ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Международныевалютно-финансовые организации и их роль в развитии экономического сотрудничества 6 страницаЦели ЮНКТАД: • содействие развитию международной торговли в целях ускорения эко • установление принципов и политики, касающейся международной • рассмотрение и содействие организации деятельности других учрежде • принятие в случае необходимости мер для ведения переговоров и ут — • согласование политики правительств и региональных экономических ппировок в области торговли и связанного с ней развития, выступая в честве центра такого согласования. В основу деятельности ЮНКТАД положены функции, определенные юлюцией 1995 (XIX) Генеральной Ассамблеи ООН. Круг ведения ЮНКТАД ватывает практически все актуальные экономические и правовые аспекты временной международной торговли и связанные с ней вопросы экономического развития. Основные направления деятельности ЮНКТАД следующие. 1 Регули рование торговых и экономических отношений между госу- дарствами; разработка концепций и принципов развития мировой торговли. Особое место в этой деятельности занимает разработка «Принципов международных торговых отношений и торговой политики». Существо принципов можно свести к следующим основным положениям: осуществление торговых и других экономических отношений между странами на основе равноправия, уважения суверенитета, невмешательства во внутренние дела стран и взаимной выгоды; недопустимость дискриминации и методов экономического давления в любой форме; последовательное и универсальное применение режима наибольшего благоприятствования во всех вопросах торговли с предоставлением развитыми странами особых льгот в пользу развивающихся стран, без распространения их на развитые страны; отмена преференций, которыми пользуются отдельные развитые страны в развивающихся странах; облегчение доступа товаров третьих стран на рынки стран-членов экономических группировок; стабилизация рынков сырьевых товаров путем заключения международных стабилизационных товарных соглашений; улучшение товарной структуры экспорта развивающихся стран путем увеличения в нем удельного веса готовых изделий и полуфабрикатов; содействие улучшению невидимой торговли этих стран; экономическое и техническое содействие и предоставление льготных, государственных и частных, кредитов развитыми странами развивающимся государствам в целях дополнения и облегчения усилий последних без каких-либо неприемлемых для них условий политического, экономического, военного или иного характера. В дальнейшем указанные принципы легли в основу разработанной в рамках ЮНКТАД «Хартии экономических прав и обязанностей государств» (1976 г.). В резолюции, принятой VI сессией ЮНКТАД, отмечается необходимость: остановить дальнейший рост протекционизма, сократить и ликвидировать количественные ограничения в торговле; принятия развитыми стра-'ами мер по отмене применения антидемпинговых процедур и компенсациях пошлин, наносящих ущерб третьим странам; добиваться перемен в 'Ждународной торговой системе с целью ее улучшения и укрепления при ющи уважения принципов наибольшего благоприятствования; отказа от экономического принуждения — политики торговых ограничений, бло-1Ы, эмбарго и других экономический санкций в отношении развивающихся стран. 155 ' IX сессия ЮНКТАД, проходившая в 1996 г. и посвященная проблеме «содействия росту и устойчивому развитию в условиях глобализации ц либерализации мировой экономики», определила дальнейшие направления деятельности ЮНКТАД в области торговли и развития, нацеленные на полную интеграцию развивающихся стран, в особенности наименее развитых, и стран с переходной экономикой в мировую экономику и в систему мирохозяйственных связей. Эти цели и специальные практические рекомендации были сформулированы в Заключительном акте сессии под названием «Партнерство для роста и развития». Конференция приняла также декларацию, в которой признается наличие различных стартовых позиций и различное воздействие процесса глобализации на отдельные страны и подчеркивается важность усиления сотрудничества между развитыми и развивающимися странами, между самими развивающимися странами, между многосторонними организациями, а также осуществление диалога и сотрудничества между государственным и частным секторами для укрепления сотрудничества в целях развития. Началу IX сессии ЮНКТАД предшествовали встреча «Группы 77» на уровне министров и встречи министров трех региональных групп, на которых в предварительном порядке обсуждались вопросы стимулирования роста и развития в условиях либерализации и глобализации мировой экономики. 2. Разработка мер по регулированию международной торговли сырье В результате проведенных в рамках ЮНКТАД межправительственных переговоров был заключен ряд международных товарных соглашений; созданы исследовательские группы по сырьевым товарам, в которых принимают участие страны-производители и страны-потребители; подписаны конвенции и соглашения в различных областях. В системе регулирования мировых товарных рынков важную роль сыграла Интегрированная программа для сырьевых товаров — ИПСТ, решение о разработке которой было принято на IV сессии ЮНКТАД в 1976 г. Задача программы состояла в улучшении условий на мировых рынках для 18 сырьевых товаров, имеющих особо важное значение для экспорта развивающихся стран. В этих целях в 1980 г. было подписано соглашение о создании Общего фонда для сырьевых товаров с целью финансирования буферных запасов сырья, предусмотренных в отдельных товарных соглашениях, заключенных в рамках ИПСТ. Конечной целью ИПСТ является стабилизация цен на сырьевые товары на мировых рынках и расширение участия развивающихся стран в обработке и сбыте производимых ими сырьевых товаров. 3. Разработка мер и средств торговой политики и экономического_ сол цИй при импорте товаров из развивающихся стран, которая вступила в 'ойствие в 1976 г.; разработаны: меры по устранению тарифных барьеров; -новные мероприятия по оказанию помощи развивающимся странам в струк- перестройке экономики; новые формы соглашений о промышленном и торговом сотрудничестве. На VI (1983 г.) и VII (1987 г.) сессиях ЮНКТАД были сформулированы сновные проблемы активизации экономического развития и международной торговли на основе многостороннего сотрудничества; оценены современные экономические тенденции, в том числе роль частного сектора в развитии, а также глобальные структурные изменения; выработаны политика и меры в следующих направлениях: ресурсы на цели развития, валютные вопросы; сырьевые товары; международная торговля; проблемы наименее развитых стран. В Заключительном акте по итогам VII сессии перечисленные проблемы были закреплены за ЮНКТАД как основные направления ее деятельности. Это способствовало укреплению полномочий ЮНКТАД для осуществления деятельности практически во всех сферах мировой торговли. На VIII сессии ЮНКТАД была признана необходимость институциональных корректировок, с тем чтобы воспользоваться новыми возможностями в области международного сотрудничества в целях развития, включая разработку руководящих принципов по расширению работы в рамках ЮНКТАД в области устойчивого развития (взаимовлияние вопросов торговли и экологической политики, рациональное управление природными ресурсами, экологически надежные технологии, воздействие практики производства и потребления на устойчивое развитие). 4. Содействие развитию экономического сотрудничества между разви 5. Проведение совещаний экспертов, представителей правительств, Помимо вопросов, касающихся непосредственно международной торговли, ЮНКТАД занимается широким кругом других проблем международно-экономического сотрудничества: валюты и финансы; морские перевозки; кование передачи технологии; экономическое сотрудничество между раздающимися странами; особые меры в пользу наименее развитых, островных ивнутриконтинентальных развивающихся стран. В 1992 г. государства — члены 1КГАД приняли решение о новом партнерстве в целях развития — Карта-<ое соглашение (ЮНКТАД-VIII). В этом соглашении сформулирована ятика и определены меры во взаимосвязанных областях финансов, торгов-;ырьевых товаров, технологии и услуг, содержатся рекомендации по ре-но как застарелых, так и новых проблем торговли и развития. Аналити- 157 ческая часть деятельности включает в себя систематическое изучение влияния национальной и международной политики на развитие, при этом основное внимание уделяется проблемам управления. Важное значение приобрело регулирование мировых транспортных проблем. В рамках ЮНКТАД были разработаны: Конвенция о транзитной торговле внутриконтинентальных государств (1965 г.); Кодекс поведения линейных конференций (картелей судовладельцев) (1974 г.); Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов (1980 г.). 6. Регулирование ограничительной деловой практики осуществляется 7. Ведение аналитической работы по широкому кругу проблем. В част глобализация и развитие, включая изучение специфических вопросов, относящихся к участию в международной торговле и инвестициях развивающихся стран, к стимулированию их роста и развития, к наблюдению за реализацией Программы действия для наименее развитых стран на 90-ые годы; инвестиции, развитие предприятий и технологий, включая подготовку печатных изданий с анализом данных об инвестициях, оказание содействия в разработке и реализации стратегий развития на предприятиях; определение направлений политики технологического развития и инноваций; международная торговля товарами и услугами и подготовка печатных изданий по вопросам оказания помощи развивающимся странам в развитии сектора услуг; по вопросам, относящимся к законодательству о конкуренции, содействию интеграционным процессам в вопросах торговли, защите окружающей среды и развития; развитие инфраструктуры в сфере услуг с целью повышения эффективности торговли, в частности, путем развития глобальных сетей телекоммуникаций, современных средств передачи информации, осуществления программ обучения. ЮНКТАД публикует следующие издания: Доклады о наименее развитых странах (Least Developed Countries Reports); Бюллетень ЮНКТАД (UNCTAD Bulletin); Транснациональные корпорации (Transnational Corporations); Наука и техника сегодня (Sience and Technology Update); Система оценки передовых технологий (Advanced Technology Assessment System Bulletin); Морской транспорт (Review of Maritime Transport); Цены на сырьевые товары (Monthly Commodity Price Bulletin); ЮНКТАД-Ревю (Unctad Review) — ежемесячный бюллетень. Принято решение о создании в ЮНКТАД компьютеризированного банка данных о мерах, затрагивающих торговлю услугами. Он должен стать важным инструментом в деле поддержки усилий развивающихся стран по обеспечению более эффективного участия в международной торговле услугами- 158 Информационный массив косвенно послужит проникновению поставщиков vr из развивающихся государств на мировой рынок посредством обеспече- их структурированной информацией, имеющей отношение к сектору vr в том числе о законах и регулировании отрасли, отражающихся на получении доступа на указанный рынок. g д ополнение роли Форума для анализа обсуждения и сопоставления по-иций правительств разных стран по широкому кругу вопросов международных кономических отношений, а также для переговоров между различными группа-[И стран по ряду конкретных вопросов международной торговли и развития. 9. Содействие координации деятельности в рамках ООН по вопросам международной торговли; подготовка документов для Генеральной Ассамблеи, ЭКОСОС и других организаций по вопросам развития мирохозяйственных связей; сотрудничество по ряду аспектов международной торговли с региональными комиссиями ЭКОСОС ООН. Ю. Сотрудничество с международными экономическими органи зациями, прежде всего с ВТО, с Международным торговым центром ЮНКТАД/ВТО, с целью устранения дублирования и согласования направлений деятельности. Организационная структура. Высшим органом ЮНКТАД является Конференция (следует различать два понятия: Конференция как наименование самой организации и Конференция как название высшего органа). Конференция собирается на сессии, которые проводятся один раз в четыре года на уровне министров в целях определения главных направлений политики и решения вопросов, связанных с программой работы. Всего было проведено 9 сессий. I сессия — в 1964 г. в Женеве (Швейцария); II — в 1968 г. — в Дели (Индия); III — в 1972 г. — в Сантьяго (Чили); IV — в 1976 г. — в Найроби (Кения); V — в 1979 г. — в Маниле (Филиппины); VI — в 1983 г. — в Белграде (Югославия); VII — в 1987 г. — в Женеве (Швейцария); VIII — в 1992 г. — в Картахене (Колумбия); IX — в 1996 г. — в Мидранде (ЮАР). Сессии ЮНКТАД представляют собой многосторонние экономические форумы, проводимые в рамках системы ООН. Большинство решений ОНКТАД по существу рассматриваемых вопросов не имеют обязательной силы и носят рекомендательный характер. На прошедших первых семи гссиях ЮНКТАД было принято более 160 резолюций; число резолюций, 'Ыработанных на регулярных и специальных сессиях Совета по торговле и азвитию, превысило 400. В рамках ЮНКТАД разработана широкая гам-а других многосторонних документов: конвенции, соглашения, согласо-нные выводы, кодексы, имеющие различную юридическую силу. Исполнительным органом ЮНКТАД является Совет по торговле и раз- о (Trade and Development Board — TDB), который обеспечивает работу сессиями Конференции. Совет представляет ежегодно Конференции Тральной Ассамблее через ЭКОСОС доклады о своей деятельности. Я в состав Совета открыт всем странам—членам ЮНКТАД. В 1996 г. Исло членов составляло 115. 159 Совет по торговле и развитию проводит регулярные сессии один ра3 в год осенью в течение 10 дней. Кроме того, Советом проводятся специальные сессии, заседания комиссий и других вспомогательных органов по цд» рокому спектру проблем мировой торговли и экономики. На регулярных сессиях обсуждаются вопросы глобальной политики, взаимозависимости экономики стран мира; проблемы торговли и валютно-финансовых отношений-торговой политики, структурной перестройки и экономических реформ. Совет осуществляет контроль за всей сферой деятельности ЮНКТАД, наблюдает за реализацией Программы действий для наименее развитых стран, а также Новой программы ООН для развития стран Африки. Рабочими органами Совета с 1997 г. являются комиссии, которые осуществляют координацию деятельности по закрепленным за ними областям-по инвестициям, технологиям и финансовым вопросам; по торговле товарами и услугами; по развитию частного предпринимательства. Комиссии провели свои первые сессии в 1997 г. Намечается проведение максимум 10 ежегодных встреч экспертов/специальных рабочих групп. Комиссии заменили действовавшие до 1996 г. четыре постоянных комитета. Секретариат составляет часть Секретариата ООН и возглавляется Генеральным секретарем. В его состав входят две службы: координации и политики; внешних сношений, а также девять отделов; (1) сырьевых товаров; (2) международной торговли; (3) сферы услуг и эффективности торговли; (4) экономического сотрудничества между развивающимися странами и специальные программы; (5) глобальной взаимозависимости; (6) транснациональных корпораций и инвестиций; (7) науки и техники; (8) наименее развитых стран; (9) услуг в области управления и оперативно-функционального обеспечения программ. В его составе есть так же объединенные подразделения, работающие совместно с региональными комиссиями. Секретариат обслуживает два вспомогательных органа ЭКОСОС — Комиссию по международным инвестициям и транснациональным корпорациям и Комиссию по науке и технике в целях развития. Деятельность ЮНКТАД оказала существенное воздействие на всю многостороннюю систему регулирования международной торговли. В частности, это обусловило осуществление модернизации ГАТТ. В составе Генерального соглашения появилась новая четвертая часть, где признается особая роль и особое место развивающихся стран в международных экономических отношениях. С деятельностью ЮНКТАД связаны также перемены в деятельности МВФ и МБРР, выразившиеся в определенном повороте к нуждам развивающихся стран и в особенности к наименее развитым. ЮНКТАД явилась инициатором предоставления невзаимных и недискриминационных преференций, представляющих важные элементы современной системы регулирования международной торговли. ЮНКТАД внесла существенный вклад в создание новой комплексной системы регулирования мировых товарных рынков. 160 В рамках ЮНКТАД сложилась и приобрела современную роль «Группа 7 названная так по числу развивающихся стран, создавших общую платформу йты своих экономических интересов в международной торговле. «Группа 77» •рала важную роль в формировании международной стратегии ООН по номическим вопросам и отношениям с развивающимися странами. нКТАД разработала и осуществляет новые организационные формы ра- позволяющие находить баланс интересов различных стран и раз- 1ных групп стран по проблемам международного экономического со- эудничества. Характерным для работы ЮНКТАД является предваритель- е определение позиций внутри каждой группы стран, что обеспечивает ,олее взвешенный учет интересов представленных стран при выработке общих решений. 5.4. Международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО — МТЦ (International Trade Center UNCTAD/WTO — ITC) Создан в 1964 г. по решению стран—членов Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) с целью оказания содействия развитию торговли путем предоставления внешнеторговой информации и консультационных услуг в области международной коммерческой деятельности, а также предоставления технических услуг по осуществлению конкретных проектов. С 1968 г. ЮНКТАД присоединился к ГАТТ в качестве участника МТЦ. Правовой статус МТЦ был определен Генеральной Ассамблеей в 1974 г. как рабочего вспомогательного органа ГАТТ и ООН, действующего через ЮНКТАД. В 1995 г. его название изменилось на МТЦ ЮНКТАД/ВТО в связи с образованием ВТО в качестве преемника ГАТТ. В соответствии со своим статусом МТЦ не имеет собственного членства. Фактически его членами являются государства-члены ВТО и ЮНКТАД. Правовой статус МТЦ позволил объединять ресурсы, поступающие от обеих организаций, устранять параллелизм и дублирование в их деятельности в области содействия развитию внешней торговли развивающихся стран, дал воз-южность целенаправленно использовать фонды Программы развития ООН РООН). На основе резолюции ЭКОСОС ООН от августа 1973 г. МТЦ была ридана функция центрального органа в системе ООН по оказанию техничес-* помощи в развитии торговли, прежде всего экспорта, развивающихся стран. В 1984 г. МТЦ был предоставлен статут Исполнительного агентства ПРООН. Цели МТЦ: • содействие созданию в развивающихся странах инфраструктуры для • выявление и оказание помощи в освоении экспортных рынков; • создание специализированных национальных служб содействия торговле;
• стимулирование развития торговли на многосторонней основе; • подготовка кадров; совершенствование техники импортных операций торговле и развитию экспорта». Кроме того, МТЦ ведет работу по двум специальным программам: «Техническое сотрудничество с наименее развитыми стра нами» и «Техническое сотрудничество с национальными торговыми палатами» Основные направления деятельности МТЦ были определены в резолюции ЭКОСОС от 1973 г. Это — оказание технической помощи, в особенности развивающимся странам, в содействии развитию экспорта путем разработки и наблюдения за выполнением программ расширения экспорта и совершенствования импортных операций. Были сформированы шесть основных ключевых областей деятельности: • содействие повышению качества продукции и развитию маркетинговой • оказание услуг по технике осуществления торговых операций: создание и • предоставление информации о международной торговле: создание устой • оказание содействия в подготовке кадров: усиление системы нацио • предоставление помощи в осуществлении импортных и обеспечивающих • определение потребностей и разработка программ содействия развитию Во всех направлениях МТЦ особое внимание уделяет наименее развитым развивающимся странам. Проекты технического сотрудничества осуше- _——— —^ ■ яляются по просьбе соответствующих правительств во всех развивающихся ах на национальном, субрегиональном, региональном и межрегиональ-уоовнях. Они реализуются при поддержке правительств. Руководство НОМ дг,т, ектйми ведется из штаб-квартиры в Женеве с использованием консуль-тов МТЦ, которые работают в тесном контакте с местными экспертами и)удниками. Продолжительность проектов разная — от нескольких недель нескольких лет, что зависит от типа проекта и характера деятельности, ииональные проекты нередко принимают форму масштабных комплекс-х страновых проектов, включающих создание ряда служб по содействию витию экспорта страны и совершенствованию ее импорта, связанных с предоставлением одного или нескольких видов информационных услуг со сто-эоны МТЦ. Услуги, предоставленные МТЦ, доступны для развивающихся стран. Они включают публикации о содействии развитию торговли, средствах стимулирования экспорта, международном маркетинге, технике проведения импортных операций, подготовке специалистов по внешней торговле, статистике. В 1995 г. МТЦ принял объединенную программу технической помощи «Техническое сотрудничество для Африки в рамках многосторонней торговой системы на базе «Уругвайского раунда» с целью усиления конкурентоспособности африканских и других развивающихся стран посредством их участия в международной торговле. Восемь африканских стран — Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Гана, Кения, Танзания, Тунис, Уганда — уже приступили к реализации этой программы. Основополагающие руководящие принципы для деятельности МТЦ определяет Генеральный Совет ВТО и Совет по торговле и развитию ЮНК-ТАД. Межправительственный контроль за работой МТЦ осуществляет Объединенная консультативная группа — ОКГ по делам МТЦ (Joint Advisory Group on the International Trade Centre UNCTAD/WTO), в состав которой входят представители всех государств-членов ЮНКТАД и ВТО. В 1991 г. ОКГ утвердила следующие глобальные приоритеты, которые необходимо учитывать в деятельности МТЦ: (1) содействие торговле в целях сокращения нищеты, слючая стимулирование экспорта продукции сельских районов; (2) оказа-е помощи наименее развитым странам; (3) развитие торгового и эконо-ического сотрудничества «Юг — ЮГ» между развивающимися странами;) участие женщин в развитии торговли; (5) развитие предприниматель-;а в области экспорта; (6) учет экологических факторов в процессе разви-экспорта; (7) развитие людских ресурсов. В компетенцию ОКГ входит ведение ежегодных сессий для рассмотрения деятельности МТЦ и выра-ки рекомендаций для руководящих органов ЮНКТАД и ВТО. В период сессиями ОКГ оперативная деятельность МТЦ осуществляется Сек-иатом. Секретариат, возглавляемый директором, отвечает за общее водство деятельностью МТЦ. Он имеет штат сотрудников в главном е в Женеве, а также более 600 сотрудников, назначаемых на должно-°нсультантов по реализации проектов в развивающихся странах. МТЦ ----- — не имеет региональных или страновых представительств. Вместе с тем дое правительство, с которым МТЦ сотрудничает, как в развитых, так и» развивающихся странах, назначает официальных представителей по связям с МТЦ из числа служащих государственного аппарата. Финансирование деятельности МТЦ осуществляется за счет равных взносов ЮНКТАД и ВТО в регулярный бюджет. За счет регулярного бюджета фи_ нансируется работа Секретариата, как административная, так и исследовательская, по вопросам содействия развитию торговли и стимулированию экспорта. Внебюджетные средства образуются из добровольных взносов стран (до_ норского фонда) и взносов ПРООН. За счет средств ПРООН финансируется деятельность МТЦ по техническому сотрудничеству с развивающимися странами и со странами с переходной экономикой. Рабочие программы финансируются Глобальным трастовым фондом (1995 г.), расходование которого регулярно проверяется консультативным комитетом, отчитывающимся перед ОКГ МТЦ координирует свою деятельность с рядом международных организаций, в особенности с теми, которые входят в систему ООН. Глава 6 Система многостороннего регулирования мировых товарных рынков
6.1. Сущность и цели регулирования мировых товарных рынков Многостороннее регулирование мировых товарных рынков предполагает проведение согласованных действий правительствами стран-производителей, экспортеров и импортеров сырьевых товаров, направленных на стабилизацию мировых товарных рынков путем создания международных механизмов и соответствующих организационных форм. Цели многостороннего регулирования мировых товарных рынков: • решение проблемы пропорционального развития производства и по Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|