ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЗАКОНЧЕНА КНИГА САНАТСУДЖАТЫ 18 страницаПУРУША — «горожанин», человек, дух, особенно воплощенный, живущий в «девятивратном граде», т. е. в теле. ПУРУШОТТАМА — «высочайший человек, дух», употребляется как эпитет в обращении к знатным людям, а в философии как наименование Мировой Души. ПУШКАРА — «цветущий», голубой лотос; род духового музыкального инструмента; род стрелы; эпитет Кришны, Шивы; имя одного сына Варуны. ПУШПАГХАТАКА — цвет бамбука, убивающий, согласно поверию другие цветы. ПУШПОТАКА — «Цветущий», имя колесницы Куверы. ПУШПОТКАТА — «Изобилующая цветами», имя ракшаски, матери Раваны и Кумбхакарны.
Р
РАВАНА — «заставляющий реветь, плакать», эпитет Дашагривы, Десятиголового, ракшаса-брамина, сына Пуластьи и Пушпоткаты. РАГХАВА — потомок, сын Рагху («бегун»); родовое имя Рамы, родословная которого значительно варьирует в разных памятниках. РАДЖА — князь, царь; махараджа — великий князь, царь, суверен в феодальной системе. РАДЖА-РИШИ — риши, мудрец из касты кшатриев. РАДЖАС — «влечение», «страсть», вторая из «гун» (качеств) миропроявления (см. Гуна, а также введение к Санатсуджатапарван). РАДХА — «Молния»; название созвездия; жена Адхиратхи, приёмная мать Карны, который поэтому нередко называется Радхея; пастушка, возлюбленная Кришны. РАДХЕЯ — см. Радха. РАЙВАТА — «происходящий из благополучного дома», имя одного из Ману, автора гимна «Райвата»; имя одного раджи. РАКА — «Полнолуние», имя одной ракшаски, жены Пуластьи, матери Кхары и Шурпанаки, сводных брата и сестры Раваны. РАКШАС — «вредящий», ночная нежить, чудовище, нарушающее жертвоприношение и вредящее благочестивым. РАМА — «Черный», «вороной». Эпос знает трех Рам: 1) сын Джамадагни, автор гимна Ригведы X, 110 или Бхарава, сын Ренуки — это Парашурама, Рама с топором, брамин, противник кшатриев; по отцу его часто называют Джамадагнья; он фигурирует в эпизоде «Путешествие Бхагавана», как один из риши, явившихся на совещание кауравов. 2) Рама — герой Рамаяны, по отцу называемый Рагхава или по одному из предков — Какустха. Оба эти Рамы считаются воплощением Вишну. 3) Баларама или Халаюдха (Плуг), старший брат Кришны. Этот Рама считается «частичным» воплощением Вишну. Имя Рама получило позже очень широкое распространение. РАМАТХА — название одного народа. РАМБХА — «Бамбук», имя апсары, жены Налакубары, умыкнутой Раваной. РАСАТАЛА — «Страна соков», название подземного мира, преисподней. РАТХАНТАРА — название различных гимнов. РАХУ — «Захватчик», злой дух воровски вкусивший амриты и ставший поэтому бессмертным; его изобличили Солнце и Луна, тогда Вишну отсек ему голову; бессмертная голова Раху пытается ради мести поглотить Солнце и Луну, отчего и бывают затмения. Ж. р. — имя жены Джамадагни, матери Парашурамы (см. Рама). РЕНУКА — название одного известного заклинания; оружия; имя матери Джамадагни-Рамы. РИГВЕДА — первая и самая священная из Вед, сборник гимнов (рич), возникший в середине II тысячелетия до н. э. (см. Веда). РИЧАКА — имя отца Джамадагни, деда Парашурамы; название страны. РИШАБХА — телец, бык; как эпитет для выражения идеи: «вождь, глава, лучший». РИШИ — «пророк», «слагатель гимнов» — Времена ришей — «золотой век». Позже риши становятся сверхземными существами, не подверженными земным законам; они по желанию пребывают в небе, на земле, в подземном царстве, поучают богов и людей, могут появляться и исчезать как духи. Риши делятся на 3 класса: 1) дэва-риши, учители богов, 2) брахма-риши, риши-брамины и 3) раджа-риши, риши-кшатрии, мудрые и праведные цари. Особенно выделяются «7 риши» — звезды Б. Медведицы. В Эпосе чаще других фигурируют Нарада, Канва, Бригу, Парашурама-Джамадагнья, Парвата. РИШЬЯМУКХА — «Глава риши», название горы в Южной Индии. РОХИНИ — «Возрастающий», название различных растений, женское имя. РОЧАНАМУКХА — «Светлоликий», имя одного дайтья. РОША — «ярость, злоба». РУДРА — «ревущий», древний дравидский бог, по-видимому, бог стад, впоследствии отождествленный с богами грозы, Марутами и с Шивой. РУДРАНИ — женская ипостась Рудры.
С
САВАРНА — «Одноцветный», «одной касты»; как отчество — имя одного Ману или риши. САВИТАР — «Спаситель», одно из олицетворений Солнца. САДХЬЯ — «Подчиняющий», покоряющий, упорядочивающий, выводящий на путь; название известных богов (во мн. ч.); имя одного риши (в ед. ч.) САМАВЕДА — название второй Веды, сборника гимнов, несколько менее авторитетного, нежели Ригведа (см. Веда). САМАДХИ — экстатическое состояние, достигаемое путем концентрации, сосредоточия, во время которого исчезают внешние восприятия. САМКАРШАНА — «перетянутый», эпитет старшего брата Кришны Халаджудхи (Плуг), который был чудесным образом перенесен из чрева Дэваки, матери Кришны, в чрево Рохини. В позднейших мистических спекуляциях вишнуитов — вторая ипостась четверицы Пурушоттамы (Вишну-Нараяны), символ индивидуальной души, божественной по своей сути, но «перенесенной в иное лоно» (Пракрити). САМПАТИ — «слетающийся», имя легендарного коршуна, брата Джатаю, сына Аруны. САНАТСУДЖАТА — «Вечнопрекрасный», имя риши, одного из 7 духовных сынов Брамы. САНДЖАЯ — «Победоносный», «победа»; название особого войскового построения; мужское имя, в частности имя возничего Дхритараштры и раджи из эпизода «Наставление Видулы». САНДХЬЯ — «Сумерки», (ж. р.) жена Пуластьи, возлюбленная Солнца; вечерняя молитва. САНТАНАКА — непрерывный ряд (поколений), потомство; название одного из 5 деревьев на небе Индры. САРАНА — «Слабительное», «понос», имя одного из придворных Раваны. САРАСВАТИ — «Богатый водами», имя гения, хранителя небесных вод; имя почитаемой священной реки; так как речь уподобляется течению реки, то в женском роде слово является именем персонификации речи, богини красноречия, науки. САТВАТА — название южного племени ядавов, к которому принадлежал Кришна. САТЬЯВАН — «Говорящий правду», мужское имя. САТЬЯКИ — «Правдивый», имя по отцу витязя Юютсу. САУБХА — название сказочного, витающего в воздухе города, управляемого Шалвой (название, по-видимому, возникло от наблюдения миражей). САУБХАДРА — сын Субхадры (ж. р. «великолепная»), имя по роду матери Абхиманью («мужественный»), сына Арджуны. САУГАНДХИКА — «Благоуханный», название горы; некоторых благоуханных растений: белой водяной лилии и др. САХАДЖАНЬЯ — «Ровесница», имя одной апсары. САХЬЯ — «Поддержка», название горы и её окрестностей. СВАГА (СВАХА) — священный возглас при жертвоприношении; как олицетворение — жена Агни. СВАРБХАНУ — «пожиратель Солнца», раху, см. это слово. СВАСТИКА — крестообразная часть аппарата для добывания огня, фигура свастики стала символом счастья и закономерности, «колесо закона» миропроявления. Позже так называлось крестообразное положение рук, ног, как символ счастья, крестообразный знак на теле, в частности на груди, с тем же значением. СВАТИ — название созвездия (13-го или 18-го по БПС). Фош считает, что это название Арктура из созвездия Возничего. СВАЯМПРАБХА — «Самосияющий» (ая), имя одной апсары. СИДДХА — «достигший», название блаженных в мире Индры. СИНДХУ — «Поток», название реки Инда, страны им орошаемой и её обитателей (синдхийцы). СИТА — «Борозда», дочь митхилийского царя Джанаки, жена Рамы. Сита была вынута отцом из проведенной плугом борозды; отождествляется с Лакшми, женой Вишну. СОМА — сок растения сомы; луна издревле связывалась с влагой, соком, росой, а потому постепенно эти два понятия слились и Сома стал персонификацией и священной влаги, поддерживающей богов при жертвоприношениях, и месяца. СОМАДАТТА — «Данный Сомой», мужское (княжеское) имя. СРИНДЖАЯ — (сринджайцы) имя народа и страны. СТХАУНАКАРНА — (стхауна — столб; карна — ухо) имя одного риши. СУБАЛА — «Очень сильный», сын Вайнатеи; имя царя Гандхары, отца Шакуни и жены Дхритараштры, Гандхари, матери Дурйодханы. СУБХАДРА — «Великолепный», имя одного из сыновей Кришны; ж. р. — имя младшей сестры Кришны, жены Арджуны; имя легендарной коровы. СУВАРНА — «Золотой», «прекрасноцветый», название легендарной страны (V, 98, 5). СУВАРЧА — «полный жизненных сил», «цветущий», мужское имя; имя одного из сыновей Дхритараштры. СУВИРА — «мужественный», имя народа из Западной Индии; имя царя этого народа; ж. р. Саувири — дочь Сувиры. СУГРИВА — «прекрасношеий», имя коня Кришны; имя царя «лесного народа», союзника Рамы. СУДАКШИНА — «Достойный уважения», мужское имя; имя царя Камбоджи. СУДХАРМА — «Праведный»; ж. р. имя жены Матали, возничего Индры. СУЙОДХАНА — «Легко победимый», переделка имени Дурйодханы его противниками. СУМАНАС — «Благожелательный», мужское имя. СУМИТРА — «Добрый друг», ж. р. — имя одной из жен Дашаратхи, матери Лакшманы и Шатругны. СУМУКХА — «Прекраснолицый», «Красавец», мужское имя; имя одного нага. СУПАРНА — «прекраснопёрый», эпитет Гаруды. СУПРАТИКА — «миловидный», «красивый», эпитет бога любви и Шивы; имя одного из слонов (северного), поддерживающих землю. СУРА — бог в противопоставлении асура — злой дух. СУРАБХИ — «Благоуханная», «весна», имя коровы, родоначальницы рогатого скота, дочери Дакши, жены Кашьяпы, матери Рудры; вообще «корова», земля, золото. В V, 101, 1 говорится, что Сурабхи возникла из амриты, то есть вышла из океана амриты при его пахтаньи в числе прототипов других животных. СУРАСАЯ — «Вкусный», «влекущий», имя дочери Дакши, жены Кашьяпы, матери нагов. СУРУЧА — «Лучистый», имя одного из князей гандхарвов. СУРЬЯ — Солнце, божество солнца, один из сыновей Адити. СУШЕНА — «имеющий хорошую пращу», «метательный диск», эпитет Вишну-Кришны; имя одного из вождей «лесного народа».
Т
ТАКШАКА — (такш — тесать, плотничать) «Плотник», строитель; имя одного нага. ТАЛАЧАРА — «блуждающий по земле», «кочевник», имя одного народа. ТАМАС — тьма, инерция, см. Гуна. ТАПАС — жар, накаливание, аскеза, закалка воли и тела. По мифологическим взглядам арийцев тапасом осуществлено мироздание и он является средством к достижению любой цели (ср. также введение к Санатсуджатапарван). ТАРА — «Всепроникающий», «искрящийся», имя одного «лесного человека» из союзников Рамы; в ж. р. имя жены Бали, царя «лесных людей»; «звезда», «метеор» — одна из форм Дакшаяни, женского божества, почитаемого на горе Кишкиндха; это имя носит ряд богинь, оно перешло и в буддизм. ТАРКШЬЯ – мифическое существо, олицетворение солнечного диска (подобно египетскому Атону). Иногда Таркшья изображается в виде лошади (более ранняя форма), чем олицетворяется движущая сила Солнца (ср. египетского скарабея, Хепра); позднее Т‑я изображался в виде птицы — с той же символикой (ср. с египетским крылатым Гором Гар-эм-хути); имя старшего брата Гаруды, сына Кашьяпы; позднее, в Эпосе — сам Гаруда. ТВАШТАР — «Творец», мало персонифицированное представление о сознательной творческой силе Вселенной. ТИЛАК — название одного кустарникового растения. ТИМИТАМАНЧАЛА — сказочное морское чудовище. ТРЕТА — «тройной», сторона игральной кости с 3 очками; второй мировой период, исчисляемый так: 3000 лет + по 300 лет «утренних и вечерних сумерок», всего 3600 лет (см. Юга). ТРИДЖАТА — «Трехкосая», с тремя косами; женское имя, имя ракшаски, стерегшей Ситу. ТРИКУМА — «трегорбый», название некоторых гор, в том числе горы на о. Ланке (Цейлоне), на вершине которой стоял город Ланка, столица Раваны. ТРИПИШТАПА — обитель 33 богов, небо Индры. ТУМБУРУ — «Кориандр», (эфироносное растение); имя одного гандхарвы. ТУНДА — «Клюв», «хобот», эпитет Шивы; имя одного ракшаса. ТУШАРА — «мороз», имя одного народа.
У
УГРАСЕНА — «Ужасное войско», мужское (княжеское) имя, в частности брата Джанамеджаи. УДРА — название одного народа. УМА — «Лён», «белокурый», имя дочери Химавата от его жены Мены; жена Шивы (Парвати, Сати, Дурга). УПАПЛАВА — «Наплыв», «Наводнение», напасть, несчастье; название деревни. УРВАШИ — «Вожделение», имя апсары, о любви к которой Пуруравы говорится уже с гимне Ригведы (X, 95). Пурурава и Урваши были родоначальниками родов Пуру и Яду и таким образом предками Пандавов и Кришны. Смысл поведения Арджуны относительно Урваши (ср. Восхождение на небо Индры) заключался именно в том, что Арджуна относился к Урваши, как к прародительнице. УРМИЛА — (урми — волна) «Волнистая»; дочь Джанаки, жена Лакшманы. УРНАЮ — «Паук, ткач шерсти», женское имя (ср. греческ. Арахна); имя одной апсары. УТТАМАУДЖА — «Высочайшая сила», отвага, мужское (княжеское) имя. УЧЧАЙШРАВА — «Востроухий», прототип коней; конь, вышедший из амриты при пахтаньи океана. УШАНА — риши, слагатель гимнов; Эпос отождествляет его с Шукрой (план. Венера), учителем богов; У‑а — автор трактата по военному делу. УШИНАРА — «Желанный человек» (?), название народа и его князя; сын Ушинары — Шиви. УШИРА — название одного благовонного растения. УШМАПА — «пьющий пары, дым», особый вид навий, покойников.
Ф
ФАЛЬГУНА — (или Пхальгуна) «фальгу» — «красноватый, весна», «нежный, утро»; рожденный под созвездием Пхальгуни (Близнецы)?; эпитет Арджуны.
Х
ХАНУМАН — «Скуластый», имя вождя «лесного народа», сторонника Сугривы и преданного почитателя Рамы, ставший образцом «бхакты», почитателя божества; сын бога Ветра. ХАРА — «Несущий», «уносящий», мужское имя; название одного народа; имя ракшаса. Эпитет Шивы; имя одного гандхарва. ХАРДИКА — «Сердечный», имя по отцу Критавартмана. ХАРИ — (в принятой транскрипции — Гари), «светло-желтый, буланый», обезьяна, лошадь; имя одного гандхарвы; имя одного из сыновей Кашьяпы; эпитет Вишну-Кришны-Нараяны. ХАРИМЕДХА — Ашвамедха (см. это слово); эпитет Вишну в V, 09,13, «Жертва Хари, Вишну». ХАРИРОМНА — «белокурый»; неясный мифический образ (V, 109, 12). ХАРЬЯШВА — «буланый конь» в переводе: «Лошадник» (см. Икшваку). ХАСТИНАПУРА — «Слоновий город» — Нагапура, Нагасахвая; город основан князем по имени Хастин (Слон) на берегу Ганги; столица кауравов. ХАЯГРИВА — «Лошадиная грива», мужское имя; эпитет Вишну; имя чудовища, похитителя Вед, убитого Вишну. ХИДИМБА — (хид — яриться) имя ракшаски, потребовавшей от Бхимы сына и впоследствии убитой Бхимой (ср. МБх‑а, I). ХИМАВАТ — «зимний» — Хималая («область зимы»), название горного хребта на севере Индии; персонификация: отец Умы-Парвати, жены Шивы. ХУХУ — призывное междометие, имя одного гандхарва.
Ч
ЧАЙДЬЯ — относящийся к Чеди, чедийский князь. ЧАЙТРАТХА — относящийся к Читратхе (гандхарву); название леса, посвященного гандхарвой Читратхой Кубера (V, 110, 11). ЧАКРАДХАНУР — «Лук круга», созвездие Стрельца, кульминирующее летом около полуночи (когда Солнце в Раке). ЧАКУРА — «Волосы (на голове)», «гора», «змей», имя одного нага. ЧАНДРА — месяц; божество Луны, Месяца; имя одного дайтья; имя царя Камбоджи (его также зовут Чандравартман — «путь Месяца»). ЧАНДРАБАЛА — «Кардамон», имя одного «лесного человека». ЧАНДРАМАСА — Чандра. ЧАНДРАШВА — см. Чандра. ЧАРАНТАКА — «Долголетний», имя одного из сыновей Гаруды. ЧАТАКА — птица, род куропатки; одна из любимых птиц индийской поэзии. ЧЕДИ — название народа, населявшего страну Банделаканду; Эпос подчеркивает приверженность этого народа к древнему закону; главный город страны Шуктимати; в Эпосе не раз упоминается о чедийских царях: Субаху (в Нале), Дхриштакету и др. ЧЕКИТАНА — «Понятливый», эпитет Шивы; имя одного царя сторонника Пандавов. ЧИТРАВАРМАН — «с блестящей кольчугой» имя одного из сыновей Дхритараштры. ЧИТРАЛЕКХА — «Картина», имя апсары. ЧИТРАСЕНА — «обладающий блестящим копьем (или войском)», имя одного нага, одного гандхарва. ЧОЛА — «куртка», название одного народа. ЧУЧУПА — «сосок», название одного народа.
Ш
ШАЙВЬЯ — (или Шайбья), относящийся к Шиби (см. это слово). ШАЙЛА — «каменный», «скала». ШАКА — название народа. ШАКРА — «могучий», эпитет Индры. ШАКТИ — «сила», название палицы Кришны; персонификация, как женская ипостась разных божеств, их жена; проявляющаяся сила непознаваемой сути; учение о Шакти особенно развито в позднейшем шиваизме (тантризме). ШАКУНИ — «Сокол», сын Субалы, царя Гандхары, брат Гандхари, матери Дурйодханы; имя одного нага, асура. ШАКУНТАЛА — «Птичка», имя одной апсары; имя дочери Вишвамитры от апсары Менаки; Шакунтала известна по эпизоду МБх‑ы о Шакунтале и Душьянте; тема эта разработана Калидасой в его знаменитой драме того же названия. ШАМБА — «Посох», имя одного злого духа, врага Индры и бога любви; имя палицы Индры, эпитет самого Индры; в III, 51, 28. ШАМБАРА — см. Шамба. ШАМИ — «усердие, труд»; название одного вида мимозы, из которого делают «арани», прибор для добывания огня. ШАНАЧАРА — «медленно идущий», одно из названий планеты Сатурна. ШАНДИЛЬЯ — имя разных учителей (от Шандила — мужское имя). ШАНКАРА — «Благодетельный», эпитет Шивы; распространенное мужское имя. ШАНКХА — «Раковина», имя одного злого духа из хранителей кладов Куберы; имя одного сказочного слона; одного асура; имя сына Вираты, царя, у которого скрывались Пандавы в 13‑й год их изгнания; сторонник Пандавов. ШАНТАНУ — «Миротворец», имя отца Бхишмы, отчего Бхишма называется Шантанава. ШАРАБХАНГА — (шарабха — сказочное восьминогое животное; анга — член, конечность); имя одного риши. ШАРАДВАНТ — «Годовалый», имя потомка Готамы. ШАРДХЬЯ — (шардха — толпа, стадо) Маруты (боги ветра, спутники Индры). ШАРМИШТХИ — (шарман — покров) дочь Вришапарвана, жена Яяти. ШАРНГА — «рог, лук», имя лука Кришны. ШАТАКРАТУ — «владеющий стократной силой», эпитет Индры. ШАТАПАРВАН — «стоузловой», одно из названий бамбука, сахарного тросника; мужское имя. ШАТРУГХНА — «Врагоубийца», мужское имя; имя одного из сыновей Дхритараштры. ШАУРИ — родовое имя Кришны (Шура — витязь, лев, имя отца Васудэвы, деда Кришны). ШАЧИ — «Помощница», имя жены Индры. ШЕША — «Конец», «последний», Ананта (Бесконечный) имя змия, несущего землю; на нём покоится во время манвантары (миропроявления) Вишну-Нараяна; в Пуранах Баладэва или Самкаршана считается воплощением Шеши. ШИВИ — (или Шиби) «Благой»; царь, сын Ушинары, прославившийся щедростью и самоотреченностью: он отдал своё тело, как выкуп за голубя (сказание в III кн. МБх‑ы), когда боги испытывали степень его жертвенности; его именем называется его племя. ШИВА — «Благой», имя бога аскетов, отождествленного с Рудрой; позднее, при сформировании браманизма, Шива вошел как третья ипостась в браманическую троицу: Брама (созидатель), Вишну (хранитель), Шива (разрушитель). Шива, разрушая формы, освобождает дух, поэтому он покровитель йоги; ж. р. — имя жены Шивы Парвати-Дурги; женское имя, в частности одной браминки. ШИКХАНДИ — «носящий вихор, челку»; эпитет Рудры-Шивы; имя сына Друпады, брата Кришни, который убил Бхишму. Шикханди родился девочкой и был превращен одним якшей в мальчика. В V книге МБх‑ы рассказывается о причинах вражды Шикханди и Бхишмы; будучи женщиной в одном из прошлых воплощений, Ш‑и была оскорблена мужчиной, который в одном из следующих воплощений стал Бхишмой; она поклялась ему отомстить, что и осуществляется в другом воплощении во время битвы на поле Куру. ШИРИШАКА — (или Шириша) «Акация», имя одного нага. ШИШУПАЛА — «Охранитель детей», имя чедийского царя, убитого Кришной. ШРАДДХА — «благочестие», «вера», заупокойные обряды, жертвоприношение предкам; распространенное женское имя. ШРИ — красота, богиня красоты; жена Вишну-Нараяны — Лакшми; эпитет, добавляемый к имени равносильный «чтимый, честной, святой». ШРИВАТСА — священный знак счастья, завиток волос на груди у Кришны, ставший особым знаком вишнуитов. ШРУТАСЕНА — «Прославленное войско», мужское имя (княжеское), имя различных мифических существ, в частности эпитет Бхимасены-Врикодары, второго из Пандавов, а также Шатругхны. ШРУТАШРИ — «Славный красотой», имя одного дайтья. ШРУТИ — «услышанное», равносильно термину «св. Писание», «Откровение». Под Шрути разумеются Веды с их дополнениями, в частности Упанишады, безусловный авторитет Шрути утверждается в противовес относительному авторитету Смрити «предания», к которому относится и МБх‑а. ШУКА — «Попугай», мужское имя; имя придворного Раваны. ШУКРА — «Светлый», планета Венера; сын риши Бригу, учитель асуров; этот мифологический образ часто встречается в Эпосе. Дочь Шукры Дэваяни была матерью Яду, предка Кришны. ШУРУПАНАКХА — (шурупа — плетёнка, корзина; накха — ноготь) имя ракшаски, сводной сестры Раваны. ШЬЕНАДЖИТ — «Побеждающий орла», мужское имя. ШЬЯВАНАШВА — «Вороной конь» или «имеющий вороных коней», мужское имя, в том числе одного слагателя гимнов.
Э
ЭКАЧАКРАЯ — «одного круга, степени, находящийся под защитой одного вождя»; мужское имя; название города.
Ю
ЮГА — «иго», мировой период; 4 юги составляют манвантару или время проявления одного мира; каждая юга разделяется на время «дня», «ночи» и «сумерок»; длительность юг последовательно убывает: первая юга называется «совершенная» (крита), она длится 4000 + по 400 лет «сумерок» итого 4800 лет; вторая «тройная» (трета) юга длится 3000 + по 300 лет «сумерок» итого 3600 лет; третья «двойная» (двапара) юга длится 2000 + по 200 лет «сумерок» итого 2400 лет и четвертая, «черная, бедственная» кали юга длится 1000 + по 100 лет «сумерок» итого 1200 лет. Сначала, по-видимому, под «годами» разумелись обыкновенные человеческие года, но потом, с развитием учения о «днях и ночах» Брамы (ср. Бхагавадгита, VIII, 17), в «сутках» Брамы стали насчитывать 12000 юг, так что «век» Брамы достиг величины в 285420000 земных лет. ЮДХИШТХИРА — «Стойкий в битве», имя старшего брата Пандава, претендента на престол отца, Панду. По легенде — сын бога Дхармы (Ямы), а потому особенно стойкий в соблюдении закона (дхармы), что выражается его эпитетом «дхармараджа» — «Праведный раджа». ЮЮТСУ — «Желающий сражаться», мужское имя, в частности имя одного из сыновей Дхритараштры.
Я
ЯВАКРИТИ — (ява — ячмень) «Готовый ячмень», имя сына Брихадваджи. ЯВАНА (ЯВАНЦЫ) — санскритское название греков. ЯДАВА — потомок Яду; название племени, другое название которого турваши или турвасу; это племя родственно кауравам, к нему принадлежал Кришна, которого поэтому часто называют Ядава. ЯДЖУРВЕДА — (Яджус) название третьей Веды, сборника обрядовых гимнов и заклинаний. Различают «Белую» и «Черную» Яджурведу; в последней много формул колдовского характера, то есть направленных на причинение «вреда», «порчи» и пр. ЯДУ — имя сына Яяти от Дэваяни; Яду — брат Турвасу или Пурвасу и внук Харьяшвы («Лошадника») — Икшваку; Яду — сводный брат Шармиштры, от него происходят ядавы (племя Кришны), от Шармиштры — кауравы (через его сына Пуру). ЯКША — (якш — двигаться, проявлять жизненность) «живущий», мифические существа, призраки из свиты Куверы. ЯМА — «Близнец», первый из умерших, ставший судьёй и владыкой мертвых, а потому и владыкой Закона, воплощением закона, Дхармой и богом смерти, хотя в индийском пантеоне есть и женская персонификация смерти — Мритью (ср. с египетским Озирисом). Слияние Ямы и Дхармы произошло не полностью; иногда они появляются как две раздельные личности (напр. в XVIII кн. МБх‑ы). ЯМУНА — название реки, притока Ганги. ЯТИ — (от ям — покорять) потомки риши Бригу; в Браманах сказано, что Индра дал им в пищу дичь. Некоторые комментаторы считают, что яти — настоящие аскеты, другие же, что это прикидывающиеся аскетами асуры; слово значит «укрощенный». ЯТУДХАНА — Яту, нежить, злой дух, принимающий разные формы, оборотень. ЯВАРАДЖА — «юный раджа», княжич, цесаревич, посвящаемый при жизни отца и правящий при его жизни. ЯЯТИ — (ят — соединять, ять) имя древнего родоначальника, сына Нахуши, отца Яду и Пуру, сводных братьев; общий родоначальник племени кауравов и ядавов, к которому принадлежит Кришна. * Оба текста впоследствии были переведены и изданы. (Примечание редакции). * Здесь и далее слова в угловых скобках добавлены редакцией. (Примечание редакции сайта). * «Крылья» солнца — это его корона, видная при затмении, как то показала астроном Н. М. Субботина для египетского крылатого Солнца-Ра-Гарахте храма в Эдфу. 1 В оригинале: Дашарха (исправлено согласно Словарю). (Примечание редакции). 1 В оригинале: Шурпанаки (см. Словарь, а также шл. 275, 8; 275, 19). (Примечание редакции). 1 В оригинале: Дашарха (см. Словарь, а также шл. 277, 2; 277, 5). (Примечание редакции). 1 В оригинале: Дашасану (исправлено, см Словарь, а также. шл. 277, 52). (Примечание редакции). 1 По-видимому, нужно читать: Кабандха (см. Словарь, шл. 279, 28, а также название этой главы). (Примечание редакции). 1 Здесь, а также в 287, 21; 287, 23 и 287, 27 разночтение имени ракшаса (Душасана, Ду х шасана, Душана). Согласно Словарю, нужно Душана. (Примечание редакции). 1 Здесь, а также в 286, 27 и 287, 27 разночтение имени ракшаса (Праматитхи, Праматхин, Праматин). Согласно Словарю, нужно Праматхин. (Примечание редакции). 1 Здесь, а также в 289, 13 и 290, 3 разночтение имени (Майдана, Майнда). Согласно Словарю, нужно Майнда. (Примечание редакции). 1 В Словаре: Васиштха. (Примечание редакции). 1 В Словаре «Горца»: Васиштха. (Примечание редакции). 2 В Словарях «Мокшадхармы», «О Нале» и других: Васиштха. (Примечание редакции). 1 В Словаре «Горца»: Дхриштакету. (Примечание редакции). 2 В Словаре «Горца»: Дхриштадьюмна. (Примечание редакции). 1 Вероятно, нужно Врикастхалы (см. шл. 88,2, а также 84, 16 и 85, 1; см. также Словарь). (Примечание редакции). 1 Разночтение имени (в Словаре «Горца»: Ниватикарвача; в тексте «Мокшадхармы» – Ниватакавача). (Примечание редакции). 1 В оригинале Гунакеша (см. Словари «Гиты» и «Горца»). (Примечание редакции). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|