ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Международныевалютно-финансовые организации и их роль в развитии экономического сотрудничества 4 страница
Арабский фонд экономического и социального развития — АФЭСР; • Африканский фонд развития — АФР; Специальный фонд ОПЕК; Африканский центр валютных исследований — АЦВИ; Валютный союз Центральной Африки — ЮМАС; Европейская валютная система — ЕВС; Западноафриканский валютный союз — ЮМОА; Западноафриканская клиринговая палата; Зона французского франка; Карибская инвестиционная корпорация — КИК; Андская корпорация развития; Северный инвестиционный банк — СИБ; ■ Межамериканская инвестиционная корпорация — МАИК. Региональные банки действуют в соответствующих экономических регионах и преследуют цели, вытекающие из потребностей развивающихся стран. Они призваны осуществлять долгосрочные кредитования проектов развития региона; уделять особое внимание региональному сотрудничеству и кредитованию региональных объединений; разрабатывать стратегию развития с учетом региональной специфики. Образование крупнейших региональных банков развития Азии, Африки и Латинской Америки относится к 60-ым годам и обусловлено следующими причинами: • распадом колониальной системы; повышением роли развивающихся • необходимостью решения специфических региональных проблем, ко • развитием регионального сотрудничества и экономической интегра • перемещением основных потоков иностранных частных инвестиций в • проведением промышленно развитыми странами политики региона Различия между региональными банками обусловлены в основном уровнем экономического развития стран, относящихся к разным континентам: Азии, Африки и Латинской Америки. Объединяют эти банки единые цели, а также состав членов. Примерно одна треть членов банков развития — промышленно развитые страны. Поскольку им принадлежит значительная часть капитала банков, они оказывают существенное влияние на их деятельность-Так, любое решение Межамериканского банка развития (МАБР) может быть
134 локировано США; Африканского банка развития (АфБР) — Японией и "ЧПА имеющими вместе 1/3 голосов. Первоначально по Уставу членами дЛБР могли быть только страны африканского континента. В связи с неваткой ресурсов АфБР был вынужден создать филиал — Африканский фонд 13ВИТИЯ (АФР в 1972 г.) с участием 23 нерегиональных стран-доноров, а с ig2 г. в члены банка стали принимать промышленно развитые страны. Поскольку распределение голосов в советах директоров банков соответствует несенному участником вкладу, промышленно развитые страны имеют большое влияние на региональные банки развития. Общими чертами у региональных банков являются также однотипные порядки формирования пассивов, мобилизации ресурсов в специальные фонды кредитная политика, во многом сходная с политикой Всемирного банка. Оплаченный уставный капитал региональных банков обычно не превышает 10%, остальная неоплаченная часть служит гарантийным фондом. Следовательно, подобно МБРР региональные банки при формировании своих обычных ресурсов рассчитывают в основном на привлечение заемных средств с мирового финансового рынка путем выпуска облигаций. Размещение их облигаций облегчается связью региональных банков с ООН через ее соответствующие региональные экономические комиссии. Для региональных банков общим явлением стало образование специальных фондов, с помощью которых они стремятся расширить льготное кредитование недостаточно рентабельных, но необходимых для комплексного развития объектов экономической и социальной инфраструктуры, особенно в наименее развитых странах. Эти фонды выполняют те же функции, что и Международное агентство развития (MAP) в группе Всемирного банка. Преобладающая часть указанных фондов формируется за счет государственных взносов промышленно развитых стран, которые через них стимулируют свой товарный экспорт на рынки развивающихся стран. Это осуществляется путем увязывания льготных кредитов к закупкам инвестиционных товаров у соответствующих стран-доноров: в Латинской Америке это прежде всего США, которые внесли свыше половины средств в Фонд специальных опера-ий МАБР; в Азии — Япония, вложившая около половины средств в Азиат-жий фонд развития. Наименьший источник льготного кредитования — у 4>рики, хотя в этом регионе находится самая многочисленная группа наименее развитых стран. Региональные банки осуществляют в основном льготное кредитование, горые в общем годовом объеме ассигнований составляют примерно одну треть. Льготные кредиты выдаются на срок до 40 лет с процентной ставкой от с годовых. Объем и условия кредитования развивающихся стран реги- нальными банками зависят от размера и структуры их ресурсов. По размерам Редитной деятельности лидирует МАБР, за ним следует АзБР. Кредиты, предоставляемые региональными банками, предназначают- ювном для развития инфраструктуры — строительства и модерниза- *втострад, гаваней, причалов, аэропортов и др. На долю экономичес- — 135 кой и социальной инфраструктуры приходится более половины кредитов региональных банков. Это обусловлено тем, что от развития инфраструктуры зависит во многом расширение внутрирегиональных связей и развитие экономики развивающихся стран, что привлекает иностранный капитал. Создание трансконтинентальных магистралей, межнациональных систем связи и энергосистем способствует вовлечению в интеграционный процесс наименее развитых стран регионов. Важное место по объему предоставляемого кредитования (25—30%) занимает сельское хозяйство, включая агропромышленные объекты. На долю промышленности, преимущественно добывающей и обрабатывающей, приходится примерно 15% общей суммы кредитования. Региональные банки развития проводят дифференцированную кредитную политику в отношении развивающихся стран в зависимости от уровня их экономического развития и направленности политики. Предпочтение отдается наиболее надежным с коммерческой точки зрения заемщикам, имеющим открытый доступ к обычным фондам банков. Преимущественно за их счет осуществляется кредитование промышленности развивающихся стран, причем особую роль здесь играют местные банки и финансовые корпорации развития, через которые перераспределяется существенная часть региональных промышленных кредитов в пользу рентабельных частных промышленных предприятий. Тем самым укрепляется и развивается частный предпринимательский сектор развивающихся стран, куда привлекается не только местный, но и иностранный капитал. Для стимулирования притока иностранных инвестиций МАБР создал в 1984 г. Межамериканскую инвестиционную корпорацию, функции которой аналогичны функциям МФК. Более половины ее капитала приходится на латиноамериканские страны, одна четвертая часть — на США. Региональные банки финансируют в основном наиболее развитые страны своих регионов. Так, МАБР предоставил значительный объем кредитов трем странам: Аргентине, Бразилии, Мексике; АзБР — пяти странам: Индонезии, Республике Корея, Филиппинам, Пакистану, Таиланду; АфБР — четырем странам: Марокко, Заиру, Кении, Тунису. С созданием Африканского фонда развития (АФР) стало развиваться кредитование наименее развитых стран Центральной и Западной Африки. Региональные банки развития занимают промежуточное положение между национальными банками и группой Всемирного банка в оказании содействия развивающимся странам в развитии национальной экономики, экономического сотрудничества и региональной интеграции. • маце» ■ 136 Раздел III ______ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИРОВОЙТОРГОВЛИ "■""■'■ ' ' ■
Глава 5_______________________________ Многосторонние межгосударственные организации по вопросам торговой и экономической политики *% 5.1. Суть и этапы развития многостороннего регулирования торгово-экономических отношений У Регулирование на межгосударственном уровне представляет собой совместно принимаемые правительствами разных стран на основе компромиссов договоренности (правовые положения, нормы, процедуры, согласованные взаимные обязательства, рекомендации) в области экономической политики и практики, отражающие интересы стран-участниц. Регулирование нацелено на создание определенных предпосылок, способствующих дальнейшему развитию мирохозяйственных связей между заинтересованными государствами, в частности, путем достижения стабильности и предсказуемости режима доступа на рынке. Основными направлениями многостороннего регулирования мировой торговли в современных условиях являются следующие: • создание заинтересованными государствами договорно-правовой основы • выработка договоренностей относительно применения на националь
• формирование и дальнейшее развитие международных институтов, • обмен информацией и опытом организации торгово-экономических связей. Многостороннее регулирование является органической составной частью механизма мировой торговли. Оно выступает как средство, содействующее обмену материальными ценностями и услугами, производственно-техническими знаниями и опытом между национальными производителями-экспортерами товаров и услуг. Организационными формами многостороннего регулирования межгосударственных торгово-экономических отношений являются международные экономические организации (МЭО). ^ (Современный процесс усиления многостороннего регулирования имеет объективную основу. Происходящие под воздействием научно-техничес- 138 го прогресса сдвиги в развитии производительных сил усиливают необхо-имость в дальнейшем расширении международного разделения труда, ин-.рнаиионализации хозяйственной жизни. Реализация результатов науч--технического професса приобретает все более глобальный характер, ыходит за рамки не только отдельных производств и отраслей, но и госу-аоств. Многостороннее регулирование мировой торговли на межгосударственном уровне оказывает все более заметное влияние на условия осуществления торгово-экономических и производственно-технических связей между странами, на их объем и структуру^ В развитии многостороннего регулирования можно выделить несколько этапов. На первом этапе, который продолжался с начала века до второй мировой войны, многочисленные попытки создания определенного механизма решения проблем развития международной торговли в основном оканчивались неудачей, что объяснялось отсутствием общей базы для достижения компромисса между интересами ведущих промышленно развитых стран. Только с 1920 по 1933 г. было проведено пять всемирных экономических конференций: в 1920 г. — в Брюсселе (по финансовым вопросам и внешней торговле); в 1922 г. — в Генуе (по восстановлению экономики Европы и ослаблению протекционизма); в 1927 г. — в Женеве (по таможенному разоружению); в 1930 г. — в Женеве (по ограничению протекционизма); в 1933 г. — в Лондоне (по стабилизации валют и отмене торгово-политических ограничений). Попытки многостороннего регулирования осуществлялись Лигой наций и ее экономическим комитетом. Невозможность достижения договоренностей по экономическим проблемам на этом этапе компенсировалась в определенной мере картельными и другими соглашениями на межфирменном уровне. На втором этапе, охватывающем послевоенные годы, начала складываться и получила развитие система многостороннего регулирования экономических отношений на межгосударственной основе, был разработан механизм ее реализации. Основными принципами, на которых строилось регулирование международной торговли были либерализация торговли, предполагающая постепенную отмену торговых ограничений на взаимной основе, и широкое применение принципа наибольшего благоприятствования. Эти принципы давали более сильным в экономическом отношении партнерам возможность завоевывать рынки, не опасаясь применения односторонних диск-иминационных мер против их экспорта. На роль основного инструмента торговой политики выдвигался таможенный тариф, тогда как количествен-е ограничения импорта, получившие широкое распространение в запад-европейских странах, подлежали постепенному устранению. При выра-е норм и правил, регулировавших товарообмен между странами, были:ны интересы ряда стран-партнеров, в частности, сохранялись зоны пре-эенциальной торговли и возможности для создания торгово-политических ьединений в виде зон свободной торговли и таможенных союзов. Одно-ленно создавались международные институты регулирования экономичес- 139 "
ких отношений, нацеленные на поиск оптимальных путей решения возникающих на межгосударственном уровне проблем. Основные усилия в тот период были направлены на образование таких механизмов регулирования, которые предусматривали бы ограничение протекционизма, создание условий для либерализации торговли, а также для доступа на рынки молодых развивающихся государств и к имеющимся в этих государствах материальным ресурсам. На третьем этапе, охватывающем 50—60-ые годы, объектом многостороннего регулирования был импорт товаров в материально-вещественной форме, в основном промышленной продукции и сырья, между тем как регулирование торговли сельскохозяйственными товарами и проблемы государственного содействия развитию экспорта не входили в сферу многостороннего регулирования, так как ведущие его участники были заинтересованы в проведении свободной национальной политики в этих областях, не сдерживаемой международными договорно-правовыми рамками. Все мероприятия государств-участниц системы многостороннего регулирования в тот период были направлены на расширение свободы конкуренции на мировом рынке, формирование международного товарообмена под действием рыночных сил. Вместе с тем применение государствами национальных инструментов торговой политики и обеспечение ослабления протекционистской защиты находились под наблюдением и контролем со стороны соответствующих институтов многостороннего регулирования. На четвертом этапе, охватывающем 70-ые годы, система многостороннего регулирования претерпела заметные изменения. Это было обусловлено существенными сдвигами в структуре мирохозяйственных связей, которые приобретали все более производственно-технический характер на основе происходившей интернационализации производства в рамках транснациональных корпораций. В изменившихся условиях возникла потребность в перестройке системы многостороннего регулирования мирохозяйственных связей, в частности, упорядочение мер протекционизма в таком направлении, чтобы они способствовали, а не ограничивали возможности дальнейшей интернационализации производства и развивающихся на ее основе производственно-технических связей на межфирменном и межгосударственном уровнях. Одновременно создавались механизмы, стимулирующие активное включение развивающихся стран в мирохозяйственные связи, в том числе производственно-технические. В связи с изменившимися условиями в 70-ые годы в системе многостороннего регулирования экономических отношений основным принципом стал принцип организованности, основанный на концепции «организованной свободной торговли». Эта система регулирования предусматривала в качестве важнейших объектов: регулирование структуры производства на национальном уровне, координированные действия на межгосударственной основе по распределению произведенной продукции посредством заключения международных товарных соглашений и соглашений об ограничении экспорта. 140 Важнейшими инструментами такой системы стали нетарифные барьеры, яв-юЩИеся во многом результатом активного вмешательства национальных эсударств в воспроизводственный процесс в интересах крупных промышленных компаний. И хотя в рамках многостороннего регулирования продолжалась деятельность, направленная на снижение уровня таможенно-тариф- inpi зашиты и на отмену количественных ограничений, основные усилия сосредоточивались на упорядочении конкуренции на мировом рынке, на более четкой регламентации деятельности национальных правительств в торго-во-политической области, в частности, путем унификации правил и процедур применения нетарифных барьеров. Важную роль в системе многостороннего регулирования в 70-ые годы играли вопросы экономического сотрудничества между Востоком и Западом: определение наиболее перспективных областей сотрудничества; изучение проблем промышленного сотрудничества и путей содействия его развитию; обсуждение основных принципов и норм торгового обмена; ограничение действия торговых препятствий; выработка организационно-правовых документов, направленных на облегчение деловых связей. В рамках Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН широко использовалась практика проведения специальных совещаний экспертов, коллоквиумов, семинаров, которые создавали основу для обмена мнениями между делегациями по вопросам расширения областей сотрудничества, что оказывало влияние на принимаемые правительствами стран Востока и Запада решения. В рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в Хельсинки, а также на последующих встречах стран-участниц в Белграде, Мадриде, Вене, в числе прочих были сформулированы основные задачи и направления работы в области развития общеевропейского торгово-экономического сотрудничества. В рамках международных специализированных торгово-экономических организаций ЕЭК и ЮНКТАД проводились обсуждения и решались некоторые конкретные проблемы, касающиеся отношений государств Востока и Запада. На современном этапе, охватывающем 80—90-ые годы, многостороннее регулирование приобрело особо важное значение и распространилось на многие области экономического межгосударственного сотрудничества. Это обусловлено дальнейшим усилением процесса интернационализации производства, основанного на специализации и кооперировании производства как внутрифирменном, так и на межфирменном уровне; резким обострением >нкурентной борьбы на мировых товарных рынках; усилением взаимосвязи иаимозависимости национальных экономик; ускорением научно-техничес-э прогресса, распространяющегося на все более широкий круг стран, сновными объектами многостороннего регулирования в настоящее время 1яются вопросы развития специализации и производственного коопериро-', согласования объемов производства по сырьевым и продовольствен-i товарам, вопросы торговли услугами, содействие развитию межфир-;нных связей со стороны национальных государственных органов и непра- 141 вительственных организаций, ограничительная деловая практика. Это находит выражение в разработке и принятии специализированными международными организациями руководств, правил и норм в области промышленного сотрудничества и предоставления материально-технических услуг по обслуживанию производства, в области торговли научно-техническими знаниями и инжиниринговыми услугами, а также в разработке и подписании международных товарных соглашений по торговле отдельными видами сырьевых товаров и готовых изделий, а также соглашений по развитию производства и экспорта по конкретным видам товаров. Значительное внимание уделяется вопросам совершенствования организации международного торгового обмена, ведется работа по унификации торговых документов, улучшению практики арбитража, процедур, связанных с заключением и исполнением внешнеторговых сделок. (Характерной чертой многостороннего регулирования на современном этапе является участие в нем не только крупных, но и малых промышленно развитых стран, а также большинства развивающихся стран. Это привело к тому, что формы и методы многостороннего регулирования стали более гибкими, отражающими интересы все большего числа участников мирохозяйственных связей. Произошли изменения и в механизме многостороннего регулирования. Основными его принципами стали ослабление таможенно-тарифной защиты стран-участниц и сдерживание нетарифного протекционизма в согласованных рамках. Проводимые в рамках многостороннего регулирования мероприятия направлены на расширение внутрикорпорационного обмена, развитие внутрифирменной специализации и кооперирования производства, более тесное увязывание экономик промышленно развитых стран, дальнейшее углубление мирохозяйственных связей на межфирменном уровне. Возросло значение организационных структур, регламентирующих торгово-политичес-кую деятельность национальных государств, а также роль региональных торгово-экономических интеграционных группировок и организаций. С 70-х годов начался интенсивный процесс формирования_общего_тза-вового пространства. Этому в значительной мере способствовала деятельность, осуществляемая в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), направленная на совместимость национальных систем регулирования внешней торговли, устранение многих барьеров в международном товарообмене и формирование современной международной торговой системы. ГАТТ — это система, имеющая механизм сдерживания односторонних действий, поддержания нормального климата в международных торговых отношениях. С 1 января 1995 г. ГАТТ преобразована во Всемирную торговую организацию (ВТО), которая составляет основу, на которой базируются все дру! ие многосгор^ш!йе^соглашенйя, заключенные в рамках ГАТТ и в ходе «Уругвайского раунда» (см. Приложение 2). Соглашение об образовании ВТО предполагает создание новой договорно-правовой системы регулирования торговли товарами и услугами между странами-участницами. ВТО значительно расширяет сферу действия ГАТТ 142 редакции 1994 г., распространяя ее на торговлю услугами и торговые ас- >кты прав интеллектуальной собственности, и включает соответствующие ^"соглашения по этим вопросам: Соглашение по торговле услугами (ГАТС); ■■оглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности ГГРИПС), имеющим отношение к торговле. Органы ВТО призваны обеспечить единый подход к исполнению странами обязательств и договоренностей «Уругвайского раунда». Членство в ВТО автоматически означает для стран принятие на себя в полном объеме и без 1сяких исключений всего пакета соглашений и договоренностей «Уругвайского раунда», кроме четырех соглашений с добровольным участием: соглашение о торговле гражданской авиатехникой; соглашение по правительственным закупкам; международное соглашение по молочной продукции; соглашение по говядине. Согласно договоренности, между участниками «Уругвайского раунда» создается многосторонний механизм разрешения споров, устанавливающий строгую дисциплину для членов ВТО в случае возникновения конфликтных ситуаций по тем или иным вопросам торговых отношений (тем самым заменяются отдельные системы, действовавшие в ГАТТ и различных добровольных кодексах). Для России, вовлеченной в процесс вхождения в мировую систему хозяйства, Соглашение о создании ВТО имеет существенное значение, поскольку новая организация включает в свои рамки ГАТТ, о намерении присоединения к которой РФ сделала официальное заявление в июне 1993 г. Присоединение России к Соглашению о создании ВТО отвечает ее интересам и будет способствовать росту авторитета и роли РФ в международных экономических организациях. 5.2. Всемирная торговая организация — ВТО (World Trade Organisation — WTO) Начала действовать с 1 января 1995 г. в качестве организационного механизма по обеспечению реализации правовых документов, принятых в результате переговоров, проводившихся в рамках ГАТТ с 1986 по 1993 г. и получивших название «Уругвайского раунда». Особенность «Уругвайского раунда» многосторонних торговых переговоров состоит в том, что впервые в истории ГАТТ в повестку дня были включены вопросы, не имеющие прямого отношения к деятельности данной организации. Это относится в первую очередь к торговле услугами (включая бан->вские, страховые, транспортные, строительные, компьютерные), а так-е к вопросам защиты интеллектуальной собственности, инвестиций, свя-нньгх с торговлей. Кроме того, в повестку дня раунда были включены воп-'сы совершенствования и адаптации механизма ГАТТ к современному эта-У Развития мировой торговли. Расширяя сферу деятельности, ГАТТ по су- 143 ществу превратилась во всемирную экономическую организацию по гармонизации существующей международной торговой системы. Для проведения многосторонних переговоров в рамках «Уругвайского раунда» была создана довольно сложная организационная структура в составе: специального органа — Комитета по надзору, призванного наблюдать за выполнением взятых уча стниками обязательств не вводить новые торговые ограничения, противоречащие ГАТТ; 15 переговорных S^o^xj^JUL— по таможенным тарифам; по нетарифным"мёрам; по тропическим товарам; по продукции, производимой на базе природных ресурсов; по текстилю и одежде; по сельскохозяйственным товарам; по субсидиям и компенсационным мерам; по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность, включая торговлю поддельными товарами; по защитным оговоркам; по функционированию системы ГАТТ; по торговым аспектам инвестиционной политики; по изменению статей ГАТТ; по соглашениям и договоренностям ММТП; по урегулированию споров; по торговле услугами. В ходе работы официальных переговорных групп и многочисленных неофициальных рабочих групп были р азработаны..новые__подходы к реше- нию а ктуальных проблем современных мирохозяйственных^ связей. Харак-терной утертой «Уругв айского раунда» является то, что многосторонние торговые переговоры впервые приобрели комплек сный характер и имели конкретные практические результаты. По итогам переговоров 15 декабря 1993 г. был принят Закд1очительньтй^кт_йр_е1ш1о^овл1£огдащение, о. создании в^_ мирной торговой организации, (ВТО). Новые соглашения и договоренности, достигнутые в ходе «Уругвайского раунда», призваны гарантировать стабильность договорно-правовой основы международной торговли. Они создают новый механизм международной торговой системы. Одобрение Заключительного акта странами-участницами означает, что проходившие на протяжении 7 лет переговоры (1986—1993гг.) в рамках ГАТТ были успешно завершены. Подписание и ратификация Заключительного акта состоялись 15 апреля 1994 г. в Марракеше (Марокко). Его подписали представители 120 стран—участников многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ. Заключительный акт по результатам «Уругвайского раунда» многосторонних торговых переговоров (Final Act Embodying the Results of the Uruguay Round of Multilateral Trade Negotiations, Marrakesh 15 April 1994) содержит следующие положения. 1. Соглашение о создании Всемирной торговой организации — мини 2. Подписанием Заключительного акта участники согласились: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|