ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Проблемы нравственного развития и воспитанияДелинквентность, отклонения в поведении наиболее прямо соотносятся с нарушениями нравственного развития личности. Именно отклонения в развитии этой сферы личности непосредственно влияет на неприятие ребенком, подростком требований окружающих, отказ от социальных норм, ценностей. Сложность, «неуловимость», ненаглядность понятия нравственности, отсутствие четких критериев морального развития часто отвращает от обращения к этой сфере при разработке психотерапевтических программ, систем психокоррекционных действий, Направленных на оказание помощи делинквентному подростку, и сам воспитатель, и подросток часто «строят мину» при упоминания о морали и нравственности, другие воспитатели научаются говорить о морали, убеждая себя в том, что императивными высказываниями можно побудить других принять правильные нормы, смысл которых не ясен ни им, ни подросткам, но вопрос «зачем, если можно действовать и неправильно?» остается без ответа. Поэтому стремление все объяснить нравственностью, недоразвитием моральной сферы личности хотя и является привлекательным, но сразу находит препятствие в виде «неоперационализируемости» понятия нравственности, морали, «недейственности» разговоров об этой стороне человеческих отношений. Причина, как представляется, в способе использования понятий, терминов, самом подходе к объекту. Другими словами, если есть несоответствие намерений и морали, то разговоры на эту тему подросткам-делинквентам кажутся пустыми, необоснованными («Зачем поступать правильно, если можно стараться не попадаться?»), а педагогам недейственными («Подростка такими увещеваниями не пронять, нужны сильные меры»). Мораль основана на принятии другого человека, ценности человека. Манипулирование, стремление повлиять на другого, не вовлекаясь самому, не касаясь личностно, чувствуя себя субъектом, а другого — пассивным воспринимающим все «как нужно» объектом, уже есть противоречие морали. Эти рассуждения, в отличие от «нотаций», категорических утверждений, что «надо поступать так, а так — нельзя», не являются необоснованными, как не являются и общими и далекими от настоящего, от реальности. Операционализация здесь означает не разработку приемов влияния, а конкретизацию, усмотрение «общего» в любом конкретном случае. Это не означает, что конкретный воспитатель всегда стоит перед такой задачей, с которой он действительно может справиться по причинам, иногда с задачей очень трудно справиться из-за недостатка времени и других ресурсов. Отказ от морали, принятия другого как ценности, уважение может вызываться не только тем же стремлением, что и у подростка, выбирающего более «легкий», как кажется, путь самоосознания, самопостроения. Отказ от моральных ценностей, хотя бы и при внешнем проговаривании и согласии с моралью, может оказаться защитным, ведь достаточно часто складываются условия, в которых ограничены возможности личностного контакта, где и происходит «передача» ценностей, усвоение ребенком, подростком морали. Поставленный перед задачей «морального воспитания» и не имеющий возможности — не говоря о внутренних возможностях, желании — создавать «моральные отношения» (или личностные) с ребенком, воспитательможет в отчаянии изменить свое отношение к человеку, к ребенку. Проявляется это в смене приемов, использовании «жестких мер». По сути, это переход на отношение к ребенку как пассивному объекту. В то же время, такая смена приемов может субъективно оцениваться как отказ от эфемерных представлений, иллюзий, от гуманистических идеалов как простой риторики. Нравственность, гуманистический подход на практике кажется лишь проговариванием легковесных, не касающихся реальности фраз. Это означает, что, видимо, суть морали и была воспринята первоначально как риторика и принята мораль вначале была в качестве «красивых словоговорений», затем же отвергнута как пустая мечта, не относящаяся к реальности, хотя и привлекательная в каких-то — вероятно, игровых — моментах. Надо отметить, что действительность не «учитывается» не в самой морали, а в неадекватных представлениях о том, что если о морали начать говорить, то действительность сразу будет соответствовать идеальному представлению о должном. Действительность отличается от представлений «наивного моралиста» или «игрока» о его роли. Роль воспитателя, как представляется, видимо, заключается не в определении взглядов воспитываемых, а в создании условий, в которых подросток сможет сам выбрать свои ценности, определить сам свое отношение ко всему, в том числе, свои моральные отношения, «выбрать» ценности, условно говоря. Действительность тем отличается от представлений о ней не имеющего практического опыта моралиста, что она требует очень многого, большего, чем знает и умеет человек до начала своей деятельности. Испытав затруднения, человек либо ищет такие пути решения, которые связаны с его собственным развитием, ищет те ответы, вопросы для которых еще даже не поставлены им, но интуитивно чувствуя в каком направлении или от какого четкого, но прошлого решения надо двигаться, либо обращается к известным способам преодоления, хотя при этом сразу меняет свои ценности. Смена ценностей («измена ценностям») здесь обязательно происходит, даже если человек не принимает решения об этом. На эту тему — «невольного» изменения ценностей — написано много художественных произведений, в частности, русскими писателями. Человек идет либо по пути развития, либо адаптации, и тогда вопрос о том, насколько мораль «отвлеченное понятие» и можно ли заставить другого выбрать моральные ценности оказывается точкой, с которой начинается обращение к себе, толчком к рефлексии, анализу своих стремлений — не только целей. Еще, помимо нахождения в себе позиции навязывания другому морали, встает задача анализа некоторого эгоцентризма в сфере инструментальной: каждый идет к выбору ценностей своим путем и ведение по своему пути другого может оказаться, мягко говоря, неэффективным. Представляется возможным только обратить взгляд подростка на тот путь, который связан с самостоятельным выбором ценностей, осознания своих желаний, развитием способности быть субъектом своего пути, своих стремлений, тот путь, который в меньшей степени «обставлен» защитами и искажениями сознания, уходом от понимания своих конфликтов. (Важен, конечно, предыдущий этап эмоциональной подготовки, чувства принятия, разделенные с близкими; что и готовит этап осознанного отделения и выбора). Другими словами, сказать ответ — означает сразу определить цели пути, но этим ответом путь не будет пройден, в лучшем случае, найдется более короткий, но все же связанный с трудностями, переоценками и открытиями. В худшем случае, сказать ответ — значит дискредитировать итоговую ценность. Это происходит в случае, если путь особенно длителен или когда сообщающий «истину» сам лишь вербально ее исповедует. Также очень важную роль играют возрастные особенности: для каждого—свои пути осознания ценностей, нахождения себя. То, что кажется одному человеку ясным и обоснованным, другой отвергает. То же и в отношении особенностей деятельности, в которой человек способен построить себя, выбрать свои ценности. Если для взрослого, как представляется, эта деятельность, в основном, происходит во «внутреннем плане», в размышлениях, разговорах со значимыми людьми, то для подростка ценности должны быть предъявлены во всей своей действенности, в своем «функционировании», в «предметном воплощении», связанными с потребностями (личностные ценности и потребности близко подходят друг к другу, но по сути различны — Д.А. Леонтьев; их дифференциация говорит о взрослении). Другими словами, мораль для подростков еще не отделилась полностью от сферы потребностей и как-то еще увязывается с понятиями блага, удовольствия, радости и пр. Отвлеченная радость пока подростку, вероятно, не ясна. Противоречивость самой морали, природы человека порождает различные интерпретации этих проблем. Однако, сами интерпретации влияют на сознание человека и представляют уровень развития человека как такового. Вышеприведенное краткое обсуждение проблемы морального развития и воспитания опирается на современные представления о механизмах развития личности, о природе личности, в частности, на принцип понимания личности как активной и в то же время реактивной системы. Приведенные размышления не претендуют на новизну, напротив, они отражают определенный исторически конкретный уровень осознания проблемы морали, нравственности. Возможно, критическое отношение необходимо, но эти размышления обращены не столько к задаче прояснения «сути морали», сколько направлены на операционализацию представлений о морали, так, чтобы отыскать ее в любом отношении людей. В последнем случае также не исключен критический анализ, но первоначально надо осознать те препятствия, которые скрывают моральную сторону отношений от осознания. Предположительно, причины здесь в игровых отношениях, осознание которых и выступает задачей психолога. Поэтому мораль, нравственность, их понимание человеком необходимо изучать с психологической точки зрения. Также, помимо игровых отношений, вытеснения и пр. необходимо учитывать степень осознанности себя и отношений к другому, поскольку если дифференциация сознания в сфере отношений между людьми низкая, то вопрос о морали перед таким сознанием не возникает. Обсуждение вопросов морали, морального развития личности и воспитания, как представляется, является необходимым при анализе практически любых вопросов, касающихся отношений между людьми, социальных действий, потому что очерчивает ориентиры, позволяет уяснить и денотат и коннотат понятия морали и морального развития. Это, в известном смысле, задает определенные методологические ориентиры и позволяет наметить пути операционализации проблемы. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|