредованно тем же населением.

Как уже отмечалось выше, объем муниципальной деятельности столь велик, что население само не в состоянии его освоить. Поэтому основную долю вопросов местного значения решают органы местного самоуправления. В то же время население может в зависимости от обстоятельств решить любой из этих вопросов. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определяет, что на местный референдум выносятся вопросы местного значения.

У муниципального образования в лице соответствующего территориального сообщества, т.е. проживающего в данном муниципальном образовании населения, может быть своя собственная "исключительная" компетенция. Напомним, что федеральным законом, Конституцией (уставом), законом субъекта Федерации, уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум. Выше отмечалось, например, что в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ (ст. 59) вопросы введения и использования средств самообложения граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан). На сходах граждан, проводимых в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек решаются все важнейшие вопросы местного значения поселения (ст. 25).

Пятая примечательная черта вопросов местного значения состоит в том, что они определяются применительно к конкретным типам муниципальных образований. Федеральный закон N 154-ФЗ устанавливал единый для муниципальных образований всех типов перечень вопросов местного значения. Исключением являлись муниципальные образования, расположенные в границах другого муниципального образования - их компетенция разграничивалась законом субъекта Федерации, а в крупных городах, имеющих внутригородские муниципальные образования, - уставом города.

Федеральный закон N 131-ФЗ определяет перечень вопросов местного значения отдельно для муниципальных образований городских и сельских поселений, для муниципальных районов и для городских округов. Перечень вопросов местного значения для внутригородских муниципальных образований городов федерального значения устанавливается законами городов федерального значения с учетом соответствующих положений Федерального закона и исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.

Такой подход к определению вопросов местного значения позволяет лучше учесть особенности содержания деятельности муниципалитетов различных типов, специфические условия их деятельности.

Определяя вопросы местного значения, Федеральный закон N 131-ФЗ существенно уточнил функциональную характеристику местного самоуправления по сравнению с Федеральным законом N 154-ФЗ. В связи с этим некоторые вопросы местного значения перестали быть таковыми, поскольку целиком вошли в состав предметов ведения органов государственной власти субъектов Федерации (например, обеспечение социальной поддержки населения). Другие подразделились на части. И теперь одни их элементы входят в перечень вопросов местного значения, а другие - в состав полномочий региональных органов государственной власти. Например, что касается организации общего образования, то у муниципалитетов осталось содержание школьных зданий плюс оплата коммунальных расходов; сохранилась и организация бесплатного дошкольного образования.

К октябрю 2003 г. Федеральный закон N 131-ФЗ насчитывал 22 вопроса местного значения поселений, 20 - муниципального района и 27 - городского округа. Ныне их значительно больше. В основном они однотипны для органов местного самоуправления разных уровней, хотя и имеют разное содержание для каждого уровня. Кроме того, некоторые вопросы относятся только к органам местного самоуправления одного уровня. Взяв их в совокупности, можно условно сгруппировать их содержание. Группировка эта выглядит следующим образом: формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности данного муниципального образования; выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района. Это нынешние вопросы, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью, причем предпоследний характерен только для муниципального района.

В области социально-бытового обслуживания населения: организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, при этом тепло- и газоснабжение не вменено в обязанность муниципального района; создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения.

В сфере культуры: организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального образования; охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения; создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории поселения; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении; создание музеев.

В сфере образования: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования, а также организация отдыха детей в каникулярное время (в городском округе); организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования, а также организация отдыха детей в каникулярное время (в муниципальном районе); создание муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования (в городских округах); осуществление функций учредителя муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 г. (в муниципальных районах).

В области медицинского обслуживания: организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов; организация оказания на территории городского округа (за исключением территорий городских округов, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов; создание службы неотложной медицинской помощи в структуре медицинских учреждений в целях оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи (для городских округов и муниципальных районов).

К этим вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи, примыкают вопросы, решение которых направлено на охрану здоровья граждан. Это: обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий; создание условий для массового отдыха и организация обустройства мест массового отдыха населения; создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения; создание условий для обеспечения поселений услугами по организации досуга и услугами организаций культуры; создание условий для развития туризма.

К строительным вопросам местного значения и вопросам предоставления жилья относятся: утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки; утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа; резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд; осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа; утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения; обеспечение малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 г.

Благоустройство муниципалитетов обеспечивается решением таких вопросов, как: организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа; организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; выдача разрешений на установку рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе" (для городских округов и муниципальных районов); присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов.

Охрана окружающей среды связана с решением вопросов организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; осуществление муниципального лесного контроля и надзора (для поселений и городских округов); организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (для городских округов; муниципальные районы по закону не обязаны "собирать" отходы); кроме того, экологические проблемы решаются организацией мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (для городских округов) или организацией мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды (для муниципальных районов).

К этому перечню относится и ряд других вопросов местного значения - охрана общественного порядка, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, работа с детьми и молодежью, организация противопожарной охраны и пр.

Если рассматривать вопросы местного значения как функции, направления деятельности, как "свернутые полномочия" (права и обязанности) в том виде, как они представлены в Федеральном законе N 131-ФЗ, нельзя не отметить ряд их изъянов.

Во-первых, в Законе не удалось в полной мере отграничить вопросы местного значения, решаемые муниципалитетами разных уровней. В некоторых случаях формулировки этих вопросов выглядят одинаково, скажем, для поселений и муниципальных районов. Например, "создание условий для обеспечения поселений" (муниципальных районов) услугами по организации досуга и услугами организаций культуры; "организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью" (в поселении и в муниципальном районе); "создание условий по предоставлению транспортных услуг населению" (в поселении и муниципальном районе - межпоселенческий транспорт) и т.д. Во-вторых, неясность, неоднозначность формул, определяющих вопросы местного значения, - "создание условий", "участие", "оказание содействия". В-третьих, вместо определения общего направления деятельности, функции, которая затем в других законах должна конкретизироваться в полномочиях, определяются сами эти конкретные полномочия, права и обязанности органов местного самоуправления, например "утверждение схем территориального планирования муниципального района", "выдача разрешений на установку различных конструкций", "присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в городском округе" и т.д.

Кроме этих технико-юридических погрешностей, перечень вопросов местного значения содержит недостатки концептуального ("системного") характера. К ним относится прежде всего деление "вопросов" на две части, неравные по своему правовому значению. Одну из них - большую - муниципалитеты обязаны решать. Другую - меньшую по объему - вправе решать. Можно ли здесь видеть связь с делением вопросов местного значения на обязательные и факультативные? Скорее всего, так оно и есть.

Согласно Федеральному закону N 131-ФЗ (ст. 14.1, 15.1, 16.1) органы местного самоуправления поселения имеют право на: создание музеев поселения; совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса; участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству; осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 г.; создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории поселения; оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории поселения; участие в организации и осуществлении мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения; создание муниципальной пожарной охраны; создание условий для развития туризма.

Органы местного самоуправления муниципального района имеют право на: создание музеев муниципального района; участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству; создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории муниципального района; оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории муниципального района; создание службы неотложной медицинской помощи в структуре медицинских учреждений в целях оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи; осуществление функций учредителя муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 г.; создание условий для развития туризма.

Органы местного самоуправления городского округа имеют право на: создание музеев городского округа; создание муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования; участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству; осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 г.; создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории городского округа; оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории городского округа; создание службы неотложной медицинской помощи в структуре медицинских учреждений в целях оказания на территории городского округа первичной медико-санитарной помощи; создание муниципальной пожарной охраны; создание условий для развития туризма.

В статье 19 Федерального закона N 131-ФЗ записано, кроме того, что органы местного самоуправления (любого уровня) вправе осуществлять расходы за счет местного бюджета (за исключением средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на реализацию полномочий, не переданных им в соответствии со ст. 19 указанного Закона, если возможность таких расходов предусмотрена федеральными законами. Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением средств, передаваемых местному бюджету на целевые расходы) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Можно заметить, что часть этих вопросов перенесена в разряд необязательных из разряда обязательных, где они были прежде. Таковы, например, вопросы, связанные с участием в опеке и попечительстве. Другая часть воспроизводит вопросы, отделяя их от других, уже фигурировавших в законодательстве в качестве прав, а не обязанностей. Это создание музеев, создание органами местного самоуправления муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования (это право установлено Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в ред. от 18 июля 2006 г.)).

Однако право осуществлять какое-то полномочие должно быть согласовано с тем органом, который его до сих пор выполнял в качестве обязательного. Создание местных музеев не требует такого согласования: "Музей мыши" в городе Мышкине Ярославской области или "Музей помещика Щапова", открывшего в свое время в поселке Щапово Подольского района Московской области сельскохозяйственное училище, - дело сугубо местное и непосредственно не влияет на права и обязанности граждан.

Но вот опека и попечительство, нотариат, действия в межнациональной сфере требуют ответственного перед гражданами поведения. Не может орган местного самоуправления сегодня заняться опекой, а завтра перестать в ней участвовать, то же нотариальными и другими действиями. Значит, хотя установленные законом полномочия - дело добровольное, они должны быть подкреплены какими-то правилами. Если орган местного самоуправления берется за осуществление этих полномочий, они на какой-то срок становятся для него обязательными и выполняются в определенном порядке. Поэтому законодатель должен установить процедуру, предполагающую порядок реализации предоставленных муниципалитетам прав. При этом важно более четко, чем сейчас, определить сами эти права. Формула о "содействии" опеке и попечительству, как выше отмечалось, не дает возможности уяснить содержание этого права. То же с "содействием национально-культурному развитию народов Российской Федерации".

В некоторых из сфер, затрагиваемых правами органов местного самоуправления, действует разветвленная система федерального и (или) регионального законодательства. По-видимому, в актах, связанных с вхождением органов местного самоуправления на началах добровольности в эти сферы, будет определено, в какой мере эти органы должны соблюдать соответствующие нормативные предписания, как должна делиться ответственность между ними и органами, выполняющими в данной сфере свои обязанности, и т.д.

В Федеральном законе N 258-ФЗ содержится общая норма о том, что органы местного самоуправления вправе участвовать в осуществлении новых государственных полномочий, кроме названных, если это участие предусмотрено федеральными законами. Однако в нем не установлен порядок договоренности о таком участии, закрепленный в Федеральном законе N 199-ФЗ, - о согласовании условий участия и о том, что федеральные законы могут определять возможность и пределы правового регулирования органами государственной власти этого участия. Надо полагать, что в законодательстве эти моменты еще найдут свое отражение и определенное противоречие двух законов будет устранено.

Из всего этого следует, что концепция полномочий органов местного самоуправления, заложенная в первоначальной редакции Федерального закона N 131-ФЗ, оказалась существенно поколебленной (если не отвергнутой). Единственно возможный вид государственных полномочий, о которых указывалось в законе (в соответствии с Конституцией РФ), были делегированные государственные полномочия, режим передачи и исполнения которых органами местного самоуправления предусматривает выделение достаточных субвенций из государственных (федерального или региональных) бюджетов и соблюдение иных важных условий. Все полномочия органов местного самоуправления, установленные законами и не связанные с решением вопросов местного значения, признавались государственными полномочиями.

Как отмечалось выше, установление такого порядка было одной из главных целей муниципальной реформы - ликвидировать нефинансируемые государственные мандаты, налагавшие на органы местного самоуправления тяжелое бремя расходов. Введение добровольных исполняемых государственных полномочий таит опасность возвращения к нефинансируемым методам, хотя и на факультативной основе. При этом закрытый для вопросов местного значения и полномочий по их решению перечень муниципального имущества "приоткрыт" для добровольно исполняемых государственных полномочий - теперь в собственности муниципальных образований может также находиться имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами.

Это позволяет сделать вывод о том, что перевод Федеральным законом N 122-ФЗ в ведение органов государственной власти широкого комплекса полномочий по обеспечению социальной поддержки ряда категорий граждан не оправдал себя, и что возвращение части этих полномочий муниципалитетам в режиме отдельных государственных полномочий не исправляет полностью сложившегося положения дел. Это не значит, что решить проблему могут добровольно исполняемые государственные полномочия. Совместное ведение какой-либо сферы общественных отношений региональными и муниципальными органами все равно предполагает в качестве оптимальной меры четкое разграничение полномочий, обязательных для исполнения каждой инстанцией. Иначе трудно будет установить их ответственность.

Практика добровольно исполняемых органами местного самоуправления государственных полномочий может быть оправдана необходимостью гибкого подхода к возможностям разных муниципалитетов, учета конкретных условий, традиций, ресурсов, других особенностей. При этом следует учитывать главное предназначение муниципалитетов, которое заключается в решении вопросов местного значения. Можно поддерживать только такую практику, при которой исключается всякое давление на органы местного самоуправления. Важно следить за тем и добиваться того, чтобы государственные полномочия добровольно исполнялись не в ущерб решению вопросов местного значения, поскольку в противном случае может быть потерян самый смысл существования и функционирования самого института местного самоуправления.

Концептуальные возражения вызывает еще одна группа вопросов местного значения, явно выделяющаяся на фоне всех других вопросов. Это организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны; создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований; организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству.

Хотя эти вопросы названы вопросами местного значения, на самом деле они таковыми не являются. Это вопросы государственного значения, ответственность за решение которых лежит на органах государственной власти. Переход их в разряд местных свидетельствует о слабости государственных органов, их неспособности справиться с вызовами времени.

Конечно, вопросы местного значения, решение которых определяет экономическое и социальное развитие муниципальных образований, являются составной частью программ общенационального развития. Более того, их решение возможно только в синхронном сочетании с осуществлением общенациональных программ. Однако они имеют свою специфику, отграничивающую ее от государственных дел. Таким образом, если рассматривать весь перечень вопросов местного значения, как они определены в Федеральном законе N 131-ФЗ, можно сказать, что они представляют некий конгломерат местных и государственных дел, что-то среднее между компетенцией прежних местных Советов депутатов трудящихся и органов местного самоуправления.

Конечно, понятие вопросов местного значения - сложное понятие. Доктринальные споры по нему ведутся давно и далеки от разрешения. Существует точка зрения об относительности деления дел на государственные и муниципальные, о том, что вопросы местного значения далеко не безразличны для государства в целом и, наоборот, государственные дела имеют существенное значение для местной власти.

Выдающийся российский правовед-административист А.И. Елистратов писал почти 100 лет тому назад: "Какую бы задачу самоуправления мы ни взяли - дорожное дело, народное образование, призрение бедных, с нею всегда связаны не только интересы данной местности, но и всего населения государства. Антисанитарное состояние одной местности может явиться источником эпидемии, грозной для целого края. Народная тьма глухой провинции задерживает политическое развитие всей страны и т.д., с ростом культуры взаимная связанность отдельных местностей становится тем более тесной и многообразной, а вместе с тем все более стирается ясная грань между местными и широкими общественными делами... Собственных дел, которые по природе своей составляли бы естественную компетенцию самоуправляющихся общественных групп, в действительности совсем не существует. У отдельных отраслей государственного управления нет таких естественных свойств, которые делали бы их, безусловно, то предметом самоуправления, то задачами правительственной деятельности: в осуществлении каждой из задач государственного управления в современных государствах, обыкновенно, участвуют и коронная администрация, и органы самоуправления. Распределение предметов ведомства между самоуправлением и коронной администрацией определяется не существом дела, а изменчивыми соображениями политической нецелесообразности. Один и тот же предмет в одном государстве в данное время может быть отнесен к самоуправлению, в другом или в другое время - к компетенции правительственных учреждений"*(107).

Признавая относительность разграничения дел на местные и государственные, известные исследователи российского самоуправления все же видели основания для различения тех и других. Князь А. Васильчиков в своем капитальном трехтомном труде, посвященном истории становления и развития местного самоуправления, подчеркивал, что "круг вопросов местного значения отличается от тех дел, которые вершатся на верхних этажах государственного здания". "Ставить починку мостов, исправление дорог, - писал он, - призрение бедных, продовольствие голодных в зависимость от того же начальства, которое объявляет войну, заключает трактаты, издает законы и заправляет финансами, значит, смешивать два действия, требующие различных способностей; от этого смешения происходит то, что в централизованных государствах местные интересы приносятся в жертву общим и совершенно теряются из виду"*(108).

В современной доктрине, несмотря на разность мнений, преобладает точка зрения о том, что выделение вопросов местного значения для решения их выборными муниципальными органами или населением непосредственно, имеют не только политический, но экономический и организационно-управленческий смысл.

В современном цивилизованном демократическом государстве политические решения, связанные с перераспределением дел "по вертикали", не могут быть произвольными. Международное сообщество к нынешнему времени выработало общие принципы разграничения компетенции, с которыми должны считаться политики и законодатели. Важнейший из них - принцип субсидиарности, нашедший свое правовое закрепление, в частности, в Европейской хартии местного самоуправления, подписанной и Российской Федерацией.

В статье 4 Европейской хартии местного самоуправления говорится: "Осуществление публичных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам. Передача какой-либо функции какому-либо другому органу власти должна производиться с учетом объема и характера конкретной задачи, а также требований эффективности и экономии"*(109).

Таким образом: а) объем, б) характер поставленной задачи, в) эффективность, г) экономичность ее решения - таковы требования, которые должны приниматься во внимание при определении уровня публичной власти, на решение которого передается тот или иной вопрос. То, что может хорошо делаться на низовом уровне, с учетом всех особенностей и обстоятельств места и времени, должно делаться именно на этом и ни на каком другом уровне.

В докладе Координационного комитета по местным и региональным органам власти Совета Европы, подготовленном в 1994 г., утверждается, что существуют полномочия, которые объективно могут лучше реализовываться на местном, чем на центральном уровне, так как они предполагают знание положения дел из первых рук.

Это, особенно полномочия, относящиеся к условиям жизни, - дороги, жилье, культура, социальная помощь, молодежная политика, развитие и городское планирование"*(110).

В докладе "Децентрализация и местная демократия в мире", подготовленном группой ученых из разных стран, подтверждается, что в подавляющем большинстве государств содержание деятельности органов местного самоуправления примерно такое же*(111).

Таким образом, функциональное назначение местного самоуправления заключается в особом способе децентрализации управленческих дел, близких к условиям жизни людей, причем не больших людских масс, а главным образом малых групп и конкретных граждан. Решение этих дел требует безусловного учета местных условий и возможностей, а также демократических процедур, обеспечивающих осуществление непосредственным образом права граждан участвовать в управлении публичными делами, и на этой основе способствует повышению эффективности управления.

Из этого исходил, надо полагать, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления"*(112), когда определял в качестве вопросов местного значения "вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования".

Понятие "жизнеобеспечение" имеет весьма широкое содержание. Возможность применить его к функциональному назначению местного самоуправления позволяет термин "непосредственное". Непосредственное - значит, прямое, без посредников, ближайшее и т.д. Вопросы непосредственного жизнеобеспечения, как правило, связаны с оказанием или организацией оказания социальных услуг данному гражданину или группе граждан, проживающим в соответствующем муниципальном образовании. Результаты решений, связанных с оказанием услуг, ограничиваются, как правило, территорией муниципалитета, населенного пункта, улицы, дома, квартиры, хотя в конечном счете они могут быть связаны с государственными интересами.

Именно таковы должны были быть результаты решений большинства вопросов местного значения, перечень которых устанавливался в первоначальной редакции Федерального закона N 131-ФЗ. Это, напомню, электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом, народное образование, здравоохранение, дороги, транспортные услуги, первичные меры пожарной безопасности, создание условий для обеспечения населения услугами связи, общественного питания, торговли, бытового обслуживания, библиотеки, охрана местных объектов культурного наследия, физкультура, спорт, работа с молодежью и др.

Вскоре к этим вполне самоуправленческим вопросам прибавили те, о которых идет речь.

Сейчас у органов местного самоуправления поселения всего 34 вопроса местного значения, у органов местного самоуправления муниципального района - 32, у органов местного самоуправления городского округа - 39.

Все ли эти вопросы связаны напрямую с услугами населению? Можно ли считать, что в соответствии с принципом субсидиарности они (главным образом, включенные в перечень вопросов местного значения в последнее время) могут быть решены наиболее эффективным образом?

Как могут, скажем, органы местного самоуправления поселения или даже района заниматься профилактикой терроризма и экстремизма? У них и милиции-то своей до сих пор нет, а общественный порядок защищают государственные милицейские структуры. А гражданская оборона? Какое отношение к ней имеют услуги населению или "непосредственное жизнеобеспечение"?

То же с мобилизационной подготовкой. Конечно, время сейчас неспокойное, но ведь не предвоенное. Если, действительно, с безопасностью не все так гладко, так ведь прямое дело именно государства и его органов ее обеспечить. Зачем же путать функциональное назначение различных уровней публичной власти?

А содействие в развитии сельскохозяйственного производства? Когда-то этим занимались сельские советы. В их задачи входило и культурно-бытовое обслуживание населения. Но результаты их работы оценивались, прежде всего, по урожайности сельскохозяйственных культур и надоям молока на корову в колхозах и совхозах.

Однако в условиях рыночной экономики сельским хозяйством занимаются (или, по крайней мере, должны заниматься) частные структуры. Зачем привлекать к их делам органы местного самоуправления? И потом - что значит "содействие" развитию сельского хозяйства? Формула крайне неопределенная. Содействие может быть в форме прямых дотаций сельскохозяйственным предприятиям из местных бюджетов, помощи в организации посевных и уборочных кампаний, выделении транспорта и т.д. Разве это входит в функции самоуправления? И разве это не является перераспределением налогов в пользу частного капитала?

Из всего этого следует вывод: решая задачу утверждения и развития местного самоуправления, необходимо при определении вопросов местного значения придерживаться функционального назначения данного демократического института, исключающего по своей природе решение задач, прежде всего присущих органам государственной власти или предпринимательским структурам.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных