ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Международныевалютно-финансовые организации и их роль в развитии экономического сотрудничества 1 страница4.1. Группа Всемирного банка Всемирный банк (ВБ) — это многостороннее кредитное учреждение, состоящее из шести тесно связанных между собой организаций, входящих в систему ООН, общей целью которых является оказание финансовой помощи развивающимся странам за счет развитых стран. В группу Всемирного банка входят: 1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР), создан 2. Международная ассоциация развития (MAP), основанная в 1960 г. 3. Международная финансовая корпорация (МФК), созданная в 1956 4. Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ), 5. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров збирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами. Такая межгосударственная инвестиционная группа превратилась в Упнейший в мире инвестиционный институт, ша долю группы Все-юго банка приходится не менее половины общего годового объема Редств, выделяемых всеми межгосударственными организациями раз-ющимся странам. Всемирный банк призван способствовать интег-i экономики всех стран-членов с основными центрами мировой системы хозяйства. "\ 103 4.1.1. Международный банк реконструкции и развития — МБРР (International Bank for Reconstruction and Development — IBRD) Создан в 1945 г. в результате подписания 28 странами Соглашения в Бреттон-Вудсе (июль 1944 г.). В 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила Соглашение, определяющее отношение между Банком и ООН. В нем, в частности, говорится, что вследствие характера своих международных обязанностей и положений Устава Банк является независимой международной организацией и должен функционировать как таковая. Соглашением предусматривается представительство Банка на Генеральной Ассамблее ООН, в Экономическом и социальном совете, в региональных экономических комиссиях ООН, в Программе развития ООН. Банк считается специализированным учреждением ООН, его обязанности перед ООН состоят в участии в консультациях и предоставлении неконфиденциальной информации. В свою очередь, ООН взяло на себя обязательство воздерживаться от рекомендаций Банку относительно отдельных займов или относительно условий финансирования. Устав МБРР неоднократно изменялся. Членами МБРР могут быть только члены Международного валютного фонда (МВФ). В состав МБРР входят 180 государств. Цели МБРР: • содействие реконструкции и развитию стран-членов путем поощре • поощрение частных иностранных капиталовложений, предоставление • содействие долгосрочному сбалансированному росту международной Основными направлениями деятельности МБРР являются: • предоставление развивающимся странам долгосрочных займов и • предоставление займов развивающимся странам на создание в них • предоставление займов тем развивающимся странам, которые не в 104 педства для этих займов поступают от инвесторов, покупающих облигационные обязательства, выпускаемые МБРР; • кредитование беднейших стран, которые некредитоспособны на меж • предоставление долгосрочных займов и кредитов странам—членам Бан • оказание технической помощи развивающимся странам, которая под • подготовка и реализация финансируемых проектов, включающая: опреде • проведение исследований по экономической и научно-технической • оказание содействия политическому диалогу между Банком и бедны- • финансирование проектов и деятельности развивающихся стран по • сотрудничество на национальном уровне с негосударственными организа- 105 • организация и проведение семинаров, учебных курсов для представите • деятельность в качестве члена консультативного органа, созданного Ка • предоставление информации о проектах в странах-членах, одобрен Высшим органом Банка является Совет управляющих, в функции которого входит: определение общей политики Банка; прием новых членов; принятие решений о размерах уставного капитала банка; распределение чистого дохода. Исполнительным органом Банка является Директорат, состоящий из 24 директоров-распорядителей, из которых 5 — назначаются странами-членами, имеющими наибольшее число акций, а 19 — избираются управляющими из числа представителей остальных стран-членов. Директорат избирает президента Банка, который осуществляет оперативное руководство деятельностью Банка и отвечает за штат служащих. Директорат в своей работе опирается на 5 комитетов: (1) совместный аудиторский комитет; (2) комитет по вопросам кадровой политики; (3) комитет по выработке регламента; (4) комитет по вопросам эффективности затрат и бюджетной практике; (5) комитет по административным вопросам. Координация деятельности МБРР и МВФ осуществляется в рамках Комитета по развитию, представляющему собой совместный министерский комитет Советов управляющих. Он состоит из 24 членов — министров финансов или должностных лиц сопоставимого уровня. Комитет дает консультации и готовит доклады для советов управляющих МБРР и МВФ. Комитет рассматривает такие вопросы, как воздействие политики промышленно развитых стран на развивающиеся страны; сокращение задолженности развивающихся стран и передача ресурсов; развитие частного сектора; борьба с нищетой. Финансовые средства Банка образуются из взносов стран-членов, из займов на международных рынках ссудного капитала и банковской прибыли. Уставный капитал МБРР, образуемый путем подписки стран-членов, первоначально не превышал 10 млрд. долл. Переориентация деятельности Банка на обширный регион развивающихся стран вынуждало руководство постоянно увеличивать кредитные ресурсы. Подписной капитал увеличивался в 1959 г., в 1980 г., в 1988 г. В 1997 г. он составлял 182 млрд. долл., из которых 11 млрд. долл. — оплаченный капитал и 171 млрд. долл. — часть подписки, которая может быть востребована Банком лишь в случае отсутствия у него ресурсов для срочного погашения своих обязательств. Именно эта, большая, часть и служит тем гарантийным фондом, под который МБРР заимствует значительные средства, прежде всего на мировом финансовом рынке, выпуская облигационные займы для расширения своих ________________________________________________________________ педитных операций. На 1997 г. внешние заимствования Банка составляли 10 млрД- Долл- Из этих средств Банк осуществляет финансирование своих кредитных операций. Кроме того Банк черпает средства из нераспределенной прибыли, а также за счет платежей в погашение предоставленных им займов. Банк предоставляет среднесрочные и долгосрочные займы правительствам входящих в него стран или частным организациям под гарантию правительств и контролирует их использование. Страны-получатели обязаны выполнять рекомендации Банка и предоставлять ему отчеты об использовании займов и требуемую информацию. В рекомендациях МБРР приоритет отдается развитию частного сектора экономики и привлечению иностранного капитала в развивающиеся страны. Если рекомендации МБРР не принимаются страной, запрашивающей кредит, то зачастую он не предоставляется. Кредиты Банка покрывают в среднем лишь около 30% общей стоимости кредитуемых объектов, а остальная часть расходов по объекту должна обеспечиваться за счет внутренних источников кредитования и финансирования или иных внешних источников. Основная задача МБРР — кредитование конкретных объектов (преимущественно инфраструктурных — транспорт, связь, энергетика) на основе их тщательного отбора. С 80-х годов в кредитах Банка все большую роль играют социальные аспекты развития, особенно борьба с бедностью. Увеличиваются кредиты на развитие здравоохранения, образование, планирование семьи, развитие сельского хозяйства. Особое внимание уделяется охране окружающей среды и приватизации. МБРР стал предоставлять также кредиты на структурную адаптацию в соответствии с программой экономических реформ и перехода страны-заемщика к рыночной экономике. При этом выделяемые Банком кредиты не привязаны к конкретным объектам, и страны-заемщики могут достаточно свободно распоряжаться_заемньши средствами. _J Росс!ИОступила в МБРР и в~МВФ"1~Т992 г. Ее квота в МБРР соответствует квоте в МВФ и составляет 3% общей суммы капитала. Квота РФ в общей сумме 333,2 млн. долл. была внесена в конвертируемой валюте в сумме 33,3 млн. долл. и в национальной валюте — 299,9 млн. долл. Вступление России в МБРР предполагает ее участие и в Международной ассоциации развития. Взнос России в MAP определен в 136,6 млн. долл., который она должна сделать в течение 10 лет. Предполагалось использовать кредиты 1БРР на укрепление институциональной базы финансовой инфраструктуры, на инвестиционные проекты, жизненно необходимый импорт и структурные преобразования. В 1998 г. Россия получила от МБРР кредиты на умму 1,7 млрд. долл., в том числе 0,9 млрд. долл. — ранее согласованные ьемы и 0,8 млрд. долл. — дополнительные финансирования. На 1999 г. 'едусмотрено получение кредитов от МБРР на сумму 4,3 млрд. долл., из горых 1,1 — ранее согласованные объемы и 3,2 млрд. долл. — дополнительное финансирование. 107 4.1.2. Международная ассоциация развития — MAP (International Development Association — IDA) Создана в 1960 г. Формально считается независимой от МБРР, поскольку имеет самостоятельный Устав и финансовую базу, однако фактически она представляет собой фонд ресурсов, которым управляет МБРР, и является филиалом МБРР. Президент МБРР является одновременно президентом MAP. Международная ассоциация развития — это специализированное учреждение в системе ООН. Отличие между МБРР и MAP состоит в источниках приобретения финансовых средств для кредитования и в условиях, на которых они предоставляют займы развивающихся странам. МБРР большую часть своих финансовых средств получает на мировых финансовых рынках и предоставляет займы развивающимся странам под более низкий процент и с более длительными сроками погашения, чем коммерческие банки; MAP предоставляет развивающимся странам беспроцентные кредиты за счет взносов стран-доноров. В состав MAP входят 159 государств-членов, которые разбиваются на 2 категории: категория 1 — 26 экономически более развитых стран; категория II — 133 менее развитые страны. К числу стран категории I относятся: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Кувейт, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, ОАЭ, Португалия, Российская Федерация, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, ЮАР, Япония. Цели MAP: • предоставление долгосрочных кредитов наиболее бедным развивающимся странам; • оказание содействия экономическому развитию, повышению уров • оказание содействия повышению производительности труда в странах Основными направлениями деятельности MAP являются: • кредитование проектов в беднейших и наименее кредитоспособ
108 MAP, приходится на наименее развитые страны с годовым доходом на шу населения до 800 долл. В рамках программы специальной помощи шествляется ПОддержка стран южнее Сахары с низкими доходами и соки ми долгами. MAP предоставляет кредиты, как правило, на срок 50 лет, с началом погашения через 10 лет после получения кредита; в течение последующих 10 лет погашается по 1% суммы кредита в год и в течение остальных 30 лет — по 3% в год. За пользование кредитом проценты не взимаются. Кредиты предоставляются в иностранной валюте для оплаты импорта товаров и услуг. В соответствии с Соглашением MAP не может увязывать предоставляемые кредиты с закупками товаров в конкретных странах, а расходование кредитов должно осуществляться через торги, аукционы и др.; • проведение экспертизы финансируемых проектов для определения эф • оказание содействия странам-членам в проведении экономических ре 4.1.3. Межлународная финансовая корпорация — МФК (International Finance Corporation — IFC) Создана в 1956 г. как самостоятельное юридическое лицо со своим уставом и собственными ресурсами. Фактически является филиалом Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и специализированным учреждением ООН. Как финансовая организация входит в группу Всемирного банка. Членами МФК являются 171 государство. Цели МФК: • оказание содействия в финансировании частного предприниматель • оказание помощи в управлении предприятиями, созданными с учас- • стимулирование притока частного капитала в производственную сферу; • реализация принципа рентабельности в сотрудничестве с частным сек- Основными направлениями деятельности МФК являются: финансирование предпринимательства в странах-членах путем предо-авления займов непосредственно частным компаниям и инвестирования в 109 " них собственных средств МФК, не требуя гарантий со стороны правительств. Займы предоставляются на срок от 7 до 12 лет в основных валютах по фиксированным или меняющимся ставкам; погашение займов производится в той валюте, в которой займ был получен; • осуществление инвестиций за счет собственных средств в обрабатыва • привлечение частных финансовых средств для инвестиций в проекты • содействие развитию предпринимательства в малом бизнесе путем фи • оказание содействия частным и смешанным по капиталу предприятиям • подготовка и оценка проектов производственных объектов; определе
• оказание содействия в управлении рисками: проведении операций • объединение привлекаемых из разных источников финансовых ресур • сотрудничество с МБРР по вопросам разработки национальных стра • консультирование деловых кругов и правительств государств-членов • оказание технической помощи частным фирмам, финансирование • осуществление информационной деятельности; предоставление ин Высшим органом МФК является Совет управляющих. В его состав входят те же лица, что и в состав Совета управляющих МБРР. Президентом МФК является президент МБРР. Исполнительные директора также совмещают свои должности в МБРР и МФК. Общее управление МФК и текущие операции осуществляются через 5 региональных, 4 отраслевых и один функ- 110 ональный департамент. Региональные департаменты делятся по группам ан: (1) Африки южнее Сахары; (2) Азии; (3) Средней Азии, Ближнего Востока и Северной Африки; (4) Европы; (5) Латинской Америки и Карибского бассейна. Отраслевые департаменты делятся по сферам деятельности: ) агробизнеса; (2) химии, нефтехимии и удобрений; (3) инфраструктуры; (4) нефти, газа и горнодобывающей промышленности. Функциональный тепартамент — Департамент рынков капитала и корпоративных финансовых №Луг _ предоставляет платные консультативные услуги государственным предприятиям и правительствам по вопросам приватизации и частным компаниям по вопросам финансовой реструктуризации. Политика и деятельность МФК вырабатывается и обсуждается на регулярных встречах управленческого состава МФК с представителями Банковского консультативного совета (Banking Advisory Council), состоящего из Ю руководящих работников международных финансовых институтов. Деловой консультативный совет (Business Advisory Council), включающий известных промышленников, банкиров и государственных деятелей государств-членов, оказывает содействие и консультационную помощь МФК в вопросах бизнеса и финансов. Консультативная служба по иностранным инвестициям — КСИН (Foreign Advisory Service), созданная в 1986 г. и находящаяся под контролем исполнительного вице-президента МФК, оказывает правительствам стран-членов консультационную помощь по вопросам повышения экономической эффективности иностранных инвестиций; выработки стратегий; разработки правил и процедур в отношении инвестирования; по вопросам законодательства с целью создания благоприятного климата для иностранных инвестиций. Консультативное бюро по разработке проектов для Африки предоставляет консультации предпринимателям этих стран, осуществляющим расширение или модернизацию существующих предприятий или создающих новые. Консультативное бюро по разработке проектов для южной части Тихого океана оказывает помощь предпринимателям этих стран в разработке технико-экономических обоснований проектов, представляемых банкам для получения финансовых средств. Финансовые ресурсы МФК образуются из взносов государств-членов | соответствии с их подпиской на акции МФК; отчислений от прибыли МФК, получаемой за счет процентов с предоставленных займов, финансовых сборов, дивидендов и участия в прибылях, доходов от продажи акций, платы за услуги, депозитов и операций с ценными бумагами, средств, привлеченных в виде займов; дотаций и кредитов МБРР. МФК начала свою деятельность в России с оказания технической по- ющи. Особенно существенную роль она сыграла в реализации программ приватизации в Нижегородской, Волгоградской, Новосибирской областях Республике Саха. В 1992 г. МФК приняла участие в финансировании >тяных и некоторых других проектов. Разрабатываются планы участия МФК развитии телекоммуникаций, пищевой промышленности, гостиничного °изнеса. 4.1.4. Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям — МАИГ (Multilateral Investment Guarantee Agency — MIGA) Создано в 1988 г. как филиал Всемирного банка. В финансовом отношении является независимым. В качестве специализированного учреждения входит в систему ООН. В составе МАИГ 134 государства-члена. Цели МАИГ: • предоставление гарантий на инвестиции, направляемые на производ • страхование и перестрахование от некоммерческих рисков; • содействие разработке проектов и обеспечение их обоснованности с • оказание технической помощи в целях стимулирования притока ино • осуществление информационной деятельности. • предоставление гарантий, преследующих цели защиты от потерь, выз • осуществление операций по совместному страхованию или перестра ■ знанным страховщикам; • предоставление гарантий международным консорциумам; • оказание содействия развивающимся странам в разработке проектов и 112 кономическими обоснованиями, в частности, в финансовом, экономичес-м экологическом аспектах; • оказание содействия развивающимся странам с целью привлечения пямых иностранных капиталовложений: предоставление консультационных уг по созданию благоприятного климата для притока иностранных инвес- ций; распространение информации о новых инвестиционных проектах; ока- ание технической помощи и помощи в разработке маркетинговых программ а рамках МАИ Г была создана Служба инвестиционного маркетинга (Investment Marketing Services), которая оказывает странам-членам помощь в маркетинговой деятельности с целью обеспечения инвесторов необходимыми услугами, установления и укрепления связей между инвесторами и правительствами стран-членов; осуществления мер по привлечению иностранных инвесторов. Информационная деятельность МАИ Г направлена на подготовку и распространение информации о новых проектах и инвестиционных возможностях в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой, являющихся членами МАИГ. В информационной деятельности МАИГ используются новейшие средства коммуникации, позволяющие устанавливать и поддерживать контакты с потенциальными иностранными инвесторами. Глобальной сетью информационного обмена и коммуникаций МАИГ в Интернет является ее система ИПАНЕТ. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|