Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЗАКОНЧЕНА КНИГА САНАТСУДЖАТЫ 17 страница




ДАНАПАТИ — «Владыка (жертвенных) даров», «Щедрый», мужское имя.

ДАНДАЧАУРИ — (данда — наказание, чаура — разбойник) имя апсары; в этом имени сказывается отрицательное отношение Вед к апсарам.

ДАНДИКА — «Палка», «древесный», название страны, во времена Рамы сплошь покрытой лесом. (Лесистая).

ДАНДИМУКХА — «Главный жезлоносец» или «глава (ходящих) с посохом», то есть нищенствующих аскетов; имя одного «лесного человека».

ДАНУ — имя жены Кашьяпы, матери данавов.

ДАРАДА — название народа, жившего в верховьях Инда.

ДАРДУРА — «Лягушка», «облако»; название горного хребта в Малабаре; здесь — родина сандалового дерева.

ДАРУКА — «Даритель», «даятель»; сын Сатьяки, возничий Кришны.

ДАШАГРИВА — «Десятиголовый» или «с десятью шеями», Равана.

ДАШАРАТХА — «имеющий 10 колесниц», имя разных князей, из которых славнейший — отец Рамы из рода Икшваку, правитель Айодхьи.

ДАШАРХА — название одного рода, к которому принадлежал Кришна, отчего это слово употребляется как эпитет.

ДВАЙПАЯНА — (двипа — остров) «островитянин», эпитет риши Вьясы; эпитет Кришны-Двайпаяны, автора Упанишады (см. МБх‑а, I, 1 и Чхандогья уп.).

ДВАПАРА — сторона игральной кости с двумя очками; название 3‑го мирового периода (юги) с длительностью в 2000 + по 200 лет «утренних и вечерних сумерок», всего 2400.

ДВИВИДА — «Двувидный», имя лесного человека, сына Ашвинов и союзника Рамы.

ДЖАЙТРА — «Победный», название колесницы Индры.

ДЖАМАДАГНИ — отец Парашурамы (см. Рама); значение слова не ясно; схолиаст объясняет «горящий», «пылающий»; Джамадагни — известный риши, часто упоминаемый вместе с Вишвамитрой; он противник Васиштхы.

ДЖАМБАВАН — (джамбу — особое плодовое дерево из вида эугениа); название особо ценимого золота, добываемого из реки Джамбу; имя царя медведей, союзника Рамы; он — отец Джамбавати, одной из жен Кришны. Этот момент свидетельствует о том, что под «медведями», как и под «обезьянами» вернее понимать не зверей, а племена, имеющие тотемом соответственного зверя.

ДЖАМБУ — название плодоносного дерева и реки с золотоносным дном; золото этой реки особенно ценилось в Индии, подобно тому, как в Малой Азии ценилось золото офирское.

ДЖАМБХА — «Укус», «клык», «пожиратель», имя ракшаса, побежденного Кришной, а также разных других ракшасов.

ДЖАНАКА — «Родитель», имя царя Видехи (Митхилы); отец Ситы.

ДЖАНАМЕДЖАЯ — «приводящий людей в трепет», сын Парикшита, царя Хастинапуры (Ср. МБх‑а 1, 3).

ДЖАНАРДАНА — «угнетатель людей», «побуждающий людей», эпитет Кришны.

ДЖАРАСАНДХА — имя царя Магадхы и Чеди; Д‑а — тесть Камсы, противник Кришны; был убит Бхимой. По легенде он родился несрощенный, двумя половинами, которые были соединены (самдхита) ракшаской Дарой, откуда и его имя.

ДЖАРАТКАРУ — «Старый певец», имя одного риши.

ДЖАТАЮ — «косматый», легендарный коршун, сын Аруны, брата Гаруды; Джатаю — брат Сампати.

ДЖАХНАВА — имя по отцу Ганги, приёмной дочери Джахну.

ДЖАЯДА — «дающий победу», имя одного народа.

ДЖАЯДРАТХА — «Победная колесница», имя царя Синдху и Саувиры, сторонника кауравов.

ДЖИВАПУТРИ — «дочь Дживы» («живой») — Притха, мать Пандавов.

ДЖИМУТИ — «Грозовая туча», гора; имя одного ракшаса.

ДЖИШНУ — «победитель», эпитет Индры, Вишну, Кришны, Арджуны.

ДЖЙОТИСНАКАЛИ — «Лунная ночь», имя дочери Месяца, супруги Пушкары, сыны Варуны.

ДИВОДАСА — «Слуга неба», мужское имя.

ДИЛИПА — предок Рамы, сын Анушманта (Лучезарного), то есть Солнца.

ДИТИ — «Ограниченность», мало персонифицированное ведическое божество, дочь Дакши и мать дайтьев, врагов сыновей Адити (Безгранность), адитьев.

ДРАВИДА — название народа, уроженца Индии, жившего на восточной стороне Деканского полуострова; дравиды — негроиды; покоренные арийцами, вошли в систему их каст, как шудры (каста слуг); считалось, что это кшатрии, деградировавшие до состояния слуг (покоренные воины); различалось 5 племен дравидов.

ДРАУПАДИ — дочь Друпады Кришни (Кришнаа), общая жена братьев Пандавов.

ДРОНА — «Кадушка», брамин, наставник Пандавов и Дурйодханы в военном деле. Его отец, Брихадваджа, увидев апсару, потерял семя, пролившееся в кадушку, где и родился мальчик, названный Дрона, Кадушка. Хотя и брамин, Дрона был воином и учителем военного дела, он предводительствовал вместе с Бхишмой войском кауравов в великой битве.

ДРУПАДА — «Деревянная колонна», «столб»; царь Панчалы, отец Кришни (Кришнаа), жены Пандавов и витязя Дхриштадьюмны, сторонника Пандавов.

ДУДНДУБХИ — «Флейта», имя одной апсары.

ДУРВАЗА — «Дурно одетый», эпитет Шивы; имя одного брамина.

ДУРГА — «Труднодостижимая», супруга Шивы — Парвати, Ума, Сати, Шакти.

ДУРГАВИДЖА — «Трудноодолимый», имя ракшаса.

ДУРЙОДХАНА — «Трудноодолимый» или «дурносражающийся» — старший сын Дхритараштры от Гандхари; зачинщик братоубийственной войны кауравов с пандавами. Его часто, искажая имя, называют Суйодхана.

ДУХШАСАНА — «Трудноукротимый», один из 100 сыновей Дхритараштры.

ДУХШВАНТА — в V, 116, 15 вместо правильного Душьянта или духшанта. «Плохосуществующий», имя царя, отца Бхараты.

ДУШАНА — «Погибельный», ракшас, один из военначальников Раваны.

ДХАНАНДЖАЯ — «победоносный» или «добывающий богатства», эпитет Арджуны; эпитет одного нага (V, 102, 9).

ДХАНЕШВАРА — «владыка сокровищ», эпитет Куверы.

ДХАРМА — «держава», основной закон, долг, этические устои рода, касты и пр., правда (ср. «Русская Правда» как сборник законов). Олицетворение понятия Дхарма — Яма, первенец из умерших, загробный судья и владыка (ср. Озирис), отец старшего из Пандавов, Юдхиштхиры. В ведические времена понятие Дхарма олицетворялось Варуной.

ДХАРМАРАДЖА — «праведный царь», эпитет Юдхиштхиры, старшего из Пандавов.

ДХАТАР — «Основоположник», «управитель», мало персонифицированное божество наряду с Тваштаром (Творец), Праджапати (Владыка существ) и др.

ДХАУМЬЯ — (дхума — дым «сын Дыма», имя одного риши (намёк на дым жертвенного костра).

ДХВАДЖАВАТИ — «Знаменная», «ознаменованная», имя мало очерченной легендарной женщины (см. также введение).

ДХЕНУКА — «коровий», злой дух в виде осла, убитый Кришной (Рамой).

ДХРИТАРАШТРА — «тот, чьё царство держится крепко», 1) слепой царь кауравов, брат Панду, муж Гандхари, отец Дурйодханы (Суйодханы) и многих других сыновей; 2) один из нагов.

ДХРИТИ — «Стойкость», «крепость» как персонификация — жена Брамы.

ДХРИШТАДЬЮМНА — (дхришта — радостный, зримый дерзостный; дьюмна — огонь) брат Кришни, сын Друпады, сторонник Пандавов, убитый Ашваттаманом, сыном Дроны.

ДХРИШТАКЕТУ — «Зримое сияние», имя разных радж, в частности митхилийцев из города Видехи; сторонник Пандавов.

ДХУМРАКША — «Стерегущий дым (жертвы)», имя ракшаса.

ДХЬЯНА — состояние йогического сосредоточия, ступень, предшествующая состоянию экстаза, самадхи.

ДЭВА — бог, див. Дэви — богиня, царица, первая жена раджи.

ДЭВАЙАНИ — «Стремящийся к богу» или «дорога богов», имя матери царя Яду.

ДЭВАПИ — «Друг божий», имя одного риши; по более поздним сказаниям это царь, отказавшийся от мира и предавшийся отшельничеству (V, 148, 15).

 

И

 

ИКШВАКУ — «Огурец», имя различных царей, в частности сына Ману Вивасвата, первого царя Айодхьи (солнечная династия). Это имя он, по-видимому, получил за многочисленность своего потомства. Его также называли Харьяашва, что буквально переводится «Буланый конь» или «буланоконный»; в предлагаемом переводе имя несколько упрощенно передано через «Лошадник», Икшваку связан с Сомой.

ИНДРА — «Владыка», главный бог индийского пантеона в период Эпоса. Тип громовержца. У него есть много эпитетов, из которых важнейшие: Тысячеокий, Васава, (то есть потомок Васу), Шакра, супруг Шачи, убийца Балы, Вритры, владыка тридцати богов и пр.

ИНДРАДЖИТ — «Победитель Индры», сын Раваны.

ИНДРАКИЛАСА — «Палица Индры», название горы.

ИНДРАНИ — женская ипостась Индры, его Шакти, сила, его жена.

ИНДРИЯНИ — см. Индрани.

ИША — «владыка», эпитет богов, особенно Шивы.

ИШАНА — «властитель», один из древнейших эпитетов Рудры-Шивы — солнце, как одна из 8 форм Индры. В III, 41, 43 утверждается тождество Арджуны и Шивы, подобно тому, как во многих местах МБх‑ы утверждается тождество Арджуны и Вишну-Нараяны; указанное место следует рассматривать, как более позднюю браминскую редакцию.

ИШВАРА — «владыка», эпитет многих богов.

 

Й

 

ЙОГА — «напряжение», «натяжение», средство, дело, связь, единение. Слово имеет очень много смысловых оттенков и в философии оно стало техническим термином для выражения идеи работы над собой, самообладания. В зависимости от метода работы различают «йогу знания» (джнана-йога), «йогу действия» (карма-йога), «йогу обладания» (раджа-йога) и пр. В философских трактатах МБх‑ы, особенно в Бхагавадгите, слово «йога» чаще всего употребляется в смысле «единение» (подразумевается с Атманом, высшим Я).

ЙОДЖАНА — мера длины; расстояние, которое можно проехать за один перегон. Бетлинг считает, что йоджана равна 2,5 англ. милям, другие же авторы определяют это расстояние в 2 морских мили.

 

К

 

КАБАНДХА — «бочка, пузырчатый сосуд» образно о желудке, о тучах, особенно поглощающих лучи солнца на горизонте; прозвище одного данава (иногда его называют ракшасом), сына Шри (богини красоты), которому Индра за гордость вогнал голову и ноги в туловище, так что остались лишь огромные руки и рот. Кабандху убили Рама и Лакшмана и таким образом освободили от проклятья. Возможно, что при создании образа прототипом послужил кальмар, которого прибрежные жители должны были знать.

КАЙКЕЙА — дочь Кекайи, царя народа того же имени.

КАЙЛАСА — гора в Эллоре (по современному делению); она в древности считалась местопребыванием Рудры-Шивы и Куверы, владыки сокровищ; гора славится своими подземными храмами, относимыми к середине I тысячелетия н. э.

КАЙЛАСАКА — имя одного нага.

КАЙРАТА — «горец», эпитет Шивы; название одного горного племени, отличающегося тщедушным сложением.

КАЙТАБХА — «Червеобразный», имя одного асура, убитого Вишну.

КАЙШАЛЬЯ — (и Каусалья) 1) название народа, населявшего страну Кошала; имя царя этого народа; 2) имя дочери этого царя; жены Пуру и матери Джанамеджаи; 3) имя жены Дашаратхи, матери Рамы.

КАКАКШИ — «Вороноглазый», имя одного данава.

КАКУШТХА — «стоящий на вершине, на макушке», имя племянника Икшваку, сына Шашады. Какуштха стоял на макушке Индры, превратившегося в быка во время битвы богов с асурами.

КАЛА — «время», эпитет Шивы, реже Вишну (ср. Бхагавадгита XI, 32); смерть, символ смерти и разрушения.

КАЛАКАНДЖА — «Темно-синерукий», имя одного данава.

КАЛИНГА — название племени и населяемой им страны.

КАЛЬЯ — «соответствующий времени, находящийся в определенном периоде времени», рассвет; мужское имя.

КАМА — вожделение, страсть, похоть; персонификация этих понятий.

КАМБАЛА — «Шерстяной платок», одежда; род оленей; имя одного нага.

КАМБОДЖА — название народа и населяемой им страны.

КАМСА — «Кубок», имя царя Матхуры, сына Уграсены, брата Дэваки, матери Кришны; ему было предсказано, что его убьет племянник, почему он старался уничтожить всех сыновей Дэваки; Кришна избег опасности и, окрепнув, убил Камсу.

КАМЬЯКА — «желанный, привлекательный», название леса, где скрывались Пандавы во время изгнания.

КАНВА — «Глухой», имя одного прославленного риши.

КАНДАРПА — бог любви.

КАНЬЯКУБДЖА — «Хромая девушка», название города.

КАПАРДИН — «тот, чьи волосы на голове завиты в форме раковины» (капарда) или «носящий череп», эпитет Рудры-Шивы и название шиваитской секты аскетов.

КАПИЛА — «Рыжий (как обезьяна)», огонь, благовонное курение, имя древнего мудреца, отождествляемого с Вишну и считающегося основателем философской школы Санкхья.

КАРА — имя одного ракшаса.

КАРКОТАКА — «Рак» (как животное и как знак зодиака), имя одного нага, царя змей (ср. Наль, XIV).

КАРНА — «ухо», первенец Кунти, зачатый от бога Солнца, Сурьи; покинутый матерью, Карна был усыновлен возничим Адхиратхой и его женой Радхой, почему его часто называют «Радхея», а также «сын возничего».

КАРТАВИРЬЯ — «совершенная отвага», эпитет одного царя Хайхайи, убитого Парашурамой.

КАУНТЕЯ — потомок, сын Кунти, так по роду матери назывались её сыновья, три старших Пандава: Юдхиштхира, Бхима, Арджуна (двое последних — Накула и Сахадэва были сыновьями Мадри).

КАУСТУБХА — название жемчужины, вышедшей при пахтанье океана; Вишну носит её, как украшение на груди.

КАУШИКА — см. Кушика.

КАШИ — см. Кеши.

КАШЬЯПА — «чернозубый», «черепаха», божество, близкое к Праджапати; во мн. ч. название гениев, осуществляющих движение Солнца (ср. египетский Хепра).

КЕКАЙЦЫ — название племени, имя его вождя; дочь одного князя из этого рода была женой Дашаратхи и матерью Бхараты, сводного брата Рамы.

КЕШАВА — «кудрявый», «лучистый», эпитет Кришны (лучи солнца уподобляются волосам).

КЕШИ (Каши) — «кулак», «солнце», название народа и его города, ныне Бенареса.

КИМНАРА — «человекообразный», согласно определения Браман — худшая сторона в человеке; возможно так назывался вид обезьян; постепенно слово приобрело значение «оборотень». Кимнары — мифические существа в свите Куверы.

КИМПУРУША — см. Кимнара.

КИМШУКА — «подобное попугаю», название дерева с мотыльковыми красными цветами.

КИРАТА — горец, название горного народа (см. Кайрата).

КИШКИНДХА — «Губительный», название горы и пещеры в ней, жилища царя «лесных людей» Бали.

КИЧАКА — бамбук, название племени народа кекайцев; имя одного ракшаса.

КОСАЛА — название народа, см. Каушалья.

КРИПА — «Сострадание», мужское имя; Крипа — сторонник Куру; женское имя (через долгое а) жена Дроны, отца Ашваттамана; Шантану, отец Бхишмы дал ей это имя, так как оказал ей сострадание.

КРИТА — «завершенный», название стороны игральной кости с 4 очками; название периода (юги) «совершенного, золотого века», длившегося 4000 лет + 400 лет «утренних и вечерних сумерок», всего в этом периоде 4800 лет Брамы или 1 728 000 человеческих лет, согласно позднейшим представлениям; древнее исчисление просто в земных годах (см. Юга).

КРИТАВАРТМАН — «Совершенная броня», имя разных раджей, в частности сына Хридики (Сердечный), отчего он по отцу называется Хардика.

КРИШНА — «Черный», имя чтимого витязя, царя, союзника Пандавов; Кришна — сын Васудэвы от его жены Дэваки, так что его родовое имя Васудэва или Ядава (по предку Яду). Его дядя, Камса, получив предсказание, что его убьёт племянник, искал убить Кришну ещё младенцем, но мальчика скрыли у пастуха Нанды, который выдавал его за своего сына; юность свою Кришна провел пастухом; по древнейшим сказаниям Кришна обожествленный витязь и учитель. Чхандогья упанишада знает Кришну, сына Дэваки, как учителя мудрости. МБх‑а отождествляет Кришну с Вишну, рассматривая Кришну как воплощение Вишну (9‑е); Кришна — отец Прадьюмны, бога любви; двойственным числом Кришнау обозначаются Кришна и Арджуна, которых Махабхарата также отождествляет.

КРИШНИ (КРИШНАА) — условная транскрипция принята для устранения путаницы в тексте. «Черная» — дочь царя Друпады, отчего часто называется по отцу Драупади; общая жена братьев Пандавов.

КРОДХАВАША — «Обуянный гневом», имя разных злых духов.

КУВЕРА — (или Кубера) имя владыки подземных духов и сокровищ, хранитель севера, сын Вишравы, отчего часто называется по отцу Вайшравана; он изображается с тремя зубами и тремя ногами, а поэтому его имя объясняется как «урод». Кувера — покровитель касты вайшьев, купцов.

КУМАРА — «юноша», «сын», «княжич», эпитет Сканды, бога войны, сына Агни. Тексты говорят о «четырех Кумарах», хранителях сторон света.

КУМБХАЙОНИ — «происходящий из лона урны», м. р. — эпитет Дроны; ж. р. — имя одной апсары.

КУМБХАКАРНА — «Вислоухий» (букв. «тот, у кого уши подобны кружке»), имя ракшаса, брата Раваны.

КУМУДА — «дающий радость», название одного вида съедобной водяной лилии, серебро, мужское имя.

КУНТАЛА — «Волосок» (головы); плуг, ячмень, имя одного народа и его царя.

КУНТИ — м. р. — имя народа, его царя, также именуемого Кунтибходжа; ж. р. — эпитет Притхи, матери трёх старших Пандавов, приёмной дочери Кунтибходжи. До замужества она зачала Карну от бога Солнца, о чем рассказано в «Путешествии Бхагавана»; после замужества, по воле своего мужа, находившегося под проклятием брамина и боявшегося поэтому сближения с женой, Кунти зачала Юдхиштхиру от бога Дхармы, Бхимасену от бога Ветра, Арджуну от Индры.

КУНТИБХОДЖА — см. Кунти.

КАУРАВА — название народа, происходящего от Сомы (Луны); имя царя пятого поколения от Сомы — Нахуша; у его сына, Яяти, было 2 сына: Яду, от которого пошел род ядавов (к этому роду принадлежал Кришна) и Пуру, давший начало роду кауравов; кауравы, варша и панчала — родственные племена. Оба брата, Дхритараштра и Панду, — кауравы, но обычно под кауравами Эпос разумеет потомков Дхритараштры и их сторонников, а под бхаратами — пандавов и их сторонников.

КУХАРА — имя змия из рода Кродхаваши.

КУША — название травы из вида осоки, употреблявшейся для подстилки при различных ритуалах.

КУШИКА — имя отца Вишвамитры (иногда его считают и дедом Вишвамитры) и Гадхина, который часто отождествляется с Индрой.

КХАНДАВА (КХАНДА) — название леса, где одно время скрывались Пандавы; в III, 39, 46 намекается эпизод (последний) из I книги МБх‑ы: «Сказание о сожжении леса Кханды». Само слово означает «сахарное печенье, сахарный тросник». Лес Кханда был посвящен Индре; он находился возле Курукшетры, поля, где произошла великая битва; Агни сжег этот лес по настоянию Арджуны.

КХАНДАВАПРАСТХА — «пребывающий в Кхандаве», имя города, основанного Пандавами в лесу Кхандаве.

КХАРА — «жесткий», «осел»; название разных птиц с резкими голосами; имя разных злых духов, в частности ракшаса, убитого Рамой, младшего брата Раваны.

КШАТТА — так назывались дети, родившиеся от брака: муж — кшатрий, жена — шудра; такие дети не пользовались правами кшатриев и составляли особую касту; обычно они были возничими или прислуживали на пирах кшатриев (князей). Видура, родившийся от матери-шудры, был кшатта и нередко это название употребляется, как его эпитет. В таких случаях в переводе слово пишется с большой буквы.

 

Л

 

ЛАКШМАНА — «имеющий (счастливый) знак», цапля сибирская. (Лакшми — богиня счастья), имя брата Рамы.

ЛОМАША — «Волосатый», «овен», имя одного риши.

ЛОШАДНИК — см. Икшваку.

 

М

 

МАГАДХА — название страны и населяющего её народа (южный Бихар).

МАДРА — «Радость», имя страны и её царя; дочь царя Мадры, Мадри, была второй женой Панду, матерью близнецов Пандавов: Накулы и Сахадэвы, рожденных от Ашвин.

МАДХАВА — «медвяный», «весенний», имя потомков Мадху, в числе их ядавы, предка Кришны, почему и Кришна часто называется Мадхава.

МАДХУ — «мед», название первого (весеннего) месяца года; имя одного асура, убитого Кришной, откуда эпитет Кришны «Мадхусудана», убийца Мадху.

МАДХУРАСВАРА — «Медвяно звучащий», имя одного гандхарвы.

МАДХУСУДАНА — «убийца (злого духа) Мадху», эпитет Вишну-Кришны.

МАЙНДА — имя одного из вождей «лесных людей».

МАЙЯ — имя одного асуры (данавы), искусного в ремеслах и чарах. Явление, кажущееся (в противопоставлении действительному, существующему), обман, марево; сила иллюзии, создающая миропроявление; чары, чародейство.

МАЛАВА — имя народа и его страны.

МАЛАЯ — «сад», имя одного народа; название горы в Малабаре; имя одного из сыновей Кашьяпы.

МАЛИНИ — «Увенчанная», «садовница», имя одной ракшаски.

МАЛЬЯВАНТ — «Увенчанный», имя одного ракшаса.

МАЛЬЯВАТ — название одной горы.

МАНАС — психический центр, сосредоточие индрий, воспринимающих и действующих психических органов; рассудок; «сердце», как эмоциональный психический центр в психологической системе Санкхья (см. также введение к Санатсуджатапарван).

МАНДАДАРИ — «Опьяняющая радостью», имя жены Раваны.

МАНДАРА — «Дающий восторг», название священной горы, местопребывания различных божеств; название одного из 5 деревьев неба Индры.

МАНДХАТАРА — имя одного древнего царя, творца одного из гимнов Ригведы.

МАНТРА — священное изречение, над которым надлежит размышлять (от «ман» — мыслить), особенно изречение Ригведы; в тексте V,139, 25 употреблено слово «джапа», произносимая шёпотом молитва, в переводе же дано «шептание мантр».

МАНТХАРА — «Медлительный», «хромой», имя горбатой служанки Кайкеи, наушничавшей против Рамы.

МАНУ — «Мыслитель», имя верховного существа, правителя мирового периода (манвантары). В разное время насчитывали разное число Ману; Ману — прародитель людей, почему люди называются «мануша» («разумный»); это легендарный законодатель Индии; кодекс «Законы Ману» (Манавадхармашастра) есть основной законодательный кодекс древней Индии.

МАРИЧА — «Перец», имя одного ракшаса.

МАРИЧИ — «Искра», «световой атом» позднее «луч света», имя одного Праджапати.

МАТАРИШВАН — имя божественного существа, посланника Вивасвана, бога Солнца; М‑н принес с неба огонь риши Бригу; тайное имя Огня (Агни); в более поздних текстах МБх‑ы название одного ветра; один из сыновей Кашьяпы.

МАХАДЭВА — «великий бог», эпитет Шивы.

МАХАТМА — «великий дух», эпитет Шивы, Вишну-Нараяны и др., а также духовно выдающихся людей.

МАХЕНДРА — «великий владыка», см. Индра.

МАХЭШВАРА — «великий властелин», эпитет Шивы.

МЕНАКА — имя царевны, дочери Вришнанишвы.

МЕНИКА — иное написание (неправильное) имени Менака; имя апсары.

МЕРУ — название мифической горы, находящейся посреди Джамбудвипы (Индии); вокруг Меру вращаются звезды.

МИШРАКЕШИ — «Спутанные волосы», имя одной апсары.

МЛЕЧЧА — инородец, варвар.

МУНИ — молчальник, мудрец-аскет.

МУЧИКУНДА — название одного растения; имя одного древнего царя, муни.

 

Н

 

НАГА — «змей», «слон», мифический «премудрый змей», обитатель подземного царства Паталы, владеющий чарами.

НАГАПУРА — см. Хастинапура. Другое название Паталы.

НАГАСАХВАЯ — «именуемый слоном (или змеем)», название города, иначе Хастинапуры («Город слона» по имени основавшего его раджи).

НАЙРИТА — «принадлежащий Нирите», юго-восточный; дети Нириты — злые духи; Нирита — разложение, порча, тление, беззаконие (в противопоставлении Рита — закономерность); Нирита — жена Адхармы (Беззакония), мать Мритью, Смерти.

НАЛА — «Тросник», мужское имя; имя одного «лесного человека».

НАЛАКУВАРА — имя сына Куверы (Куберы).

НАМУЧИ — «Не пускающий (воду)», имя одного злого духа, побежденного Индрой.

НАНДАКА — «Наслаждающий», имя меча Кришны.

НАНДАНА — «Услада», «наслаждение», имя леса на небе Индры.

НАРА — «Муж, человек», имя древнего мудреца, позже воплотившегося как Арджуна.

НАРАДА — имя знаменитого риши, учителя богов (дэва-риши), потомка Канвы.

НАРАЯНА — «Путь людей», божество, впоследствии отождествленное с Вишну; древний мудрец, предыдущее воплощение Кришны.

НАХУША — «Сосед», «свояк», имя древнего царя, отца Яяти; пробыв некоторое время на небе, Нахуша ниспал оттуда и превратился в нага; имя одного нага (ср. славянское «Суседка», «Соседушка-домовой»).

НИВАТИКАРВАЧА — «с непроницаемой броней», название рода данавов или дайтьев.

НИКХАРВА — «Малорослый», имя одного «лесного человека».

НИЛА — «Темно-синий», «сапфир»; мужское имя.

НИЛАГРИВА — «синешеий», эпитет Шивы. Во время пахтанья океана из океана вышел страшный яд, который мог бы погубить мир, но Шива его жертвенно проглотил; он не погиб, только шея у него посинела; такова легенда, объясняющая этот эпитет.

НИЛАКУВАРА — имя одного риши, сын Куверы.

 

П

 

ПАВАКА — «очиститель», так именуются четыре стихии, в частности Огонь, Ветер.

ПАЛЛАВА — «отпрыск», название народа.

ПАМПА — название реки, по схолиасту озера.

ПАНАША — имя одного «лесного человека».

ПАНДАВА — сын, потомок Панду.

ПАНДИТ — ученый.

ПАНЧАЛА — название страны и народа; имя одного царя панчалийцев.

ПАРВАНА — (парван — узел, колено), имя одного злого духа.

ПАРДЖАНЬЯ — дождь, дождевая туча, божество дождя.

ПАРИБАРХА — «Свадебный подарок», имя сына Гаруды.

ПАРТХА — сын Притхи; часто об Арджуне.

ПАТАЛА — название подземного мира, обители нагов, особых мудрецов-чародеев; в текстах нередко говорится о 7 пещерах Паталы и БПС этимологически понимает это слово как «пещера», углубление, заход, закат, но не отвергает и этимологию, предлагаемую V, 98, 6, где слово производится от глагола «пат» — падать (см. также примечание к этой шлоке). П‑а называется также Нагапура — «город нагов».

ПАТАНА — «Низвергающий», имя одного ракшаса.

ПАТУША — имя одного ракшаса (пату — острый).

ПАУНДРА — название одного вида сахарного тросника; название одного народа, его царя, считающегося сыном Васудэвы.

ПАШУПАТИ — «владыка скота», эпитет Шивы, связывающий с пастушеским богом Рудрой, отчего возник символ Шивы, изображающийся в виде быка (ср. III, 39, 34).

ПИНАКА — в позднейших текстах слово имеет, как правило, значение «палица», а также является собственным именем лука Шивы.

ПИШАЧА — злые духи, нежить, блуждающие огни; пишита — рубленное мясо; пишиташана — мясоед, ракшас, волк.

ПРАБХАВАТИ — «Сияющая», как персонификация, супруга Солнца; мать свиты Сканды (бога войны) (V, 116, 8), имя одной подвижницы (III, 282, 41)

ПРАГХАСА — «Пожиратель», имя ракшаса.

ПРАДАКШИНА — «идущий направо», ритуальный обход справа со сложенными руками почтенного лица или священного предмета.

ПРАДЖАГАРА — «Бодрствующий» (ая), имя апсары.

ПРАДЖАПАТИ — «Владыка поколений», «владыка существ», мало персонифицированное божество, отвлеченное представление о творческой и организующей сознательной силе. Тексты насчитывают несколько Праджапати различных мировых периодов. Понятию Праджапати близки понятия Тваштар (Творец), Дакша (Благой); в астрономии Праджапати называется «дельта» Возничего (V, 142, 8).

ПРАДЬЮМНА — «могучий», эпитет бога любви или его воплощения как сына Кришны или брата Кришны Самкаршаны, (в мистике вишнуизма — одна из ипостасей Вишну-Нараяны).

ПРАКРИТИ — «действующая», природа, принцип, сила проявления, формообразующее начало, Материя, в школе Санкхья противопоставляемая Духу (Пуруша); Пракрити рассматривается или как атрибут субстанции, или как «проявление» Духа (в школе относительного монизма сабхеда адвайта); в школе же абсолютного монизма (абхеда адвайта, ведантизм Шанкары) — как чистая иллюзия, Майя.

ПРАМАТХИН — «Оббивающий», «беспокоющий», имя одного из сыновей Дхритараштры; имя одного ракшаса (в «Сказании о Раме»).

ПРАНА — «дыхание», «жизнь» как общемировой процесс жизни, её принцип или же как жизненный принцип тела. В теле различают много специальных «дыханий», пран, направление которых различно и которые носят специальные названия в системе йоги, одной из задач которой является сознательное управление этими «жизненными токами» или «дыханиями». В узком смысле «праной» называется «восходящее дыхание» тела, апаной — нисходящее дыхание.

ПРАРУДЖА — «Разрушительный», имя ракшаса.

ПРАСТУТА — особый класс богов, сынов Дити; слово явно испорчено: по-видимому нужно «прасута» — рожденный или прабхута — возникший.

ПРАТАРДАНА — «Пронзающий», «нанизывающий», имя царя Каши (Бенареса), слагателя песен, сына Диводасы.

ПРАТИПА — «Встречающий», «противодействующий», имя царя, отца Шантану; Пратипа — дед Бхишмы.

ПРАТИЧЬЯ — «Западная», имя жены Пуластьи.

ПРАХАСТА — «Долгорукий», имя одного ракшаса.

ПРАХЛАДА (ПРАХРАДА) — «Дружественность», имя благочестивого дайтья.

ПРАШТАПАДА — «Ножная скамейка», название созвездия (Дельфина?).

ПРИТХА — «Ладонь», имя дочери Шуры, приемной дочери царя Кунти; Притха — жена Панду и мать трех старших Пандавов; она — сестра отца Кришны.

ПУЛАСТЬЯ — «Кудрявый», имя древнего риши, одного из духовных сынов Брамы; один из Праджапати; один из 7 мудрецов (7 звезд Большой Медведицы).

ПУЛОМА — имя чудовища, тестя Индры; «дочь Пуломы», Шачи, жена Индры.

ПУНДАРИКА — «белый лотос»; название известного жертвоприношения (V, 117, 7 и V, 121, 13); белый цвет — знак царской власти; имя одного из слонов (ю.‑в.), поддерживающих землю.

ПУРАНДАРА — «крушитель крепостей», эпитет Индры.

ПУРВАЧИТТИ — «Предвкушение», «влечение», имя одной апсары.

ПУРУ — «Человек», название народа; имя древнего царя, сына Яяти от Шармиштхи.

ПУРУРАВА — «Крикун», имя царя, влюбившегося в апсару Урваши; один из предков кауравов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных