Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формирование волевых качеств

Воля -- это элемент сознания личности, поэтому она не является врожденным качеством, а формируется и развивается в процессе становления личности. Развитие воли у человека связано с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные, то есть с приобретением человеком контроля над своим поведением, с выработкой волевых качеств личности в какую-либо сложную форму деятельности. Чтобы развивать волевые качества, личности необходимо ставить перед собой значимые для неё цели и направлять свои волевые усилия на преодоления препятствий на пути достижения этих целей. Чем больше препятствий преодолеет личность, тем более развитой будет её волевая сфера. Однако травмирующие психику события или действия, направленные против человека, могут ``сломить'' его волю. Благодаря наличию воли личность чувствует и осознает свою индивидуальность, способность взять на себя ответственность за собственное поведение.

 

 

37. Эмоциональный стресс. Характеристика. Причины возникновения. Стадии протекания.

 

Стресс – реакция организма на воздействие, нарушающее его состояние, а так же соответствующее состояние нервной системы. Выделяется положительный и отрицательный.

Стадия тревоги, стадия сопротивления, стадия истощения.

 

36. Общая характеристика чувств. Классификация видов чувств. Отличия эмоций от чувств.

 

 

Чувства – это стабильные, пристрастные отношения, выделяющие в отражаемом реальные или идеальные объекты, которые для личности представляют постоянную ценность, связаны с основными ее интересами и занятиями.

К основными характеристикам чувств относятся:

1. Чувства, связанные с восприятием и осознанием многообразия явлений социальной и культурной жизни.

2. Отношения, переживаемые в чувствах, могут распространяться как на простые, так и сложные взаимоотношения людей, социальные институты, сфера культуры.

3. Чувства в своих развитых формах могу достигать большой степени обобщенности.

4. Чувства всегда связаны с отчетливым осознанием общественных норм, относящихся к разным сторонам жизни людей.

5. В процессе индивидуального развития чувства появляются позже эмоций, предметами чувств становятся те явления и условия, которые человек осознает для себя как значимые.

6. Возникая как результат обобщения эмоционального опыта, чувства становятся ведущими образованиями и определяют динамику и содержание эмоций.

 

Классификация:

-нравственные (доброжелательность, нежность, дружба, симпатия, эгоизм, вражда, зависть, ненависть и т.п.)

-интеллектуальные (любопытство, четкость/неясность мысли, удивление, догадка

-эстетические (удовлетворение или неудовлетворение красотой чего либо, трапгичность, комичность)

-практические (интерес, скука, радость, творческие муки, удовлетворение процессом и т.п.) Платонов.

Не все из перечисленного чувства

 

Эмоции не всегда ясны, кратковременны, не всегда осознаваемы.

Чувства же это долговременные, осознанные эмоциональные отношения к чему либо.

 

35. Основные формы выражения эмоциональных состояний: настроение, стресс, аффект, фрустрация, тревога

 

Настроение - самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее поведение человека. Настроение определяет общий тонус жизни человека. Настроение зависит от тех влияний, которые затрагивают личностные стороны субъекта, его основные ценности. Не всегда причина того или иного настроения осознается, но она всегда есть. Настроение, как и все другие эмоциональные состояния, может быть положительным и отрицательным, иметь определенную интенсивность, выраженность, напряженность, устойчивость.

 

 

Стресс - нервно-психическое перенапряжение, вызванное слишком сильным воздействием, адекватная реакция на которое недостаточно сформирована. В процессе переживания стресса, происходит тотальная (всеобщая) мобилизация сил организма (физических и психических) на поиск выхода из опасного, угрожающего целостности личности положения, на приспособление к новым сложным условиям.

 

 

Аффект - внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания (сужение сознания) и крайней активизации импульсных реакций.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения. Оно при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные действия. Порой человек настолько бессознателен в момент аффекта, что потом не может восстановить в памяти свои действия.

Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате аффектогенных ситуаций (ситуаций, способствующих возникновению аффекта) может суммироваться, и если ей не дать выхода, то она может привести к бурной эмоциональной разрядке.

Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения, чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект.

 

Фрустрация - конфликтное отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими, кажущимися непреодолимыми препятствиями на пути к достижению высокозначимых целей. В случае невозможности устранить причины фрустрации (невозвратимая потеря) может возникнуть глубокое депрессивное состояние. Следствием этого может стать ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т.п. Часто в состоянии фрустрации, вследствие невозможности преодолеть истинные причины этого состояния, человек ищет какие-либо компенсирующие выходы из положения. Например, уходит в мир грез, могут усилиться работа защитных механизмов Эго (по Фрейду). Чаще всего из известных защит активизируется механизм регрессии.

 

Страх - безусловно-рефлекторная эмоциональная реакция. Страх возник как биологически защитный механизм. Многие из врожденных страхов сохраняются у людей, хотя в условиях цивилизации они сильно изменены. У многих людей страх связывается с астенической эмоцией, вызывает снижение мышечного тонуса. При этом лицо принимает вид застывшей маски. Во многих случаях страх вызывает сильный симпатический разряд: крик.

Социально обусловленные причины страха - угроза общественного порицания, потеря результатов длительного труда, унижение достоинства и т.п. - вызывают те же физиологические симптомы, что и биологические источники страха.

 

33. Общие понятия об эмоциях в психологии. Виды. Функции. Основные компоненты.

 

Эмоция – эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.

 

Виды эмоций:

-по знаку (положительные и отрицательные)

-по качеству (радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд)

-по силе и устойчивости (ситуативные (эмоциональный тон, аффекты), устойчивые (настроение, страсть))

 

Функции:

-отражательная (обобщающая оценка событий)

-побуждающая (потребность положительных эмоций)

-подкрепляющая (играют важную роль в познании)

-переключательная (при борьбе мотивов)

 

Основные компоненты:

-радость

-горе

-страх

-гнев

-отвращение

-презрение

-удивление

 

34. Общие понятия об эмоциях в психологии. Теории эмоций. Взаимосвязь эмоций с другими психическими процессами.

 

Теории:

-эволюционная теория (Дарвин)

-рудиментарная теория (Спенсер, Рибо, немецкая биологически ориентированная психология) – биологическое происхождение эмоций из аффективных и инстинктивных реакций животных

-психоаналитическая концепция (Фрейд) – энергетическая составляющая психических процессов

-структурная теория эмоций Пейпеца – система в мозге для образования эмоций

-соматическая теория эмоций Джемса-ланге – эмоции – проявлении в сознании функциональных перестроек в организме

-двухфакторная теория эмцоий Шехтера – эмоция – сочетание физиологического возбуждения и когнитивной интерпритации этого возбуждения

-биологическая теория Анохина – эмоции совершенствовались в процессе эволюции. Знак эмоции определяет поведение.

-потребностно-информационная теория эмоций Симонова – эмцоия отражение какой либо внутренней потребности

-теория когнитивного дессонанса – Леона Фестингера – эмоция как процесс, качество которого определяется согласованностью взаимодействиющих систем

-единая концепция сознания и эмоций Александрова.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Який показник характеризує структуру капіталу підприємства з позицій забезпеченості фінансової стабільності його розвитку? | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных