Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Международное регулирование межфирменных рыночных отношении 1 страница




20.1. Многостороннее регулирование международной конкуренции

20 1 1. Суть и содержание международной конкуренции

Конкуренция в современных условиях является основой функциониро­вания механизма рынка и мирового рыночного хозяйства в целом. «Конку­ренция в мировом хозяйстве — экономический рычаг стимулирования про­изводства и повышения качества продукции, приспособления ее к потребно­стям потребителей, одно из объективных условий функционирования и раз­вития предприятия на базе международного труда»*.

По нашему мнению, конкуренция — это соперничество хозяйственных субъектов рынка с целью добиться конкурентных преимуществ у потребите­лей ради увеличения объема продаж, завоевания или удержания доли рын­ка, получения намечаемого уровня прибыли.

Конкурентные рыночные отношения претерпели в современных усло­виях существенные изменения. Это проявилось в первую очередь в уменьше­нии элементов стихийности в межфирменных отношениях и в усилении регу­лирующих начал под воздействием проводимой на государственном уровне антимонопольной политики. Традиционно считается, что свободная конку­ренция обеспечивает эффективное использование ресурсов, стимулирует инновационные процессы и появление новой высококачественной продук­ции. Конкуренция — это, по существу, предложение конкурентами допол­нительных возможностей, их более широкий выбор. Конкуренты определя­ют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену полу­чить. Поэтому в условиях рынка положение фирмы объективно зависит от конечных результатов ее деятельности, признанных и оплаченных потреби­телем. Рынок и конкуренция выступают мощными стимуляторами повыше­ния качества, обновления продукции и технологии, действенным средством постоянного контроля за движением издержек производства. Фирма может получить дополнительную прибыль только в том случае, если она будет вести предпринимательскую деятельность более эффективно, чем конкуренты. Как не может быть конкуренции без конкурентов, так и конкуренция невозмож­на, если конкурентам запрещено предпринимать действия, целью которых является увеличение их доли на рынке.

* Правила рынка. Под ред. В.Д. Щетинина. М.: МО, 1993, с. 51.

383


Международная конкуренция — это процесс взаимодействия, взаимо­связи и борьбы между хозяйственными субъектами рынка за наиболее вы­годные условия производства и реализации продукции на мировом рынке за свою долю на рынке.

Для современных условий характерно завоевание доли рынка не столько методами силового давления, сколько путем использования согласованных скоординированных действий производителей при установлении и повыше­нии цен, определении объемов и видов продукции, применяемых техноло­гий и оборудования, выборе партнеров. Такие согласованные действия мо­гут осуществляться на основе картельных и других соглашений, а также пу­тем сговора крупнейших производителей и применения ими методов и средств «несправедливой деловой практики». Под «несправедливой деловой практи­кой» понимаются такие действия производителей, которые направлены на достижение исключительного положения на рынке несправедливыми мето­дами (завышенные или заниженные цены, устранение с рынка конкурента, ограничение сферы предпринимательской деятельности контрагента, защит­ная практика, бойкоты, дискриминация партнеров).

Тот факт, что цена у всех продавцов на рынке одинакова, еще не гово­рит о наличии или отсутствии конкуренции. Важно то, каким образом эти цены оказались одинаковыми, т.е. какими методами и средствами происхо­дит регулирование межфирменных рыночных отношений между участниками олигополии или между фирмами-конкурентами. Обычно деятельность фир­мы или олигополии признается антиконкурентной по результатам ее воздей­ствия на рыночную ситуацию и структуру рынка. Для выявления этого воз­действия анализируется объем предложения товара на рынке, сокращение продаж и размеров производства, установление уровня цен. Уменьшение эле­мента стихийности, проявляющегося в конкуренции, связано с осуществле­нием маркетинга, планирования и прогнозирования в рамках крупнейших фирм—участников олигополии. Это дало возможность говорить о рыночном управлении, о регулировании пропорций рынка на межфирменном уровне.

Проведение государственной антимонопольной законодательной поли­тики, направленной на поддержание конкуренции, мотивируется тем, что конкуренция является эффективным координатором экономической деятель­ности, но для сохранения ее на должном уровне требуется государственная поддержка против поведения монополий на рынке, т.е. против монопольно регулирующих сил.

В условиях международной конкуренции происходит экспорт или пе­ревод определенных видов деятельности за рубеж, причем это касается в пер­вую очередь высокотехнологичных отраслей промышленности и их сегмен­тов, где применяются комплексные технологии и высококвалифицирован­ная рабочая сила и где существуют международные конкурентные преимуше~ ства. В современных условиях произошла интернационализация конкурен­ции во многих сферах — как в отраслях промышленности, так и в сфере услуг и в области промышленной собственности. Конкуренция присуща междуна-

_______. _ —


одному рынку капитала и рынку труда. Распределению сфер конкуренции пособствовал процесс монополизации рынков и транснационализации ка­питала. Все это определило специфические черты конкуренции в современ­ных условиях.

20.1-2. Особенности международной конкуренции в современных условиях

Главными субъектами международной конкуренции в современных ус­ловиях стали транснациональные корпорации, превратившиеся в крупней­шие многоотраслевые комплексы, осуществляющие конкурентную борьбу одновременно на многих отраслевых товарных рынках и имеющие возможно­сти маневрирования на разных рынках в рамках глобальной стратегии ТНК в целом. Это обеспечивает им определенную устойчивость в получении при­былей, в особенности в периоды ухудшения хозяйственной конъюнктуры.

Экономической основой конкуренции стали отношения в сфере про­изводства. Здесь главные усилия конкурентов направлены на борьбу за меж­дународную кон курентоспособность:

создание конкурентоспособной продукции, отвечающей потребностям мирового рынка и запросам конечных потребителей за счет повышения про­изводительности труда;

использование при разработке новой продукции или совершенствова­нии выпускаемой продукции передовых достижений научно-технического про­гресса и выпуск принципиально новой продукции;

постоянное снижение издержек производства на всех этапах и во всех звеньях технологического процесса;

согласование с потребителем (на крупные поставки) цен до начала вы­пуска продукта и установление цен на новую продукцию с учетом условий сбыта на каждом конкретном рынке;

борьба фирм за источники сырья дополняется борьбой за подчинение всех вертикальных ступеней изготовления товаров, от сырья и полуфабрика­тов до комплектующих узлов;

использование внутрифирменных связей для повышения конкуренто­способности выпускаемой продукции и получения преимуществ в конкурен­тной борьбе. Это делается за счет: передачи лицензий и передовой техноло­гии своим дочерним компаниям, манипулирования ценами; повышения уров­ня качества и новизны продукции на заграничных предприятиях; создания зарубежного снабжающего производства.

В международной конкуренции на современном этапе тесно пере­плетаются две тенденции, два основных вида экономических отношений: С) неценовое соперничество в рамках олигополии и стремление к взаи­модействию, к согласованию, координации действий на рынках (олигопо­лия — это относительно узкие группировки близких по экономическому 'отенциалу ТНК определенной отрасли производства в мировом масшта-); (2) конкурентная война против аутсайдеров вплоть до их устранения.

385


Конкуренция по линии цен и неценовых факторов играет решающую роль в стимулировании НТР, способствует повышению эффективности про­изводства компаний. Она побуждает фирмы идти на риск нововведений. В настоящее время для рыночных условий характерна насыщенность рынка обусловленная быстрой реакцией объемов производства и цен на изменение спроса. Поэтому конкуренция выступает в качестве важнейшего механизма обеспечения необходимой эффективности производства.

В рамках транснациональных олигополии конкуренция имеет специфи­ческие черты. Высокий уровень концентрации производства и капитала в ру­ках фирм-гигантов вносит качественно новые моменты во всю структуру меж­дународных рыночных отношений: с одной стороны, обостряются противоре­чия и конкурентная борьба на мировом рынке как между фирмами-гигантами и аутсайдерами, так и между самими крупнейшими компаниями; с другой стороны, фирмам-гигантам легче прийти к сговору, достичь компромисса.

Характерной чертой процесса транснационализации капитала является образование олигополии ТНК с высокой степенью сплоченности партнеров. Число ТНК в олигополии невелико и между их членами существуют длитель­ные отношения монополистической конкуренции, имеющей специфичес­кие особенности. Именно олигополистическая структура обусловливает воз­никновение новых форм внутриотраслевой взаимосвязи между компаниями важнейших отраслей. В рамках олигополии ТНК координируют свою дея­тельность в отдельные периоды на основе использования гибких, неформаль­ных методов координации. Наиболее распространена политика так называе­мых взаимных уступок, в соответствии с которой ТНК сознательно не идут на открытое соперничество. Экономические отношения между конкурирую­щими ТНК строятся не на ломке, а на стремлении сохранения сложившего­ся баланса сил в рамках олигополии на конкретных товарных рынках.

В тех отраслях, где олигополии сложились не очень давно и когда фир­ма не достигает достаточного взаимопонимания, она применяет тактику под­ражания или следования за лидером. Суть ее состоит в следующем: когда один из членов олигополитической группировки повышает цену или прибе­гает к расширению производственных мощностей, остальные незамедлительно повторяют этот шаг; когда один осваивает новое производство или внедряет­ся в новую отрасль, другие делают то же самое, иначе они могут оказаться в критическом положении, если лидер перейдет к конкурентной войне; когда одни участники олигополии расширяют сеть филиалов за границей, другие следуют за ним на тех же рынках. Эта практика является типичной для отрас­лей, в которых на 8 крупнейших корпораций приходится 60—70 % продаж. Практика подражания в области заграничных инвестиций характерна как для американских ТНК, так и для японских и германских.

Тактика лидерства в ценах наиболее эффективно применялась в 70-е годы, когда монопольно-регулирующие силы в промышленности наиболее ярко проявлялись в сфере взаимодействия или прямого согласования рыноч­ной, особенно ценовой, политики. Это делалось путем создания системы

386


прейскурантных цен, которые были приблизительно одинаковы по величи-не и изменялись синхронно. В 80—90-е годы практика ценового лидерства в таких отраслях, как радиотехническая, пищевая, текстильная, практически потеряла свое значение, так как в этих отраслях появилось много новых кон­курентов. Это касается и автомобильной промышленности. Если раньше ценовая конкуренция была направлена преимущественно на устранение не­больших компаний, то теперь она обострилась между крупнейшими корпо­рациями. Ценовые войны стали характерными на рынках стали, автомоби­лей, химических товаров, электроники, всех видов транспорта и связи.

В современных условиях монопольное положение немногих крупней­ших фирм позволяет им целенаправленно, «планомерно» подавлять, хотя и менее мощных в финансовом отношении, но вполне конкурентоспособных по технико-экономическим параметрам продукции, соперников. Усилилась конкурентная борьба монополий с аутсайдерами путем установления трудно преодолимых экономических барьеров на перелив капитала из одной отрасли в другую. Можно выделить несколько типов таких барьеров:

барьеры, определяемые размерами комплексов для оптимального (рен­табельного) производства. Внедрение роботов, гибких производственных си­стем значительно повышает уровень оптимизации производства, который до­ступен только крупнейшим компаниям, обладающим огромными финансо­выми ресурсами;

барьеры, связанные с наукоемкостью продукции ряда отраслей, таких как электронное машиностроение. Здесь требуются не просто крупные еди­новременные расходы на НИОКР, но и накопление соответствующей ин­формации и опыта;

патентная монополия, благодаря которой ТНК получают исключитель­ные права на все виды технической и коммерческой эксплуатации техноло­гии на 15—20 лет — на срок действия патента;

внутрифирменный обмен, предполагающий предоставление подконт­рольным предприятиям особых условий на конкретных рынках в условиях острой конкуренции (займы, субсидии), способствующих капиталовложе­ниям своих предприятий и препятствующих переливу капиталов конкурентов.

Существенно изменились экономические методы во взаимоотношени­ях крупных фирм с мелкими и средними компаниями. Процесс монополиза­ции не приводит к ликвидации и не уменьшает масштабов немонополизиро-ванного сектора. Средние и мелкие фирмы не только могут достаточно ста­бильно удерживать за собой различные традиционные сферы производства и Услуг, но и, что особенно важно, захватывают позиции в новых областях, непосредственно связанных с научно-техническим прогрессом. Многие из так называемых венчурных компаний, создаваемых для прикладных научно-технических разработок и их внедрения в производство, выступают как неза­висимые фирмы.

Экономической основой конкурентной борьбы в современных услови­ях стала крупная собственность, объединенная в рамках ТНК. Производство

387


и сбыт товаров в большинстве отраслей мирового хозяйства оказались в ру­ках небольшой группы крупнейших компаний, которые, установив конт­роль над производством и сбытом товаров, диктуют цены на мировом рынке и поддерживают их на высоком уровне. Наряду с экономическими метода­ми конкуренции ТНК широко применяют прямое насилие, бойкот, прину­дительные слияния и другие методы давления на конкурента.

Роль конкуренции, особенно ценовой, в последние два десятилетия значительно возросла, причем как на национальных товарных рынках, так и на мировых товарных рынках. Крупные компании имеют возможность ис­пользовать различные варианты ценовой политики с учетом характера про­дукта и рынка, а также действий других ведущих производителей. Участники транснациональных олигополии, обладающие примерно одинаковым потен­циалом и в равной мере не желающие внедрения новичков, отказываются от разрушительной ценовой конкуренции как главного орудия соперничества. При примерном равенстве финансово-технологических ресурсов конкуриру­ющих компаний использование ценовых методов борьбы обходятся слишком дорого, а главное, практически не может привести ее инициаторов к побе­де. Фронтальное наступление на основе снижения цен внутри транснацио­нальных олигополии применяется обычно лишь при возникновении ради­кальных сдвигов в соотношении сил, когда резко возросшая конкурентоспособ­ность отдельных ТНК дает им возможность перекраивать сферы влияния.

20.1.3. Регулирование межАунаролной конкуренции на многосторонней основе

Регулирование международной конкуренции в деятельности междуна­родных экономических организаций направлено на исключение недобросо­вестной конкуренции и антидемпинговой практики в коммерческих опера­циях. Под недобросовестной конкуренцией понимается такой вид конкурен­тной борьбы, который связан с нарушением на рынке цивилизованных пра­вил и норм конкуренции, объединяемых понятиям «честная конкуренция». Предполагается, что честная конкуренция дает преимущества в конкурент­ной борьбе за счет снижения издержек производства, выпуска более совер­шенной продукции, ее быстрого обновления, применения наиболее эффек­тивных методов сбыта и послепродажного обслуживания изделий.

К методам недобросовестной конкуренции относятся:

• использование монопольных позиций на рынке или достижение их с
помощью соглашения, сговора, согласованных действий;

• использование дискриминационных цен или коммерческих условий;

• тайный сговор на торгах;

• создание тайных картелей;

• ложная информация и реклама для введения в заблуждение потреби­
телей относительно качества, способа изготовления или количества товаров,

• незаконное копирование (имитация) товаров и продукции конкурентов,

• нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров и услуг,

388


• применение недозволенных приемов продажи;

• недобросовестное использование имени или различительного знака
конкурента;

• применение недозволенных приемов рекламы;

• дискредитация или незаконное использование преимуществ товаров
или предприятий конкурентов; дискредитация деловой практики конкурента;

• незаконное присвоение экономических ценностей конкурента: завла­
дение лучшими деловыми секретами и ноу-хау;

• незаконное использование деловых достижений конкурента;

• вмешательство в деловые отношения конкурента;

• предоставление субсидий и компенсационных льгот;

• использование демпинга;

• злоупотребление доминирующим положением на рынке;

• использование коррупции и взяточничества с целью повышения кон­
курентоспособности продукции и получения торговых преимуществ с помо­
щью подкупа должностных лиц.

В цивилизованном рыночном хозяйстве такие действия считаются про­тивоправными и регулируются нормами конкурентного права. Это предпо­лагает, что использование недобросовестной конкуренции преследуется в су­дебном порядке. Понятие «конкурентное право» охватывает как антимоно­польное право, так и право на охрану против недобросовестной конкурен­ции. Особенности конкурентного права состоят в том, что, во-первых, оно носит комплексный характер, поскольку включает нормы гражданского, уго­ловного и административного права; во-вторых, оно неоднородно, посколь­ку регулирует конкурентные отношения, возникающие по поводу объектов промышленной собственности (например, товарных знаков), договорных обязательств (договоры о сбыте), личных прав предпринимателей (честь, репутация).

Правовые нормы по пресечению недобросовестной конкуренции со­держатся в гражданских и торговых кодексах отдельных стран, в законода­тельстве о товарных знаках, либо в специальном законодательстве о недо­бросовестной конкуренции. В странах общего права нет специального зако­нодательства в этой области или общего закона о недобросовестной конку­ренции, поэтому ответственность за проводимую недобросовестную конку­ренцию определяется судебными прецедентами. Законодательство о недо­бросовестной конкуренции, запрещая нечестную практику, может обеспе­чить защиту даже тогда, когда другие разделы закона о промышленной соб­ственности ее не обеспечивают. Законодательство о недобросовестной кон­куренции устанавливает запрет на недобросовестную конкуренцию и регули­рует отношения между производителями, а также между производителями и потребителями.

Международное регулирование недобросовестной конкуренции распро­страняется на различные виды недобросовестной конкуренции и дополняет­ся регулированием в области услуг и промышленной собственности. По этим

389


вопросам принят ряд международных соглашений, деклараций в рамках ВТО ЮНКТАД, ВОИС, ЕС.

Защита от недобросовестной конкуренции в деятельности ВОИС рассмат­ривается как часть промышленной собственности. Она обеспечивается не путем получения охранной грамоты, выданной государственным органом а на основе сопоставительного анализа последствий, вызванных тем или иным действием, связанным с промышленной собственностью, и существующим законодательством, направленным на поощрение частного предприниматель­ства и запрещения действий, противоречащих честному бизнесу, правилам и обычаям промышленной и торговой практики. Парижская конвенция по охране промышленной собственности, действующая в рамках ВОИС, в ст. lObis предусматривает следующее:

(1) страны Союза обязаны обеспечить гражданам государств, уча­
ствующих в Союзе, эффективную защиту от недобросовестной конку­
ренции;

(2) актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конку­
ренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах;

(3) в частности, подлежат запрету:

 

• все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать со­
мнения в отношении предприятия, продуктов или промышленной или тор­
говой деятельности конкурента;

• ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельнос­
ти, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышлен­
ную или торговую деятельность конкурента;

• указания или утверждения, использование которых при осуществле­
нии коммерческой деятельности может ввести общественность в заблужде­
ние относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к
применению или количества товаров.

Типовой закон по товарным знакам, фирменным наименованиям и актам недобросовестной конкуренции для развивающихся стран определяет как недобросовестную конкуренцию следующие виды деятельности:

подкуп покупателей конкурентов, направленный на то, чтобы при­влечь их в качестве клиентов;

промышленный или коммерческий шпионаж путем подкупа служащих конкурента или другим путем;

неправомочное использование или раскрытие ноу-хау конкурента;

переманивание служащих конкурента;

ограничительная деловая практика по отношению к конкуренту при заключении лицензионных соглашений на передачу технологии или товарно­го знака с целью противодействия конкуренции в сфере торговли;

бойкотирование торговли другой фирмы для противодействия или не­допущения конкуренции;

демпинг, т.е. продажа своих товаров ниже стоимости с намерением противодействовать конкуренции или подавить ее;

390


создание впечатления, что потребителю предоставляется возможность покупки на необычайно выгодных условиях, когда на самом деле этого нет;

намеренное копирование товаров, услуг, рекламы или других аспектов коммерческой деятельности конкурента;

поощрение нарушений контрактов, заключенных конкурентами;

выпуск рекламы, в которой проводится сравнение с товарами или ус­лугами конкурентов;

нарушение правовых положений, не имеющих прямого отношения к конкуренции, когда такое нарушение позволяет добиться неоправданного преимущества перед конкурентами.

Распространенным примером нарушения принципов честной конку­ренции является использование известных товарных знаков на поддельных товарах. В соответствии с законодательством большинства стран мира по­добные действия преследуются по закону.

Законодательство о недобросовестной конкуренции предназначено для обеспечения соблюдения честных правил в условиях свободной конкурен­ции. Свободная конкуренция обеспечивается антимонопольным законода­тельством. В некоторых странах существуют законы о добросовестной кон­куренции, которые обеспечивают механизм принятия защитных мер не только в случае нарушения прав на патенты или товарные знаки, но и при наруше­нии коммерческих секретов и секретов производства, недобросовестной рек­ламы. В соответствии со ст. lObis (2) Парижской конвенции недобросове­стной конкуренцией считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. Распространенным вариантом недобросовестной конкуренции является случай, когда недобро­совестный предприниматель стремится добиться успеха в конкуренции, опи­раясь не на свои достижения в повышении качества продукта (или услуги) и в понижении его цены, а неправомерно используя результаты труда других или воздействуя на потребителя путем простановки фальшивых обозначений или вводящими в заблуждение заявлениями.

Наиболее современные законы о недобросовестной конкуренции, на­пример, закон Швейцарии от 1986 г. или закон Испании от 1991 г., обеспе­чивают решение одновременно трех задач: зашиты частного предпринимате­ля, защиты потребителя и защиты интересов общества в целом.

В рамках В ТО вопросы регулирования международной конкуренции оп­ределяются положениями Соглашения ГАТТ-1994 и конкретно антидемпинго­вого кодекса и Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам. В них содержатся меры защиты от несправедливой деловой практики и содействия справедливой конкуренции.

Демпинговая практика предполагает продажу значительных по объему партий товаров по ценам, существенно более низким, чем при обычных ком­мерческих операциях на внутреннем рынке или в стране происхождения то­вара. Для противодействия демпингу, как средству искусственного повыше­ния конкурентоспособности и захвата преимущественных позиций на рынке

391


по отношению к конкурентам, применяются антидемпинговые пошлины Антидемпинговые пошлины — это дополнительные пошлины, взимаемые с импортируемых товаров, в отношении которых установлено, что они прода­ются на экспорт по цене ниже их цены на внутреннем рынке страны экспор­тера. В последние 15—20 лет эти пошлины стали широко использоваться как один из методов конкурентной борьбы на мировом рынке. Законодатель­ство США, ЕС и ряда других стран было пересмотрено в сторону включения более жестких норм, разрешавших использование антидемпинговых мер.

Антидемпинговый кодекс в рамках ГАТТ был принят в 1979 г. Его офи­циальное название — Соглашение о применении Статьи VI ГАТТ. В новом модифицированном тексте Антидемпингового кодекса, принятого в ходе «Уругвайского раунда», как Соглашение о применении Статьи VI ГАТТ-1994 ряд положений приведены в соответствие с действующим антидемпинговым законодательством США и ЕС; в нем содержатся более детальные нормы регулирующие процедуру установления демпинга, расследования ущерба, при­чиненного демпингом, и правила расчета антидемпинговой пошлины.

Статья VI ГАТТ определяет демпинг как торговую операцию, «состоя­щую в том, что товары одной страны поступают в другую по цене ниже нормальной стоимости товаров». В случае продажи товаров на экспорт по цене ниже нормальной правила ГАТТ разрешают применять антидемпинго­вую пошлину, численно равную разнице между нормальной и фактической экспортной ценой. Обложение импортных товаров этой пошлиной может производиться только в том случае, если демпинг наносит материальный ущерб промышленности импортирующей страны или создает угрозу такого ущерба и является причиной ущерба. Соглашение о применении Статьи VI ГАТТ (Антидемпинговый кодекс) конкретизировало методику определения факта демпинга, правовые мотивы, дающие возможность использовать ан­тидемпинговую пошлину, установило критерии, которые должны с этой це­лью применяться.

Соглашение о применении Статьи VI ГАТТ (Антидемпинговый кодекс) определяет демпинг как операцию, при которой товары одной страны посту­пают в торговлю другой страны по цене, «меньшей их нормальной стоимос­ти»., и говорит, что демпинг имеет место в том случае, «если экспортная цена продукта, экспортируемого из одной страны в другую меньше сравни­мой цены... подобного продукта, предназначенного для потребления в экс­портирующей стране». Соглашение устанавливает, что антидемпинговая пошлина может быть наложена только после установления факта демпинга и определения того, что демпинг причиняет ущерб национальному производ­ству в импортирующей стране. Статьи II и III Соглашения устанавливают критерии, которые должны в этих случаях применяться. Статья VIII опреде­ляет, что размер антидемпинговой пошлины не должен превышать разницу между демпинговой и нормальной ценами (масштаб демпинга). Новый ан­тидемпинговый кодекс включил положения, касающиеся определения ушер-ба, в методику установления антидемпинговых пошлин. Кроме того, в ко-


деке вошли положения, отражающие интересы развивающихся стран. Одно з них требует учета особенностей ценообразования в развивающихся стра­нах при определении факта демпинга и в этой связи подчеркивает, что слу­чай, когда экспортная цена развивающейся страны ниже ее внутренней цены, не всегда влечет за собой автоматическое обвинение в демпинге. В этом случае экспортная цена развивающейся страны должна сопоставляться с из­держками производства в стране производства товаров.

Антидемпинговый кодекс ГАТТ в редакции 1994 г. содержит более яс­ные и четкие положения, затрудняющие произвольное применение анти­демпинговых процедур. Усилено положение, требующее от импортирующей страны при проведении антидемпингового расследования установления чет­кой причинной взаимосвязи между демпинговым ввозом и ущербом для на­ционального производства. Термин «национальное производство» в новой редакции Соглашения включает всех национальных производителей, а не от­дельные крупные компании, доля которых в производстве должна быть не ниже 50%. Соглашение устанавливает минимальный размер импорта товара по демпинговым ценам и минимальный разрыв в ценах, ниже которого ан­тидемпинговое расследование не должно производиться.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных