Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Международныевалютно-финансовые организации и их роль в развитии экономического сотрудничества 2 страница




Высшим органом МАИГ является Совет управляющих. За общую опе­ративную деятельность Агентства несет ответственность Директорат, состоя­щий из 20 членов. Председателем Директората является президент МБРР. Должностные лица и штатные сотрудники МБРР работают в МАИГ по со­вместительству. Источником финансирования МАИГ является его основ­ной капитал, который состоит из взносов стран-членов.

4.2. Международный валютный фонд — МВФ (International Monetary Fund — IMF)

4.2.1. Цели и направления деятельности МВФ

Был учрежден на международной валютно-финансовой конференцш

)ОН в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Конференция приняла Соглашение, которое

выполняет роль его Устава. Соглашение вступило в силу в 1945 г., практичес

кая деятельность Фонда началась в 1947 г. Соглашением определяются отно

пения ООН и МВФ; последний выступает как специализированное учрежде

ООН. В Соглашении содержится положение о том, что ООН не имеег

зава давать Фонду рекомендации, относящиеся к проводимой им политике

Статьи Соглашения изменялись трижды: в 1969, в 1978 и в 1992 гг

* г. — в связи с введением специальных прав заимствования (СПЗ)

° г. — в результате изменения порядка валютного регулирования: вме

права утверждать валютные паритеты было введено наблюдение за функ


113


 


ционированием мировой валютной системы и состоянием валютных курсов. В 1992 г. — в связи с предоставлением Фонду права временно приостанав­ливать права членов на участие в голосовании и других связанных с этим прав в тех случаях, когда страна-должник с просроченной задолженностью, которую МВФ лишил права заимствовать его ресурсы, продолжает укло­няться от выполнения своих уставных обязанностей^ i

Членами МВФ являются 181 государство (1997 г.)- Членство в МВФ открыто для любой страны, способной и готовой выполнить связанные с ним обязательства. В МВФ вступили страны, ранее входившие в СЭВ. В 1972 г. в МВФ вошла Румыния, в 1982 г. — Венгрия, в 1986 г. — Польша, в 1990 г. — Чехословакия и Болгария. ГДР воссоединилась с ФРГ; последняя состояла членом МВФ с 1952 г. В 1992 г. в МВФ вступили все страны, бывшие ранее в составе СССР, кроме Таджикистана^Российская Федера­ция официально стала членом МВФ с 1 июня 1992 г.

Цели^^овда:

• содействие международному сотрудничеству в валютной сфере;

• содействие расширению и сбалансированному росту международной
торговли и соответственно росту занятости и улучшению экономических ус­
ловий стран-членов;

• обеспечение функционирования международной валютной системы
путем согласования и координации валютной политики и поддержания ва­
лютных курсов и обратимости валют стран-членов; обеспечивать упорядочен­
ные отношения в валютной области между странами-членами;

• определение паритетов и курсов валют; не допускать конкурентного
обесценения валют;

• оказание содействия в создании многосторонней системы платежей
по текущим операциям между странами-членами и в устранении валютных
ограничений;

• оказание помощи странам-членам путем предоставления займов и кре­
дитов в иностранной валюте для урегулирования платежных балансов и ста­
билизации валютных курсов;

• сокращение длительности и уменьшение степени неуравновешеннос­
ти международных платежных балансов стран-членов;

• предоставление консультационной помощи по финансовым и валют­
ным вопросам странам-членам;

• осуществление контроля за соблюдением странами-членами кодекса
поведения в международных валютных отношениях.

Практически МВФ служит институциональной основой международ­ной валютной системы. Он призван осуществлять регулирование валютно-расчетных отношений между государствами-членами и оказывать им финан­совую помощь при возникновении валютных затруднений путем предостав­ления краткосрочных займов в иностранной валюте.

Основными направлениями деятельности Фонда являются:

• обеспечение международного сотрудничества в валютной сфере, ко-

114


пое осуществляется путем поддержания общей системы расчетов и системы учетов по специальным правам заимствования. Фонд предоставляет крат-срочные, среднесрочные и частично долгосрочные займы в рамках счета бших ресурсов. Оплаченный капитал образуется из взносов стран-членов и циального счета в условных расчетных единицах — СПЗ (специальные пра­ва заимствования — Special Drawing Rights — SDRs). СПЗ являются междуна­родными резервными активами, созданными МВФ в 1970 г. в целях удовлет-орения глобальных потребностей в обеспечении средств, дополняющих су­ществующие международные резервы. Стоимость СПЗ определяется ежед-1евно на основе рыночного обменного курса пяти основных валют мира. Государства-члены берут на себя обязательства о сотрудничестве между собой и с Фондом с целью обеспечения заключения соглашений об упорядоченном валютном обмене, создании стабильной системы валютных курсов наряду с многосторонней системой расчетов, свободной от ограничений; создание многосторонней системы платежей и устранение ограничений на обмен ва­люты обеспечивают сбалансированность платежей между странами и способ­ствуют росту международной торговли;

• обеспечение финансовой помощи странам-членам опирается на раз­
работанный в рамках МВФ механизм и соответствующую финансовую по­
литику (см. подробно 4.2.2.);

• оказание консультационной и технической помощи предполагает пре­
доставление консультаций по вопросам валютных операций, совершенство­
вания финансовых систем стран-членов; координацию технической помощи
как в рамках МВФ, так и при сотрудничестве с другими международными
организациями.

Членство в МВФ является предпосылкой для вступления страны в МБРР.

Фонд поддерживает тесные связи с МБРР, ВТО, Банком междуна­родных расчетов (БМР). Высшим органом Фонда является Совет управляю­щих (Board of Governors). В его функции входит: прием новых членов в МВФ; утверждение изменений паритетов валют стран-членов; пересмотр квот; распределение чистого дохода Фонда; выборы исполнительных директоров. Сессии Совета управляющих проводятся ежегодно. Система голосования в нем определяется размером взноса страны в Фонд. Поскольку МВФ органи­зован по принципу акционерного общества, число голосов стран-участниц (voting power) определяются пропорционально их доле в капитале. В 1993 г. на долю США приходилось 18,2% голосов; Великобритании — 5,1; Герма­нии - 5,6; Франции — 5,1; Италии — 3,1; Японии — 5,6; Канады — 29%. Доля стран ЕС составляла в общей сумме 26,7%. Отсюда следует, что США и страны Западной Европы практически располагают возможностью осуще-твлять контроль над процессом принятия решений в МВФ. На долю раз-гых стран (22 государства) приходится 60,3% общей суммы голосов.

Оперативной деятельностью Фонда руководит Исполнительный совет

utive Board) (Директорат, Совет директоров). Исполнительный совет означает директора-распорядителя (Managing Director), который не может


быть ни управляющим, ни исполнительным директором. Директор-распо­рядитель выступает в качестве председателя Исполнительного совета и воз­главляет административный аппарат Фонда. В его обязанности входит ве­дение текущих дел и назначение высших должностных лиц МВФ. С 1987 г. пост директора-распорядителя занимает Мишель Камдессю.

Временный комитет Совета управляющих по вопросам мировой ва­лютной системы (Interim Committee of the Board of Governors of the International Monetary System), созданный в 1974 г., консультирует Исполнительный со­вет по вопросам функционирования международной валютной системы и представляет доклады по вопросам управления международной валютной си­стемой и приведения ее в соответствие с меняющимися экономическими и финансовыми условиями. Комитет по развитию проводит совместные с Вре­менным комитетом заседания по всем аспектам передачи реальных ресурсов развивающимся странам. Комитет МВФ по статистике платежных балансов разрабатывает рекомендации о более полном использовании статистических данных при составлении платежных балансов; координирует проведение ба­зового статистического обследования портфельных инвестиций.

В составе МВФ 5 департаментов: (1) по вопросам налогов; (2) юриди­ческий; (3) казначейства; (4) расчетно-вычислительных услуг; (5) валютных и обменных операций, а также Секретариат технической помощи.

Финансовые ресурсы МВФ образуются из членских взносов стран-чле­нов, которые представляют собой квоты по подписке (quota), выраженные в единицах СПЗ. Общая сумму квот (капитала МВФ) составляла на 30 апреля 1997 г. 145 млрд. СПЗ (198 млрд. долл.). Для сравнения: в 1947 г. общая сумма квот 49 стран—членов МВФ составляла 7,7 млрд СПЗ (свыше 10 млрд. долл. по действовавшему в тот момент курсу). Квота является наиболее важ­ным, ключевым звеном в механизме финансовых и организационных взаимо­отношений стран-членов с МВФ. Она определяет сумму подписки страны на капитал МВФ, возможности использования ею ресурсов Фонда, а также ко­личество голосов, которыми она в нем располагает. Квота может быть изме­нена по предложению либо самого государства-члена, либо руководящих ор­ганов Фонда при обязательном условии согласия самого государства. Разме­ры квот определяются на основе экономического значения и удельного веса стран в мировой экономике и международной торговле. До 1978 г. 25% квоты оплачивались золотом, теперь — резервными активами (СПЗ и конвертируе­мой валютой по согласованию с МВФ); 75% подписки на акции оплачивают­ся национальной валютой.

В дополнение к собственному капиталу, являющемуся главным ис­точником финансирования деятельности, МВФ, согласно Уставу, может использовать заемные средства для пополнения своих запасов валюты любой страны-члена, которые необходимы в связи с его операциями. Фонд может заимствовать средства, в которых он нуждается, в любой валюте и из любо­го источника, т.е. занимать их как у официальных органов, так и на рынке ссудных капиталов. В частности, МВФ получал займы у казначейств и цен-

116


альных банков Бельгии, Саудовской Аравии, Швейцарии, Японии и не-торых Других стран-членов, у Банка международных расчетов. Обычно кие заимствования осуществляются под реализацию конкретных программ. Для оказания помощи государствам-членам в периоды серьезных эко-омических трудностей МВФ с 1962 г. использует кредитную линию, так зываемые Генеральные соглашения о займах — ГСЗ (General Agreements to Rorrow — GAB), возобновляемые каждые пять лет, для заимствования средств v правительств и банков «группы 10» — членов ГСЗ. (В нее входят Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, Франция, Швеция, США, Япония, Швейцария). Согласно решению стран-членов МВФ может получать займы, в целом не превышающие 60% общей суммы квот. Генеральные соглашения о займах предусматривали предоставление кредитов Фонду на сумму до 6 млрд. долл. в национальных валютах стран-участников. МВФ, в свою очередь, может предоставлять эти средства на 3—5 лет другим странам-членам. В 1983 г. участники Соглашения догово­рились об увеличении лимита кредита до 17 млрд. СПЗ (23,3 млрд. долл.); в 1993 г. Соглашение было продлено еще на пять лет. МВФ может прибегать к использованию ресурсов Генеральных соглашений о займах для предоставле­ния кредитов странам-членам только в тех случаях, когда страна испытывает недостаток финансовых средств вследствие наступления исключительной си­туации, например, в связи с возникновением у стран-членов дефицитов платежных балансов в таких размерах, которые могут угрожать стабильности международной валютной системы.

Страны-члены обязаны предоставлять МВФ информацию об офици­альных золотых запасах и валютных резервах, состоянии экономики, пла­тежного баланса, денежного обращения, заграничных инвестициях.

На современном этапе значительно вырос в мирохозяйственной сфере удельный вес стран Западной Европы и Японии. В изменившихся условиях США лишились возможности монопольно определять политику МВФ. Теперь они должны согласовывать политику МВФ совместно со своими главными партнерами — странами Западной Европы и Японии. Практика показывает, что все решения, касающиеся вопросов, которые принимаются в рамках МВФ, фактически разрабатываются и согласовываются в небольшом кругу промыш-ленно развитых стран, принадлежащих к «Группе десяти» (Бельгия, Великоб-«ания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, США, Франция, Шве­ция, Япония) или «Группы семи» (те же страны, исключая Бельгию, Нидер­ланды и Швецию) во главе с США. Воздействие США на решения, прини-1емые МВФ, продолжает оставаться достаточно сильным и без согласия США ктически ни одна сколько-либо значительная мера не осуществляется.

4.2.2. Механизм кредитования и финансовая политика МВФ

Источниками предоставляемого Фондом кредитов являются денежные

редства в виде валют стран-членов и СПЗ, формируемые как по подписке,

и мобилизуемые с помощью займов, находящиеся на Счете общих ре-


сурсов (General Resources Account). Через посредство этого счета произво­дятся финансовые операции Фонда, которые делятся на два вида: (1) сделка (transaction) — предоставление валютных средств странам из ресурсов Фонда и (2) операция (operation) — оказание посреднических финансовых и техни­ческих услуг за счет заемных средств. Финансовые операции МВФ осуще­ствляются только с официальными органами стран-членов — казначейства­ми, центральными банками, валютными стабилизационными фондами. Пра­вила, регулирующие доступ к общим ресурсам МВФ, единообразны для всех членов. Они сводятся к следующему: страна, нуждающаяся в иност­ранной валюте для платежей по текущим операциям, должна представить Фонду подтверждение того, что валюта необходима ей в связи с состоянием ее платежного баланса и международных ликвидных резервов или в связи с тенденцией к сокращению этих резервов. Она производит покупку (purchase) или, иначе, ее заимствование (drawing) либо в СПЗ либо в иностранной валюте со Счета общих ресурсов. Одновременно страна предоставляет в об­мен эквивалентное количество своей национальной валюты, которое зачис­ляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. Таким образом, в результате этой операции Фонд увеличивает запас национальной валюты стра­ны, прибегающей к кредиту у него; в то же время запас валют других стран или СПЗ сокращается на сумму, которую получает в свое распоряжение стра­на-заемщик. Поскольку в МВФ обращаются за кредитами главным образом страны с неконвертируемыми валютами, Фонд предоставляет валютные кре­диты как бы под залог соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют, на которые нет спроса со стороны других стран, и они остаются на Счете общих ресурсов. По истечении установленного периода страна-член обязана произвести обратную операцию — выкупить свою национальную ва­люту у Фонда, вернув ему средства в иностранной валюте или СПЗ. Обычно эта операция, означающая на практике погашение ранее полученного креди­та, должна быть произведена в течение срока от 3 1/4 до 5 лет со дня покупки валюты. Кроме того, действует условие, по которому страна-заемщик обяза­на производить досрочно выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере улучшения своего платежного баланса и увеличения валютных резервов. Если находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается дру­гой страной-членом, то тем самым погашается ее задолженность Фонду.

За предоставление кредита МВФ взимает разовый комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы сделки и определенную плату (charge), или про­центную ставку, которая базируется на рыночных котировках.

В зависимости от целевой направленности и условий кредитования Фонд использует различные кредитные механизмы (facility, что переводится так же, как фонды). В рамках каждого из таких механизмов устанавливают­ся лимиты, ограничивающие сумму выдаваемых кредитов относительно квоты страны в Фонде. Допуск стран к финансовых ресурсам в пределах соответ­ствующих лимитов определяется в каждом конкретном случае отдельно в зависимости от сложившихся в стране обстоятельств.

118


Кредитные механизмы можно разделить на следующие четыре категории:

(1) обычный механизм;

(2) специальные компенсационные механизмы;

(3) чрезвычайная помощь;

(4) механизмы помощи странам с низким уровнем доходов.
(1) Обычные механизмы включают:

 

• механизмы резервных долей;

• механизм кредитных долей;

• соглашения о резервных кредитах;

• механизм расширенного финансирования;

• механизм дополнительного финансирования.

Механизм резервных долей (Reserve Tranche) предполагает, что приобре­таемая страной-членом первая порция иностранной валюты в размере 25% квоты (до Ямайского соглашения 1978 г. была золотая доля) определяется как превышение величины квоты данной страны в МВФ над суммой запаса национальной валюты, находящейся в распоряжении Фонда на Счете общих ресурсов. Если Фонд использует часть внесенной национальной валюты стра­ны-члена для предоставления средств другим странам, то объем резервной доли соответственно увеличивается. В то же время не принимается в расчет, т.е. не уменьшает величину резервной доли, та часть запаса национальной валюты, которая является следствием покупки страной иностранной валюты у Фонда в рамках имеющихся у него кредитных механизмов. Изъятие страной валюты в пределах резервной доли бывает обусловлено потребностями состо­яния платежного баланса или связано с макроэкономической политикой.

Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках до­полнительных кредитных соглашений, образует ее кредитную позицию. Ре­зервная доля и кредитная позиция вместе составляют ее резервную позицию в Фонде (Reserve Position in the Fund). В пределах резервной позиции стра­ны могут получать средства у МВФ автоматически, по первому требованию. Покупка таких средств не обусловливается предварительным согласием Фонда. Использование резервной позиции рассматривается не в качестве кредитной операции, а как изъятие страной иностранной валюты, внесенной ею в Фонд з счет подписки. Следовательно, не требуется от страны уплаты комисси­онных и процентных платежей и возвращения полученных валютных средств. Механизм кредитных долей (Credit Tranche Policy) является важней­шим каналом использования общих ресурсов Фонда. Средства в иностран-й валюте, составляющие 100% величины квоты, которые могут быть при­обретены страной-членом сверх резервной доли, делятся на четыре кредитные ли — транши (Credit Tranches), образующие каждый раз по 25% квоты, -трана, прибегающая к расходованию своих кредитных долей в Фонде, мо-г при этом использовать полностью или частично и резервную долю, а г и сохранить ее. Это означает, что предельная сумма иностранной •ты, которую страна может приобрести у МВФ в результате полного пользования резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее -119


квоты. МВФ предъявляет стране, прибегающей к кредиту, определенные требования, касающиеся выполнения условий по преодолению экономичес­ких трудностей, причем уровень требований по мере перехода от более низких кредитных долей к более высоким постоянно возрастает. Обязательства стра­ны-заемщика, предусматривающие проведение ею соответствующих финан­сово-экономических мероприятий, фиксируется в специальном документе, именуемом «письмо о намерениях» (Letter of Intensions), которое она направ­ляет в МВФ. Если МВФ сочтет, что страна использует кредит «в противоре­чии с целями Фонда» или не выполняет его предписаний, он может ограни­чить или полностью лишить ее права пользоваться ресурсами МВФ.

Использование первой кредитной доли может быть осуществлено как в форме прямой покупки иностранной валюты, при которой страна получает всю испрашиваемую сумму немедленно после одобрения Фондом ее запро­са, так и путем заключения с Фондом соглашения о резервном кредите. Такие соглашения стали практиковаться с 1952 г. Последующие покупки страной иностранной валюты у МВФ рассматриваются как использование верхних кредитных долей (Upper Credit Tranches). В этом случае МВФ выд­вигает требование о проведении страной политики, которая создавала бы уверенность в реальной возможности преодоления трудностей с платежным балансом в течение разумного периода времени. Выделение средств в счет верхних кредитных долей производится обычно путем договоренностей со странами-членами о резервных кредитах.

Соглашения о резервных кредитах (Stand-by Arrangements), или согла­шения «стэнд-бай», а также соглашения о расширенных кредитах (Extended Arrangements), заключаемые страной-членом с Фондом, предполагают, что страна получает гарантию того, что она сможет автоматически получать ино­странную валюту от МВФ в обмен на национальную валюту до суммы, о которой достигнута договоренность, в любое время, в течение срока дей­ствия соглашения, при условии соблюдения страной условий, оговоренных в соглашении. Такая практика предоставления кредитов аналогична откры­тию кредитной линии.

В современных условиях главным назначением кредитов «стэнд-бай» является кредитование макроэкономических стабилизационных программ, осуществляемых странами-членами. Теперь фактическое получение валю­ты, предоставляемой стране Фондом в виде резервного или расширенного кредита в рамках верхних кредитных долей, разделено на определенные ста­дии. Это означает, что иностранная валюта выдается порциями (транша­ми), через установленные промежутки времени в течение периода действия соглашения. Ход выполнения этого Соглашения страной-заемщиком конт­ролируется со стороны МВФ с помощью специальных целевых критериев. Такие критерии распространяются на макроэкономические показатели: кре­дитно-денежную политику, государственные финансы, государственный долг, политику торговых и валютных ограничений, а также относятся к сфе­ре использования зафаничных кредитов и к уровню внешних валютных ре-

120


bob. До тех пор, пока Фондом не зафиксировано выполнение обуслов-енных целевых критериев и других условий, оговоренных в соглашении, -грана не может получить следующий валютный транш. Если МВФ прихо-'ит к выводу, что страна не достигла намеченных макроэкономических кри-ериев и, следовательно, не выполнила согласованные меры, Фонд пре­кращает предоставление ей валютных ресурсов. В этом случае Фонд требует от страны принятия дальнейших мер, направленных на достижение наме­ченных целей, оказывая соответствующее экономическое давление. Вместе с тем стороны могут договориться о пересмотре осуществляемой программы действий и изменении критериев, что дает стране-заемщику возможность продолжать получение средств у МВФ.

По соглашениям «стэнд-бай» кредиты обычно предоставляются на срок 12—24 месяцев. Покупки иностранной валюты, совершенные на основе со­глашений «стэнд-бай», должны быть погашены (выкуплены обратно) в те­чение двухлетнего периода с погашением через три года после даты покуп­ки. Практика показывает, что объем выделяемых средств по соглашениям «стэнд-бай», как правило, превышает сумму их фактического использова­ния. После окончания такого соглашения не использованная страной-чле­ном сумма кредита возвращается Фонду. В целом на долю резервных креди­тов приходится около половины всех кредитных операций МВФ.

Механизм расширенного финансирования (Extended Fund Facility — EFF) дополняет механизмы резервных и кредитных долей. Он предполагает кре­дитование на основе среднесрочных программ расширенного финансирова­ния (EFF) на период до трех лет с целью преодоления трудностей с платеж­ным балансом, вызванных макроэкономическими проблемами в области про­изводства, торговли, ценообразования, препятствующими осуществлению политики. При обращении в Фонд об оказании помощи на основе соглаше­ния о расширенном кредите страна-член должна представить Фонду про­грамму с изложением целей экономической политики на весь период дей­ствия соглашения, а также направлять ежегодно перечень мер, намеченных к реализации на протяжении следующего двенадцатимесячного периода для достижения поставленных целей. Приобретение иностранной валюты у Фонда производится по частям (траншами), причем для получения последующего транша необходимо представить обоснованное заключение о выполнении программы, ранее согласованной с МВФ. Кредиты EFF предоставляются за счет обычных (собственных) ресурсов МВФ. Возмещение использованных валютных средств должно производиться двенадцатью равными взносами в 'ечение срока от 4 1/2 до 10 лет со дня каждой покупки валюты.

Механизм дополнительного финансирования (Supplementary Financing Facility — SFF) был введен в 1977 г. Он предполагает использование Фон­ом заемных средств для дополнительного финансирования. Заемные сред-;а предоставлены в виде займов в различных валютах тринадцатью страна-членами, Швейцарским национальным банком на сумму 4,6 млрд. долл., также пятью странами-экспортерами нефти на сумму 3,2 млрд. долл. До-

121 "


полнительное финансирование предоставлялось странам, которые имели хро­нический дефицит платежного баланса и исчерпали лимиты получения обыч­ных кредитов за счет обычных заемных ресурсов. Этот механизм использо­вался для выполнения странами-членами масштабных стабилизационных эко­номических программ и предусматривал также согласие страны-заемщика с условиями Фонда: предоставление кредитов отдельными траншами; пред­ставление заключения о выполнении предписанной Фондом программы пе­ред получением каждого транша.

В рамках механизма SFF обычные (собственные) и дополнительные (заемные) средства выделялись Фондом в заранее установленных соотноше­ниях. Страны-члены могли пользоваться дополнительным финансировани­ем только в виде резервных кредитов, предполагающих использование верх­них кредитных долей, или расширенных кредитов. Эти кредиты выдавались на условиях, близких к рыночным; продолжительность кредитов превышала 12 месяцев, а иногда возрастала до трех лет.

(2) Специальные компенсационные механизмы включают:

• компенсационное финансирование

• финансирование системных преобразований

• финансирование буферных запасов.

Компенсационное финансирование осуществляется из Фонда компенса­ционного финансирования и финансирования в случае непредвиденных обстоя­тельств — CCFF (Compensatory and Contingency Financing Facility), направ­ленного на поддержание темпов реформ, проводимых в соответствии с одоб­ренными МВФ соглашениями, а также для компенсации потерь от экспорт­ной выручки; для покрытия расходов за услуги; возмещения убытков, свя­занных с резким ростом цен на импортируемое зерно; если убытки носят временный характер и вызваны внешними обстоятельствами, независящи­ми от стран-членов. В перечень услуг, подлежащих компенсационному фи­нансированию, включаются: поступления от эксплуатации нефтепроводов; плата за транзит судов через каналы; доходы от судоходства; транспортные перевозки; строительство; страхования.

Финансирование системных преобразований осуществляется из Фонда си­стемной трансформации — STF (Systemic Transformation Facility). Оно на­правлено на преодоление трудностей, связанных с осуществлением эконо­мических реформ и переходом к рыночной экономике.

Финансирование буферных запасов осуществляется из фонда буферных запасов — BSFF (Buffer Stock Financing Facility), действующего с 1969 г. Оно осуществляется с целью оказания странам-членам помощи при финанси­ровании ими своего участия в создании международных буферных запасов сы­рьевых товаров в соответствии с товарными соглашениями в тех случаях, когда страна испытывает затруднение с платежными балансами из-за неблагоприят­ной конъюнктуры на мировых товарных рынках. Кредиты выдаются на срок до 3—5 лет в размере до суммы, эквивалентной 45% квоты. Такие кредиты предо­ставлялись на создание буферных запасов олова, какао, каучука, сахара.


122


 


(3) Чрезвычайная помощь (Emergency Assistance) предоставляется в фор-
закупок товаров с целью оказания помощи странам-членам в решении про­
блем платежного баланса при возникновении непредвиденных стихийных бед­
ствий.

(4) Механизмы помощи странам с низким уровнем доходов предполага­
ют предоставление финансовых ресурсов из Фонда структурной перестройки
(Structural Adjustment Facility) и из Расширенного фонда структурной пере­
стройки — ESAF (Enhanced Structural Adjustment Facility).

фонд структурной перестройки — САФ (SAF) предназначен для пре­доставления займов, ориентированных на оказание помощи бедным стра­нам испытывающим хронический дефицит платежных балансов, в осуще­ствлении ими среднесрочных программ макроэкономической и структурной перестройки. МВФ преследует цель помочь таким странам добиться устой­чивого экономического роста, преодолеть трудности с платежным балан­сом, упорядочить отношения с кредиторами, устранить ограничения в об­ласти внешней торговли и платежей. Страна, намеревающаяся использо­вать ресурсы САФ разрабатывала с помощью сотрудников МВФ и Всемирно­го банка рамки финансовой политики, направленной на осуществление трех­летней программы перестройки экономики, которые излагались в специаль­ном документе — «рамочный политический меморандум» — ПФП (Polity Framework paper — PFP). В нем были определены цели и приоритеты макро­экономической и структурной политики; меры для достижения намеченных целей на протяжении трех лет; оценивалась потребность страны во внешнем финанси­ровании и возможные источники финансирования. Наблюдение (Monitoring) за состоянием экономики в ходе выполнения программы осуществлялось с по­мощью контрольных показателей (benchmarks), включающих все позиции про­граммы, и рассматриваемые поквартально. Займы предоставлялись на услови­ях 0,5% годовых с погашением в течение 10 лет. Лимит кредитов был опреде­лен в 50% квоты. Источником ресурсов (2,7 млрд. СДР) является погашение кредитов, предоставленных доверительным фондом (Trust Fund). Доверитель­ный фонд, образованный в 1976 г., предназначался для предоставления помо­щи наиболее бедным странам на льготных условиях. Его деятельность была прекращена в 1981 г., а выплата задолженности была завершена в 1991 г.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных