Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЗАКОНЧЕНА КНИГА САНАТСУДЖАТЫ 18 страница




ПУРУША — «горожанин», человек, дух, особенно воплощенный, живущий в «девятивратном граде», т. е. в теле.

ПУРУШОТТАМА — «высочайший человек, дух», употребляется как эпитет в обращении к знатным людям, а в философии как наименование Мировой Души.

ПУШКАРА — «цветущий», голубой лотос; род духового музыкального инструмента; род стрелы; эпитет Кришны, Шивы; имя одного сына Варуны.

ПУШПАГХАТАКА — цвет бамбука, убивающий, согласно поверию другие цветы.

ПУШПОТАКА — «Цветущий», имя колесницы Куверы.

ПУШПОТКАТА — «Изобилующая цветами», имя ракшаски, матери Раваны и Кумбхакарны.

 

Р

 

РАВАНА — «заставляющий реветь, плакать», эпитет Дашагривы, Десятиголового, ракшаса-брамина, сына Пуластьи и Пушпоткаты.

РАГХАВА — потомок, сын Рагху («бегун»); родовое имя Рамы, родословная которого значительно варьирует в разных памятниках.

РАДЖА — князь, царь; махараджа — великий князь, царь, суверен в феодальной системе.

РАДЖА-РИШИ — риши, мудрец из касты кшатриев.

РАДЖАС — «влечение», «страсть», вторая из «гун» (качеств) миропроявления (см. Гуна, а также введение к Санатсуджатапарван).

РАДХА — «Молния»; название созвездия; жена Адхиратхи, приёмная мать Карны, который поэтому нередко называется Радхея; пастушка, возлюбленная Кришны.

РАДХЕЯ — см. Радха.

РАЙВАТА — «происходящий из благополучного дома», имя одного из Ману, автора гимна «Райвата»; имя одного раджи.

РАКА — «Полнолуние», имя одной ракшаски, жены Пуластьи, матери Кхары и Шурпанаки, сводных брата и сестры Раваны.

РАКШАС — «вредящий», ночная нежить, чудовище, нарушающее жертвоприношение и вредящее благочестивым.

РАМА — «Черный», «вороной». Эпос знает трех Рам: 1) сын Джамадагни, автор гимна Ригведы X, 110 или Бхарава, сын Ренуки — это Парашурама, Рама с топором, брамин, противник кшатриев; по отцу его часто называют Джамадагнья; он фигурирует в эпизоде «Путешествие Бхагавана», как один из риши, явившихся на совещание кауравов. 2) Рама — герой Рамаяны, по отцу называемый Рагхава или по одному из предков — Какустха. Оба эти Рамы считаются воплощением Вишну. 3) Баларама или Халаюдха (Плуг), старший брат Кришны. Этот Рама считается «частичным» воплощением Вишну. Имя Рама получило позже очень широкое распространение.

РАМАТХА — название одного народа.

РАМБХА — «Бамбук», имя апсары, жены Налакубары, умыкнутой Раваной.

РАСАТАЛА — «Страна соков», название подземного мира, преисподней.

РАТХАНТАРА — название различных гимнов.

РАХУ — «Захватчик», злой дух воровски вкусивший амриты и ставший поэтому бессмертным; его изобличили Солнце и Луна, тогда Вишну отсек ему голову; бессмертная голова Раху пытается ради мести поглотить Солнце и Луну, отчего и бывают затмения. Ж. р. — имя жены Джамадагни, матери Парашурамы (см. Рама).

РЕНУКА — название одного известного заклинания; оружия; имя матери Джамадагни-Рамы.

РИГВЕДА — первая и самая священная из Вед, сборник гимнов (рич), возникший в середине II тысячелетия до н. э. (см. Веда).

РИЧАКА — имя отца Джамадагни, деда Парашурамы; название страны.

РИШАБХА — телец, бык; как эпитет для выражения идеи: «вождь, глава, лучший».

РИШИ — «пророк», «слагатель гимнов» — Времена ришей — «золотой век». Позже риши становятся сверхземными существами, не подверженными земным законам; они по желанию пребывают в небе, на земле, в подземном царстве, поучают богов и людей, могут появляться и исчезать как духи. Риши делятся на 3 класса: 1) дэва-риши, учители богов, 2) брахма-риши, риши-брамины и 3) раджа-риши, риши-кшатрии, мудрые и праведные цари. Особенно выделяются «7 риши» — звезды Б. Медведицы. В Эпосе чаще других фигурируют Нарада, Канва, Бригу, Парашурама-Джамадагнья, Парвата.

РИШЬЯМУКХА — «Глава риши», название горы в Южной Индии.

РОХИНИ — «Возрастающий», название различных растений, женское имя.

РОЧАНАМУКХА — «Светлоликий», имя одного дайтья.

РОША — «ярость, злоба».

РУДРА — «ревущий», древний дравидский бог, по-видимому, бог стад, впоследствии отождествленный с богами грозы, Марутами и с Шивой.

РУДРАНИ — женская ипостась Рудры.

 

С

 

САВАРНА — «Одноцветный», «одной касты»; как отчество — имя одного Ману или риши.

САВИТАР — «Спаситель», одно из олицетворений Солнца.

САДХЬЯ — «Подчиняющий», покоряющий, упорядочивающий, выводящий на путь; название известных богов (во мн. ч.); имя одного риши (в ед. ч.)

САМАВЕДА — название второй Веды, сборника гимнов, несколько менее авторитетного, нежели Ригведа (см. Веда).

САМАДХИ — экстатическое состояние, достигаемое путем концентрации, сосредоточия, во время которого исчезают внешние восприятия.

САМКАРШАНА — «перетянутый», эпитет старшего брата Кришны Халаджудхи (Плуг), который был чудесным образом перенесен из чрева Дэваки, матери Кришны, в чрево Рохини. В позднейших мистических спекуляциях вишнуитов — вторая ипостась четверицы Пурушоттамы (Вишну-Нараяны), символ индивидуальной души, божественной по своей сути, но «перенесенной в иное лоно» (Пракрити).

САМПАТИ — «слетающийся», имя легендарного коршуна, брата Джатаю, сына Аруны.

САНАТСУДЖАТА — «Вечнопрекрасный», имя риши, одного из 7 духовных сынов Брамы.

САНДЖАЯ — «Победоносный», «победа»; название особого войскового построения; мужское имя, в частности имя возничего Дхритараштры и раджи из эпизода «Наставление Видулы».

САНДХЬЯ — «Сумерки», (ж. р.) жена Пуластьи, возлюбленная Солнца; вечерняя молитва.

САНТАНАКА — непрерывный ряд (поколений), потомство; название одного из 5 деревьев на небе Индры.

САРАНА — «Слабительное», «понос», имя одного из придворных Раваны.

САРАСВАТИ — «Богатый водами», имя гения, хранителя небесных вод; имя почитаемой священной реки; так как речь уподобляется течению реки, то в женском роде слово является именем персонификации речи, богини красноречия, науки.

САТВАТА — название южного племени ядавов, к которому принадлежал Кришна.

САТЬЯВАН — «Говорящий правду», мужское имя.

САТЬЯКИ — «Правдивый», имя по отцу витязя Юютсу.

САУБХА — название сказочного, витающего в воздухе города, управляемого Шалвой (название, по-видимому, возникло от наблюдения миражей).

САУБХАДРА — сын Субхадры (ж. р. «великолепная»), имя по роду матери Абхиманью («мужественный»), сына Арджуны.

САУГАНДХИКА — «Благоуханный», название горы; некоторых благоуханных растений: белой водяной лилии и др.

САХАДЖАНЬЯ — «Ровесница», имя одной апсары.

САХЬЯ — «Поддержка», название горы и её окрестностей.

СВАГА (СВАХА) — священный возглас при жертвоприношении; как олицетворение — жена Агни.

СВАРБХАНУ — «пожиратель Солнца», раху, см. это слово.

СВАСТИКА — крестообразная часть аппарата для добывания огня, фигура свастики стала символом счастья и закономерности, «колесо закона» миропроявления. Позже так называлось крестообразное положение рук, ног, как символ счастья, крестообразный знак на теле, в частности на груди, с тем же значением.

СВАТИ — название созвездия (13-го или 18-го по БПС). Фош считает, что это название Арктура из созвездия Возничего.

СВАЯМПРАБХА — «Самосияющий» (ая), имя одной апсары.

СИДДХА — «достигший», название блаженных в мире Индры.

СИНДХУ — «Поток», название реки Инда, страны им орошаемой и её обитателей (синдхийцы).

СИТА — «Борозда», дочь митхилийского царя Джанаки, жена Рамы. Сита была вынута отцом из проведенной плугом борозды; отождествляется с Лакшми, женой Вишну.

СОМА — сок растения сомы; луна издревле связывалась с влагой, соком, росой, а потому постепенно эти два понятия слились и Сома стал персонификацией и священной влаги, поддерживающей богов при жертвоприношениях, и месяца.

СОМАДАТТА — «Данный Сомой», мужское (княжеское) имя.

СРИНДЖАЯ — (сринджайцы) имя народа и страны.

СТХАУНАКАРНА — (стхауна — столб; карна — ухо) имя одного риши.

СУБАЛА — «Очень сильный», сын Вайнатеи; имя царя Гандхары, отца Шакуни и жены Дхритараштры, Гандхари, матери Дурйодханы.

СУБХАДРА — «Великолепный», имя одного из сыновей Кришны; ж. р. — имя младшей сестры Кришны, жены Арджуны; имя легендарной коровы.

СУВАРНА — «Золотой», «прекрасноцветый», название легендарной страны (V, 98, 5).

СУВАРЧА — «полный жизненных сил», «цветущий», мужское имя; имя одного из сыновей Дхритараштры.

СУВИРА — «мужественный», имя народа из Западной Индии; имя царя этого народа; ж. р. Саувири — дочь Сувиры.

СУГРИВА — «прекрасношеий», имя коня Кришны; имя царя «лесного народа», союзника Рамы.

СУДАКШИНА — «Достойный уважения», мужское имя; имя царя Камбоджи.

СУДХАРМА — «Праведный»; ж. р. имя жены Матали, возничего Индры.

СУЙОДХАНА — «Легко победимый», переделка имени Дурйодханы его противниками.

СУМАНАС — «Благожелательный», мужское имя.

СУМИТРА — «Добрый друг», ж. р. — имя одной из жен Дашаратхи, матери Лакшманы и Шатругны.

СУМУКХА — «Прекраснолицый», «Красавец», мужское имя; имя одного нага.

СУПАРНА — «прекраснопёрый», эпитет Гаруды.

СУПРАТИКА — «миловидный», «красивый», эпитет бога любви и Шивы; имя одного из слонов (северного), поддерживающих землю.

СУРА — бог в противопоставлении асура — злой дух.

СУРАБХИ — «Благоуханная», «весна», имя коровы, родоначальницы рогатого скота, дочери Дакши, жены Кашьяпы, матери Рудры; вообще «корова», земля, золото. В V, 101, 1 говорится, что Сурабхи возникла из амриты, то есть вышла из океана амриты при его пахтаньи в числе прототипов других животных.

СУРАСАЯ — «Вкусный», «влекущий», имя дочери Дакши, жены Кашьяпы, матери нагов.

СУРУЧА — «Лучистый», имя одного из князей гандхарвов.

СУРЬЯ — Солнце, божество солнца, один из сыновей Адити.

СУШЕНА — «имеющий хорошую пращу», «метательный диск», эпитет Вишну-Кришны; имя одного из вождей «лесного народа».

 

Т

 

ТАКШАКА — (такш — тесать, плотничать) «Плотник», строитель; имя одного нага.

ТАЛАЧАРА — «блуждающий по земле», «кочевник», имя одного народа.

ТАМАС — тьма, инерция, см. Гуна.

ТАПАС — жар, накаливание, аскеза, закалка воли и тела. По мифологическим взглядам арийцев тапасом осуществлено мироздание и он является средством к достижению любой цели (ср. также введение к Санатсуджатапарван).

ТАРА — «Всепроникающий», «искрящийся», имя одного «лесного человека» из союзников Рамы; в ж. р. имя жены Бали, царя «лесных людей»; «звезда», «метеор» — одна из форм Дакшаяни, женского божества, почитаемого на горе Кишкиндха; это имя носит ряд богинь, оно перешло и в буддизм.

ТАРКШЬЯ – мифическое существо, олицетворение солнечного диска (подобно египетскому Атону). Иногда Таркшья изображается в виде лошади (более ранняя форма), чем олицетворяется движущая сила Солнца (ср. египетского скарабея, Хепра); позднее Т‑я изображался в виде птицы — с той же символикой (ср. с египетским крылатым Гором Гар-эм-хути); имя старшего брата Гаруды, сына Кашьяпы; позднее, в Эпосе — сам Гаруда.

ТВАШТАР — «Творец», мало персонифицированное представление о сознательной творческой силе Вселенной.

ТИЛАК — название одного кустарникового растения.

ТИМИТАМАНЧАЛА — сказочное морское чудовище.

ТРЕТА — «тройной», сторона игральной кости с 3 очками; второй мировой период, исчисляемый так: 3000 лет + по 300 лет «утренних и вечерних сумерок», всего 3600 лет (см. Юга).

ТРИДЖАТА — «Трехкосая», с тремя косами; женское имя, имя ракшаски, стерегшей Ситу.

ТРИКУМА — «трегорбый», название некоторых гор, в том числе горы на о. Ланке (Цейлоне), на вершине которой стоял город Ланка, столица Раваны.

ТРИПИШТАПА — обитель 33 богов, небо Индры.

ТУМБУРУ — «Кориандр», (эфироносное растение); имя одного гандхарвы.

ТУНДА — «Клюв», «хобот», эпитет Шивы; имя одного ракшаса.

ТУШАРА — «мороз», имя одного народа.

 

У

 

УГРАСЕНА — «Ужасное войско», мужское (княжеское) имя, в частности брата Джанамеджаи.

УДРА — название одного народа.

УМА — «Лён», «белокурый», имя дочери Химавата от его жены Мены; жена Шивы (Парвати, Сати, Дурга).

УПАПЛАВА — «Наплыв», «Наводнение», напасть, несчастье; название деревни.

УРВАШИ — «Вожделение», имя апсары, о любви к которой Пуруравы говорится уже с гимне Ригведы (X, 95). Пурурава и Урваши были родоначальниками родов Пуру и Яду и таким образом предками Пандавов и Кришны. Смысл поведения Арджуны относительно Урваши (ср. Восхождение на небо Индры) заключался именно в том, что Арджуна относился к Урваши, как к прародительнице.

УРМИЛА — (урми — волна) «Волнистая»; дочь Джанаки, жена Лакшманы.

УРНАЮ — «Паук, ткач шерсти», женское имя (ср. греческ. Арахна); имя одной апсары.

УТТАМАУДЖА — «Высочайшая сила», отвага, мужское (княжеское) имя.

УЧЧАЙШРАВА — «Востроухий», прототип коней; конь, вышедший из амриты при пахтаньи океана.

УШАНА — риши, слагатель гимнов; Эпос отождествляет его с Шукрой (план. Венера), учителем богов; У‑а — автор трактата по военному делу.

УШИНАРА — «Желанный человек» (?), название народа и его князя; сын Ушинары — Шиви.

УШИРА — название одного благовонного растения.

УШМАПА — «пьющий пары, дым», особый вид навий, покойников.

 

Ф

 

ФАЛЬГУНА — (или Пхальгуна) «фальгу» — «красноватый, весна», «нежный, утро»; рожденный под созвездием Пхальгуни (Близнецы)?; эпитет Арджуны.

 

Х

 

ХАНУМАН — «Скуластый», имя вождя «лесного народа», сторонника Сугривы и преданного почитателя Рамы, ставший образцом «бхакты», почитателя божества; сын бога Ветра.

ХАРА — «Несущий», «уносящий», мужское имя; название одного народа; имя ракшаса. Эпитет Шивы; имя одного гандхарва.

ХАРДИКА — «Сердечный», имя по отцу Критавартмана.

ХАРИ — (в принятой транскрипции — Гари), «светло-желтый, буланый», обезьяна, лошадь; имя одного гандхарвы; имя одного из сыновей Кашьяпы; эпитет Вишну-Кришны-Нараяны.

ХАРИМЕДХА — Ашвамедха (см. это слово); эпитет Вишну в V, 09,13, «Жертва Хари, Вишну».

ХАРИРОМНА — «белокурый»; неясный мифический образ (V, 109, 12).

ХАРЬЯШВА — «буланый конь» в переводе: «Лошадник» (см. Икшваку).

ХАСТИНАПУРА — «Слоновий город» — Нагапура, Нагасахвая; город основан князем по имени Хастин (Слон) на берегу Ганги; столица кауравов.

ХАЯГРИВА — «Лошадиная грива», мужское имя; эпитет Вишну; имя чудовища, похитителя Вед, убитого Вишну.

ХИДИМБА — (хид — яриться) имя ракшаски, потребовавшей от Бхимы сына и впоследствии убитой Бхимой (ср. МБх‑а, I).

ХИМАВАТ — «зимний» — Хималая («область зимы»), название горного хребта на севере Индии; персонификация: отец Умы-Парвати, жены Шивы.

ХУХУ — призывное междометие, имя одного гандхарва.

 

Ч

 

ЧАЙДЬЯ — относящийся к Чеди, чедийский князь.

ЧАЙТРАТХА — относящийся к Читратхе (гандхарву); название леса, посвященного гандхарвой Читратхой Кубера (V, 110, 11).

ЧАКРАДХАНУР — «Лук круга», созвездие Стрельца, кульминирующее летом около полуночи (когда Солнце в Раке).

ЧАКУРА — «Волосы (на голове)», «гора», «змей», имя одного нага.

ЧАНДРА — месяц; божество Луны, Месяца; имя одного дайтья; имя царя Камбоджи (его также зовут Чандравартман — «путь Месяца»).

ЧАНДРАБАЛА — «Кардамон», имя одного «лесного человека».

ЧАНДРАМАСА — Чандра.

ЧАНДРАШВА — см. Чандра.

ЧАРАНТАКА — «Долголетний», имя одного из сыновей Гаруды.

ЧАТАКА — птица, род куропатки; одна из любимых птиц индийской поэзии.

ЧЕДИ — название народа, населявшего страну Банделаканду; Эпос подчеркивает приверженность этого народа к древнему закону; главный город страны Шуктимати; в Эпосе не раз упоминается о чедийских царях: Субаху (в Нале), Дхриштакету и др.

ЧЕКИТАНА — «Понятливый», эпитет Шивы; имя одного царя сторонника Пандавов.

ЧИТРАВАРМАН — «с блестящей кольчугой» имя одного из сыновей Дхритараштры.

ЧИТРАЛЕКХА — «Картина», имя апсары.

ЧИТРАСЕНА — «обладающий блестящим копьем (или войском)», имя одного нага, одного гандхарва.

ЧОЛА — «куртка», название одного народа.

ЧУЧУПА — «сосок», название одного народа.

 

Ш

 

ШАЙВЬЯ — (или Шайбья), относящийся к Шиби (см. это слово).

ШАЙЛА — «каменный», «скала».

ШАКА — название народа.

ШАКРА — «могучий», эпитет Индры.

ШАКТИ — «сила», название палицы Кришны; персонификация, как женская ипостась разных божеств, их жена; проявляющаяся сила непознаваемой сути; учение о Шакти особенно развито в позднейшем шиваизме (тантризме).

ШАКУНИ — «Сокол», сын Субалы, царя Гандхары, брат Гандхари, матери Дурйодханы; имя одного нага, асура.

ШАКУНТАЛА — «Птичка», имя одной апсары; имя дочери Вишвамитры от апсары Менаки; Шакунтала известна по эпизоду МБх‑ы о Шакунтале и Душьянте; тема эта разработана Калидасой в его знаменитой драме того же названия.

ШАМБА — «Посох», имя одного злого духа, врага Индры и бога любви; имя палицы Индры, эпитет самого Индры; в III, 51, 28.

ШАМБАРА — см. Шамба.

ШАМИ — «усердие, труд»; название одного вида мимозы, из которого делают «арани», прибор для добывания огня.

ШАНАЧАРА — «медленно идущий», одно из названий планеты Сатурна.

ШАНДИЛЬЯ — имя разных учителей (от Шандила — мужское имя).

ШАНКАРА — «Благодетельный», эпитет Шивы; распространенное мужское имя.

ШАНКХА — «Раковина», имя одного злого духа из хранителей кладов Куберы; имя одного сказочного слона; одного асура; имя сына Вираты, царя, у которого скрывались Пандавы в 13‑й год их изгнания; сторонник Пандавов.

ШАНТАНУ — «Миротворец», имя отца Бхишмы, отчего Бхишма называется Шантанава.

ШАРАБХАНГА — (шарабха — сказочное восьминогое животное; анга — член, конечность); имя одного риши.

ШАРАДВАНТ — «Годовалый», имя потомка Готамы.

ШАРДХЬЯ — (шардха — толпа, стадо) Маруты (боги ветра, спутники Индры).

ШАРМИШТХИ — (шарман — покров) дочь Вришапарвана, жена Яяти.

ШАРНГА — «рог, лук», имя лука Кришны.

ШАТАКРАТУ — «владеющий стократной силой», эпитет Индры.

ШАТАПАРВАН — «стоузловой», одно из названий бамбука, сахарного тросника; мужское имя.

ШАТРУГХНА — «Врагоубийца», мужское имя; имя одного из сыновей Дхритараштры.

ШАУРИ — родовое имя Кришны (Шура — витязь, лев, имя отца Васудэвы, деда Кришны).

ШАЧИ — «Помощница», имя жены Индры.

ШЕША — «Конец», «последний», Ананта (Бесконечный) имя змия, несущего землю; на нём покоится во время манвантары (миропроявления) Вишну-Нараяна; в Пуранах Баладэва или Самкаршана считается воплощением Шеши.

ШИВИ — (или Шиби) «Благой»; царь, сын Ушинары, прославившийся щедростью и самоотреченностью: он отдал своё тело, как выкуп за голубя (сказание в III кн. МБх‑ы), когда боги испытывали степень его жертвенности; его именем называется его племя.

ШИВА — «Благой», имя бога аскетов, отождествленного с Рудрой; позднее, при сформировании браманизма, Шива вошел как третья ипостась в браманическую троицу: Брама (созидатель), Вишну (хранитель), Шива (разрушитель). Шива, разрушая формы, освобождает дух, поэтому он покровитель йоги; ж. р. — имя жены Шивы Парвати-Дурги; женское имя, в частности одной браминки.

ШИКХАНДИ — «носящий вихор, челку»; эпитет Рудры-Шивы; имя сына Друпады, брата Кришни, который убил Бхишму. Шикханди родился девочкой и был превращен одним якшей в мальчика. В V книге МБх‑ы рассказывается о причинах вражды Шикханди и Бхишмы; будучи женщиной в одном из прошлых воплощений, Ш‑и была оскорблена мужчиной, который в одном из следующих воплощений стал Бхишмой; она поклялась ему отомстить, что и осуществляется в другом воплощении во время битвы на поле Куру.

ШИРИШАКА — (или Шириша) «Акация», имя одного нага.

ШИШУПАЛА — «Охранитель детей», имя чедийского царя, убитого Кришной.

ШРАДДХА — «благочестие», «вера», заупокойные обряды, жертвоприношение предкам; распространенное женское имя.

ШРИ — красота, богиня красоты; жена Вишну-Нараяны — Лакшми; эпитет, добавляемый к имени равносильный «чтимый, честной, святой».

ШРИВАТСА — священный знак счастья, завиток волос на груди у Кришны, ставший особым знаком вишнуитов.

ШРУТАСЕНА — «Прославленное войско», мужское имя (княжеское), имя различных мифических существ, в частности эпитет Бхимасены-Врикодары, второго из Пандавов, а также Шатругхны.

ШРУТАШРИ — «Славный красотой», имя одного дайтья.

ШРУТИ — «услышанное», равносильно термину «св. Писание», «Откровение». Под Шрути разумеются Веды с их дополнениями, в частности Упанишады, безусловный авторитет Шрути утверждается в противовес относительному авторитету Смрити «предания», к которому относится и МБх‑а.

ШУКА — «Попугай», мужское имя; имя придворного Раваны.

ШУКРА — «Светлый», планета Венера; сын риши Бригу, учитель асуров; этот мифологический образ часто встречается в Эпосе. Дочь Шукры Дэваяни была матерью Яду, предка Кришны.

ШУРУПАНАКХА — (шурупа — плетёнка, корзина; накха — ноготь) имя ракшаски, сводной сестры Раваны.

ШЬЕНАДЖИТ — «Побеждающий орла», мужское имя.

ШЬЯВАНАШВА — «Вороной конь» или «имеющий вороных коней», мужское имя, в том числе одного слагателя гимнов.

 

Э

 

ЭКАЧАКРАЯ — «одного круга, степени, находящийся под защитой одного вождя»; мужское имя; название города.

 

Ю

 

ЮГА — «иго», мировой период; 4 юги составляют манвантару или время проявления одного мира; каждая юга разделяется на время «дня», «ночи» и «сумерок»; длительность юг последовательно убывает: первая юга называется «совершенная» (крита), она длится 4000 + по 400 лет «сумерок» итого 4800 лет; вторая «тройная» (трета) юга длится 3000 + по 300 лет «сумерок» итого 3600 лет; третья «двойная» (двапара) юга длится 2000 + по 200 лет «сумерок» итого 2400 лет и четвертая, «черная, бедственная» кали юга длится 1000 + по 100 лет «сумерок» итого 1200 лет. Сначала, по-видимому, под «годами» разумелись обыкновенные человеческие года, но потом, с развитием учения о «днях и ночах» Брамы (ср. Бхагавадгита, VIII, 17), в «сутках» Брамы стали насчитывать 12000 юг, так что «век» Брамы достиг величины в 285420000 земных лет.

ЮДХИШТХИРА — «Стойкий в битве», имя старшего брата Пандава, претендента на престол отца, Панду. По легенде — сын бога Дхармы (Ямы), а потому особенно стойкий в соблюдении закона (дхармы), что выражается его эпитетом «дхармараджа» — «Праведный раджа».

ЮЮТСУ — «Желающий сражаться», мужское имя, в частности имя одного из сыновей Дхритараштры.

 

Я

 

ЯВАКРИТИ — (ява — ячмень) «Готовый ячмень», имя сына Брихадваджи.

ЯВАНА (ЯВАНЦЫ) — санскритское название греков.

ЯДАВА — потомок Яду; название племени, другое название которого турваши или турвасу; это племя родственно кауравам, к нему принадлежал Кришна, которого поэтому часто называют Ядава.

ЯДЖУРВЕДА — (Яджус) название третьей Веды, сборника обрядовых гимнов и заклинаний. Различают «Белую» и «Черную» Яджурведу; в последней много формул колдовского характера, то есть направленных на причинение «вреда», «порчи» и пр.

ЯДУ — имя сына Яяти от Дэваяни; Яду — брат Турвасу или Пурвасу и внук Харьяшвы («Лошадника») — Икшваку; Яду — сводный брат Шармиштры, от него происходят ядавы (племя Кришны), от Шармиштры — кауравы (через его сына Пуру).

ЯКША — (якш — двигаться, проявлять жизненность) «живущий», мифические существа, призраки из свиты Куверы.

ЯМА — «Близнец», первый из умерших, ставший судьёй и владыкой мертвых, а потому и владыкой Закона, воплощением закона, Дхармой и богом смерти, хотя в индийском пантеоне есть и женская персонификация смерти — Мритью (ср. с египетским Озирисом). Слияние Ямы и Дхармы произошло не полностью; иногда они появляются как две раздельные личности (напр. в XVIII кн. МБх‑ы).

ЯМУНА — название реки, притока Ганги.

ЯТИ — (от ям — покорять) потомки риши Бригу; в Браманах сказано, что Индра дал им в пищу дичь. Некоторые комментаторы считают, что яти — настоящие аскеты, другие же, что это прикидывающиеся аскетами асуры; слово значит «укрощенный».

ЯТУДХАНА — Яту, нежить, злой дух, принимающий разные формы, оборотень.

ЯВАРАДЖА — «юный раджа», княжич, цесаревич, посвящаемый при жизни отца и правящий при его жизни.

ЯЯТИ — (ят — соединять, ять) имя древнего родоначальника, сына Нахуши, отца Яду и Пуру, сводных братьев; общий родоначальник племени кауравов и ядавов, к которому принадлежит Кришна.


* Оба текста впоследствии были переведены и изданы. (Примечание редакции).

* Здесь и далее слова в угловых скобках добавлены редакцией. (Примечание редакции сайта).

* «Крылья» солнца — это его корона, видная при затмении, как то показала астроном Н. М. Субботина для египетского крылатого Солнца-Ра-Гарахте храма в Эдфу.

1 В оригинале: Дашарха (исправлено согласно Словарю). (Примечание редакции).

1 В оригинале: Шурпанаки (см. Словарь, а также шл. 275, 8; 275, 19). (Примечание редакции).

1 В оригинале: Дашарха (см. Словарь, а также шл. 277, 2; 277, 5). (Примечание редакции).

1 В оригинале: Дашасану (исправлено, см Словарь, а также. шл. 277, 52). (Примечание редакции).

1 По-видимому, нужно читать: Кабандха (см. Словарь, шл. 279, 28, а также название этой главы). (Примечание редакции).

1 Здесь, а также в 287, 21; 287, 23 и 287, 27 разночтение имени ракшаса (Душасана, Ду х шасана, Душана). Согласно Словарю, нужно Душана. (Примечание редакции).

1 Здесь, а также в 286, 27 и 287, 27 разночтение имени ракшаса (Праматитхи, Праматхин, Праматин). Согласно Словарю, нужно Праматхин. (Примечание редакции).

1 Здесь, а также в 289, 13 и 290, 3 разночтение имени (Майдана, Майнда). Согласно Словарю, нужно Майнда. (Примечание редакции).

1 В Словаре: Васиштха. (Примечание редакции).

1 В Словаре «Горца»: Васиштха. (Примечание редакции).

2 В Словарях «Мокшадхармы», «О Нале» и других: Васиштха. (Примечание редакции).

1 В Словаре «Горца»: Дхриштакету. (Примечание редакции).

2 В Словаре «Горца»: Дхриштадьюмна. (Примечание редакции).

1 Вероятно, нужно Врикастхалы (см. шл. 88,2, а также 84, 16 и 85, 1; см. также Словарь). (Примечание редакции).

1 Разночтение имени (в Словаре «Горца»: Ниватикарвача; в тексте «Мокшадхармы» – Ниватакавача). (Примечание редакции).

1 В оригинале Гунакеша (см. Словари «Гиты» и «Горца»). (Примечание редакции).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных