ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Международные и региональные организации и соглашения в области регулирования промышленной собственности 2 страницамодернизация управления существующих союзов по охране промышленной собственности и охране произведений литературы и искусства. Для оказания помощи в охране интеллектуальной собственности ВОИС содействует более широкому признанию существующих и заключению новых договоров, помогает в разработке новых законов; оказывает правовую и техническую помощь развивающимся странам; собирает и распространяет информацию. ВОИС управляет союзами, действующими на основе договоров, конвенций и соглашений в области охраны промышленной собственности. В состав ВОИС входят 156 стран. Членом ВОИС может стать любое государство, являющееся членом одного из двух — Парижского или Бернского союзов, а также любое государство, являющееся членом либо ООН, либо одного из специализированных учреждений системы ООН, либо МАГАТЭ, Статута Международного суда, либо государство, приглашенное Генеральной Ассамблеей ВОИС присоединиться к Конвенции о создании ВОИС. Цели ВОИС: • стимулирование и совершенствование охраны интеллектуальной соб • административное управление существующими союзами, управление • поощрение заключения международных договоров, предназначенных • информационная деятельность и международная регистрация ряда Основные направления деятельности ВОИС: • утверждение международных норм и стандартов в области интеллек • содействие гармонизации национальных законодательств в этой области, • административное обеспечение договоров, которые воплощают меж • выполнение административных функций Парижского союза, специ 326 • поощрение заключения международных договоров, предназначен • осуществление сотрудничества с государствами, нуждающимися в пра Особое внимание ВОИС уделяет развивающимся странам путем предоставления консультаций, подготовки кадров и передачи документации и обо-пудования. В области промышленной собственности такое сотрудничество нацелено на: создание условий, при которых изобретения могут быть запатентованы; улучшение условий для приобретения иностранных запатентованных технологий; повышение конкурентоспособности; облегчение доступа к технологической информации. В области интеллектуальной собственности целями подобного сотрудничества являются: • поощрение создания и увеличения числа произведений литературы и • улучшение условий приобретения прав на использование литератур • предоставление административных и финансовых услуг Союзу по • сотрудничество с другими международными организациями;
• обеспечение деятельности служб, занимающихся улучшением меж • сбор и распространение информации, относящейся к интеллектуаль Источниками финансирования ВОИС являются сборы, выплачиваемые частными пользователями международных регистрационных услуг, а также взносы правительств стран-членов. Вопросы охраны промышленной собственности привлекают внимание как ООН, так и других международных организаций. Это объясняется, с одной стороны, большой важностью этих вопросов, а, с другой — тем, что они связаны с иными экономическими, торговыми и научно-техническими проблемами, решением которых призваны заниматься другие международные организации. ВОИС имеет три следующих руководящих органа: Генеральная Ассамблея. В нее входят государства—участники Конвенции, которые являются также членами какого-либо из союзов. Генеральная Ассамблея рассматривает и одобряет отчеты Генерального директора и Комитета по координации, принимает бюджет расходов, общих для союзов, утверждает меры по вопросам административного обеспечения международных соглашений. Конференция. Состоит из государств-членов, независимо от того, являются они членами какого-либо из союзов или нет; созывается на очередные сессии Генеральным директором в то же время и в том же месте, что и сессии иеральной Ассамблеи. На сессиях Конференции обсуждаются вопросы в об- 327 ласти интеллектуальной собственности, принимаются рекомендации с учетом компетентности и самостоятельности союзов, утверждаются бюджет Конференции и программа правовой технической помощи на двухгодичный период. Комитет по координации. Состоит из 58 членов от государств-участников Конференции 1967 г., являющихся одновременно членами Исполнительного комитета Парижского или Бернского союза или обоих этих союзов Генеральной Ассамблеи, Конференции, Генерального директора. Комитет подготавливает проект повестки дня Генеральной ассамблеи, Конференции проекты ее бюджета и программы. Вспомогательные органы ВОИС следующие: Постоянный комитет по информации о промышленной собственности. Состоит из представителей государств-членов Договора о патентной кооперации и Союза международной патентной классификации, государств-членов Парижского союза, выразивших желание войти в состав Комитета. В функции Комитета входит содействие осуществлению тесного сотрудничества между государствами, в особенности между их национальными и региональными патентными службами по всем вопросам, касающимся информации о промышленной собственности. Другие комитеты. Носят функциональный характер. Это (1) бюджетный комитет; (2) комитет по аренде и содержанию помещений; (3) постоянный комитет по развитию сотрудничества в области промышленной собственности; (4) постоянный комитет по развитию сотрудничества в области авторского права и смежных прав. Международное бюро. Представляет собой секретариат руководящих органов ВОИС и союзов. Его возглавляет Генеральный директор, являющийся главным административным руководителем, выполняющим представительские функции. Международное бюро организует проведение сессий и заседаний руководящих органов; реализует проекты и разрабатывает новые; занимается централизацией информации. В его составе функционируют 4 службы: (1) служба ДПК (договора о патентной кооперации); (2) служба международной регистрации товарных знаков; (3) служба международного депонирования промышленных образцов или моделей; (4) служба международной регистрации обозначений происхождения товара. В рамках Международного бюро осуществляется подготовка типовых законов, консультативная помощь государствам в разработке законодательных актов, обучение и стажировка специалистов из числа национальных кадров как в Международном бюро, так и в странах-участницах Конвенции, проведение региональных совещаний и конференций по вопросам охраны интеллектуальной собственности, привлечение представителей развивающихся стран к практической работе в аппарате Международного бюро, к участию в разработке различных соглашений и проектов, а также иных формах сотрудничества в этой специальной области. В 1994 г. был создан Арбитражный центр ВОИС, целью которого является содействие обеспечению посреднических и арбитражных услуг для частных лиц и организаций, выступающих сторонами в спорах по правовым вопросам интеллектуальной собственности. 328
16.3. Европейская патентная организация — ЕПО (European Patent Organisation — ЕРО) Создана на основе Европейской патентной конвенции, подписанной на дипломатической конференции в Мюнхене в 1973 г. Конвенция вступила в силу в 1977 г. и уже со следующего года начала прием патентных заявок. Конвенция о выдаче европейских патентов включает: (1) текст самой Конвенции; (2) правила, регулирующие применение на практике положений Конвенции; (3) протокол о признании; (4) протокол о привилегиях и иммунитетах; (5) правила уплаты пошлин. Европейская патентная система основана на сотрудничестве Европейского патентного ведомства с национальными патентными ведомствами и предполагает согласование национального патентного права с Положениями Конвенции о выдаче европейских патентов. Патент является официальным документом, предоставляющим его владельцу исключительное право пользоваться запатентованным изобретением на определенной территории и на ограниченный срок, в течение которого никто не может производить, продавать или использовать это изобретение без его согласия. Информация о всех патентных заявках и выданных патентах публикуется. В Конвенции не дается определение понятию «изобретение», но содержится перечень того, что не может рассматриваться как изобретение или как изобретение с промышленным применением либо явно не подлежит па-тентуемости. Согласно Конвенции о выдаче европейских патентов, необходимыми предпосылками патентуемости являются новизна, изобретательство и производственная применимость. Предоставление патентов для использования другими физическими или юридическими лицами на основе лицензионного соглашения или путем продажи патента преследуются следующие цели: возмещение средств, потраченных на научные исследования и разработки; повышение конкурентоспособности фирмы — патентовладельца и укрепление позиций на рынке; распространение новых технических знаний; стимулирование технологических инноваций; избежание дублирования в исследованиях и разработках. Европейский патент предоставляет его владельцу те же права в договаривающемся государстве, что и национальный патент. Срок действия патента — 20 лет. Европейские патенты могут также выдаваться на основе международных заявок, подаваемых в соответствии с положениями Договора о патентной кооперации — ДПК (Patent Cooperation Treaty — РСТ) 1970 г., вступившего в силу в 1980 г. Согласно Договору был создан Союз ДПК, открытый для всех государств—участников Парижской конвенции. Государства — члены Европейской патентной организации являются участниками этого Договора. Конвенция о выдаче европейских патентов составляет основу Конвенции о патентах ЕС, принятую в 1975 г. и дополненную Соглашением о введении патентов ЕС в 1989 г. Оно было подписано 12 странами—членами ЕС. 329 После вступления в силу этого Соглашения ЕПО будет нести ответственность за выдачу, ограничение срока и аннулирование патентов ЕС. Положения Соглашения о патентах ЕС предусматривают единообразную процедуру подачи заявок и равные права их владельцев на всем пространстве ЕС, а также на территории тех государств, которые подписали Конвенцию о выдаче европейских патентов и Соглашение 1989 г. Соблюдение положений Конвенции в странах ЕС обеспечивает Общий патентный апелляционный суд (Common Patent Appeal Court). С 1993 г. ЕПО заключает договоры о распространении европейских патентов со странами—нечленами Организации при условии, что эти страны имеют собственное патентное ведомство и приняли закон об охране интеллектуальной собственности. Это обеспечивает для лиц, подающих заявки на патенты, простой и недорогостоящий способ получения патентной защиты через процедуру подачи заявки на европейский патент в ЕПО. Такие соглашения являются промежуточным этапом на пути к присоединению к Конвенции о выдаче европейских патентов. Члены Европейской патентной организации — 17 государств: Австрия, Бельгия, Швейцария, Германия, Дания, Испания, Франция, Великобритания, Греция, Ирландия, Италия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Португалия, Швеция. Цели ЕПО: • выдача европейских патентов; • укрепление сотрудничества между европейскими странами в целях • осуществление охраны изобретений путем применения единой про Выдача патентов осуществляется Европейским патентным ведомством (ЕПВ), которое является исполнительным органов ЕПО. В соответствии с Конвенцией заявитель подает одну заявку в ЕПВ, содержащую указание государств-участников Конвенции, в которых он испрашивает охрану. В случае выдачи европейского патента в каждой из названных стран европейский патент имеет автономный режим. Это означает, что аннулирование патента в одной из указанных стран никак не влияет на действие патента в других странах. Заявки на европейский патент могут подаваться либо в ЕВП (Мюнхен, Гаага, Берлин), либо в национальные патентные ведомства договаривающихся сторон. Процедура, связанная с выдачей патента, занимает в среднем около трех лет и состоит из трех фаз: (1) в Мюнхене или Берлине — подача заявки, ее формальная проверка, патентный поиск, публикация заявки и результатов поиска; (2) в Мюнхене — экспертиза, выдача или отказ в выдаче патента; (3) в Мюнхене — рассмотрение жалоб. Европейский патент считается выданным с даты публикации сведений о его выдаче в европейском патентном бюллетене. Обычные годовые пошлины за поддержание европейского патента в силе уплачиваются в ведомства каждого из указанных государств. Размеры этих пошлин устанавливаются правительствами государств-участников Конвенции. Учитывая специфику взаимоотношений заявителя с национальными ведомствами, ЕПВ издает специальное руководство (National Law Relating to the EPC) для заявителей относительно национальных 330 законодательств в части их соотношения с Европейской патентной конвенци-i Национальные ведомства 50% обшей суммы этих пошлин передают ЕПВ. В 1989 г. состоялась третья конференция по патенту ЕС, на которой была принята Конвенция о европейском патенте для ЕС, т.е. патенте, который имеет одинаковое действие на территории всех государств, ратифицировавших Конвенцию. К концу 1994 г. только пять государств из двенадцати ратифицировали Конвенцию. Законодательным органом ЕПО является Административный совет. Он состоит из представителей договаривающихся государств и их заместителей. Административный совет вправе вносить поправки в Конвенцию, имеющие отношение к предусмотренным в ней срокам; в правила применения; в правила, касающиеся финансов, пошлин, услуг. Совет осуществляет контроль за деятельностью ЕПВ. ЕПВ возглавляет Президент, который определяет задачи этого ведомства в Мюнхене и его отделения в Гааге, представляет Административному совету доклад о его деятельности, готовит и обеспечивает исполнение бюджета. В структуру ЕПВ входят пять генеральных дирекций: (1) патентного поиска; (2) экспертизы; (3) апелляций; (4) права и международных дел; (5) администрации. В отличие от большинства патентных ведомств мира ЕПВ является финансово самостоятельным и полностью хозрасчетным. Оно существует за счет платы за оказываемые им услуги в виде процедурных сборов и 50% сборов, полагающихся национальным ведомствам за европейские патенты. Глава 17__________________________________________ Деятельность международных и региональных организаций в области стандартизации и сертификации продукции* С*тит 17.1. Основы международной стандартизации и сертификации продукции Предприниматели, участвующие в международном экономическом сотрудничестве, должны подчиняться принятым в мире правилам. А это требует знания и применения установленных международных и национальных норм и требований, предъявляемых к выпускаемой продукции и основанных на ее стандартизации и сертификации. Учет правовых и организационных требований к стандартизации и сертификации продукции, предъявляемых на национальном, региональном и международном уровнях, является важней- ' См. подробно: Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. Учебник. М: Аудит, ЮНИТИ, 1998. (Здесь в кратком изложении). 331 шим фактором обеспечения ее конкурентоспособности на мировом рынке. Стандартизация — это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающих право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда. Объектом (предметом) стандартизации являются продукция, процесс услуги, для которых разрабатываются определенные требования, характеристики, параметры, правила и т.п. Областью стандартизации считается совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, машиностроение — область стандартизации, а объектами стандартизации в машиностроении могут быть технологические процессы, типы двигателей, безопасность, технологичность машин. Стандартизация осуществляется на международном, региональном, национальном уровнях. Международная стандартизация — деятельность, открытая для участия органов стандартизации любой страны. Региональная стандартизация — деятельность, открытая для соответствующих органов государств одного региона мира. Национальная стандартизация — деятельность, осуществляемая ассоциациями, фирмами, учреждениями в отдельном государстве. Ведущая роль в международной стандартизации принадлежит двум неправительственным международным организациям — Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК). Важное значение в международной стандартизации придается двум межправительственным международным организациям — Всемирной торговой организации (ВТО) и Европейской экономической комиссии (ЕЭК ООН). Региональными организациями в области стандартизации являются: Европейский комитет по стандартизации (СЭН); Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК); Межскандинавская организация по стандартизации (ИНСТА); Панамериканский комитет стандартов (КОПАНТ). Международные неправительственные организации — ИСО и МЭК разработали ряд руководств по применению стандартов. В Руководстве 2 ИСО/ МЭК 1991 приводятся следующие документы. Стандарт — нормативный документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный признанным органом; направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области*. Носит рекомендательный характер. Документ технических условий (technical specification) устанавливает технические требования к продукции, услуге, процессу с указанием методов или процедур, которые следует использовать для проверки соблюдения требований данного документа. Является самостоятельным стандартом, носит рекомендательный характер. * Определение термина дано согласно Guide 2/ISO/IES, 1991 (Руководство 2/ИСО/ МЭК, 1991), с. 7. 332
Свод правил может быть самостоятельным стандартом, а также частью стандарта. Он разрабатывается для процессов проектирования, монтажа оборудования и конструкций, технического обслуживания или эксплуатации объектов, конструкций, изделий. Технические правила, содержащиеся в документе, носят рекомендательный характер. Регламент — это документ, в котором содержатся обязательные правовые нормы; он носит обязательный характер. Регламент принимается органом власти, а не органом стандартизации. Технический регламент содержит технические требования к объекту стандартизации. Эти требования могут быть представлены либо в самом техническом регламенте, либо путем ссылки на другой нормативный документ: стандарт, документ технических условий, свод правил. Руководство ИСО/МЭК рекомендует два основных способа применения нормативного документа: (1) непосредственное использование в соответствующей области (производстве, испытаниях, сертификации); 2) введение его в другой нормативный документ. Например, международное правило (норма) вводится в национальный стандарт, который может применяться непосредственно на предприятии, либо правила (нормы), содержащиеся в этом национальном стандарте, включаются в стандарт предприятия. Применение международного стандарта может быть двояким: (1) в том виде, в каком он издан соответствующей международной организацией с указанием реквизитов международного нормативного документа наряду с номером и шифром национального стандарта; (2) посредством включения в национальный нормативный документ в полном его содержании либо отдельных положений (требований). Принятие международного документа в национальной системе стандартизации означает официальное опубликование соответствующим государственным органом нормативного документа, основанного на соответствующем международном стандарте. Применение международных и региональных и национальных стандартов в других странах возможно на основе международных соглашений в сотрудничестве, а также по разрешению региональных организаций, национальных органов стандартизации. В международной практике требования стандартов обязательны для выполнения в соответствии с общим законом, либо если на этот стандарт имеется обязательная ссылка в техническом регламенте или директиве. Международные стандарты ИСО представляют собой вариант технических требований к продукции (услугам), что облегчает обмен товарами и услугами между экономическими субъектами мирового рынка. Они не имеют статуса обязательных для всех стран-участниц. Стандарт ИСО в случае его использования вводится в национальную систему стандартизации. Национальные комитеты могут предлагать, а ИСО может принять национальный стандарт в качестве международного с учетом влияния стандарта на расширение международной торговли, обеспечение безопасности людей, защиты ок-РУжающей среды. Стандарты ИСО отличаются тем, что лишь около 20% из них включают требования к конкретной продукции; основная часть норма- 333 тивных документов касается требований безопасности, взаимозаменяемости, технической совместимости, методов испытаний продукции, а также других общих и методических вопросов. Использование международных стандартов ИСО предполагает, что конкретные технические требования к продукции устанавливаются в контрактах купли-продажи. ИСО разработала более 10 тыс. стандартов; ежегодно пересматривается и принимается вновь 500-600 стандартов. Обобщив национальный опыт многих стран, в 1987 г. ИСО опубликовал серию стандартов ИСО 9000—9004, предусматривающих сертификацию систем управления качеством на предприятиях (фирмах); новое дополненное издание вышло в 1994 г. В 1993 г. в мире было сертифицировано 50 тыс. систем качества на фирмах, в 1995 г. — 100 тыс., в 1997 г. — 250 тыс. В развитых странах гармонизировано с международными 70—80% национальных стандартов. Стандарт ИСО 9000 содержит руководящие указания по выбору и использованию стандартов в соответствии с конкретной ситуацией в деятельности фирмы. Стандарты ИСО 9001—9003 — это модели систем обеспечения качества на различных стадиях производственного процесса. Стандарт ИСО 9004 — это методические указания для общего руководства качеством на предприятии (фирме). В ИСО 9000 подчеркивается, что внутри фирмы или предприятия обеспечение качества является предметом управленческой деятельности. Система управления качеством у экспортера служит мерой доверия к нему со стороны импортера. Поэтому в контракте может быть предусмотрена оценка системы обеспечения качества у экспортера на соответствие одному из стандартов ИСО 9001—9003 до заключения контракта. Оценку может производить либо сам импортер, либо нейтральная организация по договоренности сторон. Оценка не потребуется, если система обеспечения качества экспортера сертифицирована и импортер признает сертификат соответствия. Международные стандарты ИСО 9000 устанавливают степень ответственности руководства фирмы за управление качеством продукции: разработку политики в области качества, создание, внедрение и функционирование системы, что оформляется соответствующими документами. Особенностью системы, предлагаемой стандартами ИСО, являются: (1) обязательные определения и оценка расходов (затрат) на качество; (2) обеспечение качества при проектировании и разработке технических условий; (3) установление обратной связи с потребителем; (4) обеспечение возможности снижения риска юридической ответственности за качество; (5) обеспечение соответствующей подготовки персонала. Система управления качеством, как следует из стандартов ИСО 9000, направлена на обеспечение качества конкретной продукции. Поэтому на предприятии, выпускающем несколько видов продукции, должны существовать соответствующие подсистемы. Стандарты ИСО серии 9000 признаны в настоящее время практически всеми странами мира. Они приняты в качестве национальных стандартов и внедрены множеством фирм. ТНК требуют 334 оТ своих субпоставщиков обязательного внедрения на их производственных предприятиях международных стандартов ИСО серии 9000. Отсутствие сертификата на систему качества становится главным препятствием для выхода фирмы на мировой рынок. На основе стандартов ИСО 9000 крупнейшие фирмы разрабатывают стандарты, носящие общеотраслевой характер, либо конкретизированные для отдельной фирмы. Так был разработан стандарт OS 9000 (Quality system 9000), принятый тремя крупнейшими автомобильными фирмами США: Крайслер, Форд и Дженерал моторе. Затем к нему присоединились еще 5 автомобильных фирм — производителей грузовиков. Он носит отраслевой характер (в области машиностроения) и содержит три группы требований: (1) общие требования, соответствующие стандарту ИСО 90001; (2) отраслевые требования, конкретизирующие первые; 3) специфические требования, предъявляемые к своим субпоставщикам фирмами Крайслер, форд и Дженерал моторе, а также производителями грузовиков. ИСО разрабатывает международные стандарты для услуг банков и химчисток. Другие международные организации — Всемирная торговая организация (ВТО), Всемирная организация по туризму (ВОТ), Международный союз электросвязи (МСЭ или Международный союз телекоммуникаций), Международный союз железных дорог, Европейская организация автотуризма — разрабатывают международные стандарты в соответствующих областях. Всемирная торговая организация в рамках Генерального соглашения о торговле услугами (ГАТС) осуществляет свою деятельность по следующим видам услуг: банковское дело, страхование, туризм, архитектура и проектирование, телекоммуникации, бухгалтерский учет, консультирование, транспорт и др. Подписавшие соглашение страны должны выполнять обязательства, в частности, по стандартизации услуг и гармонизации национальных стандартов, чтобы нормативные документы не стали препятствием для повышения качества услуг. В отличие от Кодекса ГАТТ по стандартизации соглашение ГАТС не содержит международных правил по стандартизации услуг, но устанавливает обязательства. Большую роль в области гармонизации стандартов и технических тре Важной областью деятельности международных организаций является сертификация продукции, поступающей в международный товарооборот. Сертификация — это подтверждение (оценка) соответствия продукции заданным требованиям, осуществляемая по правилам определенной процедуры. Обеспечение соответствия — это заявление, свидетельствующее о том, что продукция (процесс, услуга) соответствует заданным требованиям. Заявление поставщика о соответствии, т.е. его письменная гарантия о том, что продукция соответствует заданным требованиям, согласно Руководству 2 ИСО/МЭК, Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|