Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основы международно-правового регулирования мирохозяйственных связей




1.1. Содержание понятия «международно-правовое регулирование»

Многосторонние отношения государств на межправительственном уров­не регулируются на основе международного права. Международное право — это особая система юридических норм, регулирующих международные отно­шения путем установления взаимных прав и обязанностей независимых субъек­тов этих отношений, в качестве которых выступает государство. Нормооб-разование в международном праве происходит в результате заключения меж­дународных договоров и через формирование международных обычаев. Боль­шое значение приобрели резолюции и решения международных организа­ций, в первую очередь ООН и ее специализированных учреждений. В этих актах фиксируются, как правило, уже сложившиеся правовые нормы, а также поощряются определенные правила поведения субъектов международных отношений, что ведет к возникновению новых норм и обычаев. Система международного права включает: общепризнанные принципы; договорные и обычные правовые нормы; отрасли права; резолюции международных орга­низаций; решения международных судебных органов. Под нормой междуна­родного права понимается правило поведения, которое признается государ­ствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного.

Содержание норм международного права составляют права и обязан­ности, которыми наделяются государства и другие субъекты международно­го права. Международно-правовая система упорядочивает поведение участ­ников международных отношений и играет регулирующую роль во взаимоот­ношениях субъектов международного права. Однородные международно-пра­вовые нормы образуют институты и отрасли международного права. Право­вые нормы и институты объединяются в отрасли международного права. Объектом отрасли является весь комплекс однородных международных отно­шений, касающихся, например, заключения международных договоров (пра­во международных договоров), связанных с функционированием междуна­родных организаций (право международных организаций) и т.д. Существу­ют такие отрасли права, как международное экономическое право, междуна­родное морское право, международное воздушное право, международное атом­ное право, международное космическое право и др. Выделение и развитие отраслей международного права обусловлены объективной необходимостью

16


эффективного правового регулирования определенных комплексов меж­дународных отношений и появлением больших групп однородных право­вых норм, которые связаны между собой общностью объекта регулиро­вания.

Международно-правовые нормы создаются самими субъектами между­народного права. В международных отношениях не существует каких-либо законодательных органов, которые могли бы принимать правовые нормы без участия самих субъектов международного права. Единственный способ создания международно-правовых норм — это соглашения субъектов между­народного права. Явно выраженное соглашение именуется договором и со­ответственно содержащиеся в них нормы являются договорными. Соглаше­ние, достигнутое молчаливым согласием, называется обычаем, а содержа­щиеся в нем нормы — обычными.

Договоры, заключаемые между субъектами международного права, но­сят письменную форму и содержат четкие и конкретные формулировки меж­дународно-правовых норм, которые направлены на регулирование отноше­ний между ними. В зависимости от круга участников договоры могут быть двусторонними и многосторонними (универсальными). Все нормы, содер­жащиеся в них, являются юридически обязательными и их нарушение вле­чет за собой международно-правовую ответственность.

Обычай определяется как «доказательство всеобщей практики, при­знанной в качестве правовой нормы» (п. 1 «в» ст. 38 Статут Международно­го суда ООН). Это означает, что международным обычаем, составляющим норму международного права, может стать такое правило поведения субъек­тов международного права, которое образовалось в результате повторяю­щихся однородных действий. Решения международных организаций и дру­гих объединений, выражающие согласованные позиции государств, явля­ются отправным моментом для образования обычая. Таким образом, пра­вило поведения, признанное государствами в качестве правовой нормы, превращается в международно-правовой обычай. Обычаи (обычные нормы) имеют такую же юридическую силу, что и договорные нормы.

Явно выраженные соглашения, не признанные юридически обяза­тельными, включают правила поведения, но не становятся договорными нормами. К ним, в частности, относятся резолюции ООН и других меж­дународных организаций. Правила, содержащиеся в таких документах, по­лучили название норм международного «мягкого права». Все такие резо­люции включают правила или модель (образец поведения), однако опреде­ленной юридической силой, а тем более политической и моральной, они обладают только в соответствии с Уставом ООН и лишь в рамках самой организации. По сути они входят в так называемое «внутреннее право ООН» и составляют, помимо Устава ООН, правила процедуры ее органов и дру­гие акты.

Резолюции ООН представляют интерес не только для государств—чле­нов ООН, но и для других субъектов международного права. Согласно Ус-


17


[Централь."г наукова Ь\6п\а


таву ООН, они носят рекомендательный характер (за исключением резолю­ций по внутриорганизационным вопросам ООН и бюджетно-финансовым вопросам) и являются нормами международного права. Как показывает прак­тика ООН, государства-члены, хотя и не обязаны выполнять резолюции Генеральной Ассамблеи, являющиеся рекомендациями, однако их действия не могут расходиться с предписаниями, содержащимися в них. Эти резолю­ции не содержат юридических обязательств, вместе с тем роль многих ре­золюций Генеральной Ассамблеи выходит за рамки рекомендаций. Фор­мируя правила поведения государств—членов ООН в ее рамках, они могут быть превращены путем соответствующего признания со стороны субъек­тов международного права, в том числе государств, не являющихся члена­ми ООН, в договорные либо обычные международно-правовые нормы, как многостороннего (универсального), так и регионального (локального) характера.

Помимо резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, к нормам «мягкого права» относятся аналогичные акты других межгосударственных организа­ций (многосторонних и региональных) и международных конференций. В частности, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудниче­ству в Европе от 1 августа 1975 г., Парижская хартия для Новой Европы от 21 ноября 1990 г. и другие документы ОБСЕ, хотя и не являются юридичес- < ки обязательными, однако государства—члены ОБСЕ придают им обяза­тельную силу, которая носит политический и моральный характер. В то же время ряд положений, содержащихся в названных документах ОБСЕ и дру­гих ее актах, приобрели характер обычных норм международного права. В качестве примера можно назвать принцип нерушимости границ, провозгла­шенный в Заключительном акте 1975 г., который и стал обычной нормой международного права.

Региональные нормы могут регулировать отношения двух или несколь­ких государств, не только расположенных в одном регионе, но и находя­щихся в различных частях мира. Универсальные нормы регулируют отноше­ния всех субъектов и составляют общее международное право.

По способу (методу) правового регулирования международно-правовые нормы подразделяются на диспозитивные и императивные. Диспозитивной является норма, в рамках которой субъекты международного права могут сами определять свое поведение, взаимные права и обязанности в конкретных пра­воотношениях в зависимости от обстоятельств. К императивным относятся нормы, которые устанавливают конкретные пределы определенного поведе­ния. Субъекты международного права не могут по своему усмотрению изме­нять содержание прав и обязанностей, предусмотренных императивными нор­мами. Сложилось общее понимание, что принципы Устава ООН, содержа­ние которых отражено в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, от 24 октября 1970 г., являются императив­ными нормами общего международного права. Это означает, что государ-

18


ства, выступая на международной арене, должны определять свое поведе­ние в соответствии с императивными нормами общего международного пра­ва. Согласно ст. 103 Устава ООН, обязательства государств-членов имеют преимущественную силу перед обязательствами, принятыми ими по како­му-либо договору.

Договоры и обычаи относятся к одному из источников международно­го права — международным конвенциям. Под общими международными конвенциями понимаются договоры, в которых участвуют или могут уча­ствовать все государства, а в их законодательстве содержатся нормы, обяза­тельные для всего международного сообщества, т.е. нормы общего между­народного права. Специальные международные конвенции включают дого­воры с ограниченным числом участников, для которых обязательны поло­жения этих договоров.

Международный обычай создается в результате практики государств, которая путем признания в качестве правовой нормы приобретает характер международно-правовой обычной нормы. Для установления существования обычая используются судебные решения и доктрины, решения международ­ных организаций и односторонние акты и действия государств. К судебным решениям, которые являются вспомогательным средством, относятся ре­шения Международного суда ООН, других международных судебных и ар­битражных органов. Передавая спор в Международный суд ООН или в дру­гие международные судебные органы, государства, как правило, просят ус­тановить наличие обычной нормы, обязательной для спорящих сторон. В некоторых случаях судебные решения могут положить начало формированию обычной нормы международного права. Международные судебные органы для подтверждения существования обычной нормы нередко прибегают к ссыл­кам на национальное законодательство. Односторонние действия и акты госу­дарств могут служить доказательством признания того или иного правила поведения в качестве обычая. К таким односторонним действиям и актам относятся внутренние законодательные и другие нормативные акты. Офи­циальные заявления глав государств и правительств, других представите­лей, в том числе в международных органах, и делегаций на международ­ных конференциях могут служить доказательством международного обы­чая. Вспомогательным средством для определения обычая могут считаться совместные заявления государств, например, коммюнике по итогам пере­говоров.

Несмотря на интенсивный процесс кодификации международного пра­ва, значение международного обычая продолжает сохраняться. Одни и те же международные отношения могут регулироваться для одних государств договорными нормами, а для других — обычаями. Правовых норм, общих и Для международного и для внутреннего государственного права, не суще­ствует. Кодификация международного права, т.е. систематизация между­народно-правовых норм, осуществляется субъектами международного пра­ва; она предполагает приведение в единую систему действующих междуна-

19


родно-правовых норм, уточнение их формулировок и отражение в договор­ной форме международных обычаев. Кодификация может быть официаль­ной и неофициальной. Официальная кодификация реализуется в форме международных договоров. Особое место в процессе кодификации занимает ООН, в рамках которой работает Комиссия международного права (КМП). Последняя была создана Генеральной Ассамблеей ООН в 1947 г. в качестве вспомогательного органа для поощрения развития международного права и его кодификации. Комиссия состоит из 34 человек, избираемых Генераль­ной Ассамблеей на 5-летний срок. Несмотря на то что кандидатуры этих членов представляются государствами, они действуют в личном качестве. За время своего существования КМП подготовила большое количество проектов статей, на основе которых созванные под эгидой ООН между­народные конференции приняли соответствующие конвенции. В рам­ках ООН задачи по кодификации и развитию международного права вы­полняют и другие комитеты и комиссии, например Комиссия по правам человека, Комитет по использованию космического пространства в мир­ных целях. Значительную роль в процессе кодификации играют другие международные организации, прежде всего специализированные учреж­дения ООН.

Руководящими правилами поведения субъектов международных от­ношений являются принципы международного права. Принцип междуна­родного права — это норма международного права, имеющая обязатель­ный характер для всех субъектов. Соблюдение принципов международного права считается строго обязательным. Основные принципы международ­ного права зафиксированы в Уставе ООН. Они носят характер императив­ных норм общего международного права, т.е. служат обязательствами, и не могут быть отменены государствами ни индивидуально, ни по взаимно­му соглашению.

Одним из принципов международного права служит принцип со­трудничества государств независимо от различий в их политическом, эко­номическом и социальном строе, являющийся основным положением в системе норм, содержащихся в Уставе ООН. После принятия Устава ООН принцип сотрудничества был закреплен в уставах многих международных организаций, в международных договорах, многочисленных резолюциях и декларациях. Принцип сотрудничества выражается в обязанностях госу­дарств сотрудничать друг с другом и с ООН в достижении целей, предусмот­ренных Уставом ООН (ст. 55). Обязанность государств сотрудничать друг с другом предполагает добросовестное соблюдение ими норм международного права и Устава ООН.

Другой важный принцип — принцип добросовестного выполнения меж­дународных обязательств в качестве общепризнанной нормы поведения субъек­тов международного права — также закреплен в Уставе ООН. В Преамбуле Устава подчеркивается решимость членов ООН «создать условия, при кото­рых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, выте-


20


 


кающим из договоров и других источников международного права». Соглас­но п. 2 ст. 2 Устава, «все Члены Организации Объединенных Наций добро­совестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, выте­кающие из принадлежности к составу Членов Организации». Согласно упоминавшейся выше Декларации о принципах международного права 1970 г., каждое государство обязано добросовестно выполнять обязательства, при­нятые им в соответствии с Уставом ООН, обязательства, вытекающие из общепризнанных норм и принципов международного права, а также обя­зательства, вытекающие из международных договоров, действительных согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Принцип добросовестности получил закрепление в большом числе меж­дународных договоров, резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, в дек­ларациях государств и т.д. Однако следует признать, что определение точного юридического содержания понятия добросовестности в реальных ситуациях может вызывать трудности. Представляется, что юридическое содержание добросовестности следует выводить из текста Венской кон­венции о праве международных договоров, главным образом разделов «Применение договоров» (ст. 28—30) и «Толкование договоров» (ст. 31—33). Применение положений договора во многом определяется его толкова­нием.

Считается общепризнанным, что любой договор, противоречащий Ус­таву ООН, является недействительным и ни одно государство не может ссы­латься на него или пользоваться его преимуществами. Такое положение со­ответствует ст. 103 Устава. Кроме того, любой договор не может противо­речить императивной норме международного права, как она определяется в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров. Международ­но-правовое регулирование многосторонних и двусторонних экономических отношений относится к международному экономическому праву, которое является отраслью международного права. В Уставе ООН в качестве одной из целей указывается осуществление международного сотрудничества в ре­шении международных проблем экономического характера (ст. 1). О значе­нии международного экономического сотрудничества и его правового регу­лирования во всей международной деятельности свидетельствует, в частно­сти, о том, что подавляющая часть всех заключаемых международных дого­воров и всех существующих международных организаций относятся к эконо­мическим отношениям государств.

Международное экономическое право представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и дру­гими субъектами международного права. К экономическим отношениям от­носятся коммерческие отношения в сферах: производственной, научно-тех­нической, валютно-финансовой, транспорта, связи, энергетики, интел­лектуальной собственности, туризма и др. Субъектами международного эко­номического права являются те же субъекты, что и в международном праве.

21


Государства вправе непосредственно участвовать во внешнеэкономической, гражданско-правовой, коммерческой деятельности. Международной фун-циональной правосубъектностью наделяются межгосударственные экономи­ческие и иные организации на основании их учредительных документов. Это относится к различным торгово-экономическим объединениям государств: зонам свободной торговли, таможенным союзам, экономическим союзам, преференциальным системам.

Характерным для системы международного экономического права яв­ляется наличие большого числа рекомендательных норм, имеющих своим источником решения международных организаций и конференций. Особен­ностью этих норм считается их императивность. Они не просто рекомендуют, но дают правомерность таким действиям, которые были бы неправомерны при отсутствии рекомендательной нормы. Например, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) на своей сессии в 1964 г. приняла Женевс­кие принципы, в которых содержалась рекомендация о предоставлении раз­вивающимся странам, в изъятие из принципа наиболее благоприятствуемой нации, преференциальных таможенных льгот, которые были бы неправомер­ными при отсутствии соответствующей рекомендательной нормы.

В современных условиях международное регулирование экономи­ческих отношений осуществляется на основе: (1) международных дого­воров; (2) решений (рекомендаций, постановлений) международных организаций; (3) решений межгосударственных экономических конфе­ренций; (4) международных обычаев.

Решения (рекомендации, постановления) международных организа­ций по вопросам экономического сотрудничества принимаются органами ООН (Генеральная Ассамблея, ЭКОСОС, ЮНКТАД и др.), а также специ­ализированными учреждениями ООН (ЮНИДО, ВОИС и др.). Решения этих органов и учреждений обычно не носят юридически обязательного характе­ра, но имеют рекомендательную силу.

Вопрос о юридической силе рекомендаций определяется уставами орга­низаций как нормы не обязательного, а рекомендательного характера. В то же время подобные резолюции-рекомендации нередко становятся действен­ным регулятором межгосударственных отношений. Государства, не заклю­чая международно-правовых договоров, применяют в отношениях друг с дру­гом именно те правила, что были рекомендованы в резолюции межправи­тельственной организации. Таким образом, не будучи источниками между­народного публичного права в строгом смысле, эти резолюции включаются в правоприменительную практику. К резолюциям-рекомендациям такого рода обычно относят:

во-первых, декларации, устанавливающие новые правила (деклара­ции Генеральной Ассамблеи ООН, направленные на установление нового международного экономического порядка);

во-вторых, программы развития определенной сферы сотрудничества государств, например, программы структурной адаптации экономики от-

22


дельных государств, принимаемые в группе Всемирного банка (ВБ) и Меж­дународном валютном фонде (МВФ);

в-третьих, кодексы поведения государств в области специального меж­дународно-правового регулирования (кодекс поведения государств в облас­ти передачи высоких технологий, выработанный в ЮНКТАД, и др.).

Резолюции-рекомендации универсального характера, направленные на определение новой программы поведения государств-членов, обычно име­нуются декларациями. В этих документах формулируются общие принципы и цели будущего поведения участников межгосударственных отношений. Для того чтобы эти правовые акты начали «работать», необходима их конкрети­зация в других международно-правовых актах. К резолюциям такого рода относится, например, Декларация об установлении нового международного экономического порядка от 1 мая 1974 г. Впоследствии эта декларация по­лучила развитие во многих многосторонних и двусторонних договорах, а также в решениях международных организаций.

Таким образом, резолюции-рекомендации типа деклараций являются важными программными документами, но не имеют юридически обязатель­ного характера. Принципы и правила поведения, заявленные в них, могут войти в международное публичное право традиционным путем — через имп­лантацию в договорную или обычно-правовую норму.

В отличие от резолюций-рекомендаций типа деклараций програм­мы структурной адаптации, разрабатываемые в рамках ВБ — МВФ, со­держат достаточно конкретные правила поведения государств-членов и нацелены на немедленное регулирование очерченного круга международ­ных отношений. В него включаются: а) вопросы формирования финан­совой политики государства—члена МВФ и б) принятие и выполнение программ структурной перестройки национальной экономики государства— члена ВБ. Подобная практика выработки рекомендуемых правил уста­новлением жесткого контроля за их соблюдением используется в ВТО. В данном случае резолюция-рекомендация выступает и как норма прямого действия, регулирующая поведение государств-членов. За невыполнение подобной рекомендации на государство может быть наложено бремя меж­дународно-правового принуждения. Практика ВБ, МВФ и ВТО свиде­тельствует, что эти организации рассматривают свои решения как реко­мендательные, поддающиеся упрощенной процедуре пересмотра. В каж­дом конкретном случае санкция применяете^ к государству-члену не за невыполнение требований рекомендаций, а за невыполнение обязательств по уставу в целом.

Межправительственные организации системы ООН практикуют при­нятие в форме рекомендаций целых сводов правил поведения государств-членов в конкретных сферах межгосударственного сотрудничества. Эти сво­ды правил известны под названием кодексов поведения. В качестве приме­ра можно назвать кодекс поведения государств в сфере передачи высоких технологий (ЮНКТАД), кодекс поведения в сфере ограничительной дело-

23


вой практики (ЮНКТАД), проект кодекса поведения транснациональных корпораций (ЭКОСОС). Для кодексов поведения характерно, что они пред­ставляют собой свод конкретных правил, направленных на регулирование определенного круга отношений. В этом смысле они являются нормами прямого действия. Так, кодекс передачи технологий предусматривает пере­дачу достижений науки и техники из развитых в развивающиеся страны че­рез определенный порядок оформления лицензий и их продажи, а также через заключение договоров передачи новейших технологий производства и секретов типа ноу-хау. В то же время, являясь достаточно конкретными правилами поведения, кодексы не получают оформления в виде юридичес­ки обязательных международно-правовых актов. Они остаются документами рекомендательного характера, т.е. соответствуют основным характеристи­кам резолюций-рекомендаций международных организаций.

Формально МВФ в области валютных курсов дает государствам лишь рекомендации. Но, как правило, эти рекомендации неукоснительно со­блюдаются государствами-членами. В свою очередь, Фонд контролирует их соблюдение при помощи особой системы надзора за политикой государств-членов в области валютно-финансовых вопросов. Так, государство-член пред­ставляет развернутую информацию о своем финансово-экономическом по­ложении, и на ее основе Фонд дает рекомендации этому государству о даль­нейших шагах в области развития валютно-финансовой системы. Рекомен­дации обычно содержат меры по регулированию экономики на макро- и микроуровне, обеспечению свободы торговли и социальной защиты населе­ния. Следует отметить, что подобные рекомендации запрашивают (на воз­мездной основе) и выполняют и те государства, которые не являются чле­нами МВФ. Например, Швейцария не участвует в Фонде, но пользуется его рекомендациями в вопросах валютных отношений.

В том случае, если государство-член не придерживается рекомендуе­мых мер, исполнительный орган через три месяца после проведенных кон­сультаций делает официальное заключение и выставляет его как вопрос для дискуссии, проводимой среди государств—членов МВФ. Дискуссия длится четыре месяца, а затем директор-распорядитель может поставить перед ди­ректоратом вопрос о публикации отчета о финансово-экономическом поло­жении страны. При определении, что государство-член имеет нарушения по уставным обязательствам МВФ, к такому государству могут быть приме­нены санкции межправительственной организации, выражающиеся, напри­мер, в замораживании кредитов.

Применение рекомендательных норм в МВФ обусловлено рядом об­стоятельств:

во-первых, предмет правового регулирования — международные эко­номические отношения — требует особых методов правового воздействия. Юридически обязательное решение, как правило, должно соблюдаться при любых обстоятельствах, в том числе и тогда, когда неверно по существу и не соответствует реалиям экономического развития;

24


во-вторых, процесс выработки рекомендаций Фонда предполагает тес­ное сотрудничество международной организации и государства-члена путем неформальных консультаций;

в-третьих, регулирование экономики требует оперативного изменения нормативной базы, принятие обязательного решения обычно затруднено про­цедурными институтами.

В последнее десятилетие ВБ — МВФ в обязательных нормах юриди­чески закрепляют стратегию развития международной валютно-финансовой системы, в то время как тактика развития национальных экономических си­стем регулируется рекомендательными нормами. При этом режим жесткого контроля за соблюдением обязательств государств-членов гарантирует прак­тически полное выполнение принципов и правил как обязательного, так и рекомендательного характера. Резолюции-рекомендации межправительствен­ных организаций системы ООН, формулирующие новые правила поведения государств-членов, выполняют двоякую роль: во-первых, они могут высту­пать в качестве стадии в правотворческом процессе, ведущем к оформлению нормы международного публичного права, и, во-вторых, они являются ре­гулятором межгосударственных отношений, оставаясь при этом рекоменда­тельными, а не обязательными нормами.

На современном этапе развития международного сообщества резолю­ции-рекомендации формализованы как международно-правовой источник в иной, чем международное публичное право, системе — праве междуна­родных организаций. Резолюции входят в источники права международ­ных организаций согласно уставам последних; об этом же говорится в ст. 2 и ст. 6 Венской конвенции о праве договоров с участием международных организаций 1986 г. (внутренние правила международных организаций). При этом следует отметить, что в уставах межправительственных организа­ций системы ООН речь идет о возможности выражать волю организации в форме резолюций. Порядок принятия этих резолюций оговаривается в пра­вилах процедуры и регламентах работы органов международного учреж­дения.

Практика межправительственных организаций системы ООН свидетель­ствует о том, что в резолюциях международных организаций могут содер­жаться нормы как обязательного, так рекомендательного характера. Реко­мендательные нормы резолюций обычно касаются тех обязательств, кото­рые обращены к государствам-членам или другим международным организа­циям; в то же время обязательные нормы в этих резолюциях направлены на органы международного учреждения. Так, в резолюциях о применении сан­кций к государствам-членам нормы о мерах принуждения лишь рекоменду­ются к применению, ибо они обращены к государствам-членам или иным международным организациям. В то же время в этих резолюциях есть нор­мы обязательного характера — о контроле за выполнением резолюций; реа­лизация этих норм возлагается на секретариаты международных организа­ций. Таким образом, резолюции-рекомендации являются источником пра-

25


ва международных организаций, которому в отличие от международного публичного права известно деление источников на рекомендательные и обя­зательные (твердые и мягкие)1.

Решения межгосударственных экономических конференций, оформ­ленные в виде заключительных актов конференций, рассматриваются как особая разновидность многосторонних договоров и соответственно могут об­ладать и рекомендательной, и обязательной юридической силой. Среди до­кументов международных конференций, имеющих существенное значение для формирования международного экономического права, особо важными являются содержащиеся в Заключительном акте Женевской конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) 1964 г. «Принципы, определяю­щие международные торговые отношения и торговую политику, способству­ющие развитию»; раздел «Сотрудничество в области экономики, науки и техники и окружающей среды» Заключительного акта Совещания по безо­пасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.; раздел «Экономическое сотруд­ничество» Парижской хартии для Новой Европы, принятой на встрече в верхах в рамках ОБСЕ в 1990 г.

Международный обычай играет ограниченную роль в области регули­рования международных экономических отношений.

____________________________________________________________.

1.2. Международные организации: порядок образования, организационная структура

Международные организации представляют собой организационную форму международного сотрудничества. Система международных органи­заций насчитывает свыше 4 тыс., из которых более 300 — межправитель­ственные. В центре этой системы находится ООН. В системе междуна­родных организаций для координации деятельности создаются совместные органы, координационные комитеты и пр. Международная организация объединяет членов из разных стран.

Классификация международных организаций разнообразна и зависит от применяемых критериев.

(1) По характеру членства и юридической природе участников междуна­родные организации делятся на межгосударственные (межправительственные) и неправительственные. Международная межправительственная организация — это объединение государств, учрежденное на основе международного догово­ра для достижения общих целей. Для нее характерно членство государств, наличие учредительного международного договора, постоянных органов. Она действует в интересах государств-членов при уважении их суверенитета и яв-

1 Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. — М.: Дело, 1998, с. 100—109.

26


ляется субъектом международного права. Неправительственная международ­ная организация создается на основе объединения физических или юридичес­ких лиц в форме ассоциаций, федераций и действует в интересах членов для достижения конкретных целей.

(2) По кругу участников межгосударственные организации подразделя­
ются на универсальные, открытые для участия всех государств (ООН и ее
специализированные учреждения), и региональные, членами которых могут
быть участники одного региона. >.... i

(3) По кругу компетенции межгосударственные организации делятся на
организации общей компетенции и специальной компетенции. Деятельность
организаций общей компетенции охватывает все сферы отношений между го­
сударствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культур­
ную и др. (ООН, Совет Европы, Лига арабских государств). Организации
специальной компетенции осуществляют сотрудничество в одной области (Все­
мирный почтовый союз, Международная организация труда, Всемирная орга­
низация здравоохранения, Международное агентство по атомной энергии и
др.) или подразделяются по направлениям деятельности — политические,
экономические, социальные, культурные, научные, религиозные.

(4) По характеру полномочий международные организации делятся на
межгосударственные и надгосударственные (наднациональные). К первой груп­
пе относятся практически все международные организации, целью которых
является осуществление межгосударственного сотрудничества и решения ко­
торых адресуются государствам-членам. Цель надгосударственных организа­
ций — осуществление интеграции; их решения распространяются непосред­
ственно на физические и юридические лица государств-членов. Надгосудар-
ственной организацией выступает Европейский Союз (ЕС).

(5) По условиям участия в членстве международные организации де­
лятся на открытые, в которых любое государство может стать членом по
своему усмотрению, и закрытые, где прием производится по приглашению
первоначальных учредителей (НАТО). - > •

Порядок образования международных организаций. Международная меж­государственная организация создается на основе согласованного волеизъ­явления государств, зафиксированного либо в международном договоре, либо в решении уже существующей международной организации. Порядок образования международной межправительственной организации предпо­лагает: (1) принятие учредительного документа; (2) формирование струк­туры организации; (3) созыв главного органа, с которого начинается фун­кционирование организации.

Наиболее распространенный способ образования межгосударственной организации — заключение международного договора. Это предполагает со­зыв международной конференции для выработки и принятия текста догово­ра, который является учредительным документом организации. Название учредительного документа может быть различным: Устав (ООН, ОАЕ, ОАГ); Конвенция (ВОИС); Статут (Лига наций). Дата вступления в силу учреди-

27


тельного документа считается датой создания организации. Образование меж­дународной организации в форме принятия решения другой международной организацией осуществляется путем согласованного волеизъявления госу­дарств через голосование за учредительную резолюцию, вступающую в силу с момента ее принятия. Такую форму использует ООН, в частности, при создании автономных организаций со статусом вспомогательного органа Ге­неральной Ассамблеи (ЮНКТАД — 1964 г., ПРООН — 1965 г.).

Для формирования структуры международной организации использу­ются специальные подготовительные органы, учреждаемые на основе от­дельного международного договора или приложения к уставу создаваемой организации, либо на основе резолюции другой международной организа­ции. В этих документах определяется состав органа, его компетенция и функции. Деятельность подготовительного органа направлена на разработку проектов правил процедуры будущих органов организации, создание штаб-квартиры, составление повестки дня главных органов, подготовку докумен­тов и рекомендаций, относящихся к вопросам повестки дня. Такова прак­тика образования ЮНЕСКО, ФАО, ВОЗ, МАГАТЭ и др.

Созыв главных органов и начало их функционирования завершают форми­рование организационной структуры организации.

Государства, не являющиеся членами международных организаций, могут посылать своих наблюдателей для участия в работе органов междуна­родных организаций, если это установлено правилами. Иногда могут быть аккредитованы миссии постоянных наблюдателей (ООН, ОАГ). Прекраще­ние существования организации происходит также путем согласованного во­леизъявления государств-членов — путем подписания протокола о роспуске (Варшавский договор — протокол о роспуске от 1 июля 1991 г.; СЭВ — протокол о расформировании организации от 28 июня 1991 г.).

Правовая природа международных организаций определяется наличием об­щих целей, принципов, компетенции и интересов государств-членов, имею­щих договорную основу. Государства-члены обязаны добросовестно соблю­дать взятые на себя по уставу организации обязательства и следовать установ­ленным принципам. Государства, оставаясь основными субъектами между­народного права, наделяют определенной право- и дееспособностью органи­зации, признавая за ними способность иметь права и обязанности, участво­вать в создании и применении норм международного права. Этим в лице международных организаций создается новый субъект международного права. Международные организации наделяются договорной правоспособностью, т.е. правом заключать договоры (соглашения) в рамках своей компетенции.

Компетенция международной организации определяется в ее учреди­тельном документе и рассматривается как объект или сфера ее деятельнос­ти. В рамках своей компетенции международная организация наделяется полномочиями для выполнения возложенных на нее целей и задач. Финан­совые средства международной организации складываются в большей части из взносов государств-членов и расходуются в общих интересах.

28


Органы международной организации образуют ее организационную струк­туру. Они создаются на основе учредительного документа международной организации и наделяются соответствующей компетенцией, полномочиями и функциями. Каждый орган имеет свою внутреннюю структуру и опреде­ленный состав; устанавливается порядок принятия им решений; в учреди­тельном или иных актах закрепляется его правовой статус. Компетенция ор­ганов не может быть изменена без согласия государств-членов.

Межправительственные органы состоят из представителей государств-чле­нов, которым предоставляются полномочия действовать от имени правительств.

Межпарламентские органы, создаваемые главным образом в регио­нальных организациях, состоят из участников либо избираемых населением стран-членов путем всеобщих прямых выборов (Европейский парламент), либо назначаются национальными парламентами (Парламентская Ассамб­лея Совета Европы). Парламентские органы обычно ограничиваются при­нятием рекомендаций.

Административные органы состоят из должностных лиц, находящихся на службе в международной организации и ответственных только перед ней.

Арбитражные, судебные органы и комитеты экспертов состоят из лиц в личном качестве — специалистов, обладающих наделенными полномочиями.

Пленарные органы состоят из представителей всех государств-членов. Они, как правило, определяют общую политику организации и ее принци­пы; принимают проекты конвенций и рекомендаций; решают бюджетные и финансовые вопросы; пересматривают устав и вносимые в него поправки; занимаются вопросами, связанными с членством в организации: прием, исключение, приостановление прав и привилегий и др.

Органы с ограниченным членством создаются обычно в специализиро­ванных учреждениях ООН (МОТ, ММО, ИКАО). Они укомплектовываются таким образом, чтобы принимаемые ими решения в наибольшей степени от­ражали интересы всех государств, а не нескольких групп. Органы в междуна­родных организациях по функциям делятся на главные и вспомогательные; по периодичности заседаний — на постоянные и сессионные. Органы в между­народных организациях наделяются правом принимать решения. Инициатива относительно принятия того или иного решения исходит от одного государ­ства или от групп государств; от органов или должностных лиц. Инициатива решения рассматривается соответствующим вспомогательным органом, кото­рый подготавливает проект решения и обсуждает его в главных либо во вспо­могательных органах. Затем решение вносится в повестку дня органа, прини­мающего решение. В Генеральной Ассамблее ООН предварительная повест­ка дня составляется за 60 дней до открытия очередной сессии; дополнитель­ные пункты вносятся за 30 дней; новые срочные пункты — менее чем за 30 дней или во время очередной сессии; после внесения вопроса в повестку дня он либо обсуждается непосредственно в самом органе, либо передается на рас­смотрение специально создаваемых комиссий и комитетов. После этого воп­рос снова представляется на рассмотрение полномочного органа. Например,

29


по правилу 65 Правил процедуры Генеральной Ассамблеи ООН она, если только не решит иначе, не принимает окончательного решения ни по одному вопросу, стоящему на повестке дня, до тех пор, пока не получит по нему доклад соответствующего комитета.

Решающим для принятия решения является голосование. Решения могут приниматься единогласно, простым или квалифицированным большинством. Простое и квалифицированное большинство может быть абсолютным и отно­сительным. Абсолютное большинство требует учета всего количества членов органа, относительное большинство — только присутствующих и голосующих «за» или «против». В некоторых случаях решения в органах международной организации могут приниматься без голосования, путем аккламации или без возражений. Такие методы принятия решений применяются чаще всего в от­ношении процедурных вопросов. В практике деятельности международных организаций все большее распространение в современных условиях получила процедура принятия решений на основе консенсуса. Для консенсуса характе­рен путь согласования позиций государств—членов органа на основе учета мнений и интересов всех и при общем согласии. Согласованный текст реше­ния объявляется председателем органа без проведения голосования и при от­сутствии возражений против принятия решения в целом.

1.3. Механизм международно-правового регулирования мирохозяйственных связей

Две самостоятельные системы права — международная и государствен­ная — тесно между собой связаны. Международное право, с одной сторо­ны, влияет на национальное законодательство, с другой — учитывает нор­мы национально-правовых систем. Нормы международного права создают права и обязанности для его субъектов, т.е. государств. Чтобы обеспечить фактическую реализацию международных обязательств на государственном уровне (имплементацию), осуществляются меры по включению междуна­родно-правовых норм в национальные законы и правила (трансформация) или по инкорпорации этих норм в национальные правовые системы. Субъекты международного права не могут ссылаться на свое законодательство для оп­равдания несоблюдения международных обязательств.

В ряде государств ратифицированные международные договоры авто­матически становятся частью национального законодательства. В законах мно­гих государств установлено, что в случае расхождений между положениями закона и международными обязательствами преимущественную силу имеют международные обязательства. Согласно Конституции Российской Федера­ции 1993 г., международное право является частью национальной правовой системы России (п. 4 ст. 15 Конституции РФ), а его положения имеют пре­имущественную силу в случае расхождения с национальными законами.

30


До второй мировой войны универсальное многостороннее регулирова­ние международных экономических отношений не имело серьезного распро­странения. Было лишь незначительное число многосторонних конвенций по экономическим вопросам, а в уставах международных организаций, и в пер­вую очередь Лиги наций, даже не были разработаны вопросы компетенции организаций в сфере экономики.

(Объективная необходимость в международав-иравовом регулировании мирохозяйственных связей обусловлена следующими обстоятельствами:

• глобализацией мировой экономики: усилением взаимосвязи и взаи­
мозависимости национальных экономик и вследствие этого развитие эконо­
мических отношений между юридическими лицами, принадлежащими к раз­
ным государствам;

• возрастанием инвестиционных потоков и транснационализацией про­
изводственной деятельности;

• ростом международных потоков товаров и услуг. Толчком к интерна­
ционализации мирохозяйственных связей явились достижения научно-техни­
ческой революции в области производства, транспорта, энергетики, связи и
др. В условиях глобализации мировой экономики межгосударственные грани­
цы применительно к экономическим отношениям приобрели совершенно иное
значение, что потребовало создания новой системы регулирования мирохозяй­
ственных связей, основанной на принципах либерализации торговли, устране­
ния торговых барьеров, обеспечения свободного движения капиталов; такая
либерализация могла быть достигнута только за счет сбалансированной коорди­
нации национальных правовых режимов в области торговли и инвестиций;

• несогласованность национальных законодательств разных стран неиз­
бежно порождала всевозможные серьезные проблемы и споры между экономи­
ческими субъектами мирохозяйственных связей и между государствами. По­
явилась потребность в создании единообразного универсального механизма ре­
гулирования международных экономических отношений, включающего в себя
разнообразные средства и методы: тарифы, цены, налоги, кредиты, регулиро­
вание финансовых и товарных рынков, предпринимательской деятельности;

• достижение валютно-финансовой стабильности, способной обеспе­
чить конвертируемость национальных валют, облегчающую взаимные расче­
ты участников мирохозяйственных связей, возможно лишь на основе выра­
ботки совместной валютно-финансовой политики на многосторонней осно­
ве и ее осуществление путем совместных действщц/1

• правовая основа и методы выработки и принятая управленческих реше­
ний на уровне государственного и/частного секторов требовали их унификации
с точки зрения способов вырабйтки решений, методов контроля, санкций во
избежание многочисленных международных споров; требовали унификации и
юридические принципы, исподьзуемые при урегулировании споров;

/• внутригосударственное методы вмешательства и регулирования эко­номики, отличавшиеся большим разнообразием по странам, объективно требовали выработки единых подходов и для разработки стратегий развития,

31


в особенности в развивающихся странах, что способствовало развитию ре­гиональной экономической интеграции;

• получившее развитие межотраслевое экономическое сотрудничество
на многосторонней основе требовало координации со стороны специализи­
рованных организаций;

• огромная разница в социально-экономических условиях жизни лю­
дей в разных странах объективно ставила вопрос об оказании помощи и со­
действия со стороны развитых стран развивающимся странам и среди них
наименее развитым и бедным странам; такие усилия требовали координации
действий и разработки единой стратегии социально-экономического разви­
тия развивающихся стран, разработки средств и инструментов, оказания им
экономической, финансовой и технической помощи^

Основы решения проблем международного экономического и социаль­ного сотрудничества были заложены в Уставе ООН. В ст. 55 Устава говорится:

«С целью создания условий стабильности и благополучия, необходи­мых для мирных и дружественных отношений между нациями, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов, Организа­ция Объединенных Наций содействует:

a) повышению уровня жизни, полной занятости населения и услови­
ям экономического и социального прогресса и развития;

b) разрешению международных проблем в области экономической,
социальной, здравоохранения и подобных проблем; международному сотруд­
ничеству в области культуры и образования;

c) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных сво­
бод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

В статье 56 сказано, что «все члены организации обязуются предпри­нимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организа­цией для достижения целей, указанных в статье 55». Механизм воздействия международных организаций на межгосударственное регулирование строится на основе существующей международной правовой системы и ее подсистем.

Международное право выполняет в международных отношениях ко­ординирующую функцию. С помощью норм международного права государ­ства устанавливают общеприемлемые стандарты поведения в различных об­ластях их взаимоотношений. Регулирующая функция международного права проявляется в принятии государствами твердо установленных правил, без которых невозможны их совместное существование и взаимодействие. Меж­дународное право содержит нормы, которые побуждают государства следо­вать определенным правилам поведения. В международном праве сложи­лись механизмы, защищающие законные права и интересы государств. Меж­дународное публичное, международное право и право международных орга­низаций являются подсистемами (нормативный компонент) глобальной меж­дународной системы права. Все три международно-правовые системы, ре­гулирующие многообразные международные отношения, тесно связаны и взаимодействуют с национальными правовыми системами.

32


Международные обязательства могут вытекать из норм права между­народных организаций. Так, уставы многих международных организаций содержат положения об иммунитете. Дальнейшее развитие эти нормы по­лучают во внутренних правилах таких организаций. Соответственно нацио­нальное законодательство ряда стран восприняло положения этих правил об иммунитете международных организаций: в странах-членах ЕС такие положения введены на основе конвенции об иммунитете международных организаций. Введение в национальное законодательство положений об иммунитетах государств имеет принципиальное значение. Такой порядок был закреплен в национальном законодательстве США (1976 г.), Великоб­ритании (1978 г.). Учредители ООН ставили перед собой задачу «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обя­зательствам, вытекающим из договоров и других источников международ­ного права» (Преамбула Устава ООН).

Межправительственные организации ООН влияют на развитие между­народно-правовых систем путем участия в разработке правовых норм и на­блюдения за их применением. Участие в разработке правовых норм осуще­ствляется при: выработке проектов международных конвенций; заключении международных договоров; принятии решений, устанавливающих опреде­ленные правовые нормы; выработке рекомендаций для участников междуна­родных отношений. При выработке нормативных документов международ­ная организация обязана действовать исключительно в рамках полномочий, которыми она обладает согласно международному праву. Каждая организа­ция имеет право на нормотворческую деятельность при особых условиях в специально только ей присущих видах и формах и лишь в соответствии с целями и задачами, определенными ее уставом.

Согласно правилам межправительственных организаций системы ООН, их правотворческая компетенция должна базироваться на положениях их уч­редительных документов (уставов) и может реализоваться лишь в соответ­ствии с процессуальными требованиями, выработанными в этих организа­циях (уставы и правила процедуры).

Как отмечалось, межправительственные организации, так же как и государства, признаются субъектами международного публичного права. Взаимодействие государств и международных организаций приводит к из­менению их правового статуса. Взаимовлияние государств и межправи­тельственных организаций обычно рассматривается с точки зрения соот­ношения компетенций государства и международной организации по пово­ду передачи части компетенций государством международной организации или совместного осуществления определенных функций. Правосубъектность межправительственной организации зависит от согласованного волеизъявле­ния государств-членов; таким же образом определяются ее цели, компетен­ция, полномочия, характер принимаемых решений, структура органов и пр. При создании международной организации государства выступают в качестве суверенных и равноправных образований как стороны международного дого-

33


вора об учреждении международной организации. Процесс взаимодействия государств носит при этом согласованный и координирующий характер.

С принятием устава международная организация становится субъектом международного права, имеющим свои полномочия, свои цели и принци­пы; это позволяет ей осуществлять деятельность, направленную на реализа­цию поставленных целей. Международные организации, как правило, при­держиваются принципа суверенного равенства государств-членов, о чем сви­детельствуют положение о представительстве — одно государство — один голос, а также право добровольного выхода из организации. Фактически государства передают отдельным международным организациям полномо­чия принимать обязательные решения или действовать в определенных сфе­рах, лишив себя тем самым в указанных областях свободы действий. Таким образом, государства на добровольной основе ограничивают свой суверени­тет, передавая определенные полномочия международной организации. Это означает, что государства теряют право предпринимать действия, входящие в компетенцию международной организации, и обязаны подчиняться ее ре­шениям в соответствии с полномочиями организации.

В современных условиях сложились три типа международных органи­заций по соотношению объема компетенций, перераспределяемых между государством и международной организацией: (1) межправительственные организации, осуществляющие координационные функции; (2) междуна­родные организации, выполняющие отдельные наднациональные функции; (3) полностью наднациональные организации.

(1) В межправительственных организациях, осуществляющих коор­
динационные функции, перераспределенная компетенция остается совме­
стной для государства и организации. Речь идет лишь о соотношении этой
компетенции и о механизмах регулирования. Обычно организация наделя­
ется правом обязывать своих членов без их согласия и против их согласия
путем принятия обязательных решений большинством голосов.

(2) В международных организациях, выполняющих отдельные над­
национальные функции, конкретные вопросы передаются исключительно
в ведение международной организации. К таким вопросам, как правило,
относятся глобальные проблемы современности, требующие особых меха­
низмов регулирования. В международных организациях ограниченного над­
национального типа в учредительных документах установлена предельно ши­
рокая и объемная компетенция, затрагивающая основные компоненты го­
сударственной власти и ограничивающая функции государства примени­
тельно к этим компонентам. Такая организация также имеет право обязы­
вать своих членов подчиняться ее решениям без их согласия и против их
согласия, если решение принято большинством голосов. К организаци­
ям, выполняющим наднациональные функции, относятся группа Всемир­
ного банка, а также МВФ. Их наднациональность определяется широкими
и жесткими компетенциями в области валютно-финансовых вопросов, зак­
репленных в их уставах. Так, в Уставе МВФ, утвержденном в 1945 г.,


жестко ограничивалась компетенция государств-членов в области валютно-финансовой политики, в частности:

• государство-член лишалось права самостоятельно вводить валютные
ограничения, изменять паритет валют, проводить девальвацию и ревальва­
цию (денежную реформу) валюты. Последнее становилось возможным только
с согласия Фонда (ст. IV, сек. 1 Устава МВФ);

• государство-член обязывается представлять Фонду по его требованию
отчет о своем бюджетно-финансовом положении; в случае невыполнения
этих требований к государству-члену применялись санкции, включающие
приостановление пользования правами члена Фонда сроком на 1 год и ис­
ключение из его членов (ст. IV, сек. 6). В то же время Фонд получает
право пропорционально изменять курсы валют государств-членов, уведомив
их об этом за 72 часа (ст. IV, сек. 7).

Аналогичные статьи содержались и в Уставе МБРР. В первые десяти­летия деятельности МВФ и МБРР строго контролировали соблюдение дан­ных полномочий. Впоследствии в практике этих организаций произошли изменения, которые нашли отражение в их уставах. В частности, государ­ства-члены получили право изменения курса своей валюты без согласия МВФ и МБРР. Санкции за нарушение условий пользователя специальными кре­дитными полномочиями, предусмотренные, в частности, Уставом МВФ (ст. 29 сек. 2), выражающиеся в приостановлении права голоса и права получения помощи, представляют собой частичное ограничение участия го­сударств в деятельности МВФ. В Уставе МБРР установлено, что во время приостановления членства государство не может пользоваться правами, вы­текающими из членства..., включая право выхода, но остается субъектом всех обязанностей перед организацией (ст. 6, сек 2). Аналогичные статьи содержатся в уставах МФК (ст. 5, сек 2) и MAP (ст. 7 сек 2).

Участие в МБРР и МВФ позволило многим государствам-членам гар­монизировать свои национальные финансовые системы, стабилизировать рын­ки финансов, снять многие барьеры в области международного экономичес­кого сотрудничества^

(3) Особенностями наднациональной организации являются:

• право международной организации на вмешательство в вопросы, от­
носящиеся к внутренней компетенции государства согласно его конституции;

• полномочия организации на создание в целях регулирования этих
вопросов: (а) правил, обязательных для государств-членов; (б) механизмов
контроля и принуждения к соблюдению этих правил;

• возложение широких полномочий по созданию правил и контролю за их
облюдением на непредставительные органы, т.е. международных служащих;

• право организации своими решениями обязывать и управомочивать
физических и юридических лиц государств-членов.

Международной организацией наднационального типа является Европей-й Союз (ЕС), который в лице своих главных органов — Европейского Сове­та, Европейского парламента, Совета Европейского Союза и Европейской ко-


миссии уполномочен создавать правила-регламенты и директивы, обязатель­ные для стран-членов. Кроме того в состав ЕС входит такой орган, как Евро­пейский суд, который контролирует соблюдение регламентов и директив и об­ладает полномочиями на принуждение государств-членов к их исполнению.

Сложный международный межгосударственный механизм, на основе которого развиваются мирохозяйственные связи, определяет в современ­ных условиях торгово-политические режимы подавляющего большинства стран мира. Примером взаимодействия международной организации и пра­вительств государств-членов может служить Всемирная торговая организа­ция — ВТО. Правительства стран-членов берут на себя определенные обя­зательства по соблюдению установленных ВТО принципов международной торговли и одновременно создают для своих экспортеров и импортеров, предпринимателей и потребителей конкретные условия и обязательства, которые они обязаны соблюдать в практической деятельности на мировом рынке. ВТО представляет собой многосторонний торговый договор, опре­деляющий права и обязанности правительств в сфере международной тор­говли товарами и услугами. Положение соглашений, образующих право­вую базу ВТО, фактически кодифицируют мировую коммерческую прак­тику, опирающуюся на сложную систему многосторонних отношений, кон­венций, решений, выработанных на основе национальных законодательств крупнейших стран мира. ВТО — это своеобразный синтез национальных правовых систем в сфере регулирования международных торгово-экономи­ческих отношений. Из 56 правовых документов, входящих в систему ВТО, примерно 50 — это ГАТТ в редакции 1994 г. (ГАТТ-1994) и правовые документы, развивающие или интерпретирующие статьи ГАТТ. ВТО — более жесткое по характеру создаваемых обязательств, чем ГАТТ. Стра­ны, находящиеся вне системы международных правил, определяемых ВТО, не могут участвовать на полных правах в развитии мировой торговой систе­мы и, в частности, в новых многосторонних переговорах по ее развитию. Направление и содержание работы органов ВТО определяются с учетом торговой политики стран-членов, которая вырабатывается правительства­ми стран на основе рекомендаций союзов предпринимателей и мнений ча­стных фирм, потребителей и других групп населения.

В соответствии с Соглашением о создании ВТО любая страна может присоединиться к нему и к действующим в его рамках правовым документам на условиях, «которые должны быть согласованы между вступающим госу­дарством и ВТО». При этом Соглашение требует от вступающей страны при­нятия на себя таких же обязательств, которые уже взяли на себя страны-учредители, и «каждый член организации должен обеспечить соответствие своих законов, нормативных и административных актов его обязательствам», взятым по соглашениям, входящим в ВТО. Процедура присоединения к Всемирной торговой организации, выработанная за 50 лет существования ГАТТ/ВТО, длительна, сложна и включает ряд этапов. На первом этапе специальные рабочие группы изучают торгово-политический режим и эко-

36


номическое положение присоединяющейся страны. Затем начинаются кон­сультации и переговоры об условиях ее членства в ВТО. Консультации и переговоры проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованны­ми странами — членами ВТО. Обсуждаются уступки, которые присоединя­ющаяся страна предоставит членам ВТО по доступу на ее рынок товаров и услуг, а также сроки принятия ею обязательств по соглашениям, вытекаю­щих из членства в ВТО. После присоединения страна получает права, кото­рыми обладают другие члены ВТО, в связи с чем прекращается дискрими­нация ее товаров и услуг на внешних рынках.

Результаты двусторонних переговоров о взаимной либерализации дос­тупа на рынки и условиях присоединения к ВТО оформляются документа­ми, важнейшими из которых являются:

доклад Рабочей группы, включающий пакет обязательств, которые при­соединяющаяся страна примет на себя по итогам переговоров;

протокол о присоединении;

список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и сель­ского хозяйства;

список специфических обязательств по доступу на рынок услуг.

1.4. Значение многостороннего регулирования мирохозяйственных связей в современных условиях






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных